- Как выбрать электродвигатель по степени защиты
- Степень защиты электродвигателя ip 54, 55, 56
- Регулирование скорости вращения электродвигателя
- Устройство электродвигателя
- Определение параметров двигателя при отсутствии таблички
- Подключение электродвигателя
- Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей
- Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
- Применение электродвигателя
- Расчёт мощности электродвигателя
- Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке
- Контрольные вопросы
- Маркировка импортных двигателей
Как выбрать электродвигатель по степени защиты
В соответствии с нормативными документами (ГОСТ 14254-80) электрооборудованию должен быть присвоен соответствующий степень защиты. Для обозначения степени защиты используется аббревиатура «IP». Затем идет двухзначное цифровое обозначение . Вместо цифр может также стоять буква X если степень не определена. Что же скрывается за этими цифрами? В соответствии с ГОСТ устанавливается 7 степеней, от 0 до 6, от попадания внутрь твердых тел и от 0 до 8 от проникновения жидкости.
Все электродвигатели по способу защиты от воздействия окружающей среды может иметь следующее исполнение :
Защищенное — имеющее приспособление (сетки или перфорированные щитки на подшипниковых щитах) для предохранения от случайного прикосновения к вращающимся и токоведущим частям, а также защищающее от попадания внутрь посторонних предметов, исключая пыль, волокна, брызги воды и т. д. Электрооборудование охлаждается за счет окружающего воздуха. IP21, IP22 (не ниже)
Продуваемое — охлаждающий воздух (или инертный газ) поступает внутрь от собственного или специально установленного вентилятора по трубам, присоединенным к патрубкам оборудования. В случае отвода охлаждающего агента за пределы помещения продуваемые машины являются закрытыми для данного помещения.
Брызгозащищенное — имеющее приспособление, предохраняющее от попадания внутрь водяных капель, падающих отвесно, а также под углом 45° к вертикали с любой стороны, но не защищающее от проникания внутрь пыли, волокон и т. п. IP23, IP24
Закрытое — внутренняя полость оборудования отделена от внешней среды оболочкой, защищающей от проникания внутрь волокон, грубой пыли, капель воды, электрооборудование охлаждается за счет ребристой поверхности корпуса. IP44-IP54
Закрытое обдуваемое — оборудование снабжено вентиляционным устройством для обдувания его наружных поверхностей. Воздух подается от вентилятора, расположенного снаружи машины и защищенного кожухом. Для перемешивания воздуха внутри машины на ее роторе отливают лопатки или устанавливают внутренний вентилятор. IP44-IP54
Пылезащищенное — электродвигатели и аппараты имеют оболочку, уплотненную таким образом, что она не допускает проникания внутрь ее тонкой пыли. IP65, IP66
Герметичное (с особо плотной изоляцией от окружающей среды) — IP67, IP68.
Кроме степени защиты для правильного выбора электрооборудования следует учесть также следующие условия:
1 — климатическое исполнение;
2 — место (категория) размещения;
3 — специфические условия эксплуатации (взрывоопасность, химически агрессивная среда).
Климатическое исполнение определяется ГОСТ 15150-69. В соответствии с климатическими условиями обозначается следующими буквами: У (N) — умеренный климат; ХЛ (NF) — холодный климат; ТВ (ТН) — тропический влажный климат; ТС (ТА) — тропический сухой климат; O(U) — все климатические районы, на суше, реках и озерах; М — умеренный морской климат; ОМ — все районы моря; В — все макроклиматические районы на суше и на море.
Категории размещения: 1 — на открытом воздухе; 2 — помещения, где колебания температуры и влажности не существенно отличаются от колебаний на открытом воздухе; 3 — закрытые помещения с естественной вентиляцией без искусственного регулирования климатических условий (отсутствуют воздействия песка и пыли, солнца и воды (дождь)); 4 — помещения с искусственным регулированием климатических условий (отсутствуют воздействия песка и пыли, солнца и воды (дождь), наружного воздуха); 5 — помещения с повышенной влажностью (длительное наличие воды или конденсированной влаги).
Климатическое исполнение и категория размещения вводится в условное обозначение типа электротехнического изделия.
Если выбираемые электродвигатели будут работать в взрывоопасных помещениях, то они должны быть во взрывозащищенном исполнении.
Здесь важно разобраться с отличием понятия «защита от воздействия окружающей среды» и «взрывозащита». если в первом случае, у нас наши электродвигатели (и другое электрооборудование) защищается от негативного воздействия на него воды и пыли, то в случае с взрывозащитой — окружающая среда защищается от нашего электродвигателя.
Взрывозащищенное электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) — электротехническое изделие (электротехническое устройство, электрооборудование) специального назначения, которое выполнено таким образом, что устранена или затруднена возможность воспламенения окружающей его взрывоопасной среды вследствие эксплуатации этого изделия (ГОСТ 18311-80).
