Используя 1 10 строфы опишите все способы гадания которые использовала татьяна ларина

Литература, 6 класс

Вопрос от Елизавета 788 дней назад

Сравнить гадания Светланы (из баллады «Светлана») и гадания Татьяны Лариной (из книги Онегина), с какой целью Пушкин и Жуковский используют эти гадания?

Гадание Светланы: Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой… Светлана находится в темном, уединённом помещении, в котором на столе зеркало, а перед ним зажженная свеча. Татьяна тоже нашла уединенное место для гадания – баня: Татьяна, по совету няни Сбираясь ночью ворожить, Тихонько приказала в бане На два прибора стол накрыть; Героинь объединяет то, что они верят в гадание и гадают на суженного, Пушкин говорит о Татьяне: Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Светлана сидит за столом и смотрит через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого: Два прибора на столе. «Загадай, Светлана; В чистом зеркала стекле В полночь, без обмана Ты узнаешь жребий свой… А вот и Татьяна: любопытным взором На воск потопленный глядит: Он чудно вылитым узором Ей что-то чудное гласит; Из блюда, полного водою, Выходят кольца чередою; И вынулось колечко ей Под песенку старинных дней: Обе героини заснули во время гадания, и им приснился страшный сон. Татьяна: А под подушкою пуховой Девичье зеркало лежит. Утихло все. Татьяна спит. И снится чудный сон Татьяне. Светлана: Все блестит. Светланин дух Смутен сновиденьем. «Ах! ужасный, грозный сон! Не добро вещает он — Горькую судьбину; Обеим девушкам снятся вещие сны, обе они прибегают к гаданию. Их роднят близость к народу, русское миропонимание, а также искренность, бесхитростность, непосредственность. Гадания авторы используют с целью показать своих героинь, как нежных, русских девушек, которые близки к народу, они верят в гадания, предания, у них широкая любящая душа.

Читайте также:  Стоптуссин для детей способ применения

Источник

Анализ 5 главы романа «Евгений Онегин»

Начиная анализ пятой главы романа Пушкина «Евгений Онегин», заметим, что это – самая мистическая из глав. Время ее действия – зима, святочные праздники. Глава начинается чудесной картиной русской зимней природы. И чувствуется, что зимнее время года близко сердцу не только Татьяны, но и самого Пушкина. Очаровательными штрихами- эпитетами поэт рисует пейзаж запоздавшей зимы: легкие узоры, зимнее серебро, блистательный ковер.

Татьяна, любила зиму не только за сиянье розовых снегов, или за иней на солнце, сколько за праздники, за мистический характер этого времени года. Практически все гадания, которым Татьяна, подобно другим девушкам, доверяла, совершались на святки. Татьяна также верила в народные приметы, сны, любила гадания.

В поэме Пушкин дважды сравнивает Татьяну со Светланой Жуковского: первый раз — Ленский отвечает на вопрос Онегина о том, которая из них Татьяна?

— Да та, которая, грустна

И молчалива, как Светлана.
И второе сравнение читатель замечает в эпиграфе к 5-й главе

О, не знай сих страшных снов

Такое сравнение – еще один штрих, к характеристике суевернойТатьяны.
Этим крещенским вечером Татьяна тоже гадала. Но гадания не предвещали ничего хорошего. Няня рассказала ей о гадании на жениха в бане. Дворовые приготовили ей все для обряда. Но напуганная предыдущими гаданиями, девочка в баню не пошла, а легла спать. Правда, зеркальце под подушку она положить не забыла.

Она заснула быстро. Но в эту ночь ей приснился странный и жуткий сон, под впечатлением которого она находилась на протяжении нескольких дней, вплоть до именин. Татьяна чувствует, что сон этот – не случаен, и за ним последуют события, способные изменить ее жизнь. Не случайно он приснился в святочную ночь. Но что именно ее ждет? Ответ на этот вопрос она стремится найти в сонниках, и не находит.

Анализируя пятую главу, трудно не обратить внимание на параллели, которые провел Пушкин между нечистой силой, собравшейся в лесной избушке из сновидения Татьяны и гостями, съехавшимися на именины.

Параллелями Пушкин акцентирует пророческую силу ночных видений Татьяны. Но не только. Образы и поведение гостей — это картина русской провинциальной жизни, ярко изображенная талантливой рукой поэта.

