Источники трудового права
Понятие «источники трудового права». Виды трудового права
В юридической науке категория «источники права» обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к источникам права относят объективные факторы, порождающие право как социальное явление. Это материальные условия жизни общества, экономические, социальные, политические потребности тех или иных слоев, групп, которые вызывают необходимость принятия или дополнения, изменения нормативных правовых актов. Во-вторых, понятие «источник права» связывают с деятельностью государства по формированию права, приданию ему формы закона или других нормативных правовых актов. В этом юридическом смысле слова под источниками права понимают результаты правотворческой деятельности компетентных государственных органов.
Источники трудового права – это разнообразные по своему характеру и сфере действия нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные связанные с ними отношения и представляющие собой определенную систему. Понятие «трудовое законодательство» толкуется и в широком смысле, как вся совокупность источников, и в узком смысле – только как законы о труде. Так, в ст. 9 ТК РФ понятие «трудовое законодательство» применяется в широком смысле, объединяющем как законы, так и иные нормативные правовые акты.
Источники трудового права классифицируются по различным критериям. Например, по сфере действия различают акты федерального законодательства, региональные и локальные нормативные акты. По юридической силе система источников трудового права может быть представлена двумя группами: законами и подзаконными актами.
Особое место в ряду источников права, в том числе трудового права, занимает Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Конституция России закрепляет положения принципиального характера, относящиеся к понятию и содержанию источников трудового права, в ней подчеркивается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров являются составной частью ее правовой системы. Речь идет о ратифицированных конвенциях Международной организации труда (МОТ), международных пактах о правах человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (в части, касающейся трудовых отношений). Соответственно эти акты должны применяться наряду с федеральными законами и иными источниками трудового права. Общепризнанные принципы и нормы международного права, содержащиеся в конвенциях и рекомендациях МОТ, отражают мировой опыт регулирования трудовых отношений, способствуют совершенствованию трудового законодательства.
Основу правового регулирования трудовых отношений составляет ст. 37 Конституции РФ, которая закрепляет свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы. Работающему по трудовому договору гарантируются выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск, ограничение продолжительности рабочего времени. Статья 37 Конституции РФ признала право работника на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных способов их разрешения включая право на забастовку.
Следующим по юридической силе источником трудового права являются федеральные законы. Важнейшее место среди федеральных законов в области трудового права занимает Трудовой кодекс РФ, который был принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. Это кодифицированный источник трудового права, он регулирует весь комплекс отношений, входящих в предмет данной отрасли права. Значение Трудового кодекса состоит в том, что он регламентирует трудовые отношения десятков миллионов граждан, заключивших трудовые договоры с работодателями, придает этим отношениям определенность, обеспечивает защиту трудовых прав и интересов работников. Особое место Трудового кодекса в ряду иных федеральных законов подчеркнуто в ст. 5: нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать кодексу. В случае противоречия между Трудовым кодексом и иными законами, содержащими нормы трудового права, применяется кодекс. Если принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения в кодекс изменений и дополнений. Таким образом, Трудовой кодекс обладает большей юридической силой, чем какой-либо иной федеральный закон, содержащий нормы трудового права. ТК РФ значителен по объему и первоначально включал 62 главы. Содержание кодекса существенно изменилось за последние годы, в него внесено немало изменений, добавлен ряд новых статей и глав (главы 49.1, 50.1, 51.1, 52.1, 53.1, 54.1). Федеральные же законы регулируют отдельные аспекты трудовых отношений. Таковы, например, Федеральный закон РФ «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ или Федеральный закон РФ «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ.
К числу подзаконных источников трудового права относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств. В ряде случаев Трудовой кодекс прямо указывает на необходимость принятия того или другого акта Правительством России для конкретизации проведения в жизнь законодательных решений.
У источников трудового права есть определенные особенности. Трудовое законодательство отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому наряду с федеральными законами принимаются и законы субъектов России. Трудовой кодекс разграничивает компетенцию федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в части принятия законов. Определив круг вопросов, которые решаются в федеральном законодательстве, кодекс отдает оставшиеся аспекты отношений для регулирования законодательным органами субъектов России. Законы субъектов России не должны противоречить федеральному законодательству.
