История науки как способ познания

Тема 2 Исторические этапы развития методологии научного познания

Сайт: MOODLE — Виртуальная среда обучения КНИТУ (КХТИ)
Курс: Философия науки
Книга: Тема 2 Исторические этапы развития методологии научного познания
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 20 Ноябрь 2021, 10:09

Описание

Исторические этапы развития методологии научного познания (античная, средневековая, классическая наука).

Оглавление

1. Исторические этапы развития методологии научного познания (античная, средневековая, классическая наука).

  1. Проблема происхождения науки.
  2. Наука в Древней Греции. Предпосылки ее возникновения.
  3. Средства познания в Средние века.

4. Методология классической науки.

1.Проблема происхождения науки.

Есть ряд точек зрения по вопросу о происхождении науки.

а) наука – выражение опыта практической и познавательной деятельности вообще. Тогда время рождения науки – первобытность, когда начали накапливаться и передаваться знания (Дж. Бернал «Наука в истории общества»).

б) наука – знание с его обоснованием. Тогда место возникновения науки – Др. Греция (5 в. до н.э.). Так, в Египте и Вавилоне накоплены значительные математические знания, но только греки стали доказывать теоремы.

в) наука — экспериментальная деятельность, опытное знание. Р. Бэкон (13 в.) – Ф. Бэкон (16 в.). Следовательно, наука зародилась в Средние века (П.Дюгем).

г) наука – естествознание, умеющее строить математические модели, сравнивать их с опытным материалом, проводить рассуждения с помощью мысленного эксперимента. Возрождение на новом уровне античной физики + социальный институт (Лондонское Королевское общество – 1662 г., Парижская академия наук -1666 г.) Время возникновения науки – 16-17 вв.

д) наука – совмещение исследовательской деятельности и высшего образования. Возникает профессия «ученый». Время возникновения науки – конец первой трети 19 в.

На мой взгляд, родина науки – Древняя Греция.

2. Наука в Древней Греции.

Предпосылки: а) демократия (разделение умственного и физического труда, свобода слова); б) правовые нормы (софисты, доказательность); в) разделение в познавательном процессе рационального от иррационального.

Результат – появление первого основания науки: рациональной обоснованности, т.е. познание в форме доказательства путем апелляции к реально удостоверяемым причинам. Так построены: медицина Гиппократа, геометрия Евклида, история Геродота.

Важная особенность становления науки в Др. Греции – жесткое разделение знания на теоретическое и прикладное при доминировании первого. Пример: Платон.

В Др. Греции появились благодаря этому следующие формы познавательной деятельности: систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.

Три базовых науки.

А) Математика (геометрия, алгебра) . 2 особенности их развития: а) развернутое текстовое оформление; б) строгое рационально-логическое обоснование. Следствие – появление теорем (Фалес, Пифагор), которые доказывались.

Б) Физика (носила внеэкспериментальный характер)- наука о природе, которая предполагала ее познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Отсюда поиск первоосновы сущего (архэ). У фалеса – вода, Анаксимена – воздух, Анаксимандра – айперон, Пифагор – число, Демокрит – атомы и т.д. Движение от конкретного к абстрактному: поиск монистических основ природы.

В) История (Геродот, Фукидид). Представления о каузальных связях в обществе. Работа с источниками. Отделение (у Фукидида) фактов от мифов.

Недостатки становления науки в Др. Греции: 1) жесткое разделение теоретического и прикладного знания; 2) отрицание возможности взаимодействия физики и математики (Аристотель: математика – наука о неподвижном, физика – подвижном бытии); 3) отсутствовал эксперимент как метод проверки теоретических положений. Хотя отдельные опыты проводились: выяснение размера Земли (Эратосфен); измерение видимого диска Солнца (Архимед); вычисление расстояния от Земли до Луны (Гиппарх, Птолемей).

Выводы: 1) в Др. Греции появляются важные предпосылки развития науки – идеальные модели и система обоснования теоретических положений; 2) оформляются как автономные дисциплины математика, естествознание, история; 3) происходит первичное размежевание науки и философии, в которой образуются следующие разделы – онтология, этика, эстетика, логика.

3. Средства познания в Средние века.

Начинаются формально с 6 в. и продолжаются до 14-15 вв. Главное – диктат церкви (инквизиция). Философия, науки – «служанки богословия» (Ф. Аквинский). В Университетах – доминирование теологии тоже в процессе обучения, схоластика.

