- Исследование причинно следственных связей способом логической индукции
- Исследование причинно следственных связей способом логической индукции
- § 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи
- Читайте также
- В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- § 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
- Индуктивные умозаключения
- Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
- § 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
- 45. Понятие о причинно-следственных связях
- 46. Методы установления причинно-следственных связей
- ЛЕКЦИЯ № 18 Методы установления причинно-следственных связей
- 1. Понятие о причинно-следственных связях
- 2. Методы установления причинно-следственных связей
- 3. Душа как причинно–целевой принцип
- IV. Косвенные индуктивные умозаключения
- Методы труда и методы познания
Исследование причинно следственных связей способом логической индукции
151. При __________________ факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом «от общего к частному».
• прямом
152. При __________________ факторном анализе исследование причинно-следственных связей осуществляется способом логической индукции «от частных, отдельных факторов к обобщающим».
• обратном
153. При __________________ факторном анализе проводится детализация факторов на составные элементы с целью изучения их поведения.
• многоступенчатом
154. При анализе расхода сырья и материалов на единицу продукции учитывается следующая группа показателей:
• качество сырья и материалов и квалификация работников
155. При анализе хозяйственной деятельности активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в состоянии объекта, называются:
• факторами
156. При анализе хозяйственной деятельности в качестве важнейшего элемента методики выступают технические приемы и способы анализа, которые кратко можно назвать:
• инструментарием
157. При изучении экономических законов, механизма их действия, экономический анализ опирается на экономическое(-ую):
• теорию
158. При организации функционально-стоимостного анализа определение величины выявленных резервов зависит от стадии жизненного цикла изделия согласно принципу
• ранней диагностики
159. При отраслевом анализе хозяйственной деятельности методика анализа должна учитывать:
• специфику отдельных отраслей экономики
160. При проведении анализа хозяйственной деятельности источником информации являются результаты обобщения хозяйственных операций путем их группировки и двойной записи из данных учета
• бухгалтерского
161. При расчете влияния факторов логарифмическим методом используется совокупность типов детерминированной факторной модели
• мультипликативной
162. Прием, позволяющий выразить характеристику явлений через другие однородные явления, называется:
• сравнением
163. Применяемая для обработки экономической информации о работе предприятий и объединений совокупность специальных приемов, называется:
• методикой
164. Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть:
• внешними и внутренними
165. Проблемы эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения суммы прибыли, повышения рентабельности изучает анализ
• финансово-экономический
Источник
Исследование причинно следственных связей способом логической индукции
31. Использование аналогий из других областей знаний и фантастики при генерировании идей в функционально-стоимостном анализе предусматривает метод
• синектический
32. Использование матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы, в функционально-стоимостном анализе предусматривает метод
• морфологический
33. Исследование причинно-следственных связей способом логической индукции «от частных, отдельных факторов к обобщающим» осуществляется при факторном анализе
• обратном
34. Квадрат коэффициента корреляции называется коэффициентом
• детерминации
35. Коэффициент корреляции может принимать любые значения в пределах от:
• -1 до + 1
36. Метод системного исследования объекта, направленный на повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов посредством оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и использование, называется анализом
• функционально-стоимостным
37. Методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, называется факторным анализом
• детерминированным
38. Методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной), называется факторным анализом
• стохастическим
39. Методику исследования причинно-следственных связей явлений и их развитие во времени называют факторным анализом
• динамическим
40. Методы «мозговой атаки», «мозгового штурма», синектический, морфологический, «Дельфы» и т.д. используются при проведении функционально-стоимостного анализа на этапе
• творческом
41. На более тесную стохастическую связь между изучаемыми признаками при расчете коэффициента корреляции указывает:
• близость модуля коэффициента к 1
42. Необходимый объем выработки данных для корреляционного анализа определяется на основании самого высокого показателя
• вариации
43. Неполная, вероятностная зависимость между показателями, которая проявляется только в массе наблюдений, называется связью
• корреляционной
44. Оптимизировать величину показателей с учетом условий хозяйствования и ограничений на ресурсы и выявить дополнительные и неиспользованные резервы производства удается способами
• математического программирования
45. Относительную меру отклонения отдельных значений показателя от среднеарифметической показывает коэффициент
• вариации
Источник
§ 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи
§ 2. Индуктивные методы установления причинно – следственной связи
Причинной называется такая объективная связь между двумя явлениями, когда одно из них вызывает другое — следствие.
