Исторический аспект изучения заикания
Светлана Русакова
Исторический аспект изучения заикания
Заикание, как речевое нарушение, имеет многовековую историю. Но при этом до сих пор нет единой концепции причин и механизмов возникновения. Так же до сих пор нет единого мнения относительного того, что заикание это болезнь или речевое нарушение. Одновременно с этим нет единства понятий «заикания» и «логоневроза». Однако в большенстве исследований эти два понятия общеупотребляемы до степени смешения. И понятие логоневроз используется в большей степени за счёт большего научного характера логоневроза.
Заикание издревле известно, как беатризм в виде непроизвольных судорожных задержек в произношении или непроизвольном повторении единиц речи человека. Фактически заикание это черезмерная деятельность мышц человека, участвующих в вербальной речи человека. Второе название заикания баттаризм, произошло от имени древнегреческого царя Батта, который по сведетельствам Геродота, повторял первый слог каждого произносимого слова. Он отмечал, что речь царя при этом была невнятна и сложна для понимания. Царь Акирии Батт был одним из самых успешных правителей своего времени и современики считали, что он недостатком своей речи скрывает истинные намеривания. Однако Геродот, будучи лично знаком с Баттом отмечал, что недостатки речи причиняли ему глубокие страдания, которые не могли сгладить его успехи в упрвлении государством и в военных завоеваниях [4, с. 302].
Впервые заикание, как нарушение речи с медицинской точки зрения, описал в своих трудах Гипократ. Он, развивая своё учение о причинах болезни, как отсутствие равновесия жидкости, доказывал, что заикание это заболевание мозга, которое возникает от избытка слизи. Данный исследователь помимо заикания,выделяет следующие нарушения речи: потерю голоса и речи, а также косноязычие и невнятную речь. Древнегреческий врач Гипократ считал, что для лечения заикания необходимо совмещать комплексный подход, где совмещено несколько методов [5, с. 60].
Пример успешного лечения заикания Демосфена, описывает писатель поздней античности Плутарх. Так пишет Плутарх, Демосфен тренировал свою речь на берегу моря, для синхронизации произносимых слов с ритмом прибоя, набрая в рот мелкую гальку. То есть Демосфен при лечении своего заикания использовал естественный метроном, терапевтическое воздействие морского воздуха и механическое воздействие простейших инструментов, для тренировки артикуляции и интонации речи. Плутарх так же пишет, что для лечения своего заикания Демосфен использовал специальную дыхательную гимнастику, в том числе для преодоления страха перед выступлениями [7, с. 12].
Древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель впервые связал возникновение заикания с проблемами в развитие органов речи. И при этом Аристотель отрицал проблемы в развитии головного мозга, как причину заикания. Так он писал, что основная причина заикания это короткая уздечка языка или деформация неба, то есть изменения в развитие переферического аппарата речи [2, с. 18].
Соотвественно, уже со времен античности, сформировалось два течения относительно причины заикания. Исследователи первого течения, начало, которому положил Гипократ, считали, что причиной заикания являются поражения головного мозга. Исследователи второго течения, начало, которому положил Аристотель, доказывали, что причиной заикания являются проблемы развития переферических органов речи.
В Средние века проблемой заикания не занимались, по существу лишь в «Каноне Медицины» Ибн Сина Абу Али (Авицена, дает систематические рекомендации по лечению заикания. Этот исследователь впервые выдвинул предположение, что заикание может возникнуть вследствие поражения центральной нервной системы и переферических органов речи. Также Авицена давал рекомендации, что лечение заикания должно происходить множеством методов. К примеру, Авицена рекомендовал начинать речь заикающемуся с вздоха и не спеша [1].
Вплоть до начала XIX века, заикание объяснялось в большей степени аномалиями развития переферических органов. К примеру, в XVIII веке итальянский врач Д. Д. Санторини писал, что заикание возникает вследствие отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Бурное развитие науки в XIX веке, привело к всплеску интереса к заиканию и к его эффективному лечению. Но следует заметить, что систематический подход к изучению отсуствовал. Превалировало, в большей степени, объяснение заикания недостатками и анатомии переферических органов речи.
К примеру, Карл Вильгельм Вутцер считал причиной заикания ненормальное углубление в нижней челюсти, а Эрве-де-Шегуан выявил, что заикание возникает, при неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотном прикреплении языка короткой уздечкой. В этом случае заикание у человека устранялось путем проведения простой хирургической операции.
