Исследовать возможные способы наблюдения полного внутреннего отражения

Линия заданий 18, ЕГЭ по физике

А) свет идет из воздуха в стекло

1) наблюдать нельзя ни при каких углах падения
2) наблюдается при \( \alpha > <\alpha _0>\), где \( \sin <\alpha _0>= <1 \over n>\)
3) наблюдается при \( \alpha <\alpha _0>\), где \( \sin <\alpha _0>= n\)

Верный ответ: 12

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8754.

1) сила тока через резистор
2) напряжение на резисторе
3) мощность тока в резисторе
4) сопротивление резистора

Верный ответ: 31

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8786.

А) магнитное поле
Б) электрическое поле

ИЗОБРАЖЕНИЯ СИЛОВЫХ ЛИНИЙ

1)
2)
3)
4)

Верный ответ: 41

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8818.

А) модуль напряженности электростатического поля заряда \( Q \) в точке \( B \)
Б) модуль напряженности электростатического поля ро заряда \( Q \) в точке \( A \)

Верный ответ: 41

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8850.

А) заряд, протекший через контур
Б) ЭДС индукции

Верный ответ: 24

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8882.


1) сила тока в катушке
2) энергия магнитного поля катушки
3) энергия электрического поля конденсатора
4) заряд на левой обкладке конденсатора

Верный ответ: 41

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8914.

1) заряд, протекший через резистор
2) напряжение на резисторе
3) мощность тока, выделяющаяся на резисторе
4) сила тока через резистор

Верный ответ: 13

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8946.

СОПРОТИВЛЕНИЕ УЧАСТКА ЦЕПИ

УЧАСТОК ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Верный ответ: 21

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 8978.

СОПРОТИВЛЕНИЕ УЧАСТКА ЦЕПИ

УЧАСТОК ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Верный ответ: 34

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 9010.

А) сила тока через источник при разомкнутом ключе K
Б) напряжение на источнике при замкнутом ключе K

Источник

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ ФОРМУЛЫ

А) Длина волны света в стекле

Б) Длина волны света в воздухе

Карандаш высотой 9 см расположен перпендикулярно главной оптической оси тонкой собирающей линзы на расстоянии 50 см от линзы. Оптическая сила линзы 5 дптр. Чему равна высота изображения карандаша? Ответ приведите в м.

Предмет расположен на расстоянии 9 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием 6 см. Линзу заменили на другую собирающую линзу с фокусным расстоянием 8 см. На каком расстоянии от новой линзы нужно расположить предмет для того, чтобы увеличения в обоих случаях были одинаковыми? Ответ приведите в см.

Коллекционер разглядывает при помощи лупы элемент марки и видит его мнимое изображение, увеличенное в 5 раз. Рассматриваемый элемент расположен на расстоянии 8 мм от лупы. На каком расстоянии от линзы находится его изображение? Ответ приведите в миллиметрах.

18. Исследовались возможные способы наблюдения полного внутреннего отражения.
В первом случае узкий пучок света шёл из воздуха в стекло (рис.1), во втором – из стекла в воздух (рис.2). Показатель преломления стекла в обоих случаях равен n.
При каких углах падения возможно наблюдение этого явления?

Источник

Исследовать возможные способы наблюдения полного внутреннего отражения

C06144 Пучок света переходит из воздуха в воду. Ско­рость света в воздухе — с , длина световой волны в возду хе — λ, показатель преломления воды относительно воз­духа — п . Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчи­тать. К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу вы­бранные цифры под соответствующими буквами.

А) длина световой волны в воде

Читайте также:  Закупка осаго по 44 фз способ определения поставщика

Б) частота световой волны в воде

Отзыв

Вопрос 2

Текст вопроса

В опыте нить накала лампочки расположена вблизи главной оптической оси тонкой линзы с фокусным расстоянием F перпендикулярно этой оси. Расстояние а от линзы до спирали больше 2F. Сначала в опыте использовали собирающую линзу, а затем рассеивающую. Установите соответствие между видом линзы, ис­пользовавшейся в опыте, и свойствами изображения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

А) линза собирающая

Б) линза рассеивающая

1) действительное, перевёрнутое, уменьшенное

Источник

Полное внутреннее отражение

Прохождение света через границу раздела двух сред с разными абсолютными показателями преломления описывается законом преломления. Возможные варианты хода лучей в зависимости от соотношения показателей преломления сред изображены на рис.

Рассмотрим более подробно случай, когда свет из среды с большим показателем преломления проникает в среду с меньшим показателем преломления.

По мере увеличения угла падения увеличивается и угол преломления. При некотором значении угла падения aпр (назовем его предельным) преломленный луч распространяется вдоль границы раздела (b =p/2). Если световой луч пустить на границу под углом a> aпр, то он вообще не проникает во вторую среду. Вся световая энергия отражается, что и является полным внутренним отражением.

