- Роспотребнадзор
- Роспотребнадзор
- Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции — Защита прав потребителей
- Защита прав потребителей
- Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов. — Консультационный центр
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
- Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
- Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
- Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
- О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения — RSS
- О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции — Защита прав потребителей
Защита прав потребителей
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
Способы выявления контрафактной и фальсифицированной продукции
Инспектирование продукции легкой промышленности показало, что наиболее эффективным средством защиты индивидуально определенного готового изделия является нанесение производителем, импортером, представителем производителя штрих-кода, сопровождающего его артикула в системе ЕАН (единый артикульный номер) с одновременным использованием сайта, содержащего сведения об изделии и поисковой интернет-системы.
Штрих-код и артикул товара представляют собой уникальные коды. При этом штрих-код представляет собой двумерное графическое изображение, предназначенное для идентификации конкретного изделия электронным сканированием на всех стадиях его перемещения от производителя до потребителя, а артикул – буквенно-цифровой или цифровой код, имеющий аналогичное предназначение, но для использования лицами, не имеющими сканирующего оборудования, в том числе для использования потребителями-гражданами.
В этих кодах зашифрованы все параметры конкретного изделия: происхождение, марка, модель, размер, цвет и так далее. С помощью артикула покупатель может проверить товар на подлинность. Для этого необходимо ввести в интернет-поисковую систему артикул предполагаемой покупки и по выданной информации проверить, соответствуют ли заявленные на этикетке характеристики реальности. Программное занесение артикула товара в общую базу хранения, как правило, происходит с помощью электронных устройств для считывания штрих-кодов. Штрих-код в международном стандарте наносит производитель товара или иное уполномоченное на это лицо.
Особую значимость этому способу защиты придает возможность доступа через поисковые системы к информации об изделии через современные средства связи, а также возможность участия в выявлении изделий, находящихся в незаконном обороте самими покупателями.
© Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, 2006-2017 г.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на пресс-службу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (www.59.rospotrebnadzor.ru) обязательна.
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта
Источник
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов. — Консультационный центр
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
Как распознать фальсификацию пищевых продуктов.
В последние годы выросло широкое распространение обмана путем фальсификации объектов купли-продажи. Самым распространенным на сегодняшний день является фальсификация пищевых продуктов путем обмана потребителей относительно состава пищевых продуктов. С наибольшей частотой фальсифицируются оливковое масло, вино и другие алкогольные напитки, специи, чай, рыба, мед, молоко и молочные продукты, мясные и зерновые продукты, напитки на основе фруктовых соков, специи, кофе. При этом достаточно полные данные о частоте встречаемости фальсифицированной пищевой продукции отсутствуют не только в Российской Федерации, но и во всех развитых странах мира. Это обусловливается тем, что целью производителей и продавцов такой продукции является, прежде всего, получение экономической выгоды.
И если раньше на нашем рынке встречались фальсификаторы только отечественные или из стран СНГ, то теперь многие зарубежные фирмы выпускают фальсифицированную пищевую продукцию и продают ее на наших рынках.
В условиях государственного монополизма, у товара были такие свойства, как качество, потребительская ценность, стоимость, то в условиях свободных рыночных отношений у него появились новые свойства — конкурентоспособность и идентичность. А в последние годы, в связи с глобализацией мирового товарного рынка, у товара появилось и новое свойство — глобальность.
Существуют различные способы фальсификации продукции, самый распространенный способ — количественная фальсификация- это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
Одним из важнейших факторов, способствующих здоровому питанию, правильному выбору пищевых продуктов потребителями, является маркировка пищевых продуктов. Требования к маркировке пищевой продукции регламентированы Техническим Регламентом ТС 005 «О безопасности упаковки». В соответствии с требованиями этого документа изготовитель (продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможность их правильного выбора: Информация должна быть предоставлена непосредственно с пищевым продуктом текстом или маркировкой на упаковке (потребительском листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов). Текст и надписи в маркировке наносят на государственном, русском языках и могут быть продублированы на иностранных языках.
Информация, приводимая в тексте на упаковке, этикетке должна быть понимаемой, полной и достоверной. Маркировка потребительской упаковки должна включать следующие данные: — наименование предприятия — изготовителя, его подчиненность и товарный знак; — наименование продукции, сорт (при его наличии); — перечень основных компонентов; — масса нетто; — обозначение нормативной документации на продукт; — дата выработки, срок хранения, условия хранения (для скоропортящихся товаров); — информация о пищевой и энергетической ценности.