В это же время Пейдж Робин Арнот – английский физик, В. Шультесс – швейцарский физиолог, связали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов, вследствии судорожного закрытия голосовой щели. Беккерель А. также считал, что причиной заикания являются патологические судорожные движения голосовой щели и быстрый выдох при речи человека.
Ближе к середине ХIХ века французский врач Г. Блюме представил результаты исследования, в соотвествии с которыми любой заикающийся человек после излечения, если не будет придерживаться специальных примёмов речи, может снова столкнуться с данным нарушением речи, которое хотя и может быть представленно в меньшей форме. Также этот исследователь выдвинул теорию, что заикание возникает вследствии того, что мышление человека действует быстрее, чем его речь. Именно для того, чтобы сравнять напряжение речевых мышц, и возникают судороги голосовой щели заикающегося человека [3, с. 105-114].
В XIX веке также успешно развивалось лечение заикавния с помощью специальных упражнений. Система упражнений лечения заикания стала развиваться, когда Вудзен выдвинул теорию о том, что заикание возникает от недостаточности центральных реакций на мышечную систему органов речи. Французский врач Дело впервые выявил, что заикающийся человек, акцентирует свое внимание на недостатках своей речи, и вследствии чего проблема ещё более усугубляется. Также данный исследователь писал, что заикание может возникнуть, как по причине поражения головного мозга и переферического речевого аппарата одновременно. Французский врач Итар выделил, что спазмы голосового аппарата при заикании могут возникнуть из-за разного вида судорог речевых мышц [6, с. 48-57].
Однако Р. Коломбо отметил, что, несмотря на то, что заикание, как правило, не является врожденным пороком развития речи, его течение усугубляется необлагоприятными условиями жизни заикающегося человека, например усталостью к концу дня. Поэтому исследователь и считал, что заикание может возникнуть вследствие жестого воспитания или страданий перенесенных в раннем детстве. Этот исследователь предложил также классификацию видов заикания, в основу которой он положил симптоматику нарушений периферического аппарата, которую ипользуют до сих пор [8, с. 100-108].
Следовательно, с древних времен до настоящего времени, несмотря на успехи в лечении заикания, до сих пор, нет целлостной теории, объясняющей причины возникновения заикания.
Список использованной литературы:
1. Абу Али ибн Сина (Авиценна) Избранные главы – https://www.litmir.me/br/?b=12383&p=1
2. Аристотель. О частях животных. – М. : Изд. Акад. наук, 1937. – 320 с.
3. Визель Т. Г. О природе заикания и его коррекции / Т. Г. Визель. // Специальное образование. – 2018. – № 1 (49). – С. 105-114.
4.Геродот: История / пер. Г. А. Стратановский – М. : Наука 1972. – 600 с.
5. Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. В. И. Руднев. – СПб. : Азбука, 2001.– 348 с.
6. Лохов М. И. Заикание: возможности педагогической коррекции / М. И. Лохов, Л. Я. Миссуловин, Ю. А. Фесенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. –2013. – № 3. – С. 48-57.
7. Плутарх «Сравнительные жизнеописания» пер. В. Алексеев, К. Лампсаков, С. Маркиш. – М. : Азбука. – 352 с.
8. Селиверстов В. И. Неблагоприятные факторы микросреды в нарастании болезненной фиксации на своём дефекте у заикающихся детей и подростков / В. И. Селиверстов, Л. А. Зайцева //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб. научн. тр. – М., 1962. – С. 100-108.
Фотоотчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки-Ленинские» Фото отчет «Поход в исторический музей-заповедник «Горки — Ленинские» Доброго времени суток, уважаемые друзья и коллеги! Вот и пролетел.
Фотоочерк «Военно-исторический музей в Самаре» Полное название — «Военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа». Здание музея расположено в исторической.
Фотоотчет. Экскурсия в исторический музей Экскурсия в Государственный исторический музей Южного Урала. Хочу сегодня пригласить вас на экскурсию в Государственный исторический музей.
Фотоотчет «Экскурсия в военно-исторический музейный комплекс «Линия Сталина» 9 мая – всенародный праздник великой радости и скорби о невернувшихся с войны! Всё дальше и дальше в историю уходят события тех времен.
Городской исторический квест в Севастополе В рамках Крымского военно-исторического фестиваля 12 сентября 2017 года в Севастополе проходил исторический квест, участвовать в котором.
