Итоговый проект как способ

«Проект, как метод итоговой аттестации выпускников»

ПРОЕКТ, КАК МЕТОД ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.

В Концепции модернизации общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах. Переход общеобразовательной школы к единому государственному экзамену требует специальной подготовки учащихся, и несомненно, начинать такую подготовку следует ещё в основной школе.

Обучение при компетентностном подходе предполагает организацию учебной деятельности с установкой на формирование общей системы личностно-ориентированного образования, и на пути достижения этой цели залогом успеха может являться дифференцированный подход не только к обучению, но и к формам итоговой аттестации, во всяком случае, в основной школе.

Одна из перспективных форм итоговой аттестации учащихся — метод проекта, являющийся базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированый подход к образованию.

Целью работы по внедрению метода проекта является формирование созидательной личности учащегося, способной к творческой, исследовательской и научной деятельности, свободно владеющей различными технологиями и имеющей навыки к самоопределению и саморазвитию. Разработаны положение о проектной деятельности, в котором отражены основные направления, требования к использованию метода, типы проектной деятельности, основные этапы работы над проектом и его структура, требования к защите проекта и критерии оценки. Они перед вами, в презентации. Как правило, по виду деятельности это исследовательские и практико-ориентированные (прикладные) проекты. Перед вами представлены продукты двух итоговых проектов выпускников основной школы. Это практико-ориентированные(прикладные) : картины Восстание декабристов 14 декабря 1825года , проект «Героизм декабристов –путь к патриотизму» и Бизнес – план «Производство мебели из паллет».

Данная форма итоговой аттестации предполагает не только проверку приобретенных знаний, умений и навыков, но и решение следующих задач:

— формирование навыков самостоятельной, мыслительной и творческой деятельности;

-интеграция проектной, образовательно-воспитательной и творческой деятельности;

-усиление степени погружения учащихся в отдельные модули учебных курсов по их выбору;

-повышение учебной мотивации;

-развитие умения опираться на знания, приобретенные ранее и применения их на практике;

-углубление и расширение знаний по профильным дисциплинам;

-определение профессиональной ориентации;

-формирование у учащихся навыков исследовательского труда;

-формирование умения работать самостоятельно с различными источниками информации, анализировать и систематизировать полученную информацию;

-развитие умения анализировать результаты деятельности, определяя её оптимальность и эффективность, также оценивать себя в процессе деятельности.

Подготовка учащихся к данному виду итоговой аттестации имеет ряд особенностей. Для достижения высшего балла при оценивании проекта определяющим является осуществление систематической поэтапной работы над проектом, которая подразумевает тесное сотрудничество руководителя и ученика на протяжении всего учебного года. Каждый этап требует формирования определённых навыков и совместного решения конкретных задач.

1этап. Выбор темы. «Погружение» в проект.

Наиболее трудный и важный этап. Руководителю и ученику предстоит выбрать тему проекта, продумать возможные варианты постановки проблем и пути их решения. Тема должна быть актуальной, интересной для руководителя и исполнителя. Формулируются цели и задачи, гипотеза проекта. Следует отметить, что в ходе работы над проектом как цели, так и задачи проекта могут быть скорректированы, в связи с нахождением интересной информации или получением результатов исследования. Определяется структура проекта, основные тематические направления, график работы над проектом, сроки выполнения теоретической и практической части.

Читайте также:  Математик который нашел способ поиска простых чисел

2 этап. Поиск информации, материалов по теме проекта.

Исходя из направления, заданного темой проекта, учащиеся подбирают информацию. Этот этап очень важен, так как именно в этот период они учатся работать с информацией: читают книги, обращаются к учебникам, справочной и специальной литературе, ведут поиск материалов в Интернете, подбирают иллюстрации.

3 этап. Выполнение практической части проекта.

Предметы естественнонаучного цикла дают прекрасную возможность для создания проектов с ярко выраженной прикладной направленностью. На этом этапе проводится изготовление специальных установок, наглядных пособий, выполнение экспериментов и съёмка видеосюжетов, которые могут быть использованы при последующей презентации проекта.

4 этап. Реализация проекта при помощи информационных технологий.

Используя информационные технологии, учащиеся создают электронный реферат и компьютерную презентацию проекта для его защиты.

На всех этапах работы руководитель проводит индивидуальные и групповые консультации по выбору оптимального варианта выполнения проекта и его оформления, осуществляет помощь в подборе индивидуального стиля проекта, регулярные консультации по содержанию проектов, оказывает необходимую помощь в систематизации и обобщении материалов, проведении практической части проекта.

5 этап. Презентация и защита проекта.

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов, дает навыки публичного выступления, умение вести дискуссию по данной теме. Как показывает опыт, учащиеся школы, освоившие метод проектов на этапе итоговой школьной аттестации, с успехом представляют свои проекты на различных конкурсах.

Несомненно, такая форма итоговой аттестации является эффективной для достижения поставленных целей современной системы обучения. Однако, не все учащиеся способны в полной мере выполнить проектную работу в соответствии с предъявляемыми требованиями по данному типу деятельности. Таким ученикам представляется возможность пройти итоговую аттестацию в более традиционных формах.

Источник

Итоговый проект в 9-х и 11-х классах (методические рекомендации)
методическая разработка

Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.