Наконец, появились Онегин с Ленским. Их ждали, им бесконечно рады. Наших героев усадили напротив Татьяны, которая находилась под впечатлением сна. Она, увидев двух друзей, готова была расплакаться и убежать, но удержалась, едва ответив на приветствие.

Онегин уже был зол на Ленского за то, что тот его обманул, сказав, что на празднике будут только свои. Онегин полагал, что свои – это члены семьи. Но видимо, для Ленского понятие «свои» имело более широкое значение. Онегин обратил внимание, что настроение именинницы было далеко не праздничным, и поэтому разозлился еще больше. Свою досаду он решил выместить на Владимире, зная его уязвимое место.

После обеда, завершившегося жирным и пересоленным пирогом, гости поочередно поздравили Татьяну, уездный поэт Трике спел ей свое творение. С трогательной нежностью во взгляде ей поклонился и Евгений.

После обеда гости устроились в просторной гостиной. Старики сели играть в карты, барышни собрались в уголке, дамы расположились у камина. У каждой группы гостей нашлись общие темы для разговоров.

Вечером, когда был подан чай, к огромной радости молодежи на праздник прибыл полковой оркестр. Начался провинциальный бал. И тут-то Онегин взялся за воплощение задуманного плана мести. Он начал ухаживать за Ольгой – предметом трепетной любви Владимира.

Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом.

Разъяренный Ленский уезжает с праздника. В голове уже родилась мысль о поединке.

Источник

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

2.Во время святок Татьяна Ларина и её семья участвуют
в традиционных русских гаданиях:
Настали святки!
То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.

Описания святок, предшествующие сну Татьяны, погружают
героиню в атмосферу фольклорности:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;

. Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым.
Ей что-то чудное гласит;
Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!» Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Пушкин сам был суеверен.
Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера,
в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот
«на той неделе» зван на именины.
И сон Татьяны, последующий за гаданиями неожиданно
оказался пророческим.
События в тот памятный вечер развивались бурно и
неизбежно вели к катастрофе, к ревности Ленского,
к вызову на дуэль.
Но сон имеет и второе толкование, его символы
сулят Татьяне свадьбу, правда не с любимым.
Медведь — это ее будущий муж, генерал.
Переход через ручей по мосткам сулит и свадьбу,
и похороны.
Недаром Татьяна слышит шум, как «на больших
похоронах».

1.Онегин стал перерождаться под влиянием своей любви к Татьяне,
к «новой»Татьяне.
Героям суждено было встретиться еще раз, после драматических
событий в деревне.
Встреча была решительной прежде всего для Онегина,
для его представлений о жизни, другом человеке, о женщине,
любви, себе самом.
Он случайно встречается с Татьяной на балу и без памяти
влюбляется в неё.
Внезапно с особой остротой молодой человек ощущает,
что вся предыдущая жизнь была им растрачена, и важным
здесь становится то, что это не холодный вывод,
но тяжкое для него переживание и осознание.
Ещё более тяжким оно становится, когда Татьяна своим
отказом перечеркивает все его надежды на возможность
обретения счастья.
Этот момент становится настоящим прозрением для героя
бессмысленности его прошлого, сомнительности открывающегося
перед ним будущего, когда все лучшее в себе он успел растратить.
Самыми болезненными становятся слова Татьяны о том,
что «счастье было так возможно».
Она ушла.
Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен.

В письме Онегина к Татьяне в нем уже нет иронии, нет светской
умеренности, светской маски.
Онегин внезапно осознает все те возможности, которые он
упустил или не увидел, которые не смог или не захотел
претворить в жизнь. Единственным виновником в том,
что не сложилась его собственная жизнь, в том, что не сложилась
счастливо жизнь Татьяны, оказывается он сам, поскольку
именно он полностью и целиком несет ответственность за
итоги всех прошедших десятилетий его жизни.
Произошло прозрение героя.
Но именно на этом Пушкин обрывает свой роман.
От полной пустоты Онегин приходит к осознанию ошибочности
всей его предшествующей жизни, которую, как оказывается,
в действительности он совершенно не знает.
И он снова в начале пути.
Образ героя не завершен, как не завершен ни один живой человек.
Читатель не знает, как сложится судьба Онегина, к каким
последствиям приведёт его пережитое потрясение,
останется ли он холодным и равнодушным или же,
наконец, обретет себя.

