Используя способ цепных подстановок определите изменение уровня рентабельности

Метод цепных подстановок онлайн

Быстрая навигация по странице:

Общая характеристика метода цепных подстановок

Факторный анализ различных зависимостей достаточно широко применяется в практических расчетах. Наибольшей популярностью при проведении таких исследований пользуется метод цепных подстановок, что связано с его относительной простой и возможностью применения для анализа разных типов факторных моделей: мультипликативных, аддитивных, кратных, смешанных. Сущность рассматриваемого метода заключается в том, что в процессе подстановок производится последовательная замена значений факторов. При этом исходная таблица строится так, чтобы взаимосвязанные факторы всегда размещались по степени уменьшения их количественного влияния, т.е. сначала располагаются количественные показатели, а далее качественные (экстенсивные) факторы. В том случае, когда количественных (качественных) показателей несколько, то вначале размещаются наиболее общие из них. При практических вычислениях определяются некие условные значения результирующего показателя по следующему алгоритму: так, в первой подстановке выполняется замена значения базисного периода первого фактор на его величину в отчетном периоде. Вычитая из полученного условного значения показателя после первой замены его базисную величину, получаем размер влияния первого фактора, т.к. именно с этим фактором связано различие вычисленных величин показателей первой подстановки. Таким образом, приняв условие, что влияние других факторов, кроме первого, исключено (элиминировано), рассчитываем размер его влияния на показатель.

Размещено на www.rnz.ru

В следующей подстановке происходит замена следующего (второго) фактора, а именно его базисная величина заменяется на фактическую. Все прочие показатели берутся из предшествующей (первой) подстановки без замены. То есть, что первый фактор берется его фактической величиной, второй — так же фактической, остальные (если есть) — базисными. В результате полученное значение скорректированного показателя после второй замены будет отличаться от предыдущего только вторым фактором. Для исчисления величины его влияния на показатель требуется от суммы показателя второй подстановки отнять значение показателя первой подстановки. Дальнейшие расчеты производятся по такому же алгоритму. Количество подстановок всегда будет на единицу меньше количества факторов, т.к. в последней подстановке используются все фактические (отчетные) величины показателей. Для расчета величины влияния последнего фактора в моделях с любым их числом требуется от фактического (отчетного) значения итогового показателя отнять величину, полученную при расчете последней подстановки.

Сумма величин влияния всех факторов должна совпадать с величиной общего изменения итогового показателя. Если этого равенства не получается, то необходимо найти ошибку в вычислениях. Существенным условием правильности применения рассматриваемого метода цепных подстановок является соблюдение правила: каждая рядом стоящая замена должна отличаться только одним фактором, величина влияния которого и рассчитывается.

Формула метода цепных подстановок

Формула метода цепных постановок будет зависеть от количества факторов, из которых построена модель анализируемого показателя. Например, для двух факторов и мультипликативной модели применение рассматриваемого метода будет опираться на следующую систему формул:

Формула метода цепных подстановок

Пример анализа методом цепных подстановок

В качестве примера рассмотрим факторный анализ продаж. В общем случае объем продаж предприятия зависит от цены, по которой осуществлялась продажа товаров и от количества проданных товаров. Тогда факторную модель для анализа продаж можно записать следующим образом (мультипликативная модель): W = Q * P, где W — выручка (объем продаж), P — цена единицы товара, Q — количество проданных единиц товара. Таблица исходных данных будет следующая:

Показатель По плану Фактически
Продано продукции, шт. 2000 2500
Цена продажи единицы продукции, руб. 5.5 6.2
Объем продаж, руб. 11000 15500

Выполним необходимые расчеты:

W0 = 2000 * 5.5 = 11000 руб.

Wусл1 = 2500 * 5.5 = 13750 руб.

W1 = 2500 * 6.2 = 15500 руб.

Читайте также:  Определение поставщика подрядчика исполнителя способом запроса котировок

ΔWQ = 13750 — 11000 = 2750 руб.

ΔWP = 15500 — 13750 = 1750 руб.

Проверка: 2750 + 1750 = 4500 = 4500 руб., результаты расчетов совпадают.

