Использование икт как способа познавательной деятельности

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
статья на тему

В данной статье представлено обобщение опыта.

Скачать:

Вложение Размер
moe.doc 50 КБ

Предварительный просмотр:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты мониторинга, проведенного психологом показали, что познавательная активность у школьников развита недостаточно.

А увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Поэтому я перед собой поставила цель : используя ИКТ, повысить интерес к предмету и тем самым качество знаний учащихся при обучении математики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

— использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;

— развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

— воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

— использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

— сформировать информационную компетентность учащихся;

— научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.

Но каждый из нас понимает, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения. С его помощью можно:

  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить наглядность;
  • привлечь большое количество дидактического материала;
  • повысить объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс в целом, поскольку работа с компьютером связана со значительными умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока надо учитывать, что:

  • работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;
  • одновременная (синхронная) работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приемам деятельности;
  • использование компьютера оказывает негативное влияние электромагнитным излучением;
  • компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса.

Поэтому при проведении уроков с использованием ИКТ я чередую напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая ее временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Но все же: ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребёнка в общем развитии;
  • помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

По данным исследований, в памяти человека остается

25% услышанного материала,

50% увиденного и услышанного,

75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала;
  • при закреплении и повторении;
  • при итоговом контроле.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. На уроках математики компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Например, ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

На каждом конкретном уроке мною используются определённые презентации. Много презентаций и мини-слайдов создала сама. Несколько из них хочу предоставить вашему вниманию. Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия – один из немногих, если не единственный, раздел школьной математики, в отношении которого не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.

На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия «Функции и графики» прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и сложных функций, преобразование графиков.

В рамках традиционной организации урока учителю трудно выявить пробелы и недостатки в знаниях, объективно оценить полученные знания каждого из учеников. При использовании же компьютерного тестирования существенно уменьшается время на проверку и анализ выполненной работы, при этом повышается объективность оценивания учащихся за счет того, что результаты теста обрабатывается программой. И ученик, и учитель видят, на каком этапе возникло непонимание, и планируют дальнейшую деятельность по устранению ошибок. После выполнения заданий тестов автоматически выставляется отметка, которая заносится в электронный журнал, что позволяет предметнику существенно экономить время.

Использование в работе средств информационно-коммуникационных технологий дает:

— ученику: повышение мотивации учения; повышение познавательного интереса; становление активной субъектной позиции в учебной деятельности; формирование информационных, коммуникационных компетентностей; развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности; формирование познавательной самостоятельности обучающихся.

— учителю: нестандартное отношение к организации образовательного процесса; возможность создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников, развития информационно-коммуникативной компетентности обучающихся, познавательной деятельности, самостоятельной работы по сбору, обработке и анализу получаемых результатов; формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях.

И в заключении, хотелось бы сказать : использование компьютера на уроках — это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Источник

Доклад на заседании МО Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников
статья

Использование ИКТ на уроках математики как один из способов активизации познавательной деятельности школьников

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_ikt_kak_odin_iz_sposobov_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti_shkolnikov_1.docx 17.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ как один из способов активизации познавательной деятельности школьников»

Учитель: Днепровская Т.Н.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций информационной среды стали началом преобразования традиционной системы образования и первым шагом к формированию информационного общества.

На фоне единого информационного пространства возникла потребность обучать школьников с применением новых информационно — коммуникативных технологий, которые дают богатейшие возможности для развития личности ребёнка. Компьютер в школе перестал быть только предметом изучения, он стал средством обучения. Компьютер позволяет использовать обучающие электронные продукты в ходе изучения школьниками различных предметов.

Передо мной встала проблема : как повысить познавательный интерес учащихся на уроках, повысить качество образования по математике, используя информационно-коммуникативные технологии, ведь, с одной стороны, необходимо дать прочные знания в рамках школьного курса и сформировать у них навыки практической грамотности. С другой стороны, необходимо приобщить учеников к информационной культуре.

Современный урок немыслим теперь без компьютерных технологий. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках математики как средство повышения мотивации обучающихся является актуальной проблемой современного школьного образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий стимулирует познавательный интерес, создавая условия для мотивации к изучению предметов, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, повышению качества образования.

ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности её субъектом становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания.

Проведённый мною анализ педагогической литературы и практики образования показал наличие явного противоречия между необходимостью познавательного интереса учащихся в обучении математике и недостаточной разработанностью методической системы использования информационно-коммуникационных технологий как средства повышения познавательной интереса учащихся в учебном процессе.

Я использую информационные технологии в обучении при:

1) изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы: 1С. Геометрия. 7 класс; мультимедийный репетитор. Математика: полный курс. 7-11 классы; программа презентаций Power Point) и др.;

2) закреплении изложенного материала (тренинг);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4) самостоятельная работа учащихся (энциклопедии), презентации;

6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление);

Важным пунктом применения ИКТ становится подготовка к ОГЭ.

Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках математики. Тесты могут быть представлены в электронном виде и в интерактивном режиме. Если дети затрудняются при ответе на какой-либо вопрос, тогда рассматриваем полное решение с пояснениями. В конце занятий провожу тестирование. После этого на экране вывожу готовые ответы для проверки. Если есть ошибки, то вместе с детьми ищем правильный ответ. На последних занятиях даю различные варианты КИМ, чтобы учащиеся увидели свои результаты, где и по каким тема есть пробелы в знаниях, на что еще нужно обратить внимание.

Применение ИКТ при подготовке к ОГЭ дает новое качество в передаче и усвоении системы знаний, так как активизирует все виды деятельности ученика, что позволяет ускорить процесс усвоения материала.

Актуальность опыта очевидна, так как роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе определена в документах Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования. Согласно концепции модернизации математического образования, одним из приоритетных направлений является внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс .

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия, посвящённые материалу, выходящему за рамки школьных учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Работа с мультимедийным и интерактивным оборудованием повышает у школьников интерес к предмету, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, а самое главное, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО, но при этом следует помнить, что, согласно опубликованным в литературе данным, максимальная частота и длительность применения данных средств в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и не должна длиться на уроке подряд более 20 минут. Поэтому на занятиях стараюсь чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения, утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, так как при монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала.

Таким образом, технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.

Источник

Читайте также:  Способы формы фиксации педагогического наблюдения
Оцените статью
Разные способы