Исторический театр-макет «Петровская акватория» Сегодня мы с подругой решили посетить ещё один интересный музей. Взяли своих внучек и поехали на станцию метро Адмиралтейская. Исторический.
Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.
Источник
История возникновения способов коррекции заикания
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Проблему заикания можно считать одной из самой древней в истории развития учения о расстройствах речи.
В средние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с наполнением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавал Гален, Цельс, Авиценна.
На рубеже 17-18 вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи. Так, например, Санторини считал, что заикание возникает при отверстии в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Другие исследователи связывали заикание с нарушением в функционировании речевых органов: судорожное закрытие голосовой щели (Арнот, Шультесс); чрезмерно быстрый выдох (Беккерель); несогласованность мышления и речи (Блюме); и т.д.
В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И. А. Сикорский 1889; И. К. Хмелевский 1897 и др.) или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, 1838; Г. Д Неткачев, 1909, 1913), как психоз (Гр. Каменка, 1900).
К началу 20 века все многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:
1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарат слоговых координаций). Это четко было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И. А. Кусссмауля, И. А. Сикорского. В дальнейшем они объясняли заикание в свете невротизма.
2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Сторонники теории А. Либманн, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская.
3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонники теории А. Адлер, Шнейдер.
Таки образом, в конце 19 — начале 20 веков все определеннее становится мнение, что заикание — сложное психофизическое расстройство. К 50-60 г. 20 века механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза.
Заикание, как и прочие неврозы, возникает вследствие различных причин, вызывающих перенапряжение процессов возбуждения и торможения и образование патологического условного рефлекса. Заикание — это не симптом и не синдром, а заболевание ЦНС в целом. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обусловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее готовностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области ВНД — речи, что проявляется в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры извращается, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в механизме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта система ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функции.
Стремление русских исследователей рассматривать заикание с позиций Павловского учения находит многочисленных последователей и за рубежом: в Чехии, Болгарии, в Польше, Германии.
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.
Предрасполагающие факторы («почва»):
Невропатическая отягченность родителей: нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции ЦНС.
Невропатические особенности самого заикающегося: ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность.
Наследственная отягченность: заикание, развивающееся на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака. При этом необходимо учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятным воздействием окружающей среды.
Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные-инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.
Физическая ослабленность детей.
Возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется функциональная ассиметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков, чем у девочек, обуславливает более выраженную неустойчивость их нервной системы.
Ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итнрации), имеющее физиологический характер.
Скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими.
Недостаточность положительных и эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком.
Недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
В группе неблагоприятных причин выделяются:
Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалопатическими последствиями
а) травмы (внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга);
б) органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения;
в) истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секркции, обмена, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, ЗПР).
Психические и социальные причины:
а) кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх);
б) длительнодействующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, императивное воспитание, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуациях;
в) неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей;
г) перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы);
д) подражание заикающимся (различают две формы такой речевой индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося),
е) переучивание леворукости.
Речевой центр «Причал»
Речевой центр «Причал» очень эффективно себя зарекомендовывает в лечении заикания уже более 12 лет. Центр находится в городе-курорте Белокуриха, а также работает по авторскому методу (патент №2497555) дистанционно по России и миру. В основе метода лежит становление новой речи, дыхания, артикуляции и голоса, проводится индивидуальная психологическая работа по разрушению рефлексов, и старых привычек.
Процесс занятий построен максимально комфортно и гармонично, что подойдет как взрослым, так и детям от 5 лет. Курс лечения рассчитан на 10 — 12 дней в зависимости от сложности и формы заикания и представляет собой ежедневную работу над речевым аппаратом, ведь в корне проблемы лежит судорожное сокращение мышц речевого аппарата.
Также достоинством является предоставление проживания в курортной зоне с чистым горным воздухом, термальной минеральной водой, атмосферой уюта, спокойствия и умиротворения, что позволяет полностью сосредоточиться на достижении положительного результата и получить правильную, уверенную речь.
Условно выделяют две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи.
1. Физиологические (биологические) симптомы: речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья ребенка.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Длительность их различна: от 0,2 до 90 секунд (в тяжелых случаях).
Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте.
При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» (черта после буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствуюшего звука).
При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений — мышц — клонус: «то-то-тополь».
Т.о. поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат.
В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают дыхательные, голосовые и артикуляционные.
