Исторический метод познания в современной науке
Одним из важнейших методов современного научного познания является исторический метод. Что представляет собой этот метод научного познания? Какую эволюцию прошел он в своем развитии? Как он применяется и какие функции выполняет в процессе научного познания? Эти, а также некоторые другие вопросы и рассматриваются в брошюре.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исторический метод познания в современной науке предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Понятие исторического метода
Исторический метод применяется в процессе познания изменяющихся и развивающихся объектов. Познание такого рода объектов — сложный и многосторонний процесс, в ходе которого исследователь осуществляет разнообразные действия. В частности, исследователь делает предметом познания различные стороны и особенности изменяющихся (развивающихся) объектов, решая в связи с этим определенные познавательные задачи.
Для решения различных познавательных задач, возникающих в ходе, познания изменяющихся и развивающихся объектов, исследователь изучает различные объекты и их стороны, делая материалом изучения какое-либо одно или несколько состояний изменяющегося предмета, его развитое или неразвитое состояния, сам процесс изменения и т. д., а также выводит из одних знаний другие знания. Решение различных познавательных задач требует получения различных знаний об изменении и изменяющихся объектах, воспроизведения в знании их различных сторон. В частности, при решении ряда познавательных задач исследователю приходится воспроизводить историю изучаемого предмета. В других же случаях нет необходимости в этом и требуется рассматривать иные его стороны.
Под историческим методом мы понимаем метод решения задач, встающих в ходе познания какого-либо предмета, путем воспроизведения (т. е. путем получения знания о его истории).
Для уяснения сущности исторического метода важно разъяснить, что мы имеем в виду под историей предмета. С этой целью рассмотрим прежде всего некоторые особенности того процесса, который мы называем процессом изменения предмета.
/7/ На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с самыми разнообразными процессами. Наблюдая эти процессы, мы говорим об изменении того или иного человека, об изменении погоды я т. д. Многочисленные науки специально изучают те изменения, которые претерпевают предметы и явления реального мира. В физике анализируют, например, атомные, электронные и нуклонные движения, изменения поля, квантовые флуктуации. В биологии рассматриваются изменения веществ, связанные с жизнедеятельностью организмов, исследуются преобразования, претерпеваемые организмами в индивидуальном развитии и в ходе эволюции видов. Геологи исследуют минералы, процессы образования и разрушения горных пород. Лингвисты изучают трансформации словарного и звукового состава языка, грамматического строя, значения слов. Всевозможные изменения в структуре общества и отдельных составляющих его элементов являются предметом исследования целого ряда общественных наук.
Такой интерес к анализу изменений не случаен. Научное исследование этих процессов имеет громадное практическое значение для управления. Исследование тех процессов, которые происходят в живых организмах, позволяет управлять эволюционным развитием, создавать новые виды растений и животных. Изучение изменений, претерпеваемых химическими веществами в тех или иных условиях, взаимопревращений элементарных частиц и т. п. служит основой практического использования этих процессов.
Однако не всякий человек, и даже не всякий ученый, может однозначно и точно ответить на вопросы о том, что такое изменение и чем оно отличается от других процессов. Допустим, мы рассматриваем такие разнообразные явления, как возникновение новых видов растений животных, превращение веществ в результате химической реакции, смена деталей на станке, обращение планет вокруг Солнца, социальные революции и др. Можно ли эти явления, казалось бы столь различные, объединить в одно понятие «изменения»? И что в таком случае понимается под ним? На эти вопросы дает ответ материалистическая диалектика.
Формулируя понятие изменения, диалектика исходит из того, что изменяется всегда некоторое явление, /8/ некоторый предмет, будь то живой организм, планета, общество, минерал и т. д. [1]
Что значит «предмет изменяется»? Прежде всего это означает, что у него появляются некоторые новые признаки, а ряд ранее присущих ему признаков исчезает. Так, в результате нагревания серы до температуры 112,8°C у нее вместо желтого появляется красновато-бурый цвет, последний, в свою очередь, при температуре 444,5°С сменяется оранжево-желтым. Наука установила, однако, что ничто не возникает из ничего и ничто не исчезает бесследно. Еще античные философы школы Эпикура утверждали, что «на ничего ничто не творится». Лукреций, например, так истолковывает этот принцип:
Если бы из ничего в самом деле являлися вещи,
Всяких пород существа без всяких семян бы рождались:
Так, например, из морей возникали бы люди, из суши —
Рыб чешуйчатых род и пернатые, с неба срывался б
Крупный и мелкий скот, и пород бы диких животных
Разных, неведомо как, появлялись в полях и пустынях.