Вывод: анализ полученных результатов показывает, что в целом объем продаж увеличился на 4500 руб. Данное изменение произошло под влиянием следующих причин: за счет роста количества проданной продукции на 500 шт. объем продаж увеличился на 2750 руб. За счет роста цены продажи единицы продукции на 0.7 руб. объем продаж увеличился на 1750 руб.

Онлайн-калькулятор метода цепных подстановок

Для проведения факторного анализа методом цепных подстановок приводим простую форму онлайн-калькулятора, используя который, Вы можете самостоятельно выполнить расчет данных показателей и заполнить таблицу. Для получения правильных результатов работы онлайн-калькулятора в процессе ввода данных необходимо внимательно соблюдать размерность полей, что позволит выполнить необходимые вычисления быстро и точно. Дробные величины должны вводиться с ТОЧКОЙ, а не с запятой! В представленной форме онлайн калькулятора уже содержатся данные условного примера, чтобы пользователь мог посмотреть, как работает факторный анализ способом цепных подстановок онлайн. Для проведения анализа по своим данным просто внесите их в соответствующие поля формы онлайн-калькулятора и нажмите кнопку «Выполнить расчет».

Источник

Метод цепных подстановок

Способ цепных подстановок может быть использован во всех типах детерминированных факторных моделей (аддитивные, мультипликативные, кратные, комбинированные) для расчёта величины влияния фактора на результат.

Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. С этой целью рассчитывают ряд условных величин, которые учитывают изменение одного, двух и т.д. факторов, допуская, что остальные факторы не меняются. Сравнение величины результата до и после изменения уровня того или иного фактора позволяют элиминироваться от влияний всех факторов, кроме одного.

Алгоритм метода цепных подстановок для многофакторной мультипликативной модели

1. Рассчитываем плановый показатель: Y0 = a0 * b0 * с0* d0;

2. Далее рассчитывается система условных показателей:
Yусл.1 = a1 * b0 * с0* d0;
Yусл.2 = a1 * b1 * с0* d0;
Yусл.3 = a1 * b1 * с1* d0;

3. Рассчитываем фактический показатель: Y1 = a1 * b1 * с1* d1;

4. Путем последовательного вычитания полученных показателей находим изменение результативного показателя за счет факторов:
ΔYа = Yусл.1 – Y0;
ΔYb = Yусл.2 – Yусл.1;
ΔYс = Yусл.3 – Yусл.2;
ΔYd = Y1– Yусл.3;
5. Рассчитываем общее отклонение фактического показателя от планового, которое равно сумме факторных отклонений:
ΔY = Y1 — Y0 = ΔYа + ΔYb + ΔYс + ΔYd

Рекомендации при использовании этого метода:
А) в первую очередь учитываются изменения количественных показателей, затем качественные;
Б) сначала учитываются факторы первого уровня подчинения, затем второго и т.д.

Пример . Исходные данные для расчета влияния факторов базисные: (y0 = 1,58; a0 = 12940; b0 = 8210 ) и фактические: (y1 = 1,53; a1 = 13950; b1 = 9124; ). Рассчитайте влияние на отклонение результативного показателя (y) каждого из определяющих его факторов (a, b).

Источник

Факторный анализ рентабельности, предложенный Бакановым М.И. и Шереметом А.Д.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат), рассчитанный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен (Ц) и себестоимости (С) единицы продукции:

Факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции выполняется на основе представленных данных. Необходимо также более детально изучить причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитать их влияние на уровень рентабельности.

Далее необходимо установить, за счет каких факторов изменялась себестоимость единицы продукции и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности. Такие расчеты делаются по каждому виду продукции, что позволяет более точно оценить работу субъекта хозяйствования и полнее выявить внутрихозяйственные резервы роста рентабельности на анализируемом предприятии. Примерно также производится факторный анализ рентабельности продаж.

Читайте также:  Способы оценки планируемых результатов внеурочной деятельности

Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

где,
Rп — рентабельность продаж;
Пп — прибыль с продаж.