Особенности средневекового мировоззрения: 1) универсализм (тяготение к всеобъемлющему познанию); 2) символизм – любая вещь – олицетворение Бога; 3) иерархизм: символы по мере удаления от Бога делились на высшие и низшие (вода «благороднее» земли, воздух – воды); 4) геоцентризм.

Специфика работы ученых: 1) протекала в русле религиозных представлений, в том числе и на природу; 2) не было концепции объективных законов, без которых невозможно естествознание; 3) анализ понятий, а не вещей.

Читайте также:  Способ снижения мочевой кислоты

Препятствовали развитию отдельных отраслей науки. Так, анатомия в Средние века находилась под запретом, что мешало заниматься медициной.

Развивались алхимия с астрологией. Много магии, заклинаний. Отдельные позитивные достижения: 1) правила проведения опытов (алхимический рецепт); 2) наблюдение за планетами и создание моделей планетарных движений (астрология).

См. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

Препятствия на пути развития естествознания:

1.Отсутствовала идея самодостаточности природы, выявления ее законов.

2. Теологически-текстовый характер деятельности.

3.Полумистический характер «опытов» в науке: магия+эксперимент.

4. Отождествление субъективного и объективного.

5. Вера в авторитет. Галилей попросил одного сторонника Аристотеля взглянуть в телескоп, чтобы убедиться в наличии пятен на солнце. Ответ: «Я дважды прочел Аристотеля и ничего не нашел у него о пятнах на Солнце. Пятен нет. Они происходят либо от несовершенства твоих стекол, либо от недостатка твоих глаз».

Итог – опытная наука возникает, начиная с Галилея, т.е. с 16 в.

4. Методология классической науки.

Время возникновения Классической науки – 15-17 вв. Образцы КН — гелиоцентрическая система мира Коперника – Галилея, геометрия Декарта, механика Ньютона (3 закона движения, «Математические начала натуральной философии»).

Причины появления: а) опора на разум (мышление) «Я мыслю, следовательно, существую» Декарта; б) доминирование естественных наук – математика, физика («Книга природы написана на языке математики» — Бэкон); в) экспериментальный метод и его господство (мысленный эксперимент – Галилей); г) поиск законов природы.

Характерные черты классической науки.

А) Финализм – стремление к достижению абсолютно истиной системы знания. Ньютон (абсолютное пространство и время), Дешан «Истина, или истинная система».

Б) имперсональность – рассмотрение знания как объективно сущего, элиминация субъекта как носителя ценностей.

В) наивный реализм – признание зеркального соответствия знаний действительности.

Г) динамизм – установка на понимание окружающего мира как жестко детерминированного, где нет места случайности. Случайность – отражение меры нашего незнания. Лейбниц, Гольбах, Лаплас. Идея всеобщей предсказуемости.

Д) сумматизм – ориентация на сведение сложного к простому. Целое рассматривается как сумма частей.

Е) механицизм – преувеличение возможностей механики как способа миропонимания. Мир и человек рассматривались как машины, механизмы. Пример – Ламетри.

Ж) каузальность – все в мире связано естественными причинами.

З) соединение эмпирической и практической деятельности. Эволюция этого процесса шла 14 веков.

И) гипотетико-дедуктивный метод: логический вывод утверждений из принятых гипотез и последующая их эмпирическая апробация. (Галилей: «пустотная механика», которая базировалась на принципах индукции и мысленного эксперимента). Логика мысленного эксперимента: «если бы совершенно устранить побочные эффекты эмпирического уровня, то …».

Итоги развития классической науки как методологической стратегии.

А) отсутствие абсолютной истинности знания. Декарт: «первое правило для руководства ума» — «подвергай все сомнению».

Б) десакрализация пространственно-временных представлений.

В) демократизация и эффектизация научного поиска: «истина – дочь времени, а не авторитета» (Бэкон).

Г) внедрение в знания понятия числа и величины (метризация и операционализация).

Д) естественные объяснения природы, базирующиеся на признании каузальных связей.

Итог развития классической науки – «последовательная методология эксперимента и математического анализа» (Дж. Бернал).

Источник

История развития научного познания

Всякая наука основана на фактах. Она собирает факты, сопоставляет их и делает выводы — устанавливает законы той области деятельности, которую изучает. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки. Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность – отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV — XVII вв.), когда появляется опытное естествознание. Современное науковедение пока не дает однозначного ответа на этот вопрос, так как рассматривает саму науку в нескольких аспектах.