Раскрытие причинной связи между явлениями — сложный, многогранный процесс, включающий разнообразные логические средства и способы познания. В логике разработано несколько научных методов установления причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений и метод остатков.
Метод сходства: если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, то это обстоятельство, вероятно, и есть причина (часть причины) данного явления. Приведем схему этого метода:
При условиях ABC возникает явление а
При условиях ADE возникает явление а
_____При условиях AFQ возникает явление а____
Вероятно, обстоятельство А есть причина а
Для иллюстрации данного и последующих методов рассмотрим следующий пример[10]. На почтамте при перевозке ценностей было три случая хищения без повреждения мешков: 6 декабря, 8 декабря, 10 декабря. Следователь определил круг лиц, участвовавших в эти дни в отправке почты, и составил следующую таблицу:
Из этого следователь заключил, что виновником хищения вероятнее всего является Корнеев, поскольку именно он и только он занимался отправкой почты всякий раз, когда происходило хищение, а все остальные лица менялись.
Таким образом, этот метод позволяет с большой долей уверенности выдвигать гипотезы (версии). Однако он обладает рядом недостатков, которые сходны, во-первых, с ошибками популярной индукции, поскольку здесь также обращается внимание по преимуществу на сходство изучаемых условий появления некоторых явлений, и, во-вторых, с ошибками, встречающимися в разделительных умозаключениях. Так, строки приведенной таблицы показывают, что хищение совершил или Кулдышев, или Корнеев, или Сандлер, или Кузнецов, или Чуйкин, или Широглазов. Но известно, что во всех разделительных умозаключениях возможна ошибка «неполный перечень альтернатив». Так и в данном случае возможно, что во все эти дни работала уборщица Хапугина, которая во время уборки просила всех работников покинуть помещение, где находились мешки с ценностями, и на некоторое время оставалась там одна. В таком случае то, что Корнеев работал во все дни, когда совершалось хищение, окажется простым совпадением.
Таким образом, при применении метода сходства возможна ошибка, которая получила название «неполный перечень условий».
Метод различия: если случай, в котором исследуемое явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, отличаются только одним обстоятельством, вероятно, то последнее и есть причина (часть причины) исследуемого явления. Схема такого умозаключения будет иметь следующий вид:
При условиях ABC возникает явление а
____При условиях BCD не возникает явление а___
Вероятно, обстоятельство А есть причина а
В качестве примера продолжим рассуждения следователя, расследующего хищение на почтамте. Следователь сопоставил данные о служащих почты работавших в день хищения с данными о служащих, работавших в день, когда хищения не произошло, например 7 декабря. Он выяснил, что в этот день работали Кулдышев, Кузнецов и Сандлер. Тогда следователем составляется следующая таблица:
Дата Круг лиц Явления 6.12 Кулдышев, Корнеев, Сандлер Хищение 7.12 Кулдышев, Кузнецов, Сандлер Хищения не было
Из этой таблицы следователь делает вывод, что вероятнее всего хищение совершил Корнеев.
Метод различия считается одним из самых надежных среди других методов научной индукции, особенно в естественнонаучных исследованиях. Однако в случаях, когда изучаются явления, связанные с человеком, с его сознанием и деятельностью этот метод дает только вероятностное знание. Вот почему в юридической практике у этого метода появляются дополнительные ограничения. Так, ясно, что в случае хищения ценностей на почтамте, мог иметь место предварительный сговор других лиц с целью поставить под подозрение Корнеева и тем самым уйти от ответственности, а следствие запутать. Могли встретиться и иные подобные обстоятельства, обязанные своим происхождением тому, что мы имеем дело с мыслящими существами. Однако метод различия является полезным средством выдвижения и обоснования версий.
