- Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?» методическая разработка (9 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Элементарная исследовательская деятельность детей младшего возраста как средство познания окружающего мира
Семинар по теме «Исследование – способ познания окружающего мира?»
методическая разработка (9 класс) по теме
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром образования Кировского района Санкт-Петербурга с 2008 г. Анализ представляемых на фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.
Цели занятия:
- подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
- помочь участникам в выборе области исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект семинарского занятия | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : Малышева Полина Юрьевна, методист Центра информационной культуры
Объем занятия: 2 учебных часа
Формы : очное комбинированное занятие
Целевая аудитория : участники Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района
Возраст слушателей: 9-11 класс, допустимо с учетом индивидуального развития ребенка проводить занятие для более младших классов при некоторой адаптации материала
Тема : «Исследование – способ познания окружающего мира?»
В рамках президентской инициативы «Наша Новая Школа» работе с талантливыми детьми уделяется особое внимание. Выявление талантливых детей, предоставление возможностей для самореализации в форме самостоятельной исследовательской деятельности – одна из задач Фестиваля исследовательских работ учащихся Кировского района, который проводится Центром информационной культуры с 2008 г. Анализ представленных на первый фестиваль работ показал, что участники и их руководители из числа учителей школ недостаточно информированы об отличительных особенностях исследования как способа познания окружающего мира, поэтому востребованной оказалась работа по ознакомлению участников с этим материалом.
- подготовить участников к содержательной самостоятельной деятельности в виде учебного исследования;
- помочь участникам в выборе области исследования.
- познакомить участников с основными философскими понятиями, методами и формами познания окружающего мира;
- дать представление об особенностях, сравнительных преимуществах различных форм познания окружающего мира;
- сформулировать требования к научному способу познания мира в виде исследования;
- рассмотреть особенности исследовательской деятельности в разных научных направлениях: естественно-научной области, гуманитарной области, в области психологических и социологических исследований;
- проанализировать возможности и ресурсы учебного исследования.
Рекомендации для педагога :
При проведении занятия важно создать атмосферу спокойного размышления, безоценочности высказываемых суждений, демонстрировать толерантное отношение к носителю иной точки зрения, ориентировать участников на поиск содержательного ответа на вопрос, а не на угадывание «правильного» ответа. Стремиться предоставить возможность и создать условия для свободного выражения мыслей каждым участником. Рекомендуется проводить занятие без присутствия в аудитории учителей. Состав группы – не более 10-12 человек.
Знакомство с понятиями .
Исследование – это научное познание предметов и явлений окружающего мира.
Наука – это особая форма познания окружающего мира, в результате которой возникает научное знание.
Признаки научного знания:
- объективность (независимость фактов и выводов от сознания автора исследования, а также от сознания других людей)
- доказательность и проверяемость(Научное утверждение должно быть проверено и подтверждено на практике)
- Логичность (Любое научное утверждение должно быть согласовано с ранее сформулированными научными утверждениями)
Объект, субъект, теория, гипотеза, наука
Гуманитарные науки и естественные науки – отличия.
Особенности исторической науки.
Особенности психологии и социологии. Роль аппарата статистики в становлении этих наук.
Отличие науки и научной дисциплины.
История становления науки как способа познания действительности. Древний Египет, цивилизация Майя, древний Китай. Роль исторической случайности в развитии научного способа познания.
Способы познания мира: здравый смысл, наука, искусство. Сравнение их. Степень универсальности и затратности каждого способа.
Список литературы для педагога
- Богоявленская Д.Б. и др. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ. – 2-е изд., М., 2003. – 90 с.
- Н.Ю. Синягина, И.В. Калиш, Н.В. Зайцева. Результаты реализации подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России» в 2003-2006гг. М., 2007. – 41 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чувственное познание окружающего мира
на данном уроке учащиеся выесняют как и с помощью, как органов чувст человек познаёт окружающий мир, и к какому процессу окружающего мира относится тот или иной орган чувств.
Урок английского языка для 9 класса по теме «Путешествие- способ познания мира»
Разработка урока для 9 класса по теме «Путешествие- способ познания мира».
Презентация к уроку в 9 классе по теме «Путешествие-способ познания мира»
Презентация к уроку в 9 классе по теме «Путешествие-способ познания мира».
Технологическая карта урока. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»
Технологическая карта урока. 6 класс. ФГОС. УМК Босова Л.Л. Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Игры с природным материалом , как способ познания окружающего мира .
Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, оставшейся на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. Знакомство с природой будит любознательность ребе.
Консультация по теме: «Развитие перцептивных действий — познание окружающего мира».
Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н.Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный о.
Урок информатики в 6 классе: «Способы познания окружающего мира»
Тема урока: «Способы познания окружающего мира»Планируемык образовательные результаты:предметные – представление о способах познания окружающего мира;метапредметные – ИКТ-компе.
Источник
Элементарная исследовательская деятельность детей младшего возраста как средство познания окружающего мира
Наталья Рем
Элементарная исследовательская деятельность детей младшего возраста как средство познания окружающего мира
Ребенок, появившийся на свет — уже исследователь. Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого маленького ребенка. Ребенок неосознанно сам ставит себе задачу, которую самостоятельно хочет решить, через исследовательскую деятельность. С одной стороны это расширяет его представления об окружающем его мире, с другой – он начинает понимать причинно – следственные, временные и пространственные отношения, которые позволяют ему понять целостную картину мира.
Это объясняется тем, что младшим дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познании мира.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества.
Развитие познавательных интересов один из самых актуальных вопросов на сегодняшний день. В настоящее время остро стоит вопрос о повышении качества образования. Система образования ориентирована на развитие творческой активной личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является довольно значимой. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта. Развитию познавательных интересов дошкольников до недавнего времени не уделялось особого внимания, между тем познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности. Уже с раннего возраста необходимо привлекать малышей к совместной деятельности, в ходе которой они смогли бы получать все новые и новые сведения об окружающих предметах и явлениях.
Экспериментирование рассматривается как идеальный метод при формировании основ естественно — научных и экологических понятий. Знания, полученные на практике, всегда более осознанные и прочные, чем те, которые можно почерпнуть из книг. В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем. В результате совместной опытнической работы педагога и ребенка у детей дошкольного возраста формируется устойчивый интерес к эксперименту, а воспитатель выступает в роли партнера, соучастника деятельности, мудрого наставника. Постепенно, по нарастанию определенных знаний, умений и навыков в данной деятельности, инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей.
Дети очень любят экспериментировать. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. С детьми младшего возраста можно проводить несложные эксперименты с различными объектами живой и неживой природы. Эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Через эксперименты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. В каждом эксперименте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменений и т. д.). Эксперименты имеют большое значение для осознания детьми причинно — следственных связей.
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
1. Формировать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать умению выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы.
2. Развитие любознательности и познавательной мотивации, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости.
3. Обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
4. Формирование готовности к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Внимательно изучив научно-методическую литературу, практические и теоретические сведения о проведении экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста, мы выбрали основным методом по проведению экспериментирования — проведение элементарных опытов. Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами был оформлен центр экспериментирования «Почемучки», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В центре имеется разнообразное оборудование.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности формируются элементарные понятия, закрепляются свойства предметов. В работе используется доступное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, весы, пакеты, и т. д.).
Были определены формы детской исследовательской деятельности:
— познавательная НОД;
— совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в центре экспериментирования «Почемучки»;
— игры-эксперименты и дидактические игры;
-проблемно — игровые ситуации.
Исследовательская деятельность, которую мы старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей. Исследуя окружающую действительность, дети стали стремиться выйти за пределы непосредственного окружения. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах — является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Подводя итоги в конце учебного года, мы отметили, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.
Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.
География в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста — путь познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 муниципального образования – Милославский муниципальный район Рязанской.
Эксперимент как средство познания окружающего мира Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 233» План по самообразованию педагога Воскресенской Екатерины Николаевны.
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.
Презентация из опыта кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира Информация о программе: модифицированная программа кружковой работы по формированию основ познания окружающего мира и развитию познавательной.
Консультация для педагогов «Метод проектов — как средство познания окружающего мира» Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость.
Кружковая работа с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по формированию основ познания окружающего мира 2016–2017 г Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Опыт работы по теме «Детское экспериментирование как эффективный способ познания окружающего мира» Детское экспериментирование, как эффективный способ познания окружающего мира Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи.
Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира «Экспериментальная деятельность как способ познания окружающего мира» «Усваивается все крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и.
Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира Практикум для родителей «Сенсорное развитие ребенка-способ познания окружающего мира».Цель: обогащение родительских представлений об умственном.
Экспериментирование как эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира В предыдущей публикации я рассказывала вам, дорогие читатели моего блога, о нашем открытом занятии по экспериментированию. Этому занятию.
Источник