Согласно основным точкам зрения наука — это совокупность знаний и деятельность по производству этих знаний; форма общественного сознания; социальный институт; непосредственная производительная сила общества; система профессиональной (академической) подготовки и воспроизводства кадров. В зависимости от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки: — наука как система подготовки кадров существует с середины XIX в; — как непосредственная производительная сила — со второй половины XX в; — как социальный институт — в Новое время; — как форма общественного сознания — в Древней Греции; — как знания и деятельность по производству этих знаний — с начала человеческой культуры. Разное время рождения имеют и различные конкретные науки. Так, античность дала миру математику, Новое время — современное естествознание, в XIX в появляется обществознание. Наука — это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться. Но наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации (наличие письменности), которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания – объективных общезначимых истин науки.

Читайте также:  Монтаж осуществляется подрядным способом

Хотя все эти допущения были результатом сильных идеализации реальности, они позволяли абстрагироваться от многих других свойств объектов, несущественных для решения определенного рода задач, а потому были вполне новейшая революция в науке Толчком, началом новейшей революции в естествознании, приведшей к появлению современной науки, был целый ряд ошеломляющих открытий в физике, разрушивших всю картезиансконьютоновскую космологию. Сюда относятся открытие электромагнитных волн Г. Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К. Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж. Томсоном, светового давления П.Н. Лебедевым, введение идеи кванта М. Планком, создание теории относительности А. Эйнштейном, описание процесса радиоактивного распада Э. Резерфордом. В 1913 — 1921 гг. на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н. Бор создает модель атома, разработка которой ведется в соответствии с периодической системой элементов Д.И. Менделеева. Это — первый этап новейшей революции в физике и во всем естествознании. Он сопровождается крушением прежних представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Это привело к кризису физики и всего естествознания, являвшегося симптомом более глубокого кризиса метафизических философских оснований классической науки. Второй этап революции начался в середине 20-х гг. XX века и связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в новой квантово-релятивистской физической картине мира. На исходе третьего десятилетия XX века практически все главнейшие постулаты, ранее выдвинутые наукой, оказались опровергнутыми. В их число входили представления об атомах как твердых, неделимых и раздельных «кирпичиках» материи, о времени и пространстве как независимых абсолютах, о строгой причинной обусловленности всех явлений, о возможности объективного наблюдения природы.

Предшествующие научные представления были оспорены буквально со всех сторон. Ньютоновские твердые атомы, как ныне выяснилось, почти целиком заполнены пустотой. Твердое вещество не является больше важнейшей природной субстанцией. Трехмерное пространство и одномерное время превратились в относительные проявления четырехмерного пространственно-временного континуума. Время течет по-разному для тех, кто движется с разной скоростью. Вблизи тяжелых предметов время замедляется, а при определенных обстоятельствах оно может и совсем остановиться. Законы Евклидовой геометрии более не являются обязательными для природоустройства в масштабах Вселенной. Планеты движутся по своим орбитам не потому, что их притягивает к Солнцу некая сила, действующая на расстоянии, но потому, что само пространство, в котором они движутся, искривлено. Субатомные феномены обнаруживают себя и как частицы, и как волны, демонстрируя свою двойственную природу. Стало невозможным одновременно вычислить местоположение частицы и измерить ее ускорение. Принцип неопределенности в корне подрывал и вытеснял собой старый лапласовский детерминизм.

Научные наблюдения и объяснения не могли двигаться дальше, не затронув природы наблюдаемого объекта. Физический мир, увиденный глазами физика XX века, напоминал столько огромную машину, сколько необъятную мысль. Началом третьего этапа революции были овладение атомной энергией в 40-е годы нашего столетия и последующие исследования, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период наряду с физикой стали лидировать химия, биология и цикл наук о Земле. Следует также отметить, что с середины XX века наука окончательно слилась с техникой, приведя к современной научно-технической революции. Квантово -релятивистская научная картина мира стала первым результатом новейшей революции в естествознании. Другим результатом научной революции стало утверждение неклассического стиля мышления.

Стиль научного мышления — принятый в научной среде способ постановки научных проблем, аргументации, изложения научных результатов, проведения научных дискуссий и т.д. Он регулирует вхождение новых идей в арсенал всеобщего знания, формирует соответствующий тип исследователя. Новейшая революция в науке привела к замене созерцательного стиля мышления деятельностным. Этому стилю свойственны следующие черты:

Читайте также:  Прямой способ котировки означает что

1. Изменилось понимание предмета знания: им стала теперь не реальность в чистом виде, фиксируемая живым созерцанием, а некоторый ее срез, полученный в результате определенных теоретических и эмпирических способов освоения этой реальности.

