Как правильно вести семейный бюджет
В моем окружении есть люди с разным достатком. Одни из них — мои коллеги — получают 25 000 ₽ в месяц, другие — успешные предприниматели с доходом от 100 000 ₽. Объединяет их одно — у них никогда нет денег на крупные покупки и отпуск, но несколько кредитов у каждого.
В моей семье все иначе. При ежемесячном доходе значительно меньше 100 000 ₽ мы путешествуем по два раза в год и активно инвестируем излишки. А все благодаря учету личных финансов.
В статье покажу, как семейный бюджет может помочь в решении финансовых проблем. Научу раскладывать доходы и расходы по полочкам. Покажу доступные способы ведения семейного бюджета.
У каждой семьи обязательно есть мечта: путешествовать и познавать мир, дать хорошее образование детям, построить новый дом или купить квартиру, машину, дачу. Наверное, все мечтают на пенсии позволить себе больше, чем разрешит государственное пособие. Но для одной семьи мечта превращается в реальность, а у другой нет денег, чтобы покрыть насущные потребности.
В моей семье главный мечтатель — я, муж помогает мечтам сбываться, но он не работает в Газпроме. Нам всегда было важно реализовывать все планы, поэтому к деньгам в моей семье всегда было и есть уважительное отношение. Мы давно удалили из своего лексикона выражения типа «Не в деньгах счастье», «Не были богатыми, нечего и начинать». Планирование, учет и контроль позволили нам создать подушку безопасности, ежегодно отдыхать на море и начать собирать инвестиционный портфель.
Если человек регулярно перехватывает в долг до зарплаты пару тысяч рублей, не может ответить на вопрос, сколько он тратит в месяц, а на крупную покупку берет кредит, возможно, он не умеет управлять своими финансами. И деньги начинают управлять им. Переломить ситуацию поможет семейный бюджет.
Семейный бюджет — это финансовый документ, где доходы и расходы семьи расписаны по статьям. Он помогает учитывать и контролировать личные финансы, планировать и достигать поставленных финансовых целей.
Совместный. До эпохи банковских карт в нашей семье был именно такой вариант. Муж приносил зарплату, складывал в специальное место для хранения денег. Я складывала зарплату туда же. Бюджет мы не вели, но Главным по финансам была я — распоряжалась, куда и сколько мы потратим, следила, чтобы не вышли за пределы семейного дохода.
Мы с мужем наемные работники, к тому же я бюджетник с зарплатой 25 000 ₽ в месяц. Но нам удавалось каждый месяц откладывать на дорогостоящие покупки и отпуск.
Условно-совместный. Когда все доходы стали поступать на банковские карты, я почувствовала дискомфорт. Перестала контролировать доходы и расходы. Муж предложил снимать и по-прежнему складывать наличные деньги в заветное место. Но с картами удобно и безопасно. Выход мы нашли именно в ведении семейного бюджета.
Теперь все деньги на банковских картах, но я в курсе ежедневных, ежемесячных и годовых доходов и расходов нашей семьи. Я собрала семейный совет, на котором мы обсудили этот вопрос. К счастью, противоречий не возникло.
На протяжении последних 3-х лет все члены семьи ежедневно сообщают мне свои поступления и затраты, я дисциплинированно заношу суммы в таблицу. В конце месяца мы вместе подводим итоги и планируем следующий период. В результате, каждый видит, сколько мы тратим и получаем, может запланировать покупку чего-то нового и оценить, хватит ли на это денег.
Раздельный . Знаю по опыту своих знакомых, что такой вариант бюджета распространен. Он означает, что у мужа — свои деньги, у жены — свои. Супруги договариваются, кто из них и какие расходы оплачивает. При таком порядке учет, контроль, планирование возможны только в рамках личного бюджета.
Единоличный . Возможен в семьях, где зарабатывает один из супругов и полностью контролирует другого. Или семья состоит из одного взрослого человека, например, мама-одиночка или папа-одиночка. В этом случае, кто зарабатывает, тот и главный по финансам.
Год назад моя старшая дочка закончила школу и поступила в московский университет. Живет в общежитии и ведет своей единоличный бюджет. Оставшиеся деньги в конце месяца откладывает на крупные покупки. Уверена, что еще не раз в жизни она поблагодарит своих родителей за такую привычку.
Источник
Пять советов по увеличению доходов семьи
Регулярно в конце месяца приходится во всём себе отказывать или залезать в кредитку? Познакомьтесь с несложными способами улучшить благосостояние семьи, не подыскивая вторую работу.
Вести бюджет
Главное правило — ведение семейного бюджета. Для того чтобы знать причину нехватки денег, необходимо вести учёт расходов и доходов всех членов семьи. Сделать это можно письменно в блокнот либо с помощью онлайн-приложений в смартфоне, либо простой табличке в экселе. Так вы сможете увидеть, куда уходят деньги, правильно ли вы их тратите, и понять, куда средства уходят напрасно.
«Главное — записывать траты и полученные деньги регулярно — сохранять чеки из магазинов, проверять СМС о балансе и списания с карт», — рассказал автор книги «Азбука Денег» Дмитрий Иванов. По его словам, детальное изучение бюджета помогает выявить незаметные траты: неиспользуемые подписки на сервисы или абонентскую плату за ненужные услуги связи — эти небольшие списания в сумме каждый месяц могут доходить до нескольких тысяч рублей. Отказавшись от них, вы начнёте экономить.