Расчет влияния отдельных факторов также производится методом цепной подстановки. Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов. Для анализа рентабельности производственного капитала, определяемой как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных фондов, можно использовать факторную модель, предложенную М. И Бакановым и А. Д. Шереметом:

P / F + E = P/N / (F/N + E/N) = (1 – S/N) / (F/N + E/N) = [1 – (U/N + M/N + A/N] / (F/N + E/N

где,
P — Прибыль балансовая;
F — Средняя стоимость основных фондов;
E — Средние остатки материальных оборотных средств;
N — Выручка от реализации продукции;
P/N — Рентабельность продаж;
F/N + E/N — Капиталоемкость продукции (обратный показатель коэффициенту оборачиваемости);
S/N — затраты на рубль продукции;
U/N, M/N, A/N — соответственно зарплатоемкость, материалоемкость и фондоемкость продукции.

Заменяя постепенно базовый уровень каждого фактора на фактический, можно определить, на сколько изменился уровень рентабельности производственного капитала за счет зарплатоемкости, материалоемкости, фондоемкости, т. е. за счет факторов интенсификации производства.

Источник

Факторный анализ показателей рентабельности

С помощью метода цепных подстановок определяется влияние изменений рентабельности продаж за счет факторов изменения выручки от продажи продукции и себестоимости. Исходные данные для факторного анализа изменения рентабельности продаж приведены в табл. 3.6.

Исходные данные для факторного анализа показателей

Показатели Предыдущий период Отчетный период Изменение (+,-)
1. Выручка от продажи продукции, тыс. руб.
2. Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.
3. Прибыль от продажи продукции, тыс. руб. -2142141
4. Рентабельность продаж по прибыли от продажи, % 10,41 3,64 -6,77

Как видим, рентабельность продаж по сравнению с предыдущим периодом уменьшилась на 6,77 процентных пункта. На это отклонение оказали влияние два фактора: изменение объема продаж и себестоимости.

Используем метод цепных подстановок. Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить «условный» (промежуточный) показатель рентабельности при отчетной выручке от продажи ( ) и базисной себестоимости ( ):

.

1. Влияние изменения объема продаж на уровень рентабельности продаж:

2. Влияние фактора изменения себестоимости на уровень рентабельности продаж:

3. Сумма факторных изменений дает общее изменение рентабельности продаж за период:

Результаты факторного анализа показали, что рост объема продаж оказал на уровень рентабельности продаж положительное влияние (+14,735 % при неизменной себестоимости). Однако повышение себестоимости оказало более высокое отрицательное влияние (-21,505 %), в силу чего и произошло снижение рентабельности продаж.

Дата добавления: 2015-11-12 ; просмотров: 1482 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Задача 17. Определить влияние факторов на изменение уровня рентабельности

Показатель базовый отчетный
Прибыль, т.р. 2500 3600
Средняя сумма капитала, т.р.
основного 3000 3400
оборотного 2000 2600

Рентабельность = Р = Прибыль/ Капитал = Прибыль/(Осн.капитала + Обор. капитал)

Используем метод цепных подстановок:

1 подстановка: 3600/5000 = 0,72

2 подстановка: 3600/(3400 + 2000) = 0,67

За счет роста прибыл рентабельность увеличилась на 0,72 – 0,5 = 0,22 или 22%

За счет роста основного капитала рентабельность снизилась на 0,67 – 0,72 = — 0,05 или — 5%

За счет увеличение оборотного капитала рентабельность снизилась на 0,6 – 0,67 = — 0,07 или — 7%

Общее влияние факторов: 22 – 5 – 7 = 10%

Тема 2. Анализ выпуска и реализация продукции

1. Стоимость основных фондов увеличилась на 20 тыс. руб. и составила 822 тыс. руб., фондоотдача состави­ла 2 тыс. руб. в предыдущем году и 1,8 тыс. руб. в отчетном. Определите резервы увеличения объема про­дукции.

ВП баз. = (822-20)*2 = 1604 тыс. руб.

ВР отч. = 822*1,8 = 1479,6 тыс. руб.

Резервы увеличения за счет роста фондоотдачи в отчетном году: (2 – 1,8)*822 = 164,4 тыс. руб.

За счет увеличения ОФ: 20*2 = 40 тыс. руб.

2. Численность персонала увеличилась на 12 чел. и составила 98 чел. в отчетном году. Производительность тру­да возросла с 5400 тыс. руб. до 5600 тыс. руб. Чему равен прирост продукций, полученный за счет роста про­изводительности труда?

