- Как и когда люди научились добывать огонь: история и интересные факты
- Первобытный человек и огонь
- Искусственное разведение огня
- Поддержание огня
- Проблема датировки
- Человек-первооткрыватель
- Значение овладения огнем
- Использование различных способов добывания огня австралопитек
- Эволюция человека (антропогенез)
- Факторы эволюции человека
- Этапы эволюции человека
- Отличия человека от человекообразных обезьян
- Еще можно почитать
- Задания части 1
Как и когда люди научились добывать огонь: история и интересные факты
История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.
Первобытный человек и огонь
Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем — не менее частые лесные и степные пожары.
Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.
Искусственное разведение огня
Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.
Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, — трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.
Поддержание огня
Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.
Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.
Проблема датировки
Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.
Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить культурный слой, в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.
Человек-первооткрыватель
Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один — Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.
Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.
Значение овладения огнем
Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек — в шесть раз больше.
Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.
Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.
Источник
Использование различных способов добывания огня австралопитек
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ А) использование различных способов добывания огня Б) обитание исключительно в Африке В) объём мозга 500–600 см³ Г) изготовление простых орудий — каменных сколов Д) обитание на территории современной Европы Е) загонная охота на хищных животных Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды). Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду. Отличия человека от человекообразных обезьян1) Речь, подбородочный выступ. 4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны. Еще можно почитатьЗадания части 1Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза? БИОЛОГИЧЕСКИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ 2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный СОЦИАЛЬНЫЕ АВСТРАЛОПИТЕКИ — ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ ДРЕВНЕЙШИЕ ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ ДРЕВНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ 2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза 3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр. 4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ 2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных 3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных 4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности: 3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью? ПРЯМОХОЖДЕНИЕ 2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки: 3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением 4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
Источник |