Соединенный метод сходства и различия: если два случая возникновения исследуемого явления сходны в том, что в них присутствует одно и то же обстоятельство, а два и более случая невозникновения явления сходны в том, что в них отсутствует то же самое обстоятельство, то можно с некоторой степенью вероятности заключить, что это обстоятельство, в котором разнятся оба ряда случаев, есть причина (часть причины) исследуемого явления. Схема такого умозаключения довольно простая:
A B C вызывают Р
М К В вызывают Р
А С не вызывают Р
_________________М К не вызывают Р_______________
По-видимому, В является причиной Р
Продолжим рассуждения следователя в случае хищения на почтамте. Сравнивая дни недели, в которых хищение было совершено и в которых хищения не было, он рассуждает так:
Дата Круг лиц Явление 6.12 Кулдышев, Корнеев, Сандлер Хищение 7.12 Кулдышев, Кузнецов, Сандлер Нет хищения 8.12 Широглазов, Корнеев, Кузнецов Хищение 9.12 Широглазов, Сандлер, Кузнецов Нет хищения 10.12 Чуйкин, Корнеев, Кравец Хищение 11.12 Чуйкин, Кулдышев, Кравец Нет хищения
Сравнивая строки этой таблицы, следователь видит, что хищение происходило всякий раз, когда работал Корнеев, и не происходило всякий раз, когда Корнеев не работал. Все же остальные лица менялись так, что нельзя установить никакой регулярности. Поэтому он сделает более обоснованное заключение: виновником хищения, вероятнее всего, является Корнеев.
Метод сопутствующих изменений: если какое-либо явление изменяется определенным образом всякий раз, когда изменяется предшествующее ему явление, то эти явления, вероятно, находятся в причинной связи друг с другом. Схема рассуждения:
При условиях А? ВС возникает явление а 1,
При условиях А?ВС возникает явление а 2
При условиях АзВС возникает явление а 3
Вероятно, обстоятельство А есть причина а
Например: в результате анализа уголовной статистики было установлено, что количество потребления спиртных напитков и число преступлений возрастают и уменьшаются в одно и то же время. Вероятно, потребление спиртных напитков является одной из причин преступности.
Данный метод можно использовать не всегда, а только в тех ситуациях, где есть возможность точно зафиксировать изменение количества предполагаемых причины и следствия. А это по преимуществу можно сделать в естественных и технических науках. Поэтому данный метод в юриспруденции применяется меньше, да и то в статистике.
Метод остатков: если из сложного явления (авс), вызываемого комплексом обстоятельств (АВС), вычесть изученную часть, зависящую от уже известных обстоятельств, то остаток этого явления будет следствием оставшихся из комплекса АВС обстоятельств. Схема метода имеет следующий вид:
Явление авс вызывается обстоятельствами АВС
Часть в явления авс вызывается обстоятельством В
Часть с явления авс вызывается обстоятельством С
Вероятно, часть а явления авс находится в причинной связи с обстоятельством А
Метод остатков применяется тогда, когда мы имеем сложные условия какого-либо сложного действия, при этом и в этих условиях, и в действии четко различаются их компоненты. Тогда можно отделить влияние отдельных условий на отдельные компоненты действия.
В качестве примера рассмотрим следующее рассуждение. Увеличение населения страны зависит от двух основных факторов: 1) естественного прироста населения (то есть разности между рождаемостью и смертностью) и 2) социального движения населения (то есть разности между эмиграцией и иммиграцией). Если известна интенсивность общего роста и естественного прироста, то можно получить посредством вычитания из общего прироста населения результаты воздействия естественного прироста населения и таким образом получить величину социального прироста населения.
Однако эффективность этого метода в большой степени зависит от того, можем ли мы считать условия, составляющие сложную причину независимыми. Если они зависят друг от друга, то вероятность заключения по методу остатков намного уменьшается.
Таким образом, рассмотренные методы установления причинных связей по своей логической структуре относятся к сложным рассуждениям, в которых собственно индуктивные обобщения строятся с использованием дедуктивных выводов. Опираясь на свойства причинной связи, дедукция выступает логическим средством исключения случайных обстоятельств, тем самым она логически корректирует и направляет индуктивное обобщение.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Что такое индуктивное умозаключение?
2. Чем неполная индукция отличается от полной?
3. Каковы основные условия применения полной индукции?
4. В чем состоит логическая сущность неполной индукции и какие ее виды различают ?
5. Как можно повысить степень вероятности выводов в неполной индукции?
6. Какие логические ошибки возникают при нарушении требований популярной индукции?