Условия наблюдения явления полного внутреннего отражения:

n1 aпр. При этом выполняется соотношение: sin(aпр) = n2/n1.

Миражи.Существует множество явлений. Например, миражи. Они возникают в результате неоднородности атмосферы. Суть явления заключается в этом. Имеется ли реальный объект? Да.

Существует два типа миражей. Один из них верхний, а другой нижний.

Нижний мираж появляется под предметом, при чем изображение предмета перевернуто. В жаркий «летний» день воздух сильно нагревается и его плотность с возвышением над землей увеличивается. А от этого меняется коэффициент преломления. Нужно понимать, что он изменяется плавно, нет резкой границы. Если луч переходит из среды с разным коэффициентом преломления (n), то происходит полное внутреннее отражение. Допустим, мы имеем дело с резкой границей сред. Изображение экстраполируем по прямой линии в точку 1. Водная поверхность, отражение неба.

Верхний мираж – «летучий Голландец». Есть изображение судна далеко за горизонтом. Изображение экстраполируем «в небеса».

Выпуклость линии направлена в сторону уменьшения показателя преломления. Показатель преломления выше в нижних слоях воздуха.

Фронт волны – геометрические точки, куда дошла волна за время t.

Источник

Полное внутреннее отражение. Урок-исследование в 11-м классе

Разделы: Физика

“Все исследуй, давай разуму первое место”

Продолжать заинтересовывать учащихся исследовательской деятельностью, развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике, в быту, для объяснения наблюдаемых явлений, для понимания работы световодов.

Для фронтального эксперимента: пластмассовые стаканчики с водой, пробирки, закопченные пластинки из фольги.

Для демонстрационного эксперимента: скамья с кюветой и лазером для опытов по геометрической и волновой оптике; раствор соли — 200 мл; Дистиллированная вода 200 мл + 400 мл; Раствор молока 100 мл; Лучинка, спички — для задымления; Зеркала; Шарик, закопченный сажей; Емкость с водой, штатив; Сосуд с водой с двумя отверстиями: сверху (закрыто пробкой) и около дна (закрыто пробкой, в которую вставлена стеклянная трубочка); сообщающийся сосуд с водой; Поддон (ванна для проекций); Флюоресцирующий раствор; Штативы и подъемные столики; Воронка, широкий сосуд с водой; Графопроектор.

Кодограммы: полное внутреннее отражение; фиброскоп; миражи; видеокамера, телевизор (для наблюдения эксперимента на экране телевизора).

Ход урока

Постановка задачи урока. Повторение, актуализация знаний.

(Фронтальный опрос -> проблемный вопрос -> эксперимент).

Ребята, основная деятельность на нашем уроке будет исследовательская. Наблюдая фронтальный и демонстрационный эксперимент, изменяя его постановку, мы будем исследовать, как происходит распространение светового пучка в различных средах: оптически более и менее плотных, что происходит при переходе пучка света из одной среды в другую.

На прошлом уроке мы узнали об атмосферной рефракции [2].

  • Что это за явление? (Явление искривления световых лучей при прохождении через атмосферу).
  • Почему возникает это явление? (У поверхности оптически более плотный воздух, с высотой плотность уменьшается, но не скачками, а непрерывно и если заменить для удобства световой пучок световым лучом (линией, направление которой совпадает с направлением потока энергии, переносимой волной), то получится плавная кривая, обращенная выпуклостью в сторону уменьшения n).

Что наблюдается в результате атмосферной рефракции? (Солнце, луну, звезды видим выше того места, где они находятся на самом деле; Увеличивается продолжительность дня в средних широтах на 10-12 минут; в полярных зонах до 2-3 суток, следовательно, полярный день больше полярной ночи почти на 6 суток. Сжатие дисков Луны и Солнца у поверхности Земли (на горизонте). Мерцание звезд (воздушные потоки приводят к изменению плотности атмосферы на пути световых потоков). Мерцание у горизонта и при высоком содержании в атмосфере водяных паров больше).

  • Может ли явление рефракции наблюдаться в жидких прозрачных средах? (Учащиеся предполагают, что должно наблюдаться).
  • Какое условие для этого должно выполняться? (Непрерывное изменение плотности жидкости).
  • Используем прибор по геометрической и волновой оптике, где источником света служит лазер. Прибор состоит из штатива (4) для установки необходимых приборов, кюветы (2), лазера (3), зеркал (1), которые можно устанавливать под наклоном.

    Подготовка к работе

    В кювету через стеклянную трубочку диаметром 1 см наливаем 100 мл дистиллированной воды, а затем 100 мл раствора поваренной соли. Подготавливаем установку за два часа до демонстрации, чтобы вследствие диффузии граница раствора и воды исчезла и образовался раствор с постепенно уменьшающейся с высотой плотностью. Световой пучок лазера через линзу направлен на верхнюю поверхность жидкости. Проходя через полученный раствор, световой пучок искривляется.

