Исторические способы образования центральных банков

Тема 1. Происхождение центральных банков и развитие их функций

Цель и задачи темы

Цель изучения данной темы – раскрыть процесс исторического формирования центральных банков, проследить генезис их функций и определить их место в современной экономической системе.

Основные задачи:

  • выявить предпосылки формирования центральных банков в период развития рыночных отношений;
  • показать особенности возникновения центральных банков в европейских и других странах;
  • раскрыть генезис основных функций центральных банков в процессе исторического развития;
  • охарактеризовать современный статус центральных банков;
  • показать возрастание роли центральных банков при переходе к обращению неразменных на золото кредитных денег;
  • определить тенденции изменения роли центральных банков и их места в системе государственного регулирования экономики.

Оглавление

1.1. Социально-экономические предпосылки возникновения центральных банков

Центральный банк является главным звеном банковской системы любого государства. Современные центральные банки сочетают в себе функции банков и органов государственного регулирования экономики, причем содержание данных функций находится в постоянном развитии.

Центральные банки возникли в процессе формирования банковских систем более 300 лет назад. Первоначально под центральным банком подразумевался самый крупный банк, находящийся в центре банковской системы. Постепенно эти крупные банки монополизировали функцию эмиссии банкнот и утвердились в качестве эмиссионных центров национальных кредитных систем. По мере расширения банкнотного обращения они усиливали свое регулирующее воздействие на национальную банковскую систему. Будучи крупнейшими национальными банками, они получали особые полномочия по обслуживанию правительств своих стран, что создавало возможность влиять на их экономическое развитие.

Исторически наблюдалось два пути образования центральных банков: эволюционный и административный. В тех европейских странах, где рыночные отношения возникли сравнительно рано, центральные банки приобрели свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции. В них из множества банков выделялись крупные банки национального масштаба, которые постепенно приобретали черты современных центральных банков.

До ХIХ в. между банками не существовало разделения функций. Одни и те же банки (банкиры) выполняли функции коммерческих и эмиссионных банкиров. Вплоть до ХIХ в. банкноты – векселя банков по предъявлению – могли выпускать многие банки в стране. Эти банкноты в любой момент могли быть предъявлены в банк для обмена на золотые деньги. До тех пор, пока банкноты в денежном обращении занимали относительно небольшое место, а единый национальный рынок с его потребностью в универсальном средстве обмена и платежа не сформировался, необходимости в централизации их эмиссии и в создании эмиссионных банков не возникало. Но в некоторых странах уже тогда один их банков выделялся из общего числа как наиболее крупный и обслуживающий нужды правительства. Однако государство не вмешивалось в работу такого банка, и близость к правительству не делала какой-либо банк центральным.

Идея центрального банка зародилась в период промышленного переворота, когда растущая торговля потребовала удобного и универсального, обращающегося в масштабе всей страны, покупательного и платежного средства. Формирование единого национального рынка сталкивалось с ограничениями «фрагментарного» банкнотного обращения. Возникла необходимость замены банкнотной эмиссии многих коммерческих банков эмиссией одного банка. Децентрализованная эмиссия банкнот не соответствовала потребностям развивавшихся рыночных отношений по следующим причинам. Во-первых, банкноты местных, небольших по размерам и малоизвестных банков не могли пользоваться всеобщим доверием, они могли обращаться только в регионе их деятельности. Во-вторых, децентрализованная эмиссия банкнот не поддавалась контролю и регулированию со стороны государства, что создавало возможность злоупотреблений, связанных с банкнотной эмиссией. В погоне за максимальной прибылью банки выпускали банкноты в объеме, значительно превосходившем запасы имеющегося у них золота, в результате возрастали риски, связанные с разменом банкнот на золото. Зачастую возникали ситуации, когда у мелких и средних банков отсутствовало необходимое количество золотых денег для удовлетворения спроса со стороны владельцев банкнот. Но у крупнейших банков развитых европейских стран, как свидетельствуют данные балансов за 1840-1860-е гг., соотношение наличных (золотых) денег в кассе банка к сумме выпущенных им банкнот время на довольно высоком уровне. Так, самые крупные банки в своих странах имели следующий уровень покрытия выпущенных ими банкнот наличными деньгами: во Франции – 106 %; в Бельгии – 75 %; в Германии – 110 %; в Англии – 91 %. В этот же период данное соотношение у среднего коммерческого банка, например, во Франции было намного ниже – 15 %.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках крупных, пользовавшихся широким доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функции средства обращения, средства платежа и накопления. Такие банки стали называться эмиссионными. Во всех европейских странах роль центрального банка закреплялась постепенно за самым крупнейшим и надежным банком страны, который имел золотой запас, достаточный для обеспечения выпущенных банкнот. Таким образом, центральный банк вырастал из рыночной конкуренции и становился оплотом надежности всей банковской системы.