Текст наносится на этикетку или на поверхность тары на языке страны — изготовителя. В случае направления продукции на экспорт- на языке той страны, куда предназначен продукт, либо на нескольких языках, согласно существующим требованиям и условиям договора. Помимо текста маркировка потребительской упаковки имеет художественное оформление и условные обозначения. Условные обозначения касаются главным образом консервной продукции.
Поскольку фальсификация продовольственных товаров делается с корыстной целью и, как правило, всегда направлена на получение незаконных доходов, то для разных субъектов рыночных отношений, покупателя и производителя, последствия изготовления, реализации и потребления фальсификатов имеют разные последствия. Однако все они связаны с определенными риском и потерями.
Знание средств и способов фальсификации тех или иных товаров, а также возможность обнаружения их при покупке товаров или в домашних условиях заставят многих потребителей отказаться от приобретения даже по низким ценам товаров, особенно продовольственных, как у случайных продавцов и на неорганизованных рынках, так и в супермаркетах.
Немаловажно знать потребителю, что ранние арбузы и дыни могут нанести вред здоровью, июль – еще не сезон, для арбузов и дынь, лучше повременить хотя бы до середины августа. Для того, чтобы побыстрее довести незрелые плоды до товарного вида, их нередко обрабатывают нитратами.
Обработанные арбузы при разрезе имеют цвет мякоти интенсивно красный с фиолетовым оттенком, волокна, что идут от сердцевины к корочке от яркого до темного оттенков, поверхность среза гладкая, глянцевая. Чтобы убедиться, что арбуз не пригоден к употреблению, нужно кусочек мякоти арбуза растворить в стакане с водой. Если вода станет красной или розовой — такой арбуз не стоит есть. Если же арбуз хороший, вода просто помутнеет.
Спелая дыня имеет сильный дынный запах, исходящий от кожуры.
Звук при постукивании глухой. При нажиме на корку дыни с противоположной стороны от стебля, то у спелой поверхность поддается нажиму. Если же корка твердая, то дыня не успела дозреть.
Все полезные свойства бахчевых быстро могут исчезнуть при неправильном хранении и нарушении правил торговли. Так, например, по всем санитарным правилам в любых торговых точках, где торгуют бахчевыми культурами, арбузы должны лежать на товарных лотках. А место торговли обязательно должно быть огорожено и находиться под навесом. У продавцов же обязательно должна быть медицинская книжка. О происхождении арбуза можно узнать в сертификате соответствия реализуемого товара.
Приобретать бахчевые культуры у дорог не рекомендуется. Поскольку арбузы и дыни буквально за пару часов впитывают в себя тяжелые металлы автомобильных выхлопов.
В бахчевых культурах, приобретенных в июле вредных веществ, в том числе нитратов, содержится больше, чем в более поздних плодах. Лучшее время для покупки арбуза или дыни – конец лета, осень.
Источник
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
Управление Роспотребнадзора по РС(Я)
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения — RSS
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
О видах фальсификации мясной продукции и способы их обнаружения
1. Фальсификация: определение. Идентификация продукции, критерии идентификации
Определение фальсификации дано в Федеральном законе РФ от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Фальсифицированные пищевые продукты, материалы и изделия – пищевые продукты, материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
Понятие «фальсифицированные товары» не следует путать с понятиями «товары-заменители» (имитаторы) и «дефектные товары». Заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.
Заменители не относятся к фальсифицированным продуктам, если на маркировке указано их подлинное наименование.
Определить фальсификацию можно, зная идентификационные отличия одного вида изделий от других, одного сорта от другого.
Определение идентификации приведено в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации
Идентификация пищевых продуктов, материалов и изделий – деятельность по установлению соответствия определенных пищевых продуктов, материалов и изделий требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах, материалах и об изделиях, содержащейся в прилагаемых к ним документах и на этикетках».
В соответствии со ст. 6 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится:
— по признакам, изложенным в определении такой продукции.
В соответствии с Техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» идентификация пищевой продукции проводится следующими методами:
По наименованию – путем сравнения наименования и назначения пищевой продукции, указанных в маркировке на потребительской упаковке и (или) в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
Визуальным методом – путем сравнения внешнего вида пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» и (или) в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
Органолептическим методом – путем сравнения органолептических показателей пищевой продукции с признаками, изложенными в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; органолептический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию и визуальным методом;
Аналитическим методом – путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой пищевой продукции в техническом регламенте «О безопасности пищевой продукции» или в технических регламентах Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; аналитический метод применяется, если пищевую продукцию невозможно идентифицировать методом по наименованию, визуальным или органолептическим методами.