    Объясните наблюдаемое явление, т.е. почему световой пучок искривляется.

    Если при помощи собирающей линзы световой пучок направить в задымленную область кюветы, то как он будет распространяться в этой области?

    Наливаем в кювету раствор молока (на 200 мл дистиллированной воды 2-3 капли молока).

    Что произойдет со световым пучком? Объяснить.

    Почему туман и облака непрозрачны, ведь они состоят из маленьких прозрачных капелек воды? (Рассеяние света в неоднородной среде; при каждом переходе света из одной среды в другую, происходит частичное отражение света. Доля отраженного света от границы раздела двух сред тем выше, чем больше разница показателей преломления этих сред).

    Объяснение нового материала на основе проблемного фронтального эксперимента и проблемной задачи

    Исследуем, что будет происходить при переходе светового пучка из оптически более плотной среды в оптически менее плотную.

    Фронтальный эксперимент №1

    На ваших столах стаканчики с водой и пробирки. Опустите в пробирку карандаш и поставьте в сосуд с водой. (Одновременно я делаю опыт на демонстрационном столе, оператор проецирует его при помощи видеокамеры на экран телевизора).

    Что вы наблюдаете? (Та часть пробирки, которая опущена в воду, посеребрена, карандаша в ней не видно).

    Изменяя положение наблюдения, всегда вы видите пробирку посеребренной? (Нет)

    Из стакана налейте воды высотой 2 сантиметра в пробирку и вновь опустите её в стаканчик.

    Что вы наблюдаете? (Там, где вода в пробирке — карандаш виден, посеребрения нет; где воздух в пробирке — посеребрение пробирки).

    Ваши предложения, почему так происходит?

    Задача: Луч света падает из воды на границу раздела “вода-воздух” под углом 60 градусов. Найдите угол преломления луча в воздухе.

    Дано: = 60° ; n = 1,33.

    Найти — ?

    ? sin b = n sin a

    = arcsin(n sin) = arcsin (1,33*,0866)= arcsin 1,15.

    Но такого быть не может.

    Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся с явлением полного внутреннего отражения. Напишите в тетради тему урока “Полное внутреннее отражение”. Обратимся к эксперименту (Опыт 4).

    В кювету наливаем дистиллированную воду, закрашенную двумя чайными ложками раствора молока, сверху — задымление. Будем направлять лазер снизу на воду под разными углами. Обращаем внимание учащихся, что при малом угле падения часть света проходит в воздух (большая), а незначительная часть отражается от раздела двух сред. При большем угле падения световая энергия падающего луча перераспределяется: все более интенсивным становится отраженный луч. При определенном угле падения, отраженный луч скользит по поверхности воды: = 90° . Этот угол обозначается 0 — предельный угол полного отражения — угол падения света на границу раздела двух сред, при котором свет в оптически менее плотную среду преломляется под углом в 90 градусов.

    Найдем, чему равен предельный угол полного отражения. Проецирую кодограмму, объясняю её.

    Обращаю внимание: Wпад = Wотр + Wпр.. В тетради рисунок сделать дома, используя учебник [1]. Вывод, чему равен 0, пишем в тетради.

    Сформулировать закон преломления света. Выполнить запись символами на доске. . (При переходе из оптически менее плотной в оптически более плотную среду).

    Физический смысл показателя преломления? (Показатель преломления показывает, во сколько раз скорость света во второй среде меньше скорости света в первой).

    Для нашего случая: при переходе светового луча из оптически более плотной среды в менее плотную, но = 90° следовательно sin = 1 и .

    Для прозрачных веществ рассчитаны по этой формуле 0. Чем оптически плотнее среда, тем 0 меньше. Например, для алмаза n = 2,42; 0 = 24° 40’; для воды 0 = 48° 35’.

    Ответим на вопрос фронтального эксперимента и задачи. (При определенном угле наклона пробирка кажется посеребренной, т.к. световые лучи падают на границу раздела сред вода — воздух под углом больше 0 ,возникает явление полного внутреннего отражения. Когда в пробирку наливаем воду, оптическая плотность сред одинакова — свет отражается от поверхности карандаша).

    Закрепление (экспериментальные задачи)

    Достаю сосуд с водой, в котором находится шарик (от прибора теплового расширения тел), покрытый сажей. Устанавливаю на демонстрационном столе.

    Какого цвета этот шар? (Оператор с помощью видеокамеры проецирует на экран телевизора). Вынимаю шар из воды — оказывается, он черный и покрыт сажей.

    Почему шар, покрытый сажей, в воде казался посеребренным?