План покупок
Ну и никуда без планирования. Как у города, региона или целого государства есть бюджет — такой же план доходов, расходов и накоплений должен быть в семье. Важная часть его составления— планы по расходам. В них включаются обязательные платежи (коммунальные расходы, кредит, ипотека и т.д.) и необходимые покупки (продукты, одежда и т.д.). Затем семья решает, как распорядиться оставшейся свободной суммой. Это помогает планировать крупные покупки и решать, куда потратить свободные деньги. Планирование покупок и составление списков важно — если в магазине покупать продукты только по списку, можно сократить расходы на 5—10%, приводят данные эксперты. И конечно же, нельзя забывать о долгосрочном планировании. Ведь придёт время, когда необходимо будет делать ТО на машине (что может выйти за рамки вашего ежемесячного бюджета) или когда необходимо будет купить пачку учебников для ребёнка, или заплатить налоги на имущество. Поэтому один из членов семьи должен взять на себя обязанность по стратегическому планированию доходов и расходов семьи, чтобы не остаться у разбитого корыта в один из дней.
Рефинансировать кредиты и ипотеку
Рефинансирование кредита (перекредитование) — это получение в банке нового займа на более выгодных условиях для полного или частичного погашения предыдущего. Рефинансирование может происходить как в банке, выдавшем кредит, так и в другом финансовом учреждении. Зачем платить больше по кредиту, если можно воспользоваться текущим предложением и уменьшить ежемесячный платёж?
Банки ежемесячно предлагают более выгодные займы и ставки по кредитам, которые могут выгодно отличаться от условий, по которым вы получили ипотеку пару лет назад. «Разница даже в один процент может быть существенной, учитывая, что выплата ипотечного займа длится около 20 лет», — отметила представитель сервиса «Банки.ру» Александра Сазонова.
Рефинансирование поможет уменьшить срок ежемесячных платежей, сократить сумму переплаты или заменить валютный кредит рублёвым. Узнать об условиях по рефинансированию кредитов можно на сайтах банков не выходя из дома. В некоторые банки заявки на рефинансирование существующего займа можно подать онлайн в любое удобное время.
Помощь государства
Не стоит забывать о государственных льготах. В последние годы увеличилось количество программ, позволяющих значительно сэкономить на покупке квартиры в кредит. Это и материнский капитал, и компенсация процентов по ипотеке, и льготные процентные ставки — главное выбрать ту программу, которая подходит именно вам.
Семьи могут также рассчитывать на разные выплаты: при рождении детей, пособия на детей. Подробно узнать о субсидиях и выплатах можно на сайте министерства социальной политики.
Кстати, получить многие выплаты сейчас стало совсем просто. За ними можно лишь обратиться в МФЦ (с собой надо взять паспорт и СНИЛС).
Инвестиции
Увеличить благосостояние семьи можно с помощью банковских вкладов. Открыть счёт с небольшим процентом можно в любом банке. Вносить можно сумму от одной до пяти тысяч рублей. Экономисты называют оптимальной для сбережений схему перевода на счёт 5—10% своих доходов. Конечно, скорого обогащения не будет, но главное выработается привычка откладывать. Тогда уже спустя один-два года средства, откладываемые семьёй, увеличатся. Процент с депозита можно будет тратить или сохранять на счету.
Сегодня банковские вклады — основное средство сбережения благодаря государственной системе страхования, обеспечивающей сохранность вложений в сумме до 1,4 млн рублей, акцентируют внимание аналитики.
Специалисты советуют: лучше откладывать небольшие суммы каждый месяц, чем большую единовременно. Первая схема позволит получить больше бонусов по вкладам. Посмотреть предложения банков области и выбрать для себя наиболее выгодный вклад можно на сайте. Там же действуют сервисы по подбору рефинансирования кредитов или поиска выгодного предложения по ипотеке и онлайн-калькуляторы.
Альтернативой банковским вкладам сегодня является открытие индивидуального инвестиционного счёта, который позволяет получать налоговый вычет на вложенные деньги. Для получения вычета надо обратиться в налоговую службу и представить документы, подтверждающие факт перевода денег на ИИС и наличия у вас официального дохода.
Причём помимо налогового вычета — можно получать и инвестиционный доход, например, купив на ИИС облигации. Государственные или корпоративные облигации дадут доход уже выше, чем по депозитам. Причём ОФЗ освобождены от уплаты налога на доходы вовсе, а корпоративные, выпущенные после 2017 года — работают по такой же схеме, как и депозиты. То есть налог необходимо уплачивать с дохода, превышающего ключевую ставку на 5% (то есть выше 12%).
Материал подготовлен в рамках программы регионального министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области»
Источник
Ваша финансовая грамотность: от простого к сложному
Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.
Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.
К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.
Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.
1. По постоянству:
- регулярные или постоянные платежи;
- разовые платежи (возникающие незапланированно).
2. По времени возникновения:
3. По необходимости:
Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.
Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.
При формировании бюджета возможны три ситуации:
- Доходы меньше расходов. Тогда возникает потребность в заёмных средствах, и людям приходится брать деньги в долг или в кредит.
Доходы равны расходам. Это равновесный бюджет, когда нет необходимости занимать деньги, но и нет возможности формировать накопления.
Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.
В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.
Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.
Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.
Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.
Поэтому рекомендуется добавить суммовые столбцы «План» и «Факт», а также более подробно расписать статьи доходов и расходов.
Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.
Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.
Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.
Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.
- Открытый журнал
- Рубрики
- Личное финансовое планирование
- Ваша финансовая грамотность: от простого к сложному
Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4
Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+
АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 (без ограничения срока действия).
ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.
Источник