Исследовательская работа как способ обучения

Статья «Обучение через исследование»
статья на тему

В стандартах второго поколения четко обозначены требования к результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
statya_obuchenie_cherez_issledovanie.docx 18.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение через исследование»

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Одним из видов такой деятельности является – исследовательская деятельность. Когда она становится системой индивидуальной работы с детьми.

Исследовательская деятельность школьников — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главной целью исследовательской деятельности является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Стандарт нового поколения определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и условия обучения. Все, что заложено в новом стандарте адресовано, в первую очередь ,учителям. Как организовать процесс обучения, чтобы получить требуемые результаты?

Выбор исследовательского метода обучения — не случайность. Я давно занимаюсь исследовательской работой со своими учениками во внеурочное время и получаю стабильно высокие результаты. Химия как наука оказывает большое влияние на формирование научного мировоззрения, развитие ключевых компетенций и творческого мышления. Основной метод этой науки – исследовательский.

Что надо сделать, чтобы уже сегодня научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины мира, сознательно организовывать свою учебную деятельность, учитывая востребованность химических знаний в жизни общества и каждого человека.

Считаю логичным остановиться на ряде принципиальных наблюдений:

  • на данный момент недостаточно дидактических материалов по использованию исследовательского метода на уроках;
  • исследовательский метод обучения на уроках применяется эпизодически;
  • сам исследовательский метод направлен на развитие личности обучающегося, на формирование познавательной, мыслительной активности, социальной адаптации;
  • формы контроля знаний на выходе из школы нацелены на проверку предметных знаний и практически не требуют от выпускника перечисленных качеств.

Сегодня мы сталкиваемся с явными противоречиями: с одной стороны — ЕГЭ, с другой — стандарты нового поколения, предлагающие изменить требования к результатам обучения, сделать главным в их оценивании умение учиться, компетентность.

Какое место при таком подходе к образованию займет исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельность?

Использование инструментария методов научного исследования на уроке приведёт к целому ряду важных последствий:

-проектному подходу в организации образовательного процесса;

-повышению уровня обученности учащихся;

-приобщению к культурным ценностям научного сообщества;

-развитию информационной культуры и коммуникативной компетенции;

-формированию умения адаптироваться в обществе.

Ведущая идея – использование методологии исследования для развития ключевых компетенций; изменение функции учителя: взаимодействие между учителем и учеником превращается в сотворчество; качественное изменение мотивации родителей (ставших по существу, научными руководителями) на развитие своих детей; широкое использование краеведческого и регионального материала при обучении химии.

Прежде чем говорить о результатах обучения через исследование, необходимо отметить:

Во-первых , качественно меняется структура урока. В урок вплетены элементы методологии научного поиска, что позволяет разнообразить используемые приемы.

Учебно-дидактические материалы практико-ориентированного характера,созданные на основе исследований учащихся, оживили исследовательский метод, так, что на протяжении всего урока идет постоянная активизация мышления учащихся, что позволяет вовлечь каждого ученика в познавательный процесс. При этом школьники на собственном опыте убеждаются в практической значимости приобретаемых знаний. Это в свою очередь является весомым фактором повышения их мотивации к изучению химии. И как следствие этого улучшаются учебные результаты.

Творческий подход к изучению тем, проблемные вопросы и ситуации, предлагаемые на уроках, вызывают у ребят интерес к дальнейшему проведению исследования. Они увлекают своей заинтересованностью родителей к выполнению работы, с которой участвуют в интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, становятся лауреатами и авторами публикаций.

Хочется подчеркнуть социальную значимость обучения через исследование: создание и функционирование системы сотрудничества с родителями, преподавателями вузов, специалистами-химиками, которые помогают выполнить исследование.

Оригинальность идеи: Ранее вхождение учащихся в коллектив производственных лабораторий позволяет осознать им значимость и необходимость химических знаний для решения экологических и региональных проблем, ориентирует на выбор будущей профессии.

Представленный опыт работы может быть использован преподавателями естественно-научного цикла и теми, преподавателями кому не безразлична исследовательская деятельность как мне. Ведь я испытываю огромное удовлетворение, занимаясь с ребятами исследованиями, и моя мечта, заниматься научной работой, сбывается в моих учениках, так как исследования моих учеников – это совместные исследования. Успехи ребят – это и мои достижения. Ведь счастлив тот учитель, ученики которого превзошли его самого.

