Исследовательско познавательные способы учебной деятельности это

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Определение учебной деятельности

Учебная деятельность — деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

УД направлена на самого обучающегося как ее субъекта — совершенствование, развитие, формирование его как личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социокультурного опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности.

Основные характеристики учебной деятельности

Можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением.

1. отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой.

2. она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

3. в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы);

4. общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов) (сравним с учением по типу проб и ошибок, когда нет предваряющего общего способа, программы действия, когда учение не есть деятельность). Добавим к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности.,

5. Чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно изменения психических свойств и поведения обучающегося “в зависимости от результатов своих собственных действий”.

Предмет учебной деятельности (ЧТО)

Анализ предметного (психологического) содержания учебной деятельности, как и любой другой деятельности, начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что направлена деятельность: в данном случае — на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом, ее содержанием.

Средства и способы учебной деятельности (ЧЕМ и КАК)

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах.

1) лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна — мыслительные операции ): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

2) знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание , рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт.

3) фоновые знания , посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими

· исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов).

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

Продукт учебной деятельности, ее результат (Что получили)

Продуктом учебной деятельности является

· структурированное и актуализируемое знание , лежащее в основе

· умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики.

· внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах.

Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Результатом учебной деятельности является поведение субъекта — это

· либо испытываемая им потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность,

· либо нежелание, уклонение, избегание. Во всем мире второе проявляется в отрицательном отношении к школе, непосещении, уходах из школы.

Внешняя структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как

· учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий;

· контроль, переходящий в самоконтроль;

· оценка, переходящая в самооценку.

(мотив – план – исполнение –контроль).

(К. Прибрам, Ю. Галантер, Дж. Миллер, Д.А. Леонтьев)

Компонентный состав структурной организации учебной деятельности
Учебная ситуация
Учебная мотивация как совокупность побудителей, включающая познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения Учебная задача, предлагаемая в форме учебного задания, которая принимается обучаемым Решение учебной задачи посредством учебных действий предметных и вспомогательных Контроль преподавателя, т.е. контрольные действия, переходящие в самоконтроль Оценка преподавателя, т.е. внешние оценочные действия, переходящие в самооценку

Мотивация — первый компонент структуры учебной деятельности.

Источник

Средства и способы учебной деятельности

Средства учебной деятельности – это то, с помощью которых она осу­ществляется. Их можно рассматривать в 3х планах.

Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна.

Во-вторых, это знаковые, языковые средства. В форме их усваивается зна­ние и воспроизводится индивидуальный опыт.

Например, тот язык, на котором мы говорим.

В-третьих, это фоновые знания (=все знания, которыми располагает человек на момент усвоения нового).

Вопрос к студентам:Как вы думаете, какова роль фоновых знаний в учебной деятельности?

Ответ:Когда в них включаются новые знания, то структурируется наш индивидуальный опыт, те­заурус (общий словарь терминов) обучающегося. Фоновые знания могут помочь нам приобретать новые.

Соответственно в процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Вопрос: Почему?

Ответ: Не сформированы все интеллектуальные действия, языковые и вербальные средства, мало фоновых знаний.

Способ учебной деятельности — это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания.

В. В. Давыдов и В. В. Рубцов выделяли следующие виды учебных действий:

· репродуктивные действия – исполняющие, воспроизводящие.

Например, выучить стихотворение наизусть.

· проблемно-творческие действия – подразумевают решение задачи новым путем на основе имеющихся знаний.

Например, решение геометрических задач, написание сочинения на какую-либо тему.

· исследовательско-познавательные действия — самостоятельный поиск и изучение каких-либо задач.

Например, написание курсовой.

Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной полностью раскрывает способ учебной деятельности. Эта теория включает несколько этапов:

• этапы перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному действию,

Продукт учебной деятельности

Источник

Исследовательская деятельность как средство развития познавательных универсальных учебных действий

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательных УУД»

Читайте также:  Способ проведения заказа запрос котировок

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий ,и основной трудностью для учащегося является самостоятельный поиск информации, добывание и применения знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебно-исследовательской деятельности и развитие ее основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Основная задача школы – включение ребёнка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, умение применять добытые знания. Исследовательская деятельность учащихся, в первую очередь определяющаяся познавательной деятельностью личности, во многом облегчает решение этой задачи. Участие большого количества учеников на начальном этапе работы над проектом позволяет каждому найти вид деятельности по интересам.