7. Что такое научная индукция и в чем заключается ее познавательная роль?
8. Каковы свойства причинно-следственной связи?
9. По какой схеме идет рассуждение методом сходства?
10. В чем специфика рассуждений по методу различия?
11. Как пользоваться соединенным методом сходства и различия?
12. На каких принципах строится рассуждение по методу сопутствующих изменений?
13. Какова логическая сущность метода остатков?
14. Какое применение находит индуктивное умозаключение в юридической теории и практике?
ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Укажите вид индукции в приведенных ниже примерах:
— «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний»
(Чехов А.П. «Человек в футляре»).
— Систематической тренировкой можно развить любой анализатор. Так, некоторые парфюмеры очень тонко различают оттенки и запахи духов, одеколона и других ароматических веществ. У дегустаторов вин сильно развит вкусовой анализатор, а также обонятельный. Некоторые мукомолы умеют определять «на ощупь» из какого зерна сделана мука.
— Для выступления с докладами на общеинститутской студенческой конференции подготовились шесть членов кружка по философии: Алексеев, Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков. Студент Алексеев выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Борисова, Круглов, Морозов, Константинов и Новиков выступили с докладами на секциях. Таким образом, все члены кружка по философии, приготовившие доклады, выступили на конференции.
2. Найдите заключения, сформулируйте их и определите, с помощью каких индуктивных методов они получены:
а) двум группам студентов одинаковой успеваемости предложили решить математические задачи. Перед этим студентам одной из групп дали выпить по стакану пива. Они решали задачи медленнее и допусками много ошибок;
б) исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки на 250 метров лежа десятью патронами без ограничения времени. Будучи трезвыми, стрелки поразили мишень 86% пуль, 14% пуль попало в щиты. После употребления алкоголя в мишень послано 20% пуль, в щиты — 34%, а 46% пуль не попало и в щиты.
3. Какие логические ошибки допущены в следующих индуктивных умозаключениях:
а) туристы, прибыв в незнакомый город в час пик, обратили внимание, что транспорт перегружен. Туристами был сделан вывод, что транспорт в городе перегружен постоянно;
б) ассистент, присутствующий на экзамене, был удовлетворен глубокими ответами трех отвечавших первыми студентов. Он высказал свое мнение экзаменатору: «Ваши студенты глубоко изучили предмет»;
в) дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытащили репку. Но дедка репку не вытащил. Бабка репку не вытащила. Внучка не вытащила. Жучка и кошка тоже не вытащили. Следовательно, репку вытащила мышка.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Таблица № 1
1. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода? 1. Индуктивное обобщение должно вестись по несущественным признакам 2. Индуктивное обобщение должно вестись по самому широкому спектру признаков 3. Индуктивное обобщение должно вестись по существенным признакам 2. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода? 1. Индуктивное обобщение следует распространять на все предметы действительности 2. Индуктивное обобщение следует распространять только на однородные и сходные предметы 3. Индуктивное обобщение следует распространять только на близкие по смыслу предметы 3. К какому виду индукции относится следующая схема рассуждения? S? — Р 1. Полная индукция S?, S 2, Sз . составляют класс К Вероятно, каждый элемент К – Р S 2 — Р 2.Неполная индукция Sз — Р 4. К какому виду индукции относится S?, — Р 1. Полная индукция составляют класс К рассуждения? S 2 — Р 2.Неполная индукция Каждый элемент К — Р S 3 – Р … S n — Р Только S?, S 2, S 3.. S n 5. Дайте правильное определение энумеративной индукции 1. Это индукция через простое перечисление, где допускается несколько противоречащих случаев 2. Это индукция через простое перечисление, где допускается только один противоречащий случай 3. Это индукция через простое перечисление, где не встречается противоречащих случаев
ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ
Таблица № 2
1. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода «Свидетелями по делу гражданина X. являются Л., К. и П. Во вторник были допрошены Л. и К., а на следующий день — П. Следовательно, допрошены все свидетели по делу X.» 1. Полная индукция 2. Неполная индукция 3. Энумеративная индукция 4. Элиминативная индукция 2. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода «Чижов вчера опоздал на занятия. Сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает» 1. Полная индукция 2. Неполная индукция 3. Энумеративная индукция 4. Элиминативная индукция 3. Определите вид индуктивного вывода умозаключения и установите состоятельность вывода «Вл. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев — русские философы-идеалисты. Следовательно, крупнейшие русские философы XIX века были идеалистами» 1. Полная индукция 2. Неполная индукция 3. Энумеративная индукция 4. Элиминативная индукция 4. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода «На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости» 1. Полная индукция 2. Неполная индукция 3. Энумеративная индукция 4. Элиминативная индукция 5. Определите вид индуктивного умозаключения и установите состоятельность вывода «Все студенты 2-ой учебной группы прибыли на практическое занятие по логике» 1. Полная индукция 2. Неполная индукция 3. Энумеративная индукция 4. Элиминативная индукция
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ В ПОПУЛЯРНОЙ ИНДУКЦИИ
Таблица № 3
1. Какая ошибка допущена в данном утверждении? «Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат» 1.Поспешность обобщения 2.Обобщение без достаточного основания 3. Подмена причинной связи 4. Подмена условного безусловным 2. Какая ошибка допущена в данном утверждении? «Синичка в окно постучит — будет известие» 1.Поспешность обобщения 2. Обобщение без достаточного основания 3. Подмена причинной связи 4. Подмена условного безусловным 3. Какая ошибка допущена в данном утверждении? «Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Значит, молния есть причина грома» 1.Поспешность обобщения 2.Обобщение без достаточного основания 3. Подмена причинной связи 4. Подмена условного безусловным 4. Какая ошибка допущена в данном утверждении? «Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен ответами трех первых студентов и высказал суждение: «Ваша учебная группа плохо подготовилась к экзамену» 1.Поспешность обобщения 2.Обобщение без достаточного основания 3. Подмена причинной связи 4. Подмена условного безусловным 5. Какая ошибка допущена в данном утверждении? «Повышение зарплаты шахтерам, врачам и учителям повысило их уровень жизни. Следовательно, повышение зарплаты всех, кто занят физическим или умственным трудом, приведет к повышению их уровня жизни» 1.Поспешность обобщения 2.Обобщение без достаточного основания 3. Подмена причинной связи 4. Подмена условного безусловным
МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ
Таблица № 4
1. Какому методу научной индукции соответствует следующая схема рассуждения? ABC. -а 1. Метод сходства А причина а ВС . -не имеет а 2. Метод различия 3. Соединенный метод сходства и различия 4. Метод сопутствующих изменений 5. Метод остатков 2. Какому методу научной индукции соответствует следующая схема рассуждения? ABC . -авс 1. Метод сходства А причина а ВС . -вс 2. Метод различия 3. Соединенный метод сходства и различия 4. Метод сопутствующих изменений 5. Метод остатков 3. Какому методу научной индукции соответствует следующая схема рассуждения? АВС . -а ACD. -а AEI. -а 1. Метод сходства А причина а 2. Метод различия 3. Соединенный метод сходства и различия 4. Метод сопутствующих изменений 5. Метод остатков 4. Какому методу научной индукции соответствует следующая схема рассуждения? A 1BC. — a 1 1. Метод сходства А причина а А 2ВС . – a 2 2. Метод различия А 3ВС . — а 3 3. Соединенный метод сходства и различия 4. Метод сопутствующих изменений 5. Метод остатков 5. Какому методу научной индукции соответствует следующая схема рассуждения? АВС . -а 1. Метод сходства А причина а ACD. -а 2. Метод различия ВС . -не имеет а 3. Соединенный метод сходства и различия CD . -не имеет а 4. Метод сопутствующих изменений 5. Метод остатков
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Задача №25
Давным-давно в одной из восточных стран был знаменитый оракул. Его устами вещало не одно божество, а целых три: бог Правды, бог Лжи и бог Дипломатии. Они изображались совершенно одинаковыми фигурами, расположенными за алтарем, перед которым люди, ищущие совета, преклоняли колени. Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Но так как они были похожи друг на друга, никто не мог определить, то ли отвечает бог Правды, которому надо верить, толи бог Лжи, который говорит всегда неправду, то ли бог Дипломатии, который может либо солгать, либо сказать правду. Но однажды нашелся человек, который решил опознать каждого из богов. Он вошел в храм и спросил бога, стоявшего слева:
— Кто стоит рядом с тобой?