    Чтобы ответить на этот вопрос проведем

    Фронтальный эксперимент №2

    Металлическую фольгу, покрытую сажей, опустите в воду.

    Что вы наблюдаете?

    Теперь рассмотрите эту фольгу в воздухе.

    Почему сажа сухая?

    Исследуйте, как ведет себя вода, когда вы ее брызгаете на фольгу с сажей. (Учитель проводит такой же опыт, видеооператор проецирует на экран).

    Вывод: сажа не смачивается водой; когда мы закопченную фольгу опускаем в воду, около сажи остается слой воздуха, наблюдается полное внутреннее отражение на границе “вода — воздух”, фольга в воде кажется посеребренной.

    В бутыль, имеющую отверстие около дна, наливаем воду, закрываем пробкой. Отверстие снизу закрывается пробкой со вставленной стеклянной трубочкой, чтобы сделать узкую струю воды. С противоположной стороны бутыли устанавливаем лазер так, чтобы его луч попал в стеклянную трубочку. Слегка открываем верхнюю пробку, вытекает струйка воды, луч лазера изгибается вслед за изгибом воды.

    Учитель. На явлении полного внутреннего отражения основано появление раздела волоконной оптики, в котором изучается формирование изображений при распространении света по световодам. Высоко прозрачные световоды изготовляют из весьма чистых материалов. Основной метод этого производства — вытягивание световода из расплава кварцевого стекла; наружная оболочка из того же кварца легируется примесями, снижающими показатель преломления (бор, германий, фосфор). Волоконная оптика применяется в медицине, для передачи большого объема информации, для освещения недоступных мест, в рекламе, бытовой осветительной технике. Полное внутреннее отражение встречается в природе:

    Так неожиданно и ярко
    На влажной неба синеве
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве!
    Один конец в леса вонзила.
    Другим за облака ушла.
    Она полнеба обхватила
    И в высоте изнемогла.

    (Ф.И. Тютчев)

    Что это за прекрасное явление?

    И преломление света, и полное внутреннее отражение имеют место при возникновении радуги. Об этом мы поговорим на последующих уроках. А сейчас послушаем сообщения одноклассников об использовании световодов.

    Сообщение о передаче информации по волоконному кабелю. [3]

    Сообщение о медицинских приборах, использующих волоконную оптику. (Ккодограмма).[4]

    Сообщение о лазерной терапии и хирургии с использованием волоконной оптики. [5]

    Сообщение о миражах. (Кодограмма).[6]

    Дома: параграф 43, провести исследовательскую работу. Из пластмассовой крышки (из-под кофе) вырезать кружок диаметром 3 см, в центр воткнуть английскую булавку (оператор проецирует на экран телевизора) и исследовать, как будет видна булавка при постепенном погружении в широкий сосуд с водой, если смотреть на нее из одного и того же положения сбоку через поверхность воды. Какие части булавки видны, когда пластмассовая крышка плавает. Обратить внимание на то, как видна булавка в воздухе, если кружок расположить сбоку от сосуда на уровне поверхности воды в сосуде. Зарисовать в тетради, дать объяснение.

    На следующем уроке будем решать экспериментальные, качественные и количественные задачи на полное внутреннее отражение.

    Продолжение закрепления

    Воронку переворачиваем, закрываем верхнее отверстие пальцем, опускаем в сосуд с водой — поверхность воронки посеребренная. Отпускаем палец, мы видим стеклянную воронку, наполненную водой.

    Сосуд заполняем водой (можно добавить флюоресцин) и направляем лазерный луч в трубку. Вторая трубка сосуда также окажется ярко освященной (видеооператор направляет на нее объектив видеокамеры, смотрим на изображение в телевизоре).

    Описание оборудования на столе:

  • Установка, при помощи которой показываем, что луч лазера следует изгибам струи воды.
  • Установка, при помощи которой показываем, что луч лазера следует изгибам сообщающегося сосуда.
  • Широкий сосуд с водой, в который опускаем перевернутую воронку.
  • Прибор для демонстраций по волновой и геометрической оптике.
  • Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев. Физика 11. Москва. Просвещение.

    Е.В. Фабрикантова “Что же такое физика?” Газета “Физика” №7, 2000.

    Энциклопедия для детей Аванта+. Физика. Т.16. Часть 2. Москва, 2001 г. С. 88-89.

    Л.Е. Гусева. “Физика. Человек. Здоровье”. Газета “Физика” №7, 2000.

    Л.Е. Гусева. “Лазерная медицина”. Газета “Физика” №11, 2000.

    В.А. Мезенцев “Этот загадочный мир”. Московский рабочий. 1975 г. 41-42.

    Источник

    Читайте также:  Красивые способы разделки дрожжевого теста
    Оцените статью
    Разные способы