Скачать:

Вложение Размер
itogovyy_proekt_v_9_i_11_klassah_metodicheskie_rekomendatsii.doc 172 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговый проект в 9 и 11 классах: требования к содержанию и оформлению

Проектная деятельность активно вошла не только в школьное образование, но и в повседневную жизнь каждого человека. Что же такое проект? Вообще «проект» имеет несколько определений. Например, временное предприятие, направленное на создание уникальных продуктов или результатов. Ключевое слово «временное», то есть у проекта есть начало и конец. Некоторые определения говорят о том, что проект выполняется отдельной группой людей, специально выделенной для этого мероприятия. Какое бы определение вы ни взяли за основу, есть четкие признаки, по которым можно определить, что происходящее – именно проект.

1. Есть конкретная дата начала.

2. Есть конкретная дата конца или конечный результат.

3. Результат проекта уникален. Уникальный не значит абсолютно новый для всех, он может быть уникальным для Вас.

4. Ресурсы ограничены.

Проект — это «пять П»:

ПРОБЛЕМА — ПЛАН — ПОИСК ИНФОРМАЦИИ — ПРОДУКТ — ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Шестое «П» проекта — его ПОРТФОЛИО, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и т.д.

Почему обучающиеся 9 и 11 классов должны писать итоговый проект?

ФГОС ООО предполагает обязательное ведение проектной и исследовательской деятельности в основной школе. В главных нормативных документах (ООП ООО и Положении о системе оценивания планируемых результатов) определены особенности итоговой оценки в 9 и 11 классах:

— оценка за выполнение итоговых контрольных работ по всем учебным предметам;

— оценка за выполнение итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

— оценка за выполнение и защиту индивидуального проекта;

— оценки за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ОГЭ, ЕГЭ).

Именно поэтому каждый выпускник 9 класса обязан написать и защитить итоговый индивидуальный проект.

Какие сроки подготовки и написания проекта определены школой?

Начало II полугодия 8 и 10 классов

Определение направления (естественно-научное, гуманитарное, информационно-математическое)

Сентябрь (1-2 неделя), 9 и 11 классы

Выбор руководителя проектной работы

Ноябрь – 30 марта

Посещение консультаций (1-я с готовым планом проекта)

2 неделя апреля

Защита проекта на итоговой конференции обучающихся 9 и 11 классов.

Требования к содержанию проекта

Индивидуальный итоговый проект – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Типы учебных проектов (по Е.С. Полат)

1) По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные.

 Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

 Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. Данные проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов.

Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внеурочной работой.

 Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для школьного музея, подготовить сборник материалов для решения экзаменационных вопросов и т.д.). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала продукт деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.)

 Творческий проект в наибольшей степени учитывает индивидуальные интересы и способности его исполнителей. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.). Форма представления проекта может быть разнообразной: рисунок, сочинение, карта, буклет, реклама, презентация с использованием информационных программ.

2) По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и надпредметные.

3) По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных — продолжительностью от месяца и более.

4) По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

Важное правило: результатом работы над проектом должен быть конкретный продукт .

Представляют результаты проекта, демонстрируют понимание проблемы, цели и задачи проекта, дают взаимооценку деятельности и её результативности.

Принимает теоретическую часть; оценивает умение выступать, общаться, слушать, обосновывать своё мнение; подводит итог обучения

Основная задача этого этапа — представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Существуют различные формы презентации:

• устное сообщение на круглом столе, семинаре;

• публичная защита проекта;

• презентация веб-сайта и др.

На презентации проекта должен быть представлен не только созданный продукт , но и подготовлен отчет, который содержит описание работы над проектом, постановку цели, самооценку и рефлексию автора проекта.

В рефлексии обучающийся должен отразить информацию о достигнутых целях, а также проанализировать чему научился и что узнал нового в процессе подготовки проекта.

Проекту придается большое значение, т.к. оценивается не только сам продукт, но и отчет автора.

Защита проекта может быть представлен в различных формах – отпечатанный текст, в виде презентации подготовленной в Power Point или устное сообщение.

Защита проекта поможет обучающемуся проанализировать свою работу, а также закрепить такие общеучебные умения и навыки как целеполагание, планирование, рефлексия и т.п. Защита проекта должна отражать основные этапы проектной деятельности: выбор темы и ее значимость для автора проекта, планирование деятельности, описание этапов работы над проектом, самооценка и рефлексия.

Устное сообщение обычно сопровождается иллюстративными материалами:

показом слайдов, рисунков, чертежей, эскизов и т. п.

Преподаватель: может предложить примерный план сообщения:

(назовите своё имя, фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы и роль каждого в ней).

2. Назовите тему проекта.

3. Обоснуйте актуальность выполненной работы.

4. Расскажите, какую цель и ожидаемый результат вы поставили перед собой.

5. Расскажите о путях решения проблемы.

6. Расскажите этапы и описание хода работы.

7. Продемонстрируйте результат работы.

Окончательный вариант выступления можно обсудить с обучающимся накануне выступления, а также ознакомиться с подготовленной компьютерной презентацией.

Для публичной защиты проекта выбирается внеурочное время, подготавливается аудитория, отбирается жюри с привлечением администрации, педагогов, обучающихся, приглашаются все желающие.

Документация проекта обычно представляется жюри заранее для предварительного ознакомления. Процедура защиты включает собственно презентацию проекта (выступления участников ограничивают 7-10 минутами), ответы выступающих на вопросы жюри (вопросы слушателей). Для подведения итогов может быть использован оценочный лист.

Критерии оценки индивидуального итогового проекта

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Источник

Читайте также:  Способы сварки типы сварочных соединений
Оцените статью
Разные способы