Источник

Используя 1 10 строфы опишите все способы гадания которые использовала татьяна ларина

Усадьбы и судьбы запись закреплена

Святочные гадания Татьяны Лариной

«Настали Святки. То-то радость! »
Святочные игрища на Руси, в дни от Рождества до Крещения, сметали сословные и имущественные границы. Господа и слуги, дворяне и крестьяне предавались общим забавам и развлечениям, многие из которых были известны с глубокой древности. Недаром пушкинская Татьяна гадала о суженом вместе с дворовыми девушками, а те в свою очередь пытались предугадать жребий своих молодых хозяек:
«Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьёв военных и поход».

Время, пока новорожденный Христос еще не был крещён, считалось периодом господства духов и прочих таинственных сил. В Святки с ними можно было вступить в контакт и посредством разных обрядов разузнать о своём будущем. Некоторые виды гадания упомянуты Пушкиным в V главе «Евгения Онегина».
1. «Татьяна любопытным взором
На воск потопленный глядит:
Он чудно вылитым узором
Ей что-то чудное гласит. «
В холодную воду выливали расплавленный воск и по образовавшимся застывшим фигуркам толковали судьбу гадающего.
2. «Из блюда, полного водою,
Выходят кольца чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней. «
В этом гадании могли принимать участие молодые люди обоего пола: каждый участник отдавал в общую чашу, наполненную водой, какой-нибудь небольшой предмет — кольцо, перстень, запонку или сережку. Чашу накрывали чистым полотенцем. Далее под пение всех присутствующих каждый по очереди вынимал из чаши один предмет. По содержанию звучащей в этот момент песни толковалась будущность хозяина вытянутой вещицы. Немного похоже на современную домашнюю лотерею.
Далее нужно было выкупать свою вещицу у того, кто её вытянул из общего «котла» и выполнять различные, чаще шутливые, задания.
Завершалось гадание катанием колец по полу: по направлению движения предсказывали судьбу на ближайший год — если к дверям, то для девушки это означало близость брака, а для юноши — дорогу.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • История (561)
  • Живописное (275)
  • Литература (255)
  • ЖЗЛ (255)
  • Дальние страны (237)
  • Великобритания (36)
  • Польша (11)
  • Нидерланды (8)
  • Франция (3)
  • Португалия (2)
  • Испания (2)
  • Чехия (1)
  • Дания (1)
  • Достопримечательности (161)
  • Архитектура (138)
  • Костюмные истории (125)
  • Красавицы (122)
  • 19 век. (95)
  • Города мира (95)
  • Женские штучки (85)
  • Детская (81)
  • Религия (79)
  • музыка (70)
  • Музеи мира (68)
  • Военное дело (65)
  • холодное оружие (9)
  • Необычности (64)
  • Замки (63)
  • А в это самое время. (60)
  • Города России (58)
  • Антиквариат (55)
  • Живность (40)
  • 1812 (39)
  • Актеры и актерки (35)
  • Юмор (34)
  • Чуланчик (33)
  • В воздухе (28)
  • Техника (27)
  • Танец (27)
  • Библиотеки (26)
  • Сказки и мифы. (24)
  • Сады и парки (19)
  • Птицы (17)
  • Декабристы (16)
  • Цветочное (15)
  • Школы (13)
  • Пещеры (12)
  • Спорт (8)
  • Винный погребок (7)
  • Друзья — соперники (7)
  • Планшет (7)
  • С купеческим размахом. (4)
  • Море (3)
  • Сборник панегириков (3)
  • Чехия (0)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Святочные гадания. И снится чудный сон Татьяне.

И снится чудный сон Татьяне — гадания на Руси


http://www.newacropol.ru/0newyear/russianmantic/

Святки. Самые короткие дни — и самые длинные ночи. Самые веселые и шумные праздники — и самые волшебные гадания. Стоит только произнести: “ночь перед Рождеством”, “крещенский вечер” — и даже у нас, забывших все или почти все из древних традиций, что-то отзывается в душе, как будто открываются двери в неведомое. В старину верили, что в самые длинные ночи на землю спускаются боги, которых можно спросить о самом важном. Из этих загадочных существ мы сегодня помним лишь Санта Клауса, Деда Мороза — старика с белой бородой, приносящего подарки, а вопросы о важном приняли вид гаданий.