Взрывозащищенное оборудование обеспечивает безопасность его применения в условиях взрывоопасных помещений и наружных установок , т. е. правильно выбрав тот же электродвигатель по взрывозащищенности мы создаем условия, при которых искрения, различные местные перегревы и т. д. внутри электродвигателя надежно закрыты оболочкой и другими приспособлениями от окружающей среды. В этом случае, наш электродвигатель не сможет стать причиной взрыва.
Уровни взрывозащищенности электрооборудования имеют в классификации обозначения 0, 1 и 2:
Уровень 0 – особо взрывобезопасное оборудование, в котором применены специальные меры и средства защиты от взрыва ,
Уровень 1 – взрывобезопасное электрооборудование: взрывозащищенность обеспечивается как при нормальных режимах работы, так и при вероятных повреждениях, зависящих от условий эксплуатации, кроме повреждений средств, обеспечивающих взрывозащищенность ,
Уровень 2 – электрооборудование повышенной надежности против взрыва: в нем взрывозащита обеспечивается только в нормальном режиме работы.
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!
Просто пройдите по ссылке и подключитесь к каналу.
Не пропустите обновления, подпишитесь на наши соцсети:
Источник
Степень защиты электродвигателя ip 54, 55, 56
Регулирование скорости вращения электродвигателя
Вопрос регулирования скорости вращения электродвигателя очень актуален, ведь снижение и повышение оборотов электродвигателя может понадобится в самых разнообразных механизмах, от бытовых приборов, таких как швейных машин или кухонной техники, до промышленных механизмов и станкового оборудования. Казалось бы, самый простой способ – просто понизить питающее напряжение электродвигателя. Это подходит для двигателей постоянного тока, регуляторы напряжения постоянного тока достаточно просты в производстве и доступны. Однако, в настоящее время основная масса приборов, механизмов и инструментов, занятых в производстве, базируются на асинхронных двигателях переменного тока. В этом случае при понижении напряжения электродвигатель резко снижает количество оборотов, теряет мощность и полностью останавливается. Как понизить обороты электродвигателя, или как увеличить их? Для регулировки скорости вращения таких электродвигателей и были разработаны частотные инверторные преобразователи, или как их чаще называют – частотники.
Область применения частотных преобразователей достаточно обширна. Они востребованы в станках и электроприводах промышленных механизмов, конвейерах, системах вытяжной вентиляции и так далее. Принцип работы частотника заключается в правиле вычисления угловой скорости вращения вала, которое включает в себя такой фактор как частота питающей сети. Таким образом, меняя частоту питания обмотки электродвигателя, можно регулировать скорость вращения ротора двигателя в прямой зависимости, таким образом уменьшить обороты электродвигателя или повысить их. Эти приборы имеют также название «инверторы», благодаря методу, при помощи которого решается задача одновременного регулирования частоты и напряжения на выходе преобразователя. Все частотные преобразователи в обязательном порядке маркируются табличками, ан которых указаны их характеристики:
- Максимально возможная мощность электродвигателя;
- Напряжение запитывающей сети;
- Количество фаз (однофазный, трехфазный).
Большинство промышленных частотных преобразователей предназначены для работы в трехфазных сетях переменного тока, однако встречаются и другие модели, например частотники для однофазных двигателей.
Устройство электродвигателя
На полюсах железного сердечника кольцевой формы, называемого статором электродвигателя, размещаются три обмотки, сети трехфазного тока расположенные одна относительно другой под углом 120°. Внутри сердечника укреплен на оси металлический цилиндр, называемый ротором электродвигателя. Если обмотки соединить между собой и подключить их к сети трехфазного тока, то общий магнитный поток, создаваемый тремя полюсами, окажется вращающимся. Суммарный магнитный поток в тоже время будет менять свое направление с изменением направления тока в обмотках статора (полюсов). При этом за один период изменения тока в обмотках магнитный поток сделает полный оборот. Вращающийся магнитный поток будет увлекать за собой цилиндр, и мы получим, таким образом асинхронный электродвигатель.
Обмотки статора могут быть соединены «звездой», однако вращающееся магнитное поле образуется и при соединении их «треугольником». Если поменять местами обмотки второй и третьей фаз, то магнитный поток изменит направление своего вращения на обратное. Такого же результата можно добиться, не меняя местами обмотки статора, а направляя ток второй фазы сети в третью фазу статора, а третью фазу сети — во вторую фазу статора. Таким образом, изменить направление вращения магнитного поля можно переключением двух любых фаз.
Определение параметров двигателя при отсутствии таблички
Если нет таблички на двигателе,и отсутствует паспорт, возникает вопрос, как определить его мощность. Для этого существует несколько способов:
Такая ситуация часто возникает на производстве. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.
При подключении электрики обязаны учитывать направление вращения вала привода подсоединенного к насосам. Это относится как к трехфазным, так и однофазным двигателям. На некоторых моторах на корпус наносится стрелка, указывающая направление вращения.
Подробно об этом мы писали в отдельной статье, опубликованной ранее — .