Формула связи: ВП = Ч*Пр

Прирост продукции за счет роста производительности: 98 *(5600 – 5400) = 19600 тыс. руб.

3. Материалоотдача по данным предыдущего и отчетного года составила 2,4 и 2,0 тыс. руб.; материальные за­траты 1260 тыс. руб. и 1280 тыс. руб. Стоимость выпущенной продукции — 3024 тыс. руб. и 2560 тыс. руб. Определить резервы увеличения продукции за счет снижения материалоемкости продукции.

Ме баз = 1/2,4 = 0,417

Ме отч = 1 / 2 = 0,5

ВП =Материальные затраты * Материалоотдача = МЗ/Ме

Определим влияние факторов методом цепных подстановок:

Вп усл. = 1280/0,417 = 3069 тыс. руб.

— снижение МЗ 3069-3024 = 45 тыс. руб.

— рост Ме 2560 – 3069 = — 509 тыс. руб.

Общее влияние 45 – 509 = 464 тыс. руб.

Резервы увеличения продукции за счет снижения материалоемкости продукции составляют 509 тыс. руб.

4. Определить коэффициент износа основных фондов, коэффициент годности основных фондов если их первоначальная стоимость составляет 12465 тыс. руб., остаточная стоимость – 7586 тыс.руб.

Коэффициент износа основных средств — коэффициент равный отношению суммы начисленной амортизации к первоначальной стоимости основных средств

Киз = (12465 – 7586)/12465 = 0,3914

Коэффициент годности основных средств рассчитывается определением соотношения остаточной и первоначальной стоимости фондов за отчетный период.

Если уже был рассчитан коэффициент износа, то КГос составит КГос = 1 – Киз

КГ ос = 1 – 0,3914 = 0,6086

5. Рассчитать фондоотдачу Основные производственные фонды на начало года составляют 18900 тыс. руб., на конец года — 16500 тыс. руб. Выпуск товарной продукции за год равен 50000 тыс. руб.

ОПФ ср = (18900 + 16500)/2 = 17700 тыс. руб.

Фо = 50000/17700 = 2,82

6. Оцените по рекламе предложение компании DuPont купить подушки Comforel: «Купите две подушки. Вторая в 1,5 раза дешевле». На сколько процентов меньше стоит вторая подушка?

Вторая подушка 100%/1,5 = 67%

Вторая подушка дешевле на 100 -67 = 33 %

7. Сколько продукции дополнительно получено за счет роста изменения численности производственного персо­нала, если численность персонала увеличилась на 15 чел. и составила 85 чел. в отчетном году. Производи­тельность труда возросла с 6200 тыс. руб. до 6600 тыс. руб.

За счет численности выпуск продукции увеличился на 15 чел. * 6200 = 93000 тыс. руб.
Тема 3. Анализ себестоимости

1. Себестоимость произведенной продукции увеличилась на 17%, объем выпущенной продукции в отпускных ценах без косвенных налогов — на 19%, остатки нереализованной продукции на конец года снизились на 5%. Сделать выводы об изменении показателя на рубль товарной продукции

Затраты на рубль товарной продукции = Себестоимость/Товарная продукция

Товарная продукция изменилась на 19 – 5 = 14%, а с/с на 17%, то есть темп роста с/с выше, чем темп роста товарной продукции, следовательно, затраты на рубль товарной продукции изменились отрицательно, то есть увкличились.

2. Определить затраты на рубль реализованной продукции, если производственная себестоимость составляет 1450 тыс. руб., управленческие расходы – 560 тыс. руб., коммерческие расходы 70 тыс. руб., объем продаж – 5000 тыс. руб., денежные поступления за реализованную продукцию – 3800 тыс. руб.

Затраты всего = 1450 + 560 + 70 = 2080 тыс. руб.

Затраты на рубль реализованной продукции = 2080/5000 = 0,416 тыс. руб.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 1048 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Читайте также:  Жесткая вода способ смягчения
Оцените статью
Разные способы
Показатель базовый отчетный Изменение
Прибыль, т.р. 2500 3600
Средняя сумма капитала, т.р. 5000 6000