Если принимается федеральный закон, который иначе регулирует соответствующие отношения, то применяется именно федеральный закон, а закон субъекта РФ должен быть изменен или отменен.
Качественно новыми источниками трудового права являются генеральные, региональные, отраслевые и иные соглашения. Это договорные акты, заключаемые на трехсторонней или двухсторонней основе, которые выражают отношения социального партнерства между представителями работников и работодателей. Третьей стороной может выступать орган государственного управления, обеспечивая социальное партнерство. Среди соглашений особое место занимает коллективный договор, заключаемый в организации или у индивидуального предпринимателя. Применительно к юридической иерархии источников трудового права соглашения занимают положение между законодательными актами и локальными нормативными актами. Как источники права соглашения могут рассматриваться только в нормативной части, они обеспечены судебной защитой. На нижней ступени в иерархии источников трудового права находятся локальные нормативные акты, которым посвящен следующий далее подраздел.
Остается дискуссионным вопрос о признании судебной практики источником права. Однако в любом случае нельзя недооценивать значение практики и ее влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Судебное толкование таких понятий, как «уважительные причины», «деловые качества», «другая местность» и прочих является ориентиром для работодателя, работника и иных правоприменителей. Показательны примеры с правовой регламентацией компенсации морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, необоснованным применением взыскания, отказом в переводе в соответствии с медицинским заключением и т. д. Впервые о нарушении личных неимущественных прав работника незаконными действиями работодателя и о взыскании в связи с этим морального вреда было упомянуто в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Это положение получило дальнейшее развитие в 1997 г. и трансформировалось в норму, предусмотренную в ч. 5 ст. 213 КЗоТ РФ, закрепившую возможность взыскания морального вреда, причиненного неправомерными действиями работодателя. Однако и после законодательного закрепления в судебной практике встречались трудности из-за отсутствия четких указаний о правовых основаниях и порядке компенсации морального вреда. Трудовой кодекс РФ уточнил основания, форму и порядок компенсации морального вреда, причиненного работнику (ст. 237 и 394). Таким образом, судебная практика способствует развитию и совершенствованию законодательства и влияет на правоприменительную деятельность.
Локальные нормативные акты
Локальные нормативные акты, занимая низшую ступень в системе источников трудового права, не должны противоречить законам и иным нормативным актам и соглашениям, а также имеют ограниченную сферу действия (в пределах соответствующей организации – работодателя или индивидуального предпринимателя).
Основой для их принятия является общее дозволение работодателям, вытекающее из природы работодательской власти.
Приняты локальные нормативные акты могут быть не по любым вопросам. Объективным ограничителем полномочий работодателя служит компетенция последнего, которая определена законодательством. Различают акты, принимаемые работодателем самостоятельно и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. С учетом мнения профсоюзного органа работодатель принимает локальные нормативные акты только в случаях, предусмотренных законом, подзаконными актами, коллективным договором, соглашениями. Так, работодатель учитывает мнение работников при установлении систем оплаты и стимулирования труда, в том числе повышенных размеров оплаты за работу в ночное время, сверхурочное время, в выходные и праздничные дни; при введении новых норм труда, суммированного учета рабочего времени; при утверждении правил внутреннего трудового распорядка; при разработке инструкций по охране труда. В иных случаях работодатель принимает локальные нормативные акты самостоятельно (положения о порядке обработки персональных данных, о командировочных расходах, должностные инструкции и пр.).
Закон не предусматривает перечня локальных нормативных актов, однако установил важное правило: локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников и противоречащие законодательству, коллективному договору, соглашениям либо принятые без соблюдения порядка учета мнения представительного органа, являются недействительными. Они могут быть оспорены в суде или в инспекции по труду.
Значение локальных нормативных актов велико, так как они позволяют более гибко и эффективно регулировать трудовые отношения, учитывать специфику условий труда работников у конкретного работодателя и его финансовое положение.
Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц
Для источников трудового права практическое значение имеет установление времени начала и окончания их действия. Правила вступления в силу законов в полной мере применимы к источникам трудового права. Законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если иные сроки не указаны в самом законе. Так, Трудовой кодекс РФ определяет момент введения его в действие в заключительных положениях: кодекс вводится в действие с 1 февраля 2002 г. Здесь же содержится важное правило о применении кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие. Аналогичное правило помещено в общих положениях кодекса: закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Исключение возможно в том случае, когда это прямо предусмотрено законом или иным нормативным правовым актом. В ст. 12 ТК РФ закреплено применение трудового законодательства к правам и обязанностям в ранее возникших отношениях, если такие права и обязанности появляются после введения данного акта в действие. Это важно для правоприменительной практики, так как трудовые отношения носят длящийся характер и многие из них возникли до введения в действие кодекса.
Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ, затрагивающие права и свободы граждан, организаций, вступают в силу по истечении семи дней после официального опубликования. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен иной порядок вступления в силу.
Прекращают свое действие акты при официальной отмене или истечении срока, на который были приняты.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, действуют не только во времени, но и в пространстве. Они распространяются на трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения на всей территории страны. Исключения возможны, если это прямо предусмотрено законом. Законы и нормативные акты субъектов России, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Локальные нормативные акты действуют в пределах соответствующей организации – работодателя или индивидуального предпринимателя.
Трудовое законодательство предусматривает широкую сферу действия и распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, как на юридических, так и на физических лиц. Точно так же оно распространяется на трудовые отношения всех работников, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства (и на трудовые отношения в организациях, созданных или учрежденных ими либо с их участием), работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором.
Не распространяется трудовое законодательство на лиц, трудящихся по гражданско-правовым договорам, на военнослужащих и некоторых других. Отдельные нормы законодательства могут быть распространены на иных лиц специальным указанием закона (например, см. ст. 227 ТК РФ).
В то же время необходимо учитывать особенности трудо-правового статуса иностранных граждан. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду с учетом некоторых ограничений. В частности, временно проживающему в Российской Федерации иностранному гражданину запрещено осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта России, где ему разрешено проживание. Иностранный гражданин не имеет права замещать отдельные должности, например состоять на государственной или муниципальной службе, быть принятым на работу в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России. Особенности правового положения иностранных граждан в трудовых отношениях предусмотрены в специальной главе кодекса.
Источник
Трудовое право. Краткий курс
В учебном пособии рассматриваются такие вопросы, как предмет и источники трудового права, трудовой договор, его изменения и прекращение, начисление заработной платы в организациях, материальная ответственность, охрана труда и многое другое. Книга предназначена для широкого круга читателей, а не только для изучающих трудовое право в различных учебных заведениях (училищах, колледжах, средних специальных и высших учебных заведениях). Будет полезна и необходима руководителям организаций, работникам кадровых служб, индивидуальным предпринимателям, использующим наемный труд; лицам, повышающим квалификацию, бухгалтерам, аудиторам и другим специалистам, проходящим аттестацию на право осуществления определенных видов деятельности, а также всем, кто интересуется новым трудовым законодательством России. Использована редакция документа по состоянию на 15 февраля 2009 г.
Оглавление
- Введение
- Тема 1. Предмет трудового права
- Тема 2. Источники трудового права
Из серии: Краткий курс (Питер)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Источники трудового права
Изучение этой темы позволит вам уяснить:
• понятие источников трудового права и их основные виды;
• роль коллективных договоров и соглашений в регулировании трудовых отношений;
• содержание и структуру коллективного договора;
• виды и содержание соглашений как регуляторов социально-трудовых отношений;
• значение локальных нормативных актов руководителей организаций.
2.1. Законодательные акты как источники трудового права
Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основополагающим источником трудового, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. «Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализоваться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является ТК РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идеи, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» № 90 от 30 июня 2006 г. Указанный закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.