Таким образом, исследовательская деятельность является все более актуальной. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Обращение к исследовательской деятельности обусловлено еще и тем, что перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда . Возникновение новых задач связано с бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путём самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

К настоящему времени накоплен значительный объем знаний и научных положений, необходимых для исследования проблемы развития познавательных учебных действий через исследовательскую деятельность, анализ которого позволяет выделить противоречия между:

объективной необходимостью формирования исследовательских компетенций (в частности познавательной активности) ;

субъективной готовностью учащихся к исследовательской деятельности;

потребностью в квалифицированном научном руководстве исследовательской деятельности .

Теоретические основы изучения проблемы развития познавательных универсальных учебных действий учащихся на основе исследовательской деятельности.

Необходимость серьезной модернизации школьного образования сегодня практически очевидна всем. Школа, ориентируясь на личность как важнейшую ценность, призвана создавать условия для ее развития.

Но возможно ли достичь таких ценностей при нынешнем содержании образования? Ответ однозначен: нет, невозможно. Необходимость модернизации содержания школьного образования диктуется новой социальной и образовательной ситуацией, кардинальными изменениями в стране и обществе.

Мы справедливо критикуем содержание школьного образования за чрезмерную теоретизацию единого содержания, за избыточный объем фактических знаний, за отсутствие возможности получить прикладные знания и практические умения (отсутствие связи изучаемого материала с жизнью, которая отнюдь не кончается с поступлением в институт), за преобладание репродуктивных знаний, не связанных с возможностями развития личности.

В соответствии с таким подходом любой учебный предмет в школе рассматривается как несколько уменьшенная копия какой-либо научной дисциплины. Такой подход порождает значительную перегрузку учащихся сложными терминами, теоретическими подходами, непосильными для понимания учащихся и ненужными для жизни.

Сегодня, к сожалению, весь смысл школьного образования — подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов в вуз. Все остальное, что происходит в школе, что действительно формирует личность и способствует ее интеграции «во взрослое общество», — это, по существу, результат общественной работы педагогов, которая по-настоящему не планируется и не оценивается.

Говоря языком современной педагогической литературы, речь идет о том, что современное содержание школьного образования должно обеспечивать формирование основополагающих компетентностей, которые позволят школьнику не только успешно функционировать в современном обществе, но и действовать самостоятельно, творчески.

Проблемы современного школьного образования можно выразить просто: жизни нужно одно — школа учит другому. Жизнь требует, чтобы человек сам умел искать информацию — школа ему преподносит ее готовой, только запомни.

Жизнь требует способностей работать в команде, понимать людей, вести диалог, а в школе все сидят молча и в затылок с учебниками и тетрадями . Многократно признаются в ценности индивидуальности, «особенности» каждого школьника, а школа продолжает учить всех всему, одинаково, фронтально и невзирая на различия склонностей и интересов.

Особенности развития познавательных универсальных учебных действий путем вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность на уроках физики и во внеурочное время.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение “умения учиться” предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

Читайте также:  Уродерм мазь способ применения

учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т. е. “надпредметными” или “метапознавательными”) действиями понимаются умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Для успешного обучения в школе должны быть сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логическими универсальными действиями являются:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

уметь устанавливать причинно-следственные связи;

уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

уметь устанавливать аналогии;

владеть общим приемом решения учебных задач;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Очевидно, что включения школьника в исследовательскую деятельность только способствует овладению познавательных универсальных учебных действий.

На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования в целях подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности с применением самых разнообразных форм и методов обучения и воспитания, начиная от поиска путей и способов решения научных проблемных ситуации на уроках и заканчивая индивидуальным выполнением исследовательских проектов.