При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания: экспираторная (судорожный выдох), инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием), респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога — получается прерывающийся блеющий («А-а-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а-а-а-а»).
Размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).
Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).
В артикуляционном аппарате выделяют судороги — губные, язычные и мягкого неба. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б,т, д); реже и менее напряженно — щелевых.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечают фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников составляет, по последним данным, 66,7%, среди младших школьников — 43,1%, средних — 14,95% и старших — 13,1%.
В проявлении заикания характерными являются различные нарушения речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица и шеи) и произвольные уловки.
К уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою речь.
Нередко отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость.
2. Социальные (психологические) симптомы.
Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство неполноценности, фиксированность на дефекте. И чем больше фиксируется внимание на дефекте, тем более упорным он становится.
1. Нулевая степень фиксации.
Дети не испытывают ущемленности от осознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации.
Старшие школьники и подростки переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.
3. Выраженная степень болезненной фиксации.
Переживания по поводу своего дефекта выливаются в постоянное тягостное чувство собственной неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму своего дефекта. Чаще это — подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерна болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуацией.
Различают 3 степени заикания:
1) легкая — заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. В этом случае задержки легко преодолеваются, заикающиеся говорят, не стесняясь своего дефекта;
2) средняя — в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются. В эмоциональном состоянии проявляется сильное заикание;
3) тяжелая — заикаются в течение всей речи, постоянно, с сопутствующими движениями.
Типы течения заикания
Выделяют следующие типы течения заикания:
— постоянный тип (заикание, возникнув, проявляется относительно постоянно в различных формах речи, ситуациях);
— волнообразный (заикание то усиливается, то ослабевает, но до конца не исчезает);
— рецидивирующий (исчезнув, заикание появляется вновь, т.е. наступает рецидив, возврат заикания после довольно длительных периодов свободной, без запинок речи).
Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отмечают у заикающихся различные вегетативные нарушения. М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегетативная дистония. Из 100% заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамидальные нарушения. В 100% случаев у них наблюдается мидроз (расширение зрачков), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение.
Практикующие неврологи, работающие с заикающимися, отмечают (по данным неврологического центра «Прогноз»):
1. Сегментарная недостаточность на уровне шейного отдела позвоночника наблюдается у 60% больных (из 100%). Это могла быть кривошея, гипотония мышц верхнеплечевого пояса с ротацией плеч вперед и отстоянием лопаток, защитное напряжение шейно-затылочных мышц, признаки раннего остеохондроза, патология позвоночника.
2. Нарушение стволовых функций было обнаружено у всех без исключения пациентов.
3. Нероортопедическая патология имела место у 50% заикающихся детей, в том числе: нарушение осанки, плоскостопие, патологическая установка стоп.
4. Вегетативная дисфункция была выявлена у 20% больных, в том числе ВСД и слабость вестибулярного аппарата.
5. Нарушение венозного кровотока из полости черепа обнаружилось у 65% детей.
6. Гемодинамические признаки вертебробазилярной недостаточности у 48%.
7. Экстрапирамидальная недостаточность выявлена у 80%.
Распространенность заикания обусловлена возрастом, полом, видом деятельности, местом проживания и другими факторами. Наиболее часто заикание возникает в возрасте лот 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в школу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повышенная, повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания.
Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встречается реже, чем у городских сверстников.
Некоторые ученые отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).
Заикание чаще встречается в развитых странах. В Англии, в США и в России примерно одинаковый процент заикающихся людей. По статистике, в бывшем СССР на 250 млн. жителей было 6 млн. заикающихся. В африканских странах людей с таким заболеванием намного меньше. В Китае — еще меньше (но здесь дело не в развитости, а в другой системе языка).
Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта.
Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста.
Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз.
Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а также появившегося без видимых внешних воздействий исход коррекции менее благоприятен. В этом случае чаще возможен рецидив.
Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. кллонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Следовательно, на них легче воздействовать через 2 сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается данному воздействию.
Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий.
Н. А. Власова считает, что заикание, возникшие в результате инфекции, психической травмы или вследствие подражания, устраняется успешнее. Объясняется это тем, что инфекции в большинстве случаев вызывают лишь функциональные сдвиги, не дают органических изменений ЦНС. При заикании, возникшем в результате психотравмы, имеются лишь единичные факты испуга заикающегося (гудок паровоза, укус или лай собаки и т.п.).