Пусть мы забыли многое, однако не все. Еще и сегодня школьницы в рождественскую ночь кладут под подушку записочки с именами знакомых мальчиков. А в прошлом веке не только крестьянские девушки, но и барышни-дворянки с замиранием сердца ждали Святок, чтобы узнать свою судьбу. И совсем не обязательно искать в библиотеках описания святочных обрядов и гаданий. Давайте возьмем с полки томик Пушкина, поудобнее устроимся в кресле, зажжем свечу, откроем пятую главу “Евгения Онегина” — ту самую, где “зимы ждала, ждала природа”.

Помните? Татьяна, всем сердцем полюбившая Онегина, пишет ему бесхитростное письмо с объяснением в любви и получает в ответ отповедь, может быть и справедливую, но горькую. Однако любить и надеяться она не перестает. Пришла зима, выпал снег, настали святки.

Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима.
.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера.

Святки — период с Рождества (25 декабря ст.ст.) по Крещение-Богоявление (6 января). “Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся”, — писал один из исследователей народных обычаев. Стар и млад, девушки и парни, крестьяне и помещики — все участвовали и в ряжении, и в застольях. По вечерам собирались по домам, вспоминали старину, пели, гадали. Гадания бывали двух видов. “Явными” можно назвать подблюдные:

Из блюда, полного водою,
Выходят кольцы чередою;
И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
“Там мужички-то все богаты,
Гребут лопатой серебро,
Кому поем, тому добро
И слава!” Но сулит утраты
Сей песни жалостный напев;
Милей кошурка сердцу дев.

Пушкин не описывает подробно это гадание, поскольку в то время его прекрасно знали все. После всех увеселений хозяева дома и многочисленные гости садились вокруг стола, покрывали его особой скатертью. На стол ставилось блюдо с водой, а почетная сваха накрывала его платом. В блюдо она опускала маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька, а гости клали свои кольца, перстни, серьги. После этого под песни (которые так и назывались — “подблюдные”) их вынимали из воды, а хозяин вещи определял по песне свое будущее. Гадали отнюдь не только о замужестве. Песни могли предвещать и бедность, и богатство, и радость, и несчастье, и болезни, и сватовство, и исполнение желаний, и дорогу и многое другое.

Песни, которые приводит Пушкин, не выдуманы им, они реальные, народные и известны по многим записям:

Кот кошурку
Звал спать в печурку:
“У печурке спать
Тепло, хорошо”.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Эта песня предвещает замужество, поэтому ее всегда с таким нетерпением ожидали услышать девушки. Татьяне же выпала другая песня, на первый взгляд вполне благополучная:

У Спаса в Чигасах за Яузою,
Слава!
Живут мужики богатые,
Слава!
Гребут золото лопатами,
Слава!
Чисто серебро лукошками.
Слава!

Удивительно, но столь оптимистичная песня означала в гаданиях смерть. Что сулит она Татьяне? Смерть на пороге ее дома — гибель Ленского, жениха сестры, скорый отъезд Онегина, крушение надежд, да и в каком-то смысле ее собственную смерть: прежней — робкой наивной девочкой — Татьяна уже не будет. В конце романа мы увидим ее совсем другой — гордой, строгой, неприступной, свято оберегающей в душе свою тайну — любовь.

Но все это в будущем, а пока Татьяна надеется. И гадает.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна.

Наступило время для следующего, более важного этапа святочных гаданий. Только те из девушек, кто во что бы то ни стало хотели знать свою будущность, решались пытать судьбу при помощи зеркала — наверное, самого магического предмета во всех традициях, помогающего увидеть скрытое. “Наведение зеркал” требовало полной тишины и покоя, а потому происходило всегда ночью. Обычно в темной комнате на столе ставили одно против другого два зеркала, между ними — две зажженные свечи. Гадавшая должна была пристально, напряженно всматриваться в конец получившегося коридора отражений. Кто-то так и не мог сосредоточиться, кто-то не выдерживал нервного и физического напряжения, кому-то являлся во сне возлюбленный, а кому-то — некое таинственное видение. Татьяна, наводившая зеркало на луну, не увидела в нем ничего. Ее судьба хранила свои секреты.