Правительства государств, издавая законодательные акты, ограничивающие право мелких банков на самостоятельную эмиссию, активно способствовали процессу централизации банкнотной эмиссии. Централизация банкнотной эмиссии в крупнейшем банке страны обеспечивала устойчивость денежного обращения, устраняла причины кризисов, вызванных неспособностью мелких банков обеспечить беспрепятственный размен выпущенных ими банкнот на золото. Не справившись со взятыми на себя обязательствами, мелкие банки становились банкротами, а выпущенные ими банкноты лишались способности к обращению.

Читайте также:  Способы получения хлорид железа

Деятельность первых центральных банков регулировалась актами, принятыми правительствами, но практически все они (за исключением Государственного банка Российской империи) были негосударственными, основывались на частных капиталах. Первый центральный банк был создан в 1668 г. в Швеции (Swedish Riksbank). В 1694 г. был создан Банк Англии (Bank of England). В момент создания ни один из них не предназначался для роли центрального банка. Это были частные банки, которым было поручено мобилизовать капиталы для нужд их правительств. В обмен они получали определенные привилегии. Например, Банк Англии начинал свою деятельность как обычный банк, он выполнял те же функции, что и другие банки. Этот банк был создан в связи с потребностями правительства, которое в тот период в финансовом отношении было слабым.

Для выдачи этого займа несколько лондонских купцов объединились в частный коммерческий банк и в качестве «благодарности» за оказанную правительству услугу получили исключительное право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. Фактически это был первый банк, организованный на акционерных началах (он был создан в форме акционерной компании с ограниченной ответственностью). Выпущенные новым банком банкноты стали авторитетным платежным средством и вошли в платежный оборот страны. В течение полутора веков Банк Англии (Bank of England) выступал в роли главного, центрального банка, опираясь на королевскую хартию 1694 г., в которой были зафиксированы принципы функционирования и управления им. Законодательно данная роль была закреплена за ним лишь в 1844 г. на основании Банковского акта Роберта Пиля. 1 Банк Англии первым выступил в роли «кредитора последней инстанции», предоставив кредит испытывающему серьезные проблемы крупному английскому банку, который активно кредитовал торговлю с Индией и банкротство которого могло подорвать торговые позиции Великобритании. В дальнейшем банковский акт наделил Банк Англии правом давать рекомендации другим банкам и директивы, согласованные с министерством финансов. Кроме того, он получил право требовать от коммерческих банковских учреждений предоставления необходимой информации с целью проверки их деятельности.

На примере Банка Англии хорошо прослеживается последовательность оказания услуг, предоставляемых банком нуждающемуся в финансовых средствах правительству и присвоение частным банком функций главного банка страны – центрального.

Центральные банки других ведущих стран были организованы значительно позднее: Банк Франции – в 1800 г., Банк Нидерландов – в 1814 г., Банк Норвегии – в 1816 г., Национальный Банк Бельгии – в 1850 г., Государственный Банк России – в 1860 г., Рейхсбанк Германии – в 1875 г., Банк Японии – в 1882 г., Банк Италии – в 1893 г., Швейцарский национальный банк – в 1907 г. Во всех европейских странах возникновение центрального банка происходило по одному сценарию: сначала самый надежный банк становился центральным по содержанию своей деятельности, а затем уже за ним государство закрепляло официальный статус самого главного банка страны.

