Историческая карикатура как способ исторической ситуации

Карикатура на уроках истории

Дата публикации: 18.05.2020 2020-05-18

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Обоимова, Р. В. Карикатура на уроках истории / Р. В. Обоимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 594-596. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70133/ (дата обращения: 19.11.2021).

Учеными доказано, что человек запоминает более 80 процентов информации визуально. В современном обществе большой поток информации представляется в наглядном виде. Это реклама, которая проникла не только в телевидение, но и в социальные сети. На улице навязчиво представлены рекламные билборды, штендеры, растяжки, видеопиллары, тумбы. На глухих стенах дома стали возникать медиафасады. Они настолько зрелищны и заметны, что не обратить на них внимание, просто невозможно. Людям проще запомнить яркие картины. Организация работы с визуальными ресурсами в преподавании истории является важной составляющей современного образования.

Одним из способов привлечь внимания ребенка является применение наглядности на уроках. Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Но чтобы ученик запомнил информацию, педагог должен учитывать возрастные особенности ребенка. Средства наглядности возможно применять на различных этапах урока. Видимость обогащает образное мышление обучающихся, заставляет их мыслить творчески, обеспечивает силу знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние.

Одним из средства наглядности является карикатура. Для нее характерна остро выраженная идея. Она доступна и художественно выразительна, поэтому легко воспринимается обучаемыми. Понятие карикатура (с итальянского caricatura) — «нагружать», «преувеличивать». Если более подробно рассматривать термин карикатура, то можно выделить два основных значения данного слова. Во-первых, карикатуру можно рассматривать как сатирическое или юмористическое изображение, в котором комический эффект создаётся преувеличением и заострением характерных черт, неожиданными сопоставлениями. Во-вторых, карикатура является жанром изобразительного искусства, который в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. Не стоит забывать, что карикатура относится к разделу несамостоятельной графики ей нужно словесное сопровождение.

При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающие ассоциации. За внешним сюжетом рисунка кроется глубокий общественно-политический смысл. Вопросом применения карикатуры на уроках истории занимались М. В. Короткова, ею дана классификация и возможности применения карикатуры [1, с. 111]

А. А. Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатурыхарактеристики, которые подчеркивают типичные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Последний тип карикатур обычно сопровождается разбором ее и беседой с учениками. [2, с. 210]Использование карикатур на уроке истории дает простор для развития методического творчества учителя. Основные черты карикатуры — острота, максимальная выразительность при лаконичности изобразительных средств, занимательность — выгодно отличают ее от иных наглядных средств.

Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников: создание проблемной ситуации с помощью карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися. Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания события или явления определенной эпохи.

В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию у учеников умения адекватно воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся. Школьники в процессе работы с карикатурой приобретают способность правильно реагировать на наглядные объекты, воспринимать и осмысливать их. В современном преподавании значительно расширился диапазон сатирических рисунков. В учебниках истории появились карикатуры на моду, быт людей, явления культуры.

В годы «застоя» наиболее актуальными представлялись карикатуры на социальные темы, а сейчас они уступили свой приоритет карикатурам, посвященным внешней политике. Последние популярны в современных школьных учебниках. Все карикатуры на эту тему можно поделить на три группы: отражающие планы сторон, противодействие и борьбу сторон, итоги решения международных вопросов и войн. При этом карикатуры- иллюстрации просто используются в рассказе и комментариях учителя. Карикатуры-характеристики учитель использует для разбора и анализа; внимание учащихся обращается на аллегории, художественные средства выражения международной проблемы.

Сами карикатуры-характеристики могут быть более сложными, чем иллюстративные. Карикатуры-характеристики на социальные темы имеют разный смысл, и соответственно этому различные методические приемы при использовании. Один из типов карикатур — на чередование у власти различных партий. Эти карикатуры иллюстративные и легко принимаются учащимися. Другой тип карикатур демонстрирует влияние и мощь экономических структур. Третий тип карикатур социального плана — это карикатуры с оценкой какого-либо явления или состояния общества. Карикатура-характеристика раскрывает суть явлений или отношений, как бы выступает в роли его самостоятельной оценки учащимися. К карикатурам-характеристикам возможна постановка заданий на определение политических и религиозных взглядов автора. Другим типом задания, также предложенным методистом, является задание на описание ситуации, вызвавшей создание рисунка. [3, с. 37]

Читайте также:  Декоративная штукатурка травертин способы нанесения

Для работы с карикатурой возможно использовать следующий алгоритм.