Источник

Исследовательский метод обучения в образовании
учебно-методическое пособие по теме

Исследовательское поведение и исследовательское обучение. Соотношение исследовательского метода и проблемного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskiy_metod_v_obrazovanii.doc 71 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Исследовательское поведение и исследовательское обучение

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательское поведение — особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Попытки выстроить образовательную деятельность на основе исследовательских методов обучения предпринимались с давних времен, однако это не привело к их широкому использованию в массовой практике. Традиционное обучение и по сей день ассоциируется с репродуктивными методами. Они по-прежнему безраздельно господствуют в образовании.
Противодействие «традиционного» или, точнее, «информационно-рецептурного» обучения и «исследовательского обучения» продолжается много лет. Известный русский и советский педагог И. Ф. Свадковский еще в начале ХХ века писал о том, что «в традиционной школе провозглашенному принципу свободы ученика соответствует казарменная муштра, принципу естественного развития и роста сообразно индивидуальным свойствам ребенка противостоит классная комната, наполненная 30—40 индивидуумами, пассивно плетущимися однообразными медленными шагами за мыслью взрослого педанта, называющегося учителем». Он же отмечал, что чем больше теоретики говорят о роли индивидуальности в воспитательном процессе, тем большая пропасть отделяет живую школу от философствующей педагогики и дидактики. По его утверждению лишь исследовательские методы обучения, получившие распространение в мире в связи с введением «дальтон-плана», «метода проектов», «бригадно-лабораторного метода», дают надежду на то, что эта вечная проблема будет разрешена.

С того времени прошло около сотни лет, но по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране строится преимущественно не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому «информационно-рецептурному» обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения — поисковая активность. И это не удивительно, ведь такое обучение основано на «подражании», «повторении» и «послушании» (В. Т. Кудрявцев). Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить. Что в значительной степени блокирует исследовательскую активность ребенка, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а следовательно, и саморазвития.
В общественном сознании и профессиональном педагогическом мышлении прочно утвердился миф о том, что собственный исследовательский поиск следует начинать лишь тогда, когда человек «обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество…». Многим из нас даже в голову не приходит, что творец, исследователь формируется не на третьем десятке лет собственной жизни, когда поступает в аспирантуру, а значительно раньше того, как родители впервые приведут его в детский сад.
Важно понимать, что в современном мире умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это требуется каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются в наше время в самых разных сферах жизни. Хотя нельзя не отметить, что понятия «исследование» и «исследовательская деятельность» прочно связаны в нашем сознании с понятиями «наука» и «научная работа».
Общая тенденция развития современного и материального, и духовного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире — как стиль жизни современного человека. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

— Давайте вспомним пять основных общедидактических методов обучения.
Напомним, что известные специалисты в области теории обучения М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер выделяли пять основных общедидактических методов обучения:
• объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Известно, что методы обучения классифицировались и классифицируются по разным основаниям. С точки зрения обсуждаемой нами проблемы наиболее продуктивна дихотомия: продуктивные (четвёртый и пятый методы) и репродуктивные методы обучения(первый и второй методы).

— В чём отличие группы репродуктивных методов обучения от группы
продуктивных методов обучения?
К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы деятельности. Этот метод экономичен, но он не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.
Репродуктивный метод допускает, что ребенок не только усваивает информацию, но и учится действовать по образцу. Таким образом, создаются условия для формирования умений и навыков путем упражнений. Действуя по предложенному образцу, дети приобретают умения и навыки использования знаний.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает субъективно и объективно новые знания в результате собственной исследовательской творческой деятельности. Проблемное изложение — промежуточная группа. Оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
Остановимся на продуктивных методах обучения.
Их выделяют два — частично-поисковый и исследовательский.
Частично-поисковый метод предполагает, что ребенок часть работы по добыче знаний берет на себя. Исследовательский метод — что путь ребенка к знанию пролегает через собственный творческий, исследовательский поиск.
Исследовательский метод следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Его основные составляющие — выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.
Реальное преобладание репродуктивных методов в современном образовании, иногда называемом традиционным, вызывает множество протестов со стороны специалистов. Эта критика во многом справедлива, но, отмечая важность внедрения продуктивных методов обучения в практику образования, не следует забывать, что репродуктивные методы не стоит рассматривать как нечто ненужное.
Во-первых, необходимо учитывать, что это — наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества. В образовательной практике не только не обязательно, а даже глупо добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Нет необходимости переоткрывать заново все законы развития природы и общества.
Во-вторых, исследовательский метод дает больший образовательный эффект лишь при умелом его сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим и не последним обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка
эмоции, такие как альтруизм, стыд, зависть средовых воздействий. Признают они и то, что поведением управляют внутренние потребности, но считают их мало контролируемыми самим ребенком.
Соотношение исследовательского метода и проблемного обучения.

Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение-это лишь иное название исследовательского метода обучения, хорошо известного в … дидактике . М.А. Данилов пишет, что «неправомерно рассматривать проблемный и исследовательский методы как самостоятельные» 4

Исследовательский метод не может охватить весь педагогический процесс. Исторически доказано, что ученик не может усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Во-вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле «не экономно», оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе. И, в-третьих, результаты исследовательского метода «не всегда достоверны, так как индивидуальная познавательная работа учащегося может содержать в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться».
Исследовательский метод связан с решением познавательных задач и учебных заданий с проблемным содержанием. Он связан с практической деятельностью учащихся, со сбором (дополнительной) информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных работ и на внеклассных занятиях и не всегда возможно и целесообразно в условиях классно-урочных занятий. Исследовательский метод в результате решения теоретической проблемы позволяет ученику «открыть» новое знание или способ действия. Однако он не обеспечивает решения учебных проблем, требующих чувственно-образного мышления, т.е. деятельности, носящей характер практического или художественного творчества. Иначе говоря, исследовательский метод мы понимаем только как один из путей реализации принципа проблемности. Следовательно, исследовательский метод обучения соотносится с проблемным обучением как часть и целое, он является его структурным элементом. Поэтому они не могут отождествляться и быть взаимозаменяемыми.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Организация обучения, при котором учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы ее решения, исходя из известных данных делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. В зависимости от уровня сложности и подготовки учащихся выделяются несколько уровней такого рода обучения. На первом уровне преподаватель ставит проблему и намечает методы ее решения. На втором уровне преподаватель только ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы ее решения . На третьем уровне учащиеся самостоятельно формулируют проблему и предлагают методы ее решения.

Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.

Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования.

При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

2. Выявление и формулирование общей проблемы.

Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу — формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.

3. Формулировка гипотез .

Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

4. Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).

6. Обсуждение полученных данных.

Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:

  1. письмо-отчет на сетевой конференции;
  2. чат;
  3. Веб-страницы по теме;
  4. аргументация;
  5. ролевые игры, пр.

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

7. Проверка гипотез.

Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования — проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов.

Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

9. Применение заключений, выводов.

Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).

— Какие навыки и умения логического и творческого мышления необходимы учащимся при решении исследовательских задач?

В исследовательском поиске необходимы инструментальные навыки, а также умения логического и творческого мышления, требующиеся при решении исследовательских задач.

. К ним мы относим:
• умение видеть проблемы;
• умение задавать вопросы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение давать определение понятиям;
• умение классифицировать;
• умение наблюдать;
• умения и навыки проведения экспериментов;
• умение структурировать полученный в ходе исследования материал;
• умение делать выводы и умозаключения;
• умение доказывать и защищать свои идеи.

При организации исследовательской работы в начальной в школе необходимо учитывать возрастные психолого-физилогические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близких к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочныъх занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашеним старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей).

Наряду с формированием умений по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности у обучающихся на традиционных занятиях, начиная со 2 класса (таких как: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий и так далее), возможно проведение в 3-м классе во 2-м полугодии одного проекта или исследования, в 4-м – двух проектов или исследований. Если позволяют ресурсы учебного времени, проектную и исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включёния ребёнка в работу.

Из опыта работы учителя начальных классов Скоропуповой Л. Г.

В России ежегодно проводится большое количество конкурсов, выставок, фестивалей, конференций, на которых рассматриваются представленные исследовательские работы и творческие проекты детей разного возраста. Но практически вся эта деятельность разворачивается сверх основной учебной нагрузки. Исследовательская практика ребенка заняла прочное место пока лишь во второй половине школьного дня и в сфере дополнительного образования.

У каждого метода есть свои достоинства и свои недостатки. Сейчас, разделившись на группы, попробуем выявить достоинства и недостатки исследовательского метода обучения. Обсудим данную проблему. Время работы 5 минут(работа в группах).

Итак, к достоинствам мы отнесём возможность этого метода:

— обеспечить овладении методами научного познания в процессе поиска;

— сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

— дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко использованные знания;

— помочь развитию творческого мышления.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов.

Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

— выявить склонности учащихся к ведению научно- исследовательской

— развить интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т. п.);

— развить умения самостоятельно, творчески мыслить;

— помочь в выборе профессии.

Недостатки: требуется много времени на получение результата.

Следует подчеркнуть важность предварительной подготовки учителя по управлению поисковой деятельностью, так как в условиях развивающегося обучения возможна большая и бесполезная затрата времени, путаница в знаниях, потере интереса к исследуемой проблеме и ослаблению уверенности в своих возможностях.

Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского детского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. В большинстве начальных, средних школ и тем более в высших учебных заведениях педагоги убеждены, что стоит им только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на нем заостряется внимание.

Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если его этому специально не обучить. Редкий студент способен делать это после долгих, мучительных проб и ошибок. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективней в этом плане окажется специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Как должна выглядеть программа учебно-исследовательской деятельности и творческого проектирования в начальной школе? Какими должны быть содержание, формы организации и методы работы с детьми в данном направлении? Эти вопросы мы рассмотрим на следующем заседании нашей проблемной группы.

Источник

Читайте также:  Все возможные способы получения caco3
Оцените статью
Разные способы