2. Наука перешла от изучения вещей, которые рассматривались как неизменные и способные вступать в определенные связи, к изучению условий, попадая в которые вещь не просто ведет себя определенным образом, но только в них может быть или не быть чем-то. Поэтому современная научная теория начинается с выявления способов и условий исследования объекта.

3. Зависимость знаний об объекте от средств познания и соответствующей им организации знания определяет особую роль прибора, экспериментальной установки в современном научном познании. Без прибора нередко отсутствует сама возможность выделить предмет науки (теории), так как он выделяется в результате взаимодействия объекта с прибором.

4. Анализ лишь конкретных проявлений сторон и свойств объекта в различное время, в различных ситуациях приводит к объективному «разбросу» конечных результатов исследования. Свойства объекта также зависят от его взаимодействия с прибором. Отсюда вытекает правомерность и равноправие различных видов описания объекта, различных его образов. Если классическая наука имела дело с единым объектом, отображаемым единственно возможным истинным способом, то современная наука имеет дело с множеством проекций этого объекта, но эти проекции не могут претендовать на законченное всестороннее его описание.

5. Отказ от созерцательности и наивной реалистичности установок классической науки привел к усилению математизации современной науки, сращиванию фундаментальных и прикладных исследований, изучению крайне абстрактных, абсолютно неведомых ранее науке типов реальностей — реальностей потенциальных (квантовая механика) и виртуальных (физика высоких энергий), что привело к взаимопроникновению факта и теории, к невозможности отделения эмпирического от теоретического. Современную науку отличает повышение уровня ее абстрактности, утрата наглядности, что является следствием математизации науки, возможности оперирования высокоабстрактными структурами, лишенными наглядных прообразов. Изменились также логические основания науки. Наука стала использовать такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового деятельностного подхода к анализу явлений действительности. С этим связано использование неклассических (неаристотелевских) многозначных логик, ограничения и отказы от использования таких классических логических приемов, как закон исключенного третьего. Наконец, еще одним итогом революции в науке стало развитие биосферного класса наук и новое отношение к феномену жизни. Жизнь перестала казаться случайным явлением во Вселенной, а стала рассматриваться как закономерный результат саморазвития материи, также закономерно приведший к возникновению разума. Науки биосферного класса, к которым относятся почвоведение, биогеохимия, биоценология, биогеография, изучают природные системы, где идет взаимопроникновение живой и неживой природы, то есть происходит взаимосвязь разнокачественных природных явлений. В основе биосферных наук лежит естественноисторическая концепция, идея всеобщей связи в природе. Жизнь и живое понимаются в них как существенный элемент мира, действенно формирующий этот мир, создавший его в нынешнем виде. основные черты современной науки Современная наука — это наука, связанная с квантово-релятивистской картиной мира. Почти по всем своим характеристикам она отличается от классической науки, поэтому современную науку иначе называют неклассической наукой. Как качественно новое состояние науки она имеет свои особенности:

1. Отказ от признания классической механики в качестве ведущей науки, замена ее квантово-релятивистскими теориями привели к разрушени как абсолютно достоверное, но только как относительно истинное, существующее в множестве теорий, содержащих элементы объективно-истинного знания, что разрушает классический идеал точного и строгого (количественно неограниченно детализируемого) знания, обусловливая неточность и нестрогость современной науки.

2. Картина постоянно изменяющейся природы преломляется в новых исследовательских установках: — отказ от изоляции предмета от окружающих воздействий, что было свойственно классической науке; — признание зависимости свойств предмета от конкретной ситуации, в которой он находится; — системно-целостная оценка поведения предмета, которое признается обусловленным как логикой внутреннего изменения, так и формами взаимодействия с другими предметами; — динамизм — переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, открытых систем с обратной связью; — антиэлементаризм — отказ от стремления выделить элементарные составляющие сложных структур, системный анализ динамически действующих открытых неравновесных систем.

3. Развитие биосферного класса наук, а также концепции самоорганизации материи доказывают неслучайность появления Жизни и Разума во Вселенной; это на новом уровне возвращает нас к проблеме цели и смысла Вселенной, говорит о запланированном появлении разума, который полностью проявит себя в будущем.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью
Разные способы