  1. Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
  2. Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры — назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
  3. Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
  4. Какое отношение к персонажам — положительное или отрицательное — выражает карикатура?
  5. Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
  6. Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?

Е. Ю. Барлова предлагает следующую технологию работы с карикатурой. Согласно этой технологии, школьники должны определить:

a) героев, чьё изображение «зашифровано»;

b) зашифрованные черты характера, действие этих героев или положение в котором они находятся (например, что имеется в виду, если на лице политика карикатурист изображает усики Гитлера или венчает голову человека треуголкой Бонапарта);

c) уметь узнавать в символах и графических метафорах пословицы, поговорки, идиомы и популярные выражения;

d) находить «вербальных партнёров» для графических символов, «переводить» тем самым с «визуального языка» на «вербальный» и составлять словесный аналог графического послания карикатуры [4, с. 37].

Но единого мнения, какой должен быть алгоритм при анализе карикатуры, нет. Он индивидуально выстраивается. Прежде чем давать задания работы с карикатурой, педагог совместно с классом должен проанализировать изображение, сделать совместно выводы. Выработать алгоритм работы с карикатурой понятный учащимся. Пристальное внимание нужно уделить подборке карикатуры для занятий. Если учитель желает приобщить учащихся к поиску карикатур по определенной тематике, то нужно указать, в каких источниках можно найти содержательную карикатуру. Ведь в настоящее время в Интернет-сети в большом объеме присутствуют карикатуры низкого интеллектуального качества. Интересные исторические карикатуры ученики могут найти в журнале «Крокодил» (советский и российский литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал, который существовал с 1922 года по 2008 год). Журнал «Сатирикон», издаваемый с 1908 года по 1914 год, содержал политическую сатиру. Возможно использование следующих журналов издаваемых в различное время: «Новый сатирикон», «Окна сатиры РОСТА», «Безбожник», «Красный перец», «Бегемот», «Смехач», «Заноза», «Прожектор», «Клуб 12 стульев», «Перец», «Бич», «Чудак» «Чаян».

Карикатура приобщает ученика к работе с документальным источником, вводит его в творческую лабораторию историка. Способность «читать» нетекстовую информацию занимает много времени, поскольку все больше и больше визуальной информации предоставляется в нетекстовой форме. Политическая карикатура позволяет проверить свои навыки: «прочитать» картину, связать ее с определенным может с историческим периодом раскрыть взгляды автора на события и явления.

Таким образом, при выборе карикатуры для урока необходимо учитывать возрастные характеристики учеников. Источник должен быть доступен как можно ближе к цели, проблемному вопросу, теме урока. Стоит отметить, что применение карикатуры также имеет отрицательную сторону. На ней может быть изображена часть проблемы. Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать что, работа с карикатурой на уроке истории актуальна, поскольку у обучаемых, в соответствии с ФГОС на подобном уроке, формируются все четыре вида Универсальных Учебных Действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. В условиях повсеместной визуализации информации, роль иллюстративных элементов постоянно возрастает и среди них, карикатура, бесспорно, занимает важное место.

  1. Короткова М. В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 176 с.:
  2. Вагин А. А. Методика преподавания истории в средней школе. — М.: Просвещение, 1968..- 426 с.
  3. Марков А. С. Использование политических карикатур на уроках новой истории. М., 1964. С. 37 -39.
  4. Барлова Ю. В. Использование политической карикатуры как источника на занятиях со студентами исторического факультета” Ярославль, 2005 г.

Источник

Исторический источник — карикатура

Карикатура — (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать), изображение, в котором сознательно создаётся комический эффект; один из жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным газетным и журнальным материалам, почти всегда сопровождается пояснительной подписью. Карикатура призвана обличать, высмеивать, осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое. Художник-карикатурист должен уметь очень быстро откликаться на происходящие события. Поэтому карикатура обычно представляет собой линейный чёрно-белый рисунок, который легко воспроизвести в печати. Линия в лучших карикатурах несёт особую эмоциональную выразительность, она иногда буквально подчёркивает черты характера персонажей – например, дрожит и прерывается в изображении жалких и трусливых.

