Доклад на тему «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения технологии в условиях реализации ФГОС»
Филиал МКОУ Новоспасской СОШ – Юнопионерская ООШ
на педагогическом совете
«Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС »
Требования к результатам освоения образовательных программ
УУД как основа освоения образовательных программ
Сущность проектной технологии
Требования к организации проектной деятельности
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
Федеральный государственный стандарт образования второго поколения определяет главной целью школьного образования воспитание, оказание социально-педагогической поддержки и развитие высоконравственного, социально-активного, творческого индивида, который способен и стремится непрерывно совершенствоваться, развиваться и обучаться. В основу ФГОС второго поколения положены требования к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.
Требования к результатам освоения образовательных программ
Определены следующие результаты освоения обучающимися образовательных программ: личностные, метапредметные и предметные .
Напомним, что личностные результаты отражают систему ценностных ориентаций обучающихся, их самоопределение, смыслообразование и отношение к различным сторонам окружающего мира.
Требования к предметным результатам освоения образовательной программы заключаются в овладении обучающимися основы системы научных знаний по предмету, в умении осуществлять предметную деятельность по получению, преобразованию и применению нового знания; в умении совершать предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
В соответствии с ФГОС метапредметными результатами являются следующие умения:
ставить цель и задачи;
анализировать условия и выбирать оптимальные способы и средства для достижения цели и задач;
прогнозировать будущий результат своих действий в результате осознанной рефлексии на разных этапах, ведущих к достижению цели;
адекватно и самокритично оценивать свою деятельность, ведущую к реализации цели;
выбирать, использовать знаково-символические средства и модели, а также комбинировать, видоизменять и создавать их для решения конкретных задач;
выполнять различные логические операции, такие как: сравнение, анализ, установление аналогий, обобщение, классификация, подведение под понятие;
работать с информацией, а именно: выделять главное, структурировать, преобразовывать;
проявлять инициативность и самостоятельность;
проявлять волевые качества и приемы саморегуляции в деятельности, необходимой для решения целей и задач;
работать в парах, больших и малых группах, владеть эффективными методами сотрудничества, разрешения конфликтов и спорных вопросов;
общаться и решать коммуникативные задачи;
пользоваться ИКТ для решения поставленных задач;
передавать в форме громкой четкой речи содержание совершаемых действий и полученный результат деятельности.
УУД как основа освоения образовательных программ
Достижение вышеперечисленных метапредметных результатов, наряду с личностными и предметными происходит «на основе освоения ими (обучающимися) универсальных учебных действий»[2]. Само понятие “универсальные учебные действия” как раз и означает желание и умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий прослеживается в том, что они являются «метапредметными». Это означает, что каждый учебный предмет, каждое занятие в рамках внеурочной деятельности в зависимости от его содержания, применяемых педагогических технологий, способов и форм организации учебной деятельности обучающихся предоставляет широчайшие возможности для активного формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС в метапредметных результатах освоения основной образовательной программы представлены три вида УУД: коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Регулятивные — это организационные действия, которые позволяют обучающимся осуществлять организацию своей учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к активному познанию и преобразованию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное сотрудничество в совместной деятельности, проявлять толерантность к партнерам, соблюдать правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной речевой ситуации.
Формирование данных УУД происходит посредством активной деятельности, а не пассивным усвоением фактических знаний, поэтому в новом стандарте перечислены виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся. Следовательно, приоритетными становятся педагогические технологии деятельностного типа, к которым относится проектная технология.
Сущность проектной технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы прошлого столетия в США и связан с идеями гуманистического направления в философии. Дж. Дьюи являлся основоположником данной технологии, которой дал название «метод проблем». Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, при этом вселяя в учащихся убеждение, что для каждого из них крайне важно и необходимо найти решение проблемы.
Разумеется, со временем проектная технология претерпела определенную эволюцию. Но суть ее остается прежней — через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний и умений. С позиции современности, данная педагогическая технология ведет к развитию целого ряда умений, а именно:
самостоятельно планировать свои действия по решению задачи;
ориентироваться в информационном пространстве: сопоставлять, анализировать, систематизировать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (составить таблицу, сделать диаграмму, график и т.д.);
оценивать и корректировать свою деятельность в ходе проекта;
выполнить проект в определенных временных рамках;
получить конкретный результат деятельности;
представить (защитить) его публично.
Требования к организации проектной деятельности
Для организации проектной деятельности в своей педагогической практике учителю необходимо понимать, что представляет из себя сам проект. Обратимся снова к статье Е.С. Полат, где автор обращает наше внимание на то, что для проекта характерны следующие признаки:
Наличие значимой проблемы.
Практическая, теоретическая, познавательная ценность результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез их решения, отбор и обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Исходя из перечисленных признаков, учитель организует проектную деятельность обучающихся.