Критерии идентификации – это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименование представленного товара с наименованием, указанным на маркировке, в товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными в технических регламентах, нормативных документах.
В технических регламентах, стандартах, технических условиях, Правилах системы сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья предусматривается три группы показателей:
В качестве критериев идентификации должны быть выбраны показатели, которые отвечают следующим требованиям:
— объективность и сопоставимость;
Для целей идентификации пригодны лишь органолептические и физико-химические показатели, характеризующие потребительские свойства самого товара, за исключением йогуртов и других кисломолочных продуктов.
Органолептические показатели – наиболее доступные, простые, но недостаточно достоверные. Они не могут быть единственными критериями идентификации и должны быть дополнены физико-химическими показателями, которые отличаются большей степенью достоверности и объективности.
Средствами идентификации являются: технические регламенты, нормативные документы (ГОСТы и др.) и технические документы. Кроме того, к средствам идентификации следует отнести маркировку и товарно-сопроводительные документы.
2. Виды фальсификации и способы их обнаружения по мясной продукции
Средства идентификации:
— Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции»;
— перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции ТР ТС 034/2013;
— ГОСТ Р 52427-2005 «Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения»;
— ГОСТ Р 52428-2005 «Продукция мясной промышленности. Классификация»;
— ГОСТ Р 52601-2006 «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880.);
— ГОСТ Р 52675-2006 «Полуфабрикаты мясные и мясосодержащие. Общие технические условия» (Документ включен в Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТС ТС 021/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880).
Колбасное изделие – мясная продукцию, изготовленная из смеси измельченных мясных и немясных ингредиентов, сформованная в колбасную оболочку, пакет, форму, сетку или иным образом, подвергнутая тепловой обработке или не подвергнутая тепловой обработке до готовности к употреблению.
Консервы – мясная продукция в герметично укупоренной потребительской таре, подвергнутая стерилизации или пастеризации, которые обеспечивают микробиологическую стабильность и отсутствие жизнеспособной патогенной микрофлоры, и пригодная для длительного хранения.
Мясной полуфабрикат – мясная продукция, массовая доля мясных ингредиентов которой составляет более 60 процентов, которая изготовлена из мяса на кости или бескостного мяса в виде кусков или фарша, с добавлением или без добавления немясных ингредиентов, предназначена для реализации в розничной торговле и требует перед употреблением тепловой обработки до кулинарной готовности.
Полуфабрикат в тесте – фаршированный полуфабрикат, изготовленный из теста и начинки в виде фарша, или кусковых мясных ингредиентов, или кусковых мясных и немясных ингредиентов.
Во избежание действий, вводящих в заблуждение потребителей, ТР ТС 034/2013 содержит ряд требований по маркировки продукции:
— маркировка, содержащая информацию об отличительных признаках продуктов убоя и мясной продукции (например, «мясо высокого качества», «мраморное мясо», «халяль», «кошерное мясо»), должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
— не допускается маркировка мясной продукции общего назначения с использованием придуманных названий, которые ассоциативно воспринимаются как мясная продукция для детского питания (например, сосиски «Детские», колбаса «Карапузик», «Крепыш», «Топтыжка»);
— не допускается маркировка мясной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями мясной продукции, установленными межгосударственными (региональными) стандартами, за исключением мясной продукции, выпускаемой по этим стандартам (например, «Докторская», «Любительская», «Московская», «Зернистая», «Молочная»);
— в составе маркировки мясной продукции не допускается использовать слова «произведено из охлажденного сырья» или аналогичные по смыслу слова в случае использования при изготовлении мясной продукции продуктов убоя иного термического состояния, кроме охлажденного.
Допускается использование общепринятых названий, образованных по анатомическому признаку (например, «грудинка», «бекон», «шейка», «рулька»), характерному рисунку на разрезе (например, «сервелат», «салями», «ветчинная»), виду используемых рецептурных компонентов (например, «свиная», «говяжья», «из свинины», «из говядины») или широко применяемых в кулинарии и общественном питании (например, «пастрома», «балык», «купаты», «бифштекс»).
В случае выявления фальсифицированной мясной продукции для получения консультации потребители могут обратиться на горячую линию Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) по тел 8-800-550-21-24.
Источник