Читайте также:  Способы уничтожения персональных данных

В эпоху коммунистической идеологии политическая карикатура в учебниках истории и преподавании предмета считалась важнейшим средством наглядности.

В настоящее время воспитательная ценность карикатуры не утрачена. Значительно расширяется спектр тех людей и событий, над которыми можно смеяться. Идейно-политическая направленность карикатур определенного времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает повод для размышления о том или ином историческом периоде.

Карикатура как средство обучения наиболее соответствует уровню мышления старших классов. Склонность учеников старших классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план источники документального характера. Такими источниками являются карикатуры.

При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающиеся ассоциации.

А.А Вагин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатуры-характеристики, которые подчеркивают определенные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Вторая характеристика требует разбор ее и беседы с учениками.

К данной классификации нужно добавить карикатуру-портрет, которая раскрывает образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой карикатуры сопровождают метким высказыванием, кратким изречением (например, о Людовике XVI, о Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о Наполеоне). Четвертым типом является карикатура-символ, в которой степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного сигнала, эмблемы.

Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися). Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи.

В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся.

Использование информационных технологий является важным условием для успешного процесса обучения истории. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Зрительная и знаковая информация преобладает над текстовой и содержит здоровьесберегающий фактор. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий облегчает процесс запоминания, повышает уровень мотивации учащихся, создает условия для динамичного образования, развивает образно-иллюстративное мышление, что позволяет «погрузить» ученика в обстановку определенного времени, эпохи. Электронные пособия реализуют идеи индивидуального и дифференцированного обучения.

В современном уроке карикатура может занять достойное место в ряде тем, посвященных истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., так как через художественное восприятие данных произведений можно проследить историю событий войны, увидеть идеологическую и политическую основу сюжета эпохи определенного периода войны, проследить хронологию событий военных лет. Особое место занимала карикатура, так как в суровые годы войны юмор вселял уверенность, придавал силы, поощрял, направлял советский народ к Победе.

Использование карикатуры на уроке истории по данной теме носит метапредметный характер. Данный жанр позволяет соединить знания не только по истории, но и по мировой художественной культуре, литературе, географии. Связь с мировой художественной культурой знакомит учащихся с авторами художественных произведений, с направлениями культуры, особенностями жанра карикатуры. В изложении темы учитель обращает внимание на форму изобразительной сатиры, ее содержание (юмор, сатира, шарж), технику и жанр исполнения (графика, иллюстрация, плакат), область применения (открытки, иллюстрации). Существует определенная взаимосвязь литературы и истории, так как основу изложения составляют документальные материалы, хроники событий, воспоминания авторов, сводки времен Великой Отечественной войны. Представленные в жанре карикатуры произведения позволяют учащимся проследить географию исторических событий.

Карикатура — визуальный источник, основанный на юморе и или иронии Карикатуры – чрезвычайно выразительный визуальный источник. Юмор и ирония помогают автору выразить идеи, которые подчас небезопасны или неразумны с политической точки зрения. Ценность карикатур для историка заключается в том, что они отражают умонастроения людей определённого времени. Они представляют проблемы современности в форме беглых зарисовок.

Необходимо учитывать, что художник-карикатурист исходит из того, что его зрители полностью знакомы с проблематикой, которой посвящена его работа. Из-за своей метафоричности и многозначности, карикатура как источник часто требует дополнительного пояснения. Это требует от учителя дополнительной подготовки.

Что касается исторической интерпретации, важно понимать, что художник-карикатурист исключительно редко остаётся беспристрастным, а в его задачи входит представить главное – свою точку зрения. С помощью художественных средств он создаёт положительное или отрицательное впечатление, часто основанное на стереотипах.

Работая с карикатурами, необходимо придерживаться следующих правил:

Описание:

  • Опишите образы, персонажей, задний план.
  • С помощью каких художественных созданы эти образы и персонажи.