Девичьих гаданий было великое множество. “Подслушивали” под окнами чужих домов или у церковных дверей и по характеру услышанного делали заключение о будущем: веселый разговор — приятная жизнь, бранчливая речь — неласковый муж и т. д. Гадали башмаком — это уже у Жуковского: “за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали”. Куда ляжет он носком, в ту сторону и будет отдана замуж его хозяйка. Гадали на поленьях — вынимали их наугад из поленницы и осматривали: гладкое предвещало хорошего, красивого жениха, полено с шероховатой корой — некрасивого, в толстой, но хорошей коре — богатого, с сучками — большую семью. Слушали в полночь на перекрестке, очертив вокруг себя магический круг: почудится звон колокольчиков, смех или веселое пение — быть замужем, плач или унылое пение — к смерти.

А еще выходили ночью за калитку и спрашивали у первого прохожего: “Как ваше имя?” Девушки верили, что суженый будет похож на него именем и лицом.

Чу. снег хрустит. прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Блестящая ирония и здесь не изменила Пушкину: возвышенно-романтический тон повествования вдруг перебивается неожиданно простонародным именем “суженого”. Над чем же иронизирует поэт — над наивностью Татьяны, пытающейся таким незатейливым способом найти подтверждение своим мечтам? Или над простодушием читателя, ожидающего уже бог знает какого романтического пафоса? А может быть, над тем, что мы, как и Татьяна, пытаемся в окружающем найти те таинственные знаки и силы, которые таятся в нас самих, только пропадают втуне — за невостребованностью. ”В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне” (а это уже Блок). Татьяна сберегла сокровище своей души — это мы понимаем уже в самом конце романа. Ну а пока она еще с трепетом вслушивается в ответ прохожего.

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.

Баня — единственное помещение, где не было образов — икон. Именно поэтому все самые “страшные”, а значит “верные”, гадания происходили там. Руководила девушками опытная старуха. Возможно, это отголоски древних обрядов, которые когда-то проводили старейшины рода. (Заметим в скобках, что в Святки языческое как никогда тесно переплетается с христианским: младенец Иисус, волхвы, Вифлееемская звезда, а рядом — “пришла Коляда накануне Рождества”, Огненный змей, летающий за красными девицами. Да и само гадание — “волхвование” — напоминание о неких действах языческих жрецов-волхвов.)

Итак, Татьяна “по совету няни” приготовила два прибора, хлеб, соль, ложки; не положила, по обычаю, только вилок и ножей. Около полуночи она собиралась сесть за стол и позвать: “Суженый, ряженый, приходи ко мне ужинать”. И он должен был явиться, да еще в том самом наряде, в котором будет на свадьбе. Множество страшных историй ходило о подобных гаданиях, не всегда они кончались благополучно. Неудивительно, что Татьяна все же заробела.

Татьяна поясок шелковый
Сняла, разделась и в постель
Легла. Над нею вьется Лель,
А под подушкою пуховой
Девичье зеркало лежит.
Утихло все. Татьяна спит.
И снится чудный сон Татьяне.

Даже такая незначительная на первый взгляд деталь, отмеченная Пушкиным, — снятие пояса — оказывается очень значимой: пояс во многих культурах — символ охранительного круга (вспомните гоголевского “Вия”). Поэтому, совершая “гадание на сон” — одно из самых страшных, — Татьяна остается беззащитной перед “нечистой силой”, у которой, собственно, и пытались узнать будущее. Но она готова пойти на многое ради того, чтобы заглянуть за грань.

И снится чудный сон Татьяне.

Очень о многом успевает сказать поэт в этих нескольких строфах, описывая сон своей героини.

Сон связывает в единое целое весь роман, предвосхищая драматические события шестой главы, да и всю последующую судьбу героев. Сон пронизан сказочно-фольклорными мотивами, песенно-обрядовыми образами: заснеженный лес, хрупкий мосток через пропасть, медведь, “суженый”, сидящий за столом в окружении чудовищ.

И не нужны никакие другие доказательства того, что Татьяна — “русская душою”, что Пушкин — “самый русский поэт”, а “Евгений Онегин” — “энциклопедия русской жизни”.

Источник

Оцените статью
Разные способы