Претерпевая изменение, предмет не исчезает бесследно. От него всегда нечто остается. Так, азотная кислота под влиянием света претерпевает определенное изменение, постепенно разлагаясь на воду, кислород и двуокись азота. В этом процессе изменения у азотной кислоты исчезают присущие ей физические и химические свойства, разрушаются связи элементов ее структуры, вследствие чего и сама эта кислота, как таковая, исчезает. Вместе с тем некоторые ее элементы сохраняются. В частности, атомы кислорода, водорода и азота, входившие ранее в ее состав, после разложения азотной кислоты не исчезают бесследно, а продолжают существовать, образуя новые вещества: воду, кислород и двуокись азота.
/9/ Вот почему для всякого изменения, как учит диалектика, характерно не только появление нового, новых признаков и исчезновение старого, но и сохранение каких-то сторон, черт, признаков прошлого этапа развития предмета. В этом проявляется та важнейшая особенность изменения, что данный процесс всегда неразрывно связан с относительной устойчивостью изменяющегося предмета.
Нельзя поэтому отождествлять процесс изменения просто с процессом, упускать из виду неразрывную связь данного процесса с сохранением, устойчивостью изменяющегося предмета. На самом деле процесс изменения предмета будет иметь место лишь тогда, когда наряду с исчезновением некоторых сторон данного предмета, появлением у него новых сторон и т. д. этот предмет сохраняет некоторые свои стороны (элементы сторон и т. п.), т. е. в какой-то форме продолжает существовать, сохранять относительную устойчивость.
В результате изменений, происходящих с каким-либо предметом, он либо переходит из одного состояния в другое, либо преобразуется в совершенно иной предмет. Поясним различие этих двух возможных типов изменения, происходящих с каким-либо предметом.
При определенных условиях у изменяющегося предмета могут сохраняться его основные закономерности, элементы структуры, связи, короче — все наиболее существенные стороны предмета, без которых невозможно его существование, как такового. Вместе с тем, Поскольку данный предмет все же изменяется, постольку наряду с. сохранением указанных сторон у него исчезает (появляется, сменяется) ряд несущественных сторон. В этом случае предмет переходит из одного состояния в другое. Такое изменение претерпевает, например, капиталистическое общество, когда домонополистический капитализм преобразуется в империализм. В процессе этого изменения сохраняются основная структура и главные закономерности капиталистического общества, хотя и происходит исчезновение некоторых старых его особенностей и появление новых:
Источник
Исторический метод познания
Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-историческим).
При историческом подходе история объекта воспроизводится в точности, во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.
При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при этом она подвергается определенным логическим преобразованиям: обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и освобождается в то же время от всего случайного, несущественного, наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.
Логико-исторический подход, опирающийся на мощь теоретического мышления, позволяет исследователю достичь логически реконструированного, обобщенного отражения исторического развития изучаемого объекта. А это ведет к получению важных научных результатов.
Исторический метод является универсальным. В какой бы области науки этот метод ни использовался, он всегда имеет своей задачей воспроизведение явления как процесса в развитии, со всеми его общими, особенными, а также неповторимыми, индивидуальными чертами. Важное свойство названного метода – установление исторической последовательности изучаемого процесса развития от одних исторически необходимых стадий к другим, последующим. Одновременно выясняются генетические истоки процесса и сопровождающих его явлений.
Область применения исторического метода, как указывает исследовательница этого вопроса Н.П. Французова, — «определенный «срез» действительности, отличающийся специфическими чертами функционирования объекта как развивающихся систем (существование направленных качественных изменений), а следовательно, требующий применения особых, исторических методов познания».
Историю природы изучают такие науки, как космогония, историческая геология, эволюционная биология, палеонтология. Процессы, которые ими рассматриваются, растянуты на десятки, сотни тысяч и миллионы лет, включая в себя многие качественно различные эпохи и периоды, эволюционные и революционные процессы. В связи с появлением на Земле человека возникло и постепенно усиливалось его влияние на историю природы, приобретшее ныне глобальные масштабы. Только коренные социальные изменения в жизни человечества в сочетании с современной научно-технической революцией способны принципиально изменить направленность воздействия общества на природу и сохранить богатства последней для будущих поколений.
Историю людей изучает широкий спектр исторических дисциплин: археология, отрасли исторической науки, история государства и права, социология, демография и др.
Каждая отдельная историческая дисциплина изучает определенный раздел всеобщей истории со своими специфическими законами, особенностями и чертами.
К истории людей относится и история идей, общественного сознания в его разных формах: история науки и отдельных наук (история естествознания, историография и т.д.) история искусств, религии и атеизма, философии. Объекты познания этих исторических дисциплин также имеют специфические особенности развития и функционирования.
Как видим, наука истории в широком понимании охватывает чрезвычайно большой круг различных объектов, подчиняющихся действию разных законов и обладающих различной природой и структурой. Но всех их объединяет то, что, во-первых, они находятся в состоянии постоянного развития и изменения, а во-вторых, существуют и могут быть изучены только в рамках исторического времени.