Закон от 30 июня 2006 г.:
• внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
• признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
• признаны утратившими силу нормативные акты Российской Федерации (по перечню). [2]
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде. Все они были ратифицированы и вступили в силу в Российской Федерации 2 июля 1999 г. Ратифицировав международные правовые акты, Россия тем самым приняла на себя обязательство не нарушать содержащиеся в них нормы.
2.2. Иные источники трудового права
Специфика трудового права заключается в том, что трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, а также локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.
Коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК).
В законодательстве не содержится обязанность организаций (индивидуальных предпринимателей) заключать коллективные договоры, однако это делать целесообразно, поскольку коллективные договоры направлены на согласование интересов работников и работодателей, а также на социальную защиту первых от произвола вторых.
Представителями работников в коллективных договорах выступают первичные профсоюзные организации или иные представители, избираемые работниками. Представителями работодателя являются руководитель организации (индивидуальный предприниматель) или уполномоченные ими лица.
Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре.
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. Согласно ст. 41 ТК в договор можно включать взаимные обязательства работников и работодателей по следующим вопросам:
• формы, системы и размеры оплаты труда;
• выплата пособий, компенсаций;
• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;
• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
• соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
• экологическая безопасность и охрана здоровья работников;
• гарантии и льготы сотрудникам, совмещающим работу с обучением;
• оздоровление и отдых работников и членов их семей;
• частичная или полная оплата питания работников;
• другие, определяемые сторонами, вопросы.
С учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законодательством (ст. 41 ТК).
Нормативные положения коллективного договора имеют силу правового акта и обязательны для выполнения на предприятиях и в организациях. Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, ее филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).
Представителями работников при заключении соглашений выступают соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и объединения территориальных организаций профсоюзов.
Представителями работодателей являются соответствующие объединения работодателей — основанные на членстве некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей в целях представительства и защиты их прав в сфере социально-трудовых отношений с профсоюзами и органами государственной власти. Действуют они в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ.
В соглашения могут включаться обязательства сторон по следующим вопросам:
• условия и охрана труда;
• режимы труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определяемые сторонами.
Соглашения по сфере регулируемых социально-трудовых отношений могут быть генеральными (на федеральном уровне), межрегиональными (на уровне двух и более субъектов РФ), региональными (на уровне субъекта РФ), отраслевыми (межотраслевыми), территориальными и другими.
Генеральные соглашения устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений в масштабе России, региональные — на уровне субъекта Федерации. Отраслевые (межотраслевые) соглашения определяют общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Территориальные соглашения устанавливают общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
По числу участников соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. В двусторонних соглашениях участвуют представители работников и работодателей. В трехсторонних участвуют: представители работников, работодателей, соответствующих органов исполнительной власти или местного самоуправления.
Соглашения, предусматривающие бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей органов исполнительной власти или местного самоуправления, являющихся стороной соглашения (ст. 35 ТК).
Подписанные сторонами соглашения имеют обязательную силу и являются источниками правового регулирования трудовых отношений.
Срок действия соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны могут продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Коллективные договоры, соглашения не могут содержать условия, ограничивающие права или снижающие уровень гарантий работников по сравнению с законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор или соглашение, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК).
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, действующие внутри организации, могут принимать работодатели в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством, коллективным договором и соглашениями. Локальными нормативными актами могут устанавливаться некоторые виды режима рабочего времени, условия оплаты труда, стимулирующие выплаты и т. д.
В случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором, локальные нормативные акты должны приниматься с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников (как правило, профсоюзными).
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые с нарушением установленного порядка их согласования с представительными органами работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются законы или иные нормативные акты, содержащие нормы трудового законодательства, коллективный договор, соглашения (ст. 8 ТК).
Вопросы и задания для обсуждения
1. Какие виды источников трудового права существуют и в чем заключается специфика каждого из них?
2. Почему Трудовой кодекс является основным специальным источником трудового права?
3. В чем заключается значение коллективного договора и каковы его структура и содержание? Является ли заключение такого договора обязательным для организаций?
4. Что такое соглашение в области социально-трудовых отношений, в чем его значение, кто является его субъектами и каково его содержание? Какова классификация соглашений и в чем ее смысл?
Источник