Будучи по сути учебной, исследовательская деятельность старшеклассников в сфере физики имеет свои особенности, принципиально отличающие ее от деятельности в других предметных областях. Это связано с междисциплинарным характером физических знаний, равно как и с тем, что результаты деятельности школьников в сфере физики социально значимы и обладают объективной новизной, свойственной научным изысканиям.

Изучение мотивов включения в исследовательскую деятельность в сфере физики, позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в ней с социальной значимостью и неотложностью решения научных физических проблем ,желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере науки ,развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности .

После выполнения индивидуальных исследовательских заданий ситуация несколько изменилась, и большинство старшеклассников в качестве основной причины участия в исследованиях по физике назвали, во-первых, возможность самостоятельного получения новых знаний (32,3%), которых «нет ни в одном учебнике», и во-вторых, приобретение опыта (45,5%), который может пригодиться во время учебы в вузе и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Важно, чтобы учащиеся имели представления о социальной и личной значимости исследовательской деятельности, которые проявляются в умении обоснованно объяснить ее значение и смысл для общества и для себя лично, в желании в нее включиться. Познавательная активность достигнет своего высшего уровня при условии, если школьники осознают себя в качестве субъектов исследовательской деятельности, если будут планировать и выполнять действия, направленные на разрешение проблемных ситуаций в научном мире по физике.

Принцип проблемности предполагает максимальное использование методов обучения, предполагающих включение учащихся в проблемные ситуации, а через них – в исследовательскую деятельность. При выборе метода педагог обязательно учитывает уровень познавательной самостоятельности учащихся, возможность самостоятельного и полноценного прохождения ими всех этапов исследовательского поиска. Реализация принципа проблемности направлена на усиление роли учащихся в педагогическом процессе, на активизацию их познавательной деятельности на всех этапах обучения, начиная с постановки учебных целей и заканчивая оценкой результатов.

В проблемные ситуации рефлексивного типа учащиеся включаются тогда, когда перед ними ставится задача оценить собственное отношение или отношение других людей к определенным научным фактам, событиям или явлениям.

Читайте также:  Бензол способы получения химические свойства

Самой ответственной как для педагога, так и для старшеклассников частью педагогического процесса является индивидуальное выполнение учащимися исследовательских проектов .

Таким образом, образовательный процесс развития познавательных учебных действий через исследовательскую деятельность по физике включает самые разнообразные формы и методы обучения и воспитания, создавая условия для обретения опыта эмоционально-ценностных отношений, актуализации процессов саморазвития и самосовершенствования личности.

Одним из важных факторов успешной реализации обучения является роль исследовательских работ в формировании ключевых компетенций как наиболее значимого компонента учебных достижений школьников. В их числе — интеллектуальная, коммуникативная, социальная, информационная, познавательная, гражданско-правовая компетентности. Компетентностный подход отражает объективные потребности в усилении внимания к личностно-значимым и востребованным в практической деятельности результатам обучения. Исходя их этого, целями педагогического опыта по формированию навыков проектной и исследовательской деятельности, мы считаем:

-овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и публикациях, включая ресурсы Интернета, выносить аргументированные суждения по экономическим и социально-политическим вопросам с привлечением методов научного анализа;

— развитие мышления, способности критически осмысливать информацию и вырабатывать собственное аргументированное мнение, применять полученные знания для определения рационального поведения в конкретных ситуациях;

-расширение опыта познавательной и практической деятельности.

Формирование и оценка овладения компетенциями неотделимы от конкретных условий и ситуаций, в которых они проявляются. Поэтому наряду с традиционными формами и методами обучения, широко применяю новые технологии, в том числе метод исследований. Этот метод является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды для формирования компетенций у учащихся. При работе над исследованием формируются предпосылки для эффективного освоения познавательной, коммуникативной и информационной компетенций.

На уроках физики успешно реализуется проект «Применение нанотехнологии в школьном курсе изучения физики», главной целью которого является практическое применение учащимися , теоретических знаний по предмету физика. Учащиеся организуют собственную фирму, в ходе деятельности изучают основные этапы ее формирования, применения. Учебный проект представляет собой физическую виртуальную-лабораторию, занятия в которой дают ученикам возможность работать с компьютерными программами, заменяющие работу дорогостоящего оборудования (туннельный микроскоп), критически осмысливать ее, осуществлять научный анализ, решать задачи, раскрывающие строение наночастиц, осваивать применения наночастиц в мире.