Исторические знания по своему генезису относятся к числу древнейших знаний людей. Первые примитивные исторические знания это изустные сведения о жизни первобытного коллектива, о его происхождении, о важных событиях в жизни этого первобытного человеческого коллектива, о таких событиях, как переселение с одного места на другое, о стихийных бедствиях, о столкновениях с другими коллективами, о выдающихся событиях в трудовой деятельности, наконец, о подвигах тех или иных членов коллектива в борьбе с природой или в борьбе с теми внешними группами, которые напали на данный коллектив.
Более высокой ступенью исторического мышления следует считать сведения древнего этноса, древнего фольклора. Какие бы древнейшие из известных нам эпосов мы ни взяли, например древнерусские былины, все они содержат первичные исторические знания.
С появлением письменности эти знания стали фиксироваться и приобрели горазда большую устойчивость при передаче последующими поколениями.
Уже само возникновение исторических знаний – пусть в самой несовершенной форме, при самых примитивных и ненадежных средствах их передачи последующим поколениям — было ответом на практические потребности людей. Функция накопления социального опыта для социальной практики была важнейшей в исторической традиции античности, средневековья, в историографии нового времени. Она сохранилась и поныне, правда, подверглась огромному усложнению. Это усложнение произошло как в силу внутреннего развития истории, так и влияния на нее социальных условий, прогресса естественных, технических наук. Поэтому одной из сложнейших проблем в методе истории, познания систематизация знаний о том или ином объекте, предмете, явлении исследования. История приращения знания о природе и обществе называется историографией.
Слово «историография» происходит от двух древнегреческих слов: «история», что значит «повествование о чем-либо», и «графо», что значит «пишу». Таким образом, буквально историография означает «письменный рассказ о прошедшем». И действительно, историки долгое время назывались историографами.
Но в наше время термин «историография» в смысле «написание истории» почти не употребляется. Под историографией чаще всего понимается совокупность трудов, посвященных каким-либо историческим проблемам или отдельным вопросам. Историографические обзоры и справки стали обычной частью трудов в области истории – от студенческих работ до докторских диссертаций и коллективных обобщающих трудов. Это и понятно: чтобы определить задачи исследования, необходимо обстоятельно выяснить, что уже сделано в науке по этому вопросу, определить достоинства и недостатки предшествующего изучения.
Чтобы правильно оценить состояние проблем в науке нужно не только знать точки зрения, возникшие в ходе ее изучения, но и прежде всего понимать, почему возникали, менялись, боролись между собой различные взгляды как на данную проблему, так и на прошлое в целом.
Историография, как известно, возникла позже превращения исторических знаний в науку – в 20-е – 30-е годы XIX в. Однако по сей день этот термин остается недостаточно определенным, хотя историография имеет свой особый предмет, отличающийся от предмета исторической науки.
Постепенно в историографии стала утверждаться точка зрения Н. Л. Рубинштейна о предмете историографии: «…задача историографии как истории исторической науки – не просто подведение итогов и суммирование накопленных исторических знаний – она изучает рост науки в развитии ее содержания, историю творческого пути в развитии научной мысли»[16].
В историографии важным и сложным вопросом является периодизация исторической науки. Принцип периодизации должен, очевидно, обладать известной разносторонностью, отражать главные стороны развития исторической науки. К ним необходимо отнести: 1) общую концепцию исторического процесса и связанную с ним исследовательскую проблематику; 2) новые приемы исследования; 3) включение новых исторических источников.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что всякая периодизация, конечно, условна, т.к. вытекает не только из особенностей объекта исследования, но из особенностей индивидуального мышления исследователя.
Тем не менее, главные этапы истории науки определяются сменой мировоззренческих принципов познания и осмысления прошлого. Периодизация отвечает на вопросы, что изменилось в методологии изучения истории, как отличаются этапы этого изучения друг от друга. Однако из этого не следует, что возможно с календарной должностью установить границы периодов. Они приблизительны, в широких пределах.
При разработке любой крупной исторической проблемы исследователь неминуемо встречается с громадным разнообразием борющихся мнений, как в прошлом, так и в настоящем. И чтобы разобраться в существе данной проблемы, нужно ясно представить историю ее формирования и развития в науке, видеть, как «данное явление» (проблема), «в истории» (науки) «возникло, какие главные этапы в своем развитии проходило», и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь.
Обычно исследователи применяют следующие принципы историографических изысканий: проблемно-хронологический, хронологический, проблемный, биографический и тематико-хронологический.
Разумеется, в историографическом обзоре, как мы отмечали выше, центральное место занимает анализ концепций различных школ и направлений по изучаемому вопросу, а в анализе концепций все связи и опосредования.
На этой основе возникает сумма историографических выводов о состоянии изучаемой проблемы, выводов, которые, синтезируя опыт науки, сами уже входят в арсенал современного научного исследования проблем.
Источник