Административный путь образования центральных банков характерен для стран, в которых национальный рынок сформировался позднее, чем в европейских. В этих странах (например, в США и Австралии) центральные банки с самого начала были учреждены как эмиссионные центры. Но в основе их создания также лежали объективные потребности в формировании единого и устойчивого банкнотного обращения.

В США попытка централизовать банкнотную эмиссию была предпринята еще в конце ХVIII в., однако ее успешному осуществлению мешало сопротивление коммерческих банков, которые отвергали идею единого центрального банка. Но повторение серьезных банковских кризисов, которые отметили XIX и начало XX в., и, в особенности, кризис 1907 г., привели к тому, что американские власти были вынуждены признать превосходство структуры, основанной на идее главенствующего – центрального банка. В итоге банкнотная эмиссия в США была централизована только в начале ХХ в. с созданием Федеральных резервных банков (по закону 1913 г.). США являются примером страны, где центральный банк (Федеральная резервная система) является не итогом развития рыночной конкуренции, а представляет собой структуру, образованную силой закона, т. е. административным путем.

Государственно-частный принцип, заложенный в основание функциональной структуры ФРС, стал одним из стержневых принципов системы государственного регулирования экономики США.

Децентрализованное начало ФРС обеспечивалось путем учреждения 12 региональных федеральных банков (по одному в каждом созданном для этого округе). Эти банки в совокупности образовали «коллективный» центральный банк; их капитал принадлежал банкам – членам ФРС данного округа, и они представляли местные интересы при формировании кредитной политики. Централизация же достигалась благодаря головному органу системы – Федеральному резервному управлению (впоследствии – Совету управляющих ФРС) в Вашингтоне.

Внешняя децентрализация структуры центрального банка США – это итог длительного исторического развития банковского сектора в этой стране, сложного переплетения политических и социально-экономических факторов. В последующие годы система претерпела значительную эволюцию, главный результат которой заключался в сужении автономии федеральных банков и укреплении централизующего начала. Внешне, однако, система сохранила черты децентрализованного института и его базовые принципы.

Таким образом, независимо от того, каким путем создавались центральные банки, предпосылками их возникновения стали:

  1. Расширение банкнотного обращения в ответ на потребности развивающейся промышленности и торговли и необходимость централизации банкнотной эмиссии для укрепления доверия к кредитным деньгам и преодоления раздробленности денежной системы.
  2. Необходимость регулирования банкнотной эмиссии в соответствии с потребностями товарно-денежного обращения.
  3. Устойчивый характер потребностей государства в привлечении кредитов для финансирования своих растущих расходов и в других услугах банка.
  4. Необходимость регулирования быстро растущей кредитной системы с целью обеспечения ее стабильного развития.

История многих стран доказывает, что наличие централизующего начала и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками эффективности развития рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносит дополнительный хаос в стихию рынка. С этой точки зрения создание центральных банков с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим открытием, позволившим эффективно обуздать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.

Читайте также:  Способ получения хлорида цинка

К началу ХХ в. почти во всех европейских странах и в некоторых странах Азии и Африки уже имелись центральные банки. В настоящее время центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы.

1.2. Эволюция статуса и полномочий центральных банков

В большинстве развитых стран полномочия центрального банка были закреплены за определенными банками с середины ХIХ – начала ХХ в. В период после второй мировой войны произошло усиление позиций центральных банков в финансовой системе и постепенное превращение их в органы государственного регулирования экономики. На этом этапе власти большинства стран национализировали центральные банки, сохранив в некоторых случаях их акционерный статус. Толчком к национализации центральных банков послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственного регулирования экономики. Так, например, Банк Канады был национализирован в 1938 г., Банк Японии – в 1942 г., Банк Англии и Банк Франции – в 1946 г. В 1946 г. национализацию Банка Англии лейбористское правительство осуществило путем выкупа акций в обмен на 3 % облигации государственного займа по соотношению 1:4.

