Исторические развитие способов трансляции научного знания

Аспирант философ

Здесь собраны ответы на экзамен по кандидатскому минимуму

Историческое развитие способов трансляции научных знаний
(от рукописных изданий до современного компьютера).
Компьютеризация науки и ее социальные последствия

Человечество всегда нуждалось в способах передачи знаний и накопленного опыта от поколения к поколению.
Существует два способа передачи знаний:
1. Коммуникация есть передача знания на основе непосредственного общения в рамках единого исторического времени.
2. Трансляция есть передача знаний от поколения к поколению.
Оба способа передачи знаний используют единое средство — язык. Язык — эт знаковая реальность, которая служит средством хранения и передачи информации способом управления человеческой деятельностью.
Язык является исключительно социальным явлением. С помощью языка человек компенсирует недостаточность биологического кодирования. На основе биологического кодирования или генов невозможно передать социально обусловленные знания, ценности, опыт. Люди используют небиологическое средство, которое воспроизводит их социальную природу. Язык — это своеобразный социальный ген. В языке закодирована социальная информация; с помощью этого кода информация передается от человека к человеку и от поколения к поколению.
Виды языка:
1. Невербальный — язык тела (жесты, мимика, визуальный контакт и т.д.).
2. Вербальный — речевой язык (устная речь, слушание, письмо, чтение).
Самые древние виды речевого языка — это говорение и слушание. Письменный язык и чтение появились на довольно позднем этапе развития общества. Первый алфавит был создан лишь на этапе возникновения земледелия.
Сущностная особенность языка человека заключается в том, что он является не только средством общения, но и средством обобщения. У человека, в отличие от животных, в процессе эволюции появляется словесно-логическое мышление. Это мышление, построенное на основе операций со словами, терминами, понятиями, которые замещают в мышлении реальные вещи, явления и процессы. Человек в мышлении оперирует не вещами, а понятиями.
Словесные знаки выполняют две функции:
1. Функция обозначения. Слово фиксирует предмет (((это стол», ((это автомобиль» и т.д.).
2. Операциональная функция. С помощью слов, понятий человек формулирует мысли (((Барометр показывает высокое атмосферное давление, значит, будет ясная погода»).
На процесс трансляции научного знания сильное воздействие оказали следующие великие изобретения:
1. Появление письменности (около пяти тыс. лет назад)
2. Изобретение книгопечатания (ХУ в.)
3. Появление компьютеров (ХХ в.)
Компьютерный век вносит принципиальные изменения в механизм трансляции знания. В докомпьютерный век знания передавались в основном от учителя к ученику. Ключевой фигурой являлся учитель, наставник, большое значение имел принцип ((делай как я». Именно учитель упорядочивал многообразие знаний и передавал их ученику.
Преимуществом компьютерных технологий является возможность операций с огромным объемом информации, а также большая скорость трансляции и обработки информации. В результате возрастает интеллектуальный уровень людей, внедряется дистанционная система обучения и т.д.
В то же время, компьютерным технологиям свойственна безличность, анонимность; использование этих технологий может способствовать нарушению традиционных моральных ценностей.

Источник

Историческое развитие способов трансляции научных знаний.

Исторически существует несколько способов трансляции научных знаний:

-Вербальный –Письменность –фонологизм –иероглифика –Чтение-Тиражирование книг как средство массового образования-Современные информационные технологии.Вербальная (речевая) коммуникация — речевое общение или передача сообщения при помощи языка. Вербальный язык в науке должен быть нейтрален, отшлифован, лишен индивидуальности, обеспечивать точное отражение бытия.Письменность — это форма фиксации выраженного в языке содержания. Обеспечивает связь прошлого с настоящим и будущим. Выделяют два типа письменности — фонологизм и иероглифика — Чтение — обратная сторона письменности — совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации «здесь-и-сейчас» взаимодействия. Рев-ую роль в средствах коммуникации имело место становление массового образования, а т.ж. развитие технических возможности тиражирования книг (печатный станок И. Гуттенберга в ХV в., первопечатник Иван Федоров XVI в.).Современные информационные технологии. В современный период информационные технологии оказывают существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Теперь эти технологии обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания от поколения к поколению. Синхронный способ (коммуникация) указывает на оперативное адресное общение, возможность согласования деятельности индивидов в процессе их совместного существования и взаимодействия. Диахронный способ (трансляция) — на растянутую во времени передачу наличной информации, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. Историческое развитие способов трансляции научных знаний.В ходе истор-го развития науки существенно изменяются и способы трансляции научных знаний. Первоначально научные знания транслировались на любом подходящем для этого материале-носителе — папирусе, камне, глиняных табличках и т.п. Изобретение бумаги как более подходящего носителя для передачи и хранении информации привело к созданию рукописных книг.

Читайте также:  Хорошие способы для изучения английского языка

Методы научного исследования и их классификация

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

— методы эмпирического исследования;

— методы теоретического познания;

— общелогические методы и приемы исследования.

I. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

Эксперимент – Сравнение — Описание — Измерение —

2. МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания.

2. Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.

3. Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного познания,

сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному — метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» — одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату — целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Анализ — 2. Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). 3. Обобщение — 4. Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.). 5. Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному. 6. Аналогия (соответствие, сходство) 7. Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте —8. Системный подход—9. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры – 10.Beроятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

22. Философские идеи как эвристика научного поиска.

Понятие «философские основания науки» – одно из центральных понятий современной философии науки, обозначающее совокупность философских идей, посредством которых обосновываются фундаментальные онтологические, гносеологические и методологические принципы научного познания.

Ф.О.Н. выполняют две основные функции:

– во-первых, являются средством адаптации научных знаний к более широкому социокультурному контексту;

– во-вторых, определяют эвристические программы научного познания, ориентируя ученых на новые формы связи между субъектом и объектом, и, соответственно, на открытие новых структур и законов бытия. Степин выделяет три основных исторических типа Ф.О.Н., соотносимых с этапами:

1) классического естествознания (17 — конец 19 в.), признающего суверенность разума в постижении абсолютной объективной истины.

2) формирования неклассического естествознания (конец 19 – первая половина 20 в.), обосновавшего принципы релятивизма и дополнительности, связанных с отказом от классического онтологизма и осознанием зависимости научных фактов от конкретных ситуаций и методов их получения.

3) неклассического естествознания современного типа, актуализировавшего роль субъекта, социально-исторические и психологические характеристики которого определяют соответствующие структурно-функциональные и динамические особенности познаваемого объекта.

Переход от одной структуры философских оснований к другой означает пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является глобальной научной революцией.философия в целом обладает определенной избыточностью содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При решении философией мировоззренческих проблем вырабатываются не только те наиболее общие идеи, принципы и категориальные смыслы, которые являются предпосылкой освоения объектов на современной ей стадии развития науки, но и формируются категориальные схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания.

Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и наука.Двойная функция философских оснований науки — быть эвристикой научного поиска и средством адаптации научных знаний к господствующим в культуре мировоззренческим установкам — ставит их в прямую зависимость от более общей ситуации функционирования философии в культуре той или иной исторической эпохи.Однако для науки важно не только существование в сфере философского знания соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.Разумеется, сами по себе эвристический и прогностический потенциалы философии не снимают проблемы практического применения в науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в рамках которых выработанные философией категориальные структуры адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с особой конкретизацией категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки. Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического анализа науки.

Читайте также:  Жидкие обои для стен способы нанесения

23. Становление развитой научной теории.Научная теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.Обозначим основные черты научной теории:1. Научная теория — это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. 2. Теорию в качестве важнейшего ее признака характеризует объяснение известной совокупности фактов, а не простое их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.3. Теория должна обладать прогностической силой, предсказывать течение процессов.4. В развитой теории все ее главные положения должны быть объединены общим началом, основанием.5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.Что же касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальныйаппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.Также есть вспомогательные основания теории то, что служит для построения, обоснования теории, решения ее прикладных и теоретических проблем. Среди них выделяются несколько групп.1. Семиотические основания — правила построения языка теории и теории в этом языке. Часть научных теории использует естественный язык (то есть язык, на котором мы говорим), вводя некоторые ограничения (например, запрещение многозначности терминов). 2. Методологические основания — методы которыми пользуется данная наука. Они могут привлекаться из других теории наук, философии.3. Логические основания — те правила и законы логики, по которым из исходных терминов и предложении теории получаются производные при сохранении определенного изначального семиотического значения предложении.

4. Прототеоретические основания — те теории, которые используются в качестве основании данной теории. Например, для физики это математика для философии естествознания все частные естественные науки и т. д.5. Философские основания — категории и принципы философии, используемые для построения, обоснования теории и решения ее проблем.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 828 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

12.5. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера)

Человеческое общество нуждается в способах передачи опыта и знания. Синхронный способ указывает на оперативное адресное об­щение, на возможность согласования деятельности индивидов в про­цессе их одновременного совместного существования и взаимодей­ствия. Диахронный аспект — на передачу наличной суммы информа­ции, «суммы знаний и обстоятельств» от поколения к поколению. За первым типом общения закрепилось название коммуникация, за вто­рым — трансляция.

Различие между коммуникацией и трансляцией весьма существен­но. Основной режим коммуникации — обратная связь, т. е. коррек­ция программ, известных двум сторонам общения. Основной режим трансляции — передача программ, известных одной стороне общения и неизвестных другой. Оба типа общения используют язык как основ­ную, всегда сопутствующую социальности, знаковую реальность. Зна­ние в традиционном смысле связано с трансляцией.

Язык как знаковая реальность или система знаков служит специ­фическим средством хранения, передачи информации, а также сред­ством управления человеческим поведением. Письмо (письменность) является чрезвычайно значимым способом трансляции знаний и выс­тупает как форма фиксации выражаемого в языке содержания. Пись­менность позволила связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, делать его надвременным. Письменность является важ­ной характеристикой состояния общества.