Интерпретация:

  1. Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
  2. Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
  3. Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
  4. Какое отношение к персонажам – положительное или отрицательное – выражает карикатура?
  5. Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
  6. Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?
  • Что вы знаете из других источниках о событиях, которым посвящена карикатура? Как ваше знание взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря карикатуре?
  • Проанализируйте какую-либо карикатуру из учебника.
  • Какова главная идея данной карикатуры?
  • Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля его поведение, политическое событие или явление)?
  • Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
  • Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
  • Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
  • Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
Читайте также:  Способы исправления ошибок контрольная

Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Как отмечает Ю.Е. Барлова, в процессе преподавания исторических курсов использование карикатур сводится в основном к иллюстрации и подтверждению мыслей и идей, проводимых авторами учебных и методических пособий [1]. В то же время исследовательница отмечает, что карикатура представляет собой полноценный исторический источник, с помощью которого возможно, даже порой лучше, чем из письменного источника, понять историческую ситуацию, настроение людей и т. д. [1].

Е.Ю. Барлова предлагает технологию работы с карикатурой. Согласно этой технологии, школьники должны определить:

а) героев, чьё изображение “зашифровано”;

б) зашифрованные черты характера, действие этих героев или положение в котором они находятся (например, что имеется в виду, если на лице политика карикатурист изображает усики Гитлера или венчает голову человека треуголкой Бонапарта);

в) уметь узнавать в символах и графических метафорах пословицы, поговорки, идиомы и популярные выражения;

г) находить “вербальных партнёров” для графических символов, “переводить” тем самым с “визуального языка” на “вербальный” и составлять словесный аналог графического послания карикатуры [1].

Карикатуры – это тот источник, который с гротескной силой демонстрирует те или иные объекты и отношение к ним людей той или иной эпохи. Все это можно использовать весьма продуктивным образом в решении задач образования. Например, на занятии по теме “Вторая мировая война” мы использовали вышеописанную технологию работы с карикатурами.

Все предложенные нами карикатуры были поделены на три группы:

1. Советские карикатуры (“Беспощадно разгромим и уничтожим врага” 1941 г; “В Москве калачи, как огонь горячи”; “Били мы врага копьём, били мы врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём врага, где обнаружим”; “Брехомет (Окно ТАСС №625)”; “Громовой удар”; “Клещи в клещи”)

2. Американские (“Отмстим Перл Харбор”);

3. Немецкие (“Сомнем большевизм”).

Школьники получили задание:

1. Озаглавьте карикатуры, и определите, в какой стране они были созданы.

2. Какие исторические события изображают данные карикатуры?

3. Почему, по вашему мнению, карикатуры называют “идеологическим оружием”?

Отвечая на предложенные вопросы, ученики сделали вывод об идеологических установках воюющих сторон, о субъективности их восприятия, об элементах ментальности каждого народа в рассматриваемую эпоху. Так, советский воин на советских карикатурах обязательно предстает в образе освободителя, а фашист на немецких – в виде могучего рыцаря, перед которым трепещет вся Европа. Война активизирует патриархальный стереотип, в рамках которого мужчина воспринимается как защитник или великий завоеватель, но в любом случае, как надежда и опора нации.

Таким образом, работа с историческими источниками способствует усвоению знаний, а также развитию умений и навыков самостоятельного анализа, обоснования своей точки зрения, которые также являются необходимыми компонентами политической культуры.

1. Барлова Ю.В. Использование политической карикатуры как источника на занятиях со студентами исторического факультета” Ярославль,2005г. с.317

2. Вагин А.А. “ Методика обучения истории в школе” Москва 1985.

3. Голиков А.Г. Рыбачёнок И.С. “Смех-дело серьёзное.Россия и мир на рубеже xix-xx веков в политической карикатуре”Москва 2010.

4. Иванова К.А. Иванова Л.Н. “Карикатура в борьбе с врагом” Презентация на фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2012.

5. Рыбаков С.Д. “Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроках истории”

6. Рыбаков С.Д. Иванова В.В. “Политическая карикатура и плакат на уроке истории в 9 классе” “Преподавание истории в школе” 2007г. № 8

7. Фищев А.А. “В зеркале истории” Москва 2000.

Источник

Оцените статью
Разные способы