Подключение электродвигателя
Статор современного асинхронного электродвигателя имеет невыраженные полюсы, т. е. внутренняя поверхность статора сделана совершенно гладкой. Чтобы уменьшить потери на вихревые токи, сердечник статора набирают из тонких штампованных стальных листов. Собранный сердечник статора закрепляют в стальном корпусе. В пазы статора закладывают обмотку из медной проволоки. Фазовые обмотки статора электродвигателя соединяются «звездой» или «треугольником», для чего все начала и концы обмоток выводятся на корпус — на специальный изоляционный щиток. Такое устройство статора очень удобно, так как позволяет включать его обмотки на разные стандартные напряжения.
Ротор асинхронного двигателя, подобно статору, набирается из штампованных листов стали. В пазы ротора закладывается обмотка. В зависимости от конструкции ротора асинхронные электродвигатели делятся на двигатели с короткозамкнутым ротором и фазным ротором. Обмотка короткозамкнутого ротора сделана из медных стержней, закладываемых в пазы ротора. Торцы стержней соединены при помощи медного кольца. Такая обмотка называется обмоткой типа «беличьей клетки». Заметим, что медные стержни в пазах не изолируются.
Асинхронный двигатель с фазным ротором (с контактными кольцами) применяется обычно в электродвигателях большой мощности и в тех случаях; когда необходимо, чтобы электродвигатель создавал большое усилие при трогании с места. Достигается это тем, что в обмотки фазного двигателя включается пусковой реостат.
Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей
Маркировка бесколлекторных двигателей на модели имеет два показателя: размеры статора диаметр/высота или внешние габариты. Обозначаются четырехзначным цифровым значением, например, 2212. Первые две цифры определяют диаметр, а вторые — длину статора в миллиметрах.
Обратите внимание, что указываются размеры не корпуса, а статора. Приведенный выше моторчик типа 2212 – outrunner по конструкции, то есть бесколлекторный двигатель с внешним ротором
Размеры его корпуса будут отличаться от 22 и 12 мм.
Однако, внешние размеры статора это маркетинговый ход менеджеров по продажам, потому что обмотка в нём может быть любой.
Материалы по теме:
- Расшифровка маркировки проводов и кабелей
- Какие бывают щетки для электродвигателей и как они маркируются
- Условное обозначение двигателей на схеме
Опубликовано:
05.09.2019
Обновлено: 05.09.2019
Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
Маркировка имеет несколько основных позиций:
- марка (тип) электродвигателей;
- вариант исполнения;
- рабочая длина оси вращения;
- монтажные размеры крепления;
- длина сердечника;
- число пар полюсов;
- модификация конструкции;
- климатическое исполнение.
Ниже приведена расшифровка обозначений современных двигателей.
Ниже вы видите пример полной маркировки асинхронных двигателей и его расшифровка.
Также указывается и степень защиты электродвигателя от пыли и влаги по классу IP, цифрами от 0 до 8. Здесь первая цифра — это защита от пыли, а вторая — от влаги.
При этом в наименовании указывается монтажное исполнение. По коду монтажного исполнения можно определить, как производится крепление двигателей – на лапах или с помощью фланца. Например, IM 1081 говорит о креплении на лапах, и о том, что возможна установка валом вверх, вниз или горизонтально.
Для электропривода во взрывозащищенном исполнении в пакете сопроводительных документов должен быть сертификат, в котором указана маркировка по степени взрывозащиты, по её виду и сфере применения. Также и в маркировки двигателя если вначале указана буква В – он взрывозащищенный, например ВА07А(М)-450-710.
При этом обозначение двигателей постоянного тока отличается от переменного и имеет такой вид, как показано на рисунке.
На ниже приведенном рисунке представлена информация о тяговых электродвигателях, смонтированных на кранах.
Аналогичные данные размещаются на шильдиках электродвигателей.
Информация на табличке говорит, что:
- АИР – тип асинхронной машины;
- 80 – длина вала;
- А-монтажный размер;
- 4-количество полюсов;
- У- предназначен для работы в умеренном климате;
- 3-устанавливается в закрытом помещении.
Мощность 1,1 кВт, частота вращения 1420 об/мин. Может работать от переменного тока напряжением 220 или 380 вольт при включении обмоток треугольником или звездой.
Ток потребления соответственно будет 4,9/2,8А. Степень защиты IP54. Произведен в республике Беларусь.
Применение электродвигателя
Жизнь современного человека тяжело представить без такого механизма как электродвигатель. Оглянитесь вокруг – они получил практически повсеместное распространение. Сегодня они используются не только во всех отраслях промышленности, но и в транспорте, предметах и устройствах, окружающих в повседневной жизни, на работе и дома. Фены, вентиляторы, швейные машины, строительные инструменты – вот далеко не полный перечень устройств, где используются электродвигатели.
Особой надежностью отличаются именно асинхронные электродвигатели, благодаря чему они находят широкое применение в приводах металлообрабатывающих, деревообрабатывающих станков и других промышленных станков, в кузнечных прессах, грузоподъёмных машинах, лифтах, ткацких