После Второй мировой войны некоторые вновь созданные центральные банки учреждались сразу как государственные институты, например, Немецкий Федеральный банк (Бундесбанк) – в 1957 г., Резервный Банк Австралии в 1960 г. Немецкий Федеральный банк – это государственное учреждение, относящееся непосредственно к компетенции федерации, его уставный капитал в размере 290 млн немецких марок принадлежит федерации. Штаб-квартира банка находится во Франкфурте-на-Майне.

Процесс распада колониальной системы сопровождался созданием центральных банков в молодых государствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Во всех странах центральные банки имеют некоторые общие черты, составляющие в своей совокупности само понятие «центральный банк». Прежде всего, центральный банк – это эмиссионный банк, который осуществляет эмиссию банкнот. Он выполняет основные банковские операции для всех национальных банков – хранит их свободные резервы, урегулирует расчеты между ними, предоставляет кредиты – и в силу этого становится «банком банков» и центром кредитной системы. Центральный банк имеет тесные связи с правительством, консультирует его, реализует на практике денежно-кредитную политику государства. В большинстве стран центральные банки выступают в роли банкира правительства, т. е. размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют в случае необходимости правительственные нужды.

В современной экономике центральные банки наделены широкими полномочиями по регулированию денежно-кредитной сферы, часто именно они хранят официальные золото-валютные резервы и от имени государства управляют ими.

Однако центральные банки разных стран различным образом решают стоящие перед ними задачи в области контроля эмиссии денег, осуществления денежных расчетов, выполнения роли финансового агента правительства (казначейства), каждый из них использует собственные методы предоставления кредитов национальной банковской системе и т. д. По-разному строятся отношения этих банков с правительством, министерством финансов, весьма разнообразен набор административных и рыночных методов регулирования при проведении кредитной политики, масштабы и формы рефинансирования коммерческих банков.

Капитал центральных банков может находиться в собственности государства, либо принадлежать частным акционерам, либо находиться в смешанной собственности – когда государству принадлежит только часть капитала банка. Сейчас в большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. В отдельных странах его акционерами выступают коммерческие банки и другие финансовые институты. Но независимо от того, принадлежит ли государству капитал центрального банка или нет, между центральным банком и правительством всегда существуют тесные связи, которые сложились с начала его зарождения.

Центральные банки по сравнению с коммерческими стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной: центральный банк занимает в экономике место органа, призванного контролировать и регулировать денежно-кредитную систему, денежную массу. Даже в тех случаях, когда формально центральный банк не принадлежит государству, как, к примеру, Федеральная Резервная Система США, Швейцарский Национальный банк, или когда государство владеет лишь частью капитала (например, 55 % капитала Банка Японии), его действия строго определяются интересами государства.

Практически во всех экономически развитых странах действует несколько законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, а также инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах основная задача центрального банка находит отражение даже в конституции. Обычно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны; он определяет организационно-правовой статус последнего, процедуру назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны. Хотя существует много общих моментов в банковском законодательстве разных стран, можно найти значительные различия в соответствующих правовых актах даже среди государств, находящихся на одном уровне экономического развития. Законы о центральных банках можно дифференцировать по степени регламентации функций центрального банка, по тому, насколько конкретно определены его задачи и находящиеся в его распоряжении инструменты. В качестве примера стран, в законодательстве которых наиболее четко определяется инструментарий центрального банка, можно назвать ФРГ и Австрию.

Читайте также:  Лучевой способ подключения отопления

Ключевыми моментами функционирования центрального банка в экономике страны является степень согласованности его политики с экономической политикой правительства и принципы взаимодействия центрального банка с национальной банковской системой. Политика центрального банка должна лежать в русле проводимой правительством страны политики. В то же время государство не может безгранично влиять на политику и действия центрального банка.

Независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка правительству или нет, центральный банк является юридически самостоятельным лицом. Он распоряжается своим капиталом как собственник, его имущество обособлено от имущества государства. Но степень самостоятельности центральных банков в разных странах разная. В ряде стран центральные банки по закону подотчетны парламенту. Например, В США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России. Считается, что такие банки более самостоятельны. Законодательством этих стран предусмотрена отчетность центрального банка перед парламентом. Так, Федеральная Резервная Система США представляет конгрессу США отчет о своей деятельности 2 раза в год, а центральный банк Германии и Японии направляет отчеты в парламенты своих стран ежегодно. В других странах центральные банки подчинены правительству.

Банковские законодательства отдельных стран различаются по формулировке положения о взаимоотношениях центрального банка с правительством. Так, в законе о Немецком федеральном банке четкое выражение находит положение о независимости центрального банка от правительства. Независимость Центрального банка от исполнительной власти характеризуется такими показателями, как способ назначения и смещения Управляющего Центральным банком; назначение членов его Совета Директоров; определение пределов полномочий Совета Директоров.

1.3. Современное состояние системы центральных банков и тенденции их развития

Деятельность любого центрального банка, как следует из анализа их исторического развития и современного положения в рыночной системе, подчинена следующим основным целям: обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы, ликвидности банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, он выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк банком банков и главным расчетным центром страны. В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золото – валютные резервы. Все это позволяет называть центральный банк банкиром правительства. В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком страны стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которой по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.

В последние годы проблема независимости центрального банка оживленно обсуждается во многих странах, имеющих различный уровень развития и политический режим. В Европе объектом обсуждения стало как положение отдельных центральных банков, так и положение Центрального банка ЕС. В Южной Корее, на Филиппинах, Тайване вопросы о взаимоотношениях между Центральным банком и правительством находятся в центре дискуссий. В ряде стран Латинской Америки (Чили, Аргентина) статус Центрального банка был предметом обсуждения в ходе разработки новых конституций. В Европе предметом пристального изучения стал центральный Банк Новой Зеландии, которому была предоставлена значительная независимость, и теперь он действует на контрактной основе, обязуясь удерживать инфляцию в пределах от 0 до 2 % в год. «Новозеландская модель» рассматривается как образец, которому должны следовать европейские страны.

Сторонники идеи независимости центрального банка исходят из того, что независимый от правительства, «аполитичный» центральный банк может противостоять политическому давлению как со стороны правительства, стремящегося использовать денежно-кредитную политику для собственных, например, выборных целей, осуществления популистских решений или для покрытия бюджетного дефицита, так и со стороны общественных объединений и групп. В качестве конкретного аргумента в пользу более могущественного центрального банка приводится довод, что ослабление инфляционных процессов – главная цель центрального банка. И только свободный от давления краткосрочных целей правительства, а также различных лоббистских групп, независимый Центральный банк может выступить гарантом устойчивости национальной денежной единицы. Независимость центрального банка – необходимое условие его эффективной деятельности по поддержанию денежно-кредитной политики и валютной стабильности.

В 80-е-90-е гг. тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась. В то же время центральный банк не может быть полностью независимым от действий правительства, и, наоборот, экономическая политика государства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее составных элементов с денежно-кредитной политикой. В долгосрочной перспективе политика центрального банка всегда строится в соответствии с экономической политикой государства, ее основными приоритетными направлениями. Поэтому любой центральный банк несет в себе черты и банка, и государственного органа.

Задачи, а также функции центральных банков ряда ведущих стран мира имеют общие закономерности развития во времени, но вместе с тем существуют и национальные особенности, которые не менее важны в процессе определения места центрального банка в экономике страны. Ретроспективный анализ развития центральных банков ведущих стран мира показывает, что на всех этапах смысл их деятельности заключался в посредничестве между государством и экономикой и в регулировании денежного обращения. В современной экономике центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он осуществляет эмиссию денег, обслуживает правительство и проводит государственную денежно-кредитную политику.

Источник

Оцените статью
Разные способы