Статья «Обучение через исследование»
статья на тему
В стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_cherez_issledovanie.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение через исследование»
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.
Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Главной целью исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
Стандарт нового поколения определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Все, что заложено в новом стандарте адресовано, в первую очередь ,учителям. Как организовать процесс обучения, чтобы получить требуемые результаты?
Выбор исследовательского метода обучения — не случайность. Я давно занимаюсь исследовательской работой со своими учениками во внеурочное время и получаю стабильно высокие результаты. Химия как наука оказывает большое влияние на формирование научного мировоззрения, развитие ключевых компетенций и творческого мышления. Основной метод этой науки – исследовательский.
Что надо сделать, чтобы уже сегодня научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины мира, сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека.
Считаю логичным остановиться на ряде принципиальных наблюдений:
- на данный момент недостаточно дидактических материалов по использованию исследовательского метода на уроках;
- исследовательский метод обучения на уроках применяется эпизодически;
- сам исследовательский метод направлен на развитие личности обучающегося, на формирование познавательной, мыслительной активности, социальной адаптации;
- формы контроля знаний на выходе из школы нацелены на проверку предметных знаний и практически не требуют от выпускника перечисленных качеств.
Сегодня мы сталкиваемся с явными противоречиями: с одной стороны — ЕГЭ, с другой — стандарты нового поколения, предлагающие изменить требования к результатам обучения, сделать главным в их оценивании умение учиться, компетентность.
Какое место при таком подходе к образованию займет исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельность?
Использование инструментария методов научного исследования на уроке приведёт к целому ряду важных последствий:
-проектному подходу в организации образовательного процесса;
-повышению уровня обученности учащихся;
-приобщению к культурным ценностям научного сообщества;
-развитию информационной культуры и коммуникативной компетенции;
-формированию умения адаптироваться в обществе.
Ведущая идея – использование методологии исследования для развития ключевых компетенций; изменение функции учителя: взаимодействие между учителем и учеником превращается в сотворчество; качественное изменение мотивации родителей (ставших по существу, научными руководителями) на развитие своих детей; широкое использование краеведческого и регионального материала при обучении химии.
Прежде чем говорить о результатах обучения через исследование, необходимо отметить:
Во-первых , качественно меняется структура урока. В урок вплетены элементы методологии научного поиска, что позволяет разнообразить используемые приемы.
Учебно-дидактические материалы практико-ориентированного характера,созданные на основе исследований учащихся, оживили исследовательский метод, так, что на протяжении всего урока идет постоянная активизация мышления учащихся, что позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это в свою очередь является весомым фактором повышения их мотивации к изучению химии. И как следствие этого улучшаются учебные результаты.
Творческий подход к изучению тем, проблемные вопросы и ситуации, предлагаемые на уроках, вызывают у ребят интерес к дальнейшему проведению исследования. Они увлекают своей заинтересованностью родителей к выполнению работы, с которой участвуют в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, становятся лауреатами и авторами публикаций.
Хочется подчеркнуть социальную значимость обучения через исследование: создание и функционирование системы сотрудничества с родителями, преподавателями вузов, специалистами-химиками, которые помогают выполнить исследование.
Оригинальность идеи: Ранее вхождение учащихся в коллектив производственных лабораторий позволяет осознать им значимость и необходимость химических знаний для решения экологических и региональных проблем, ориентирует на выбор будущей профессии.
Представленный опыт работы может быть использован преподавателями естественно-научного цикла и теми, преподавателями кому не безразлична исследовательская деятельность как мне. Ведь я испытываю огромное удовлетворение, занимаясь с ребятами исследованиями, и моя мечта, заниматься научной работой, сбывается в моих учениках, так как исследования моих учеников – это совместные исследования. Успехи ребят – это и мои достижения. Ведь счастлив тот учитель, ученики которого превзошли его самого.
Источник
Исследовательский метод обучения
Исследовательский метод обученияочень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся, как в рамках обычных, так и телекоммуникационных учебных проектов. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.
Научно-исследовательская работа — это вид самостоятельной аналитической деятельности обучающихся в области систематизированного изучения какого-либо вопроса или актуальной проблемы, выходящих за рамки учебного процесса. Такая работа способствует созданию общенаучного фундамента и выработке исследовательских навыков. Основная идея исследовательского метода заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи.
Исследовательский метод – это способ организации творческой деятельности учащихся по решению новых для них задач. При их выполнении учащиеся должны самостоятельно овладевать элементами научного познания (осознавать проблему, выдвигать гипотезу, строить план ее проверки, делать выводы и т. п.). Главная особенность этого метода – научить школьников видеть проблемы, уметь самостоятельно ставить задачи.
Проведение научного исследования с обучающимися имеет следующие цели:
• приобщить их к процессу выработки новых знаний;
• освоить один из нестандартных видов познавательной деятельности;
• научить пользоваться нормативной, учебной, монографической литературой, практическими материалами, статистическими данными, информационной системой Интернет;
• выработать умение работать с основными компьютерными программами;
• предоставить возможность выступить публично, провести полемику, донести до слушателей свою точку зрения, обосновать ее, склонить аудиторию к разделению своих идей.
Чтобы заниматься с учащимися научно-исследовательской деятельностью, педагог должен:
• глубоко и разносторонне знать свой предмет, регулярно читать специальную, методическую, научную литературу;
• свободно ориентироваться в новостях науки, проявлять к ним постоянный интерес;
• отличаться рационализаторским подходом к работе, стремиться находить новые решения научных и педагогических задач;
• знакомить обучающихся с новыми подходами к изучению того или иного вопроса.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.
При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.
2. Выявление и формулирование общей проблемы.
Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу — формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.
3.Формулировка гипотез. Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.
4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.
5. Сбор данных. На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).
6. Обсуждение полученных данных. Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:
письмо-отчет на сетевой конференции;
чат;
Веб-страницы по теме;
ролевые игры, пр.
7. Проверка гипотез. Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования — проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.
8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.
9. Применение заключений, выводов. Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:
• овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
• самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
• точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
• приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
• сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
• проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и закономерное;
• выстроить доказательство и давать опровержение.
Участвуя в научно-исследовательской работе, молодежь усваивает готовые формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, занимает активную жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда, свободно распоряжаться образовательным капиталом.
Достоинством исследовательского метода организации учебной деятельности является привитие учащимся навыка сотрудничества. Участники исследовательской деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать, что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, — они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика, тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.
Источник