Читайте также:  Интересные способы знакомства с учениками

Различают два типа письменности: фонологизм и иероглифику. Они сопровождают культуры разного типа. Обратной стороной пись­менности является чтение, которое выступает особым типом трансля­ционной практики. Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических возможностей тира­жирования книг (печатный станок И. Гутенберга в XV в.).

Процесс трансляции знаний объединяет объект-язык и субъект-язык. Оперирование с объект-языком, хранящимся в книгах, памяти компьютеров и прочих материальных формах, позволяет оперировать с информацией в «чистом виде» без примеси впечатлений интерпрета­тора и издержек речевых преобразований. Объект-язык понимается как часть социальной знаковой деятельности, существующей незави­симо от индивида и втягиваемой в сферу индивидуальной речевой де­ятельности. Субъект-язык есть непосредственная личностная оболоч­ка мысли, представляющая собой своеобразную речеоперативную мо­дель ситуации, это индивидуальный, субъективный перевод объект-языка. Он совершается в актах речи, в системе высказываний. Возни­кает трехчленная формула: объект-язык — речевая деятельность/пись­менность — субъект-язык.

Для трансляции знания важны методы формализации и интер­претации. Первые связаны с задачей контролировать всякий возмож­ный язык. Вторые — с претензией заставить язык расширить свое смыс­ловое поле. Трансляция научного знания предъявляет к языку требо­вание быть нейтральным и точным отражением бытия.

Современный процесс трансляции научных знаний и освоения че­ловеком достижений культуры распадается на три типа: личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный. По личностно-именным правилам человек приобщается к социальной де­ятельности через вечное имя — различитель. Например, быть мате­рью, отцом, сыном, дочерью, старейшиной рода, Папой Римским — эти имена заставляют индивида жестко следовать программам дан­ных социальных ролей и транслировать накопленное в обществе зна­ние. Человек отождествляет себя с предшествующими носителями данного имени и целиком растворяется в тех функциях и обязаннос­тях, которые передаются ему с именем.

Профессионально-именные правила включают человека в соци­альную деятельность по профессиональной составляющей, которую он осваивает, подражая деятельности старших: учитель, ученик, врач, военачальник, прислуга и т.п.

Универсально-понятийный тип обеспечивает вхождение в жизнь и социальную деятельность по универсальной «гражданской» состав­ляющей. Опираясь на универсально-понятийный тип, человек дает возможность выхода своим личностным качествам. Здесь он может выступать от имени любой профессии или любого личного имени.

С точки зрения исторического возраста личностно-именной ти# трансляции — наиболее древний. Профессиональный тип мышления представляет собой традиционный тип культуры, более распростра­ненный на Востоке и поддерживаемый такой структурой, как касто­вость. Универсально-понятийный способ освоения культуры — наи­более молодой, он характерен в основном для европейского типа мыш­ления.

Процесс трансляции научного знания опирается на технологии ком­муникации, которые могут проявиться как монолог, диалог, поли­лог. Следует отметить, что способы трансляции научного знания свя­заны с типом общественной системы, иногда прибегающей к услугам цензуры. Трансляция научного знания в традиционном смысле отво­дила огромное место фигуре учителя, преподавателя, который пере­давал суть знания своим ученикам. Большое значение имел принцип передачи знания по типу «делай как я». Рассматривались отношения «учитель — текст — реципиент (обучающийся)». Учитель нес на себе институциональную нагрузку, т.е. систему образцов-эталонов, упо­рядочивающих многообразие знания. Ученик должен схватывать и выявлять смыслы, «распредмечивать» содержание и запускать меха­низм автокоммуникации, т. е. применения знаний к собственным дей­ствиям.

В современный период информационные технологии оказывают свое существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в ин­формационный ресурс общества, обеспечивают его хранение и пере­дачу. К преимуществам информационных технологий относят огром­ный объем информации и большую скорость ее трансляции и обра­ботки. Следствием интенсификации информационных технологий является повышение уровня развития и образованности людей, уве­личение степени интеллектуализации общества. Появляются все бо­лее совершенные версии компьютеров, прикладных программ. Воз­никла система дистантного обучения, предполагающая обучение при помощи компьютерных заданий в мировой сети Интернет. Свою при­влекательность обнаруживает проблема создания искусственного ин­теллекта и сверхинтеллекта. Человек оказывается перед лицом новой реальности, предлагающей ему виртуальные способы взаимодействия.

Вместе с тем обилие информации и различных ее оценочных трак­товок усложняет формирование единой научной картины мира. Ком­пьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, игровая компьютерная промышленность прививает прагматизм, раз­рушает общезначимые моральные ценности. Если трансляция науч­ного знания ранее проходила в рамках цензуры и контролируемости, должна была отвечать соответствующим критериям, формировать ус­тановки поведения, то массовое использование Интернета размывает строгие границы в стратегии обучения, многообразие информации раз­личного рода затрудняет отбор и трансляцию значимого знания.

Источник

Оцените статью
Разные способы