Элементарное исследование функции
Исследовать функцию – значит охарактеризовать ее поведение при изменении независимой переменной. Для элементарного исследования необходимо:
· найти область определения функции;
· определить нули функции, точки пересечения графика с осями координат;
· исследовать на четность/нечетность;
· исследовать на периодичность.
Область определения – это множество всех значений аргументов функции, при которых она имеет смысл.
Нули функции – это те значения ее аргумента, при которых функция равна нулю.
Функция называется четной, если она задана на симметричном относительно начала координат промежутке и если f(-x) = f(x), и нечетной если f(-x) =-f(x). Для того чтобы установить четность или нечетность функции, требуется определить, является ли область определения функции интервалом, симметричным относительно начала координат, и выполняется ли одно из условий: f(-x) = f(x) или f(-x) = -f(x). Если функция не является четной и не является нечетной, то она называется функцией общего вида. График четной функции симметричен относительно оси ординат. График нечетной функции симметричен относительно начала координат.
Функция называется периодической с периодом Т, если f(x) = f(x + Тп), n Z.
Источник
Алгебра и начала математического анализа. 11 класс
Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №48. Функции. Свойства функций и их графики. Исследование функций.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- функция, аргумент функции, значение функции
- график функции, преобразование графика функции
- свойства функции, исследование свойств функции
Глоссарий по теме урока
Зависимость переменной у от переменной х называется функцией, если каждому значению х соответствует единственное значение у.
х – независимая переменная, аргумент,
у — зависимая переменная, значение функции
Множество значений аргумента функции называется областью определения функции и обозначается D(y).
Множество значений, которые принимает сама функция, называется множеством значений функции и обозначается Е(у).
Функция у = f(х) называется четной, если она обладает двумя свойствами:
- область определения этой функции симметрична относительно 0;
- для любого х из области определения выполняется равенство f(-х)=f(х).
Функция у = f(х) называется нечетной, если она обладает двумя свойствами:
- область определения этой функции симметрична относительно 0;
для любого х из области определения выполняется равенство f(-х)=-f(х).
Значения аргумента, при которых значение функции равно 0, называются корнями (нулями) функции.
Функция у=f(x) возрастает на промежутке (а; в), если для любых х1, х2 из этого промежутка, таких, что х1 у2.
Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл.– М.: Просвещение, 2015. С. 98-118, 271-307.
Шахмейстер А.Х. Построение и преобразование графиков. Параметры. Ч.2-3. СПб.: Петроглиф; М.: МЦНМО, 2016. 392 с. С.73-307.
Открытые электронные ресурсы:
Образовательный портал “Решу ЕГЭ”.
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. http://ege.fipi.ru/.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1. Исследование функции и построение графика
Схема исследования функции на примере функции
1) Область определения функции
Знаменатель дроби не равен нулю:
Получили область определения
D(y)=
- Множество значений функции
Отыскание Е(у) можно свести к решению уравнения с параметром у. Все значения параметра у, при которых уравнение имеет хотя бы одно решение, и составят Е (у).
Получили
- Четность / нечетность функции
D(y)= — симметрична относительно нуля
,
следовательно, функция четная и ее график симметричен относительно оси ОУ
Для нахождения нулей функции необходимо решить уравнение
Уравнение не имеет действительных корней, значит, нулей у данной функции нет, ее график не пересекает ось ОХ
у>0 при
у 2 у.е. Если на втором объекте работает t человек, то их суточная зарплата составляет t 2 у.е. Как нужно распределить на эти объекты бригаду рабочих, чтобы выплаты на их суточную зарплату оказались наименьшими? Сколько у.е. в этом случае придется заплатить рабочим?
1 этап. Ведем переменную, выразим нужные компоненты, составим искомую функцию.
Пусть на 1 объект направлено х рабочих, суточная зарплата которых составит 4x 2 у.е.
Тогда на 2 объект направлено (24 — x) рабочих – суточная заработная плата (24 — x) 2 (у.е.)
Всем рабочим нужно заплатить 4x 2 +(24 — x) 2 = 5x 2 -48x+576 (у.е.)
Причем 0≤ x ≤ 24, x ϵ N.
Рассмотрим функцию f(x)=5x 2 -48x+576.
Функция квадратичная, старший коэффициент положителен, следовательно, наименьшее значение в вершине при x0 = 4,8 .
3 этап. Перевод на язык задачи
Поскольку x ϵ N, подходящим будет ближайшее к вершине натуральное значение, x=5 (рабочих) – на 1 объекте.
24-5=19 (рабочих) – на 2 объекте.
Наименьшее значение f(5)=125+240-576=461 (у.е.) – наименьшая суточная выплата.
Примечание: исследовать функцию также можно было с помощью производной.
Ответ: 5 рабочих на 1 объекте, 19 – на втором, 461 у.е. – наименьшая суточная выплата.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1. Исследуйте функции на четность.
область определения – множество действительных чисел – симметрична относительно нуля
у(-х)=0, что можно интерпретировать и как у(х), и как –у(х). К тому же график этой функции – прямая, совпадающая с осью ОХ, — симметричен относительно оси ОУ и относительно начала координат.
Данная функция одновременно четна и нечетна.