— Бог Правды, — был ответ.
Тогда он спросил бога, стоявшего в центре:
— Бог Дипломатии, был ответ.
Последний вопрос он задач богу, стоявшему справа:
— Кто стоит рядом с тобой?
— Теперь все понятно, — сказал человек.
Что же он понял из ответов оракула?
Задача № 26
Некий человек устроил себе тайный погребок: пробил в стене квадратное отверстие, разделил его на 9 отделений и в каждое отделение поместил бутылки доброго анжуйского вина так, как показано на рисунке.
В угловые отделения поместил по 6 бутылок, а посередине — по 9; центральное же отделение оставил пустым. Этот человек регулярно проверял сохранность своего погребка, однако ленился пересчитывать все бутылки и ограничивался тем, что считал их количество по одной стороне: на каждой стороне было ровно 21 бутылка.
У него был слуга, тоже любитель анжуйского вина. Заметив, что хозяин следит только за тем, чтобы на каждой стороне было по 21 бутылке, слуга украл 4 бутылки, а остальные расставил так., что на каждой стороне опять осталось по 21 бутылке. Через некоторое время слуга украл еще 4 бутылки, и опять хозяин ничего не заметил.
Спрашивается: как слуга расставлял бутылки после очередной кражи и сколько всего бутылок он смог украсть незаметно для хозяина?
Читайте также
В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ В отличие от дедуктивных умозаключений, в которых между посылками и заключением имеет место отношение логического следования, индуктивные умозаключения представляют собой такие связи между посылками и заключением по логическим формам, при
§ 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
§ 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ Эти методы составляют один из видов научной индукции. В качестве методологии здесь выступают положения принципа причинности.Что понимается под причиной при применении указанных методов? Известно, что причина
Индуктивные умозаключения
Индуктивные умозаключения Индуктивным называется умозаключение, в форме которого протекает эмпирическое обобщение, когда на основе повторяемости признака у явлений определенного класса заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.Например: в истории
Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ § 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них
В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
В. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ В отличие от дедуктивных умозаключений, в которых между посылками и заключением имеет место отношение логического следования, индуктивные умозаключения представляют собой такие связи между посылками и заключением по логическим формам, при
§ 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ
§ 3. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЯВЛЕНИЯМИ Эти методы составляют один из видов научной индукции. В качестве методологии здесь выступают положения принципа причинности.Что понимается под причиной при применении указанных методов? Известно, что причина —
45. Понятие о причинно-следственных связях
45. Понятие о причинно-следственных связях Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего
46. Методы установления причинно-следственных связей
46. Методы установления причинно-следственных связей Метод сходства заключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного
ЛЕКЦИЯ № 18 Методы установления причинно-следственных связей
ЛЕКЦИЯ № 18 Методы установления причинно-следственных связей 1. Понятие о причинно-следственных связях Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.Причиной
1. Понятие о причинно-следственных связях
1. Понятие о причинно-следственных связях Перед тем как рассматривать непосредственно методы установления причинно-следственных связей, необходимо уяснить себе понятие причины и следствия.Причиной называют такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего
2. Методы установления причинно-следственных связей
2. Методы установления причинно-следственных связей Метод сходства заключается в том, что, если два и более случая исследуемого явления сходны только в одном обстоятельстве, существует вероятность, что именно это обстоятельство и есть причина или часть причины данного
3. Душа как причинно–целевой принцип
3. Душа как причинно–целевой принцип а) Из приведенной выше четырехпринципной характеристики всякой вещи в отношении души остается указать еще на причины и цели.Что касается причины, то Аристотель, избегая платонического суждения о самодвижности души, формально
IV. Косвенные индуктивные умозаключения
IV. Косвенные индуктивные умозаключения Заниматься рассмотрением различных видов опосредствованных дедуктивных умозаключений мы не будем, за исключёнием лишь одной чрезвычайно важной группы их, которую мы назовем косвенными индуктивными умозаключениями.Когда мы
Методы труда и методы познания
Методы труда и методы познания Одна из основных задач нашей новой культуры — восстановить по всей линии связь труда и науки, связь, разорванную веками предшествующего развития.Решение задачи лежит в новом понимании науки, в новой точке зрения на нее:наука есть
Источник