В ходе работы над проектом учащиеся получают представление о научном подходе в наномире, о будущем применении этого мира в науке, технике, в медицине….. Это позволяет решать такие задачи, как:

-ознакомление с историей исследования наночастиц;

— развитие научный и творческий подхода в сложном исследовании;

-воспитание навыков работы с научной литературой и ее применение в школьном курсе физики.

Учащиеся создают электронные учебники, которые впоследствии будут полжены в изучении нового научного физического мира в школе. Отрабатывают процедуру создания собственного научного продукта.

Проектная, так же как и исследовательская деятельность предполагает слушание учащимися лекций, выполнение практических работ, проведение исследований и наблюдений с целью выработки у них навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в научном мире физики, и поиска путей их решения.

Итогом проекта является публичная защита исследовательской работы.

Для эффективности проектной деятельности сочетаю профильное обучение на уроках с преподаванием элективного курса по физике- «Нано мир», который был разработан мною. У учащихся формируются не только базовые компетентности, но и социально-значимые: компетентность разрешения проблем, направленная на развитие умений критически мыслить, уметь видеть и решать возникающие в реальной действительности проблемы, творчески мыслить и работать над собственным развитием; коммуникативная компетентность, т.е. быть контактным в различных социальных научных группах, уметь работать сообща; информационная, по развитию умений грамотно работать с информацией, применять полученные знания для выявления и решения новых проблем.

В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами. В этой связи особое значение приобретает используемый мною дифференцированный подход к учащимся, соотнесение познавательных возможностей каждого ученика с уровнем сложности проектной работы.

Менее подготовленные учащиеся могут выбрать в соответствии со своими склонностями краткосрочные минипроекты- рефераты, сообщения, аналитические справки, дающие возможность проявить самостоятельность. Участие их в групповых проектах позволяет проявить инициативу, сотрудничать с партнерами, применять знания по курсу физики, вырабатывать коллективные решения о целях и способах их достижения, и в конечном счете- повысить уровень самооценки, утвердиться в коллективе.

Выполнение учащимися учебного проекта способствует углубленному изучению предмета, развитию интереса к физике, выработке специальных умений и навыков. Ученик при этом учится демонстрировать личностное отношение к социально значимым проблемам, обосновывать свой выбор и осуществление практических действий для их решения.

Основными учебными проектами в ходе изучения курса физики являются такие как «Нано мир», «Альтернативная энергетика», «Четвертое состояние вещества».

Особенностью учебно-проектной деятельности является ее взаимосвязь с исследовательской деятельностью. Профильное обучение физики создает хорошие возможности для развития исследовательской деятельности, в процессе которой ученик может получать как субъективно, так и объективно новые знания. В процессе исследовательской деятельности ученики учатся выбирать тему исследования, самостоятельно формулировать цель, определять предмет и объект исследования, формулировать гипотезу исследования.

В ходе исследования они развивают навыки работы с физическим оборудованием, точными измерительными приборами, работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD-диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных.

Исследовательская и учебно-проектная деятельность осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему оптимально организовать деятельность учащихся.

1. Выбор объекта исследования или проекта.

2. Изучение состояния объекта, его основных свойств и характеристик, динамики изменения.

3. Оценка и прогноз развития объекта.

4. Определение мер по улучшению и рациональному использованию объекта.

Приступая к работе над проектом или исследованием, ученики сталкиваются с определением проблемы, темы, цели проекта или исследования, состава группы.

В дальнейшем, по мере овладения учениками приемами исследовательской деятельности, непосредственное участие в работе сокращается, работа учеников носит все более самостоятельный характер. Однако с помощью системы вопросов и советов необходимо контролировать проектную и исследовательскую деятельность, задавать направление в работе.

Итогом проектной и исследовательской деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях на школьном, городском, и всероссийском уровнях.

Кроме того, важным итогом такого рода деятельности является раскрытие интеллектуального потенциала одаренных детей, поддержание устойчивого интереса к учению, развитие их творческих способностей.

Источник

Оцените статью
Разные способы