область определения – множество действительных чисел – симметрична относительно нуля
преобразуем функцию, применив формулы приведения: sin(x+5π/2)=cos x
у= cos x – четная функция, значит, исходная функция также четная
логарифмируемое выражение должно быть положительным
Область определения несимметрична относительно 0, значит, в проверке второго условия нет необходимости, — функция общего вида.
Найдем область определения D(f)
Проверим второе условие
Полученное в результате подстановки –х в функцию выражение, очевидно, не равно f(x), не дает пока понимания о выполнении условия нечетности.
Зайдем с другого конца, выразим -f(x):
домножим на сопряженное
Теперь можем сделать вывод: f(-x)=-f(x), функция нечётная.
и четная, и нечетная
2.
Используем функциональный подход при решении данной задачи. Представим каждое из уравнений как функции. Построим их графики. Единственное решение системы будем интерпретировать как единственную точку пересечения графиков функций первого и второго уравнений.
Второе уравнение проще, но содержит параметр. Перепишем его в явном виде для функции, выразив у: у=-х+а.
В таком виде понятно, что данное уравнение задает множество прямых, параллельных у=-х.
Источник
Исследование функций и построение их графиков элементарными методами
Просмотр содержимого документа
«Исследование функций и построение их графиков элементарными методами»
Исследование функций элементарными методами и построение их графиков.
- Содержательные: выявление уровня знаний обучающихся, систематизации знаний, формулирование обобщения знаний по теме урока
- Деятельностные : создание условий для самооценки обучающихся, развитие пространственного мышления, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, умения работать в группе, развитие познавательного интереса, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.
Постройте эскиз графика функции по данному исследованию (работа в парах).
Область определения функции y = (x). Обозначение: D(f) или D(y)
Область определения функции y = (x). Обозначение: D(f) или D(y)
функция задана формулой
функция задана формулой
Множество значений Функции y = (x). Обозначение: E( )или E(y)
Множество значений Функции y = (x). Обозначение: E( )или E(y)
Чётность функции, нечётность функции y = (x)
Чётность функции, нечётность функции y = (x)
Периодичность функцииy = (x)
Периодичность функцииy = (x)
Нули функции y = (x)
Нули функции y = (x)
Промежутки знакопостоянства функции y = (x)
Промежутки знакопостоянства функции y = (x)
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Работа в группах: исследуйте функцию
Область определения функции y =f(x). Обозначение: D(f)
Область определения функции y =f(x). Обозначение: D(f)
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
Множество значений Функции y = f(x). Обозначение: E(f)
формула для вычисления
Множество значений Функции y = f(x). Обозначение: E(f)
формула для вычисления
функция задана формулой
Чётность функции, нечётность функции
Чётность функции, нечётность функции
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
формула для вычисления
Нули функции y = f(x)
функция задана формулой
формула для вычисления
Нули функции y = f(x)
Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)
Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)
Работа в группах: исследуйте функцию
Область определения функции y =f(x). Обозначение: D(f)
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Область определения функции y =f(x). Обозначение: D(f)
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
Множество значений Функции y = f(x). Обозначение: E(f)
формула для вычисления
формула для вычисления
Множество значений Функции y = f(x). Обозначение: E(f)
функция задана формулой
формула для вычисления
Дополнительные точки графика
Дополнительные точки графика
функция задана формулой
формула для вычисления
Чётность функции, нечётность функции
Чётность функции, нечётность функции
Работа в группах: исследуйте функцию
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Промежутки монотонности (возрастания, убывания) функции y = (x)
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
функция задана формулой
формула для вычисления
формула для вычисления
Дополнительные точки графика
Дополнительные точки графика
Определение или характеристика,
Определение или характеристика,
формула для вычисления
функция задана формулой
Нули функции y = f(x)
формула для вычисления
Нули функции y = f(x)
Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)
Промежутки знакопостоянства функции y = f(x)
По мере выполнения задания, обучающиеся полученные результаты вносят в такую же таблицу на доске. Определение или характеристику, формула для вычисления – проговаривают устно.
Постройте графики функций по Вашим исследованиям
На маркерной доске:
График функции y = — 1 строит обучающийся из 4-6 группы
График функции y = строит обучающийся из 1-3 группы
Обучающиеся класса строят два графика в тетрадях, затем проверяют работу друг друга, оценивают ее. Обучающийся сравнивает свою оценку с оценкой товарища и выставляет средний балл.
Каким еще способом можно построить
один из графиков данных функций?
ВЫВОД: График функции y = — 1 можно построить и движением графика функции y = вдоль оси абсцисс на 3 единицы влево и вдоль оси ординат на 1 единицу вниз. (строим движением эскиз графика функции y = — 1 и сравниваем с построенным ранее графиком функции на маркерной доске)
Вспомним преобразование графиков
Вспомним преобразование графиков
Вспомним преобразование графиков
Итог –синквейн Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова.
- Тема урока – одним словом.
- Ответьте, используя прилагательные, какая функция?
- Опишите действия, используя глаголы, что мы делаем с ней?
- Составьте предложение или словосочетание, которое выражает Ваше отношение к теме, и является своеобразным выводом.
- Подведите итог, выразив его одним словом.
1. Исследуйте функцию и постройте ее график y = + 1, опишите преобразование графика функции.
2. Исследуйте функцию по данному графику.
(план исследования смотри в классной работе)
Источник