Менее эффективно и успешно устранение заболевания в тех случаях, когда возникло оно вследствие запоздалого развития речи, подражания родителям. По данным того же автора, из детей дошкольного возраста 70% полностью избавляются от недуга, 30% имеют остаточные явления.
По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% — значительное улучшение, в 13% — отсутствие успешности, в 8% — рецидивы.
По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение — в 26,3%, заметное улучшение — в 3,5% случаев.
По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение — у 47,8%, незначительное улучшение — у 12,5%.
Показатели коррекции менее эффективны у школьников.
По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.
По наблюдениям С. С. Ляпидевского и В. И. Селеверстова, в случаях рецидива заикания сложность его проявлений не доходит до исходного состояния, с которого начата коррекционная работа.
При органической основе заикания результаты значительно хуже, нежели чем при функциональной.
На эффективность преодоления заикания влияет разная степень его тяжести, в основе которой лежит разная степень болезненной фиксации больного на своем дефекте. Результаты логопедической работы лучше в случае легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации).
Методы преодоления заикания
Логопедические занятия — только составная часть комплексного лечебно-педагогического воздействия на заикающегося. Необходим комплекс мер: медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия, нормализация микросоциального окружения. При этом имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики.
Подбор методики должен быть строго индивидуальным. Родителям следует осознать, что проводить лечение заикания нужно в определенной системе, форма одноразовой кампании в данном случае неприемлема!
Правила и упражнения в плавной речи
Некоторые исследователи и логопеды-практики считают целесообразным сообщить заикающимся, а затем регулярно повторять с ними правила для упражнения в плавной речи. Предполагается, что по мере прохождения логопедического курса правила речи будут выполняться заикающимися автоматически и способствовать нормализации их речи. Впервые 12 правил для упражнения в плавной речи были разработаны А. Гуцманом и Г. Гуцманом в 1924 году. Но их применение актуально и в наши дни, широко применяется на практике и дает результаты.
1. Говори медленно и спокойно, т.е. выговаривай слог за слогом, слово за словом, предложение за предложением.
2. Всегда уясни себе, что и как ты будешь говорить.
3. Не говори ни слишком громко, ни слишком тихо.
4. При разговоре стой или сиди прямо.
5. Прежде чем начать говорить, быстро и глубоко вдохни ртом.
6. Расходуй дыхание экономно. Во время разговора старайся по возможности задерживать дыхание.
7. Переходи всегда решительно и определенно в положение для произнесения гласных.
8. Направляй выдох не на гласный, а на согласный звук.
9. Никогда не нажимай на согласные; в случае необходимости говори ниже обыкновенного тона и несколько растягивай все гласные.
10. Когда слово начинается с гласного, то начинай его тихо и несколько пониженным тоном.
11. Растягивай долго первые гласные в предложении и связывай все слова предложения между собой, как будто все предложение представляет собой одно многосложное слово.
12. Всегда старайся говорить внятно и благозвучно.
Первые признаки заикания
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) — если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить;
употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
вынужденные остановки в середине слова, фразы;
затруднения перед началом речи.
Знание этих причин должно помочь родителям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:
1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. В виду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим.
2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает нервную систему ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
4. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.
5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания.
6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
8. Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку.
9. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
10. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
11. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
1. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., АПН РСФСР, 1958.
2. L. De Nil and H. G. Bosshardt Studying stuttering from neurological and cognitive information processing perspective. Proceedings of the Third World Congress of Fluency Disorders in Nyborg, Denmark, pp 53 — 59, 2000.
3. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. — Днепропетровск, 1975.
4. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии). Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.
5. Лоуэн А. Радость. — Минск, 1999.
6. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей страдающих заиканием. — В сб. Вопросы патологии голоса и речи, НИИЛОР, М., 1983.
7. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. — М., 1993.
8. Бехтерева Н. П. Здоровый и больной мозг человека. — Л., Наука, 1988.
9. Бехтерева Н. П., Кабарова Д. К., Поздеев В. К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. — Л., Медицина, 1978.
10. Волкова Г. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, Серия: Коррекционная педагогика [338] Издательство: СФЕРА, ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 г.
11. Смирнова Л. Н. «Логопедия при заикании: Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду: Пособие для логопедов, воспитателей и. МОЙ МИР — М., Детская литература.
12. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга».
13. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966. — 96 с.
Источник