В соответствии с вышеперечисленными признаками определяются следующие типы проектов:
По характеру координации проекты могут быть:
с открытой координацией;
со скрытой координацией.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном — двух уроках;
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности, а именно:
направленность на решение конкретной задачи;
скоординированное выполнение действий в определенной логической последовательности;
ограниченные временные рамки;
уникальность конечного результата.
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения
В ходе проектной деятельности у обучающихся развиваются все три типа УУД, целенаправленно ведущих к достижению метапредметных результатов. Рассмотрим эти результаты подробнее.
Так, формирование метапредметных регулятивных УУД происходит на начальном этапе работы над проектом, когда обучающиеся: определяют цель и задачи проекта, обдумывают и составляют план работы, поэтапно реализуют этот план, анализируя возникающие затруднения и находя способы преодоления трудностей , представляют конечный результат и умеют его оценить.
Познавательные УУД развиваются в процессе работы с информацией, что находит свое выражение в обдумывании какого рода информация необходима, выборе источника информации ( интернет, справочник, словарь, ЭОР и др.), анализе, сравнении и отборе информации из разных источников, способе и форме преобразования информации для реализации проекта.
Метапредметные коммуникативные УУД формируются при осуществлении совместной проектной деятельности, а также при публичной защите проекта.
Что же касается личностных результатов, они проявляются при выражении желания и готовности выполнить проект самостоятельно, в группе или в паре (что говорит о высоком уровне мотивации), в выборе темы проекта, в отражении личной позиции, следовании нравственно-этическим и социальным нормам.
Итак, применение проектной педагогической технологии создает условия для развития практико-значимого деятельностного мышления, которое позволяет эффективно решать поставленные задачи/проблемы. Публичная защита своих проектов формирует способность и готовность к осуществлению коммуникации. Свобода выбора и ответственность за конечный результат ведут к формированию гражданской позиции, социальной ответственности перед собой, обществом, государством.
Таким образом, проектная технология является эффективным педагогическим инструментом для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что и требует ФГОС второго поколения.
Источник
Проект «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»
слушателя курсов повышения квалификации
«Актуальные проблемы обучения иностранному языку: подходы, технологии, результаты »
По теме «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Иванова Л.Ф., зав. лингвистической лабораторией
Проект допущен к защите:
«__»____________ 2020 г.
Внедрение ФГОС — важнейшая задача нынешней школы. Цель сегодня – реализация ФГОС в образовательный процесс, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей.
Выпускник ОО должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях жизни. Перед педагогами стоит актуальная задача – развивать у детей способность к самостоятельному успешному усвоению новых компетенций. Ее реализация сопровождается освоением универсальных действий.
Универсальные учебные действия:
- Это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
- совокупность способов деятельности учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса;
- основы компетенций.
В настоящее время существует проблема низкой мотивации к изучению иностранного языка у большинства учащихся. Вызвать интерес к предмету у учащихся можно, предложив им кардинально новые способы подачи материала, которые будут соответствовать их потребностям и вернут желание изучать иностранный язык. К таким технологиям относится метод проектов, способствующий не только достижению образовательных целей, но и развитию личности, уверенности в себе и раскрытию потенциала учащегося.
Метод проектов – это целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Педагогические характеристики метода проектов: целеполагание, содержание, формы организации и отчетности, а также критерии оценивания.
При этом имеется в виду, что его использование реализуется на материале ныне действующих Стандарта и учебных программ по английскому языку и включается в организационные рамки существующего в современной школе образовательного процесса.
1. Актуальность проекта
В связи с реализацией ФГОС в образовании изменилась система требований к учебному процессу: к условиям; к структуре, содержанию; к результатам.
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения, постановки костюмированных спектаклей на английском языке, создания проектов.
Осуществление самостоятельной творческой работы в рамках заданной темы;
Овладение знаниями об истории, культуре родного края.
Планируемые результаты обучающихся:
- Предметные: уметь создать проект или исследовательскую работу по заданной теме
- Метапредметные:
— Коммуникативные : проявлять готовность и способность к осуществлениюмежкультурного общения на английском языке; развивать коммуникативную компетенцию
— регулятивные : развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения; выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
— познавательные: овладевать исследовательскими учебными действиями, в том числе навыками работы с информацией
- Личностные: формирование мотивации к продолжению изучения английского языка; развитие стремления к самосовершенствованию в данной предметной области.
2. Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта – Привлечение школьников к культуре другого народа и вместе с тем приобщение их осознанно, через проектную и исследовательскую деятельность, поиск пути саморазвития путём познавательного аспекта
3.2 Задачи проекта:
- Развивать любознательность, познавательный интерес и познавательную активность учащихся;
- Приобщать их к миру науки;
- Активно применять новые информационные технологии ;
- Развивать умения самостоятельно планировать свою деятельность .
3.3 Целевая группа проекта:
Учитель английского языка, обучающиеся 2-9 классов.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: ноябрь 2020- май 2021года.
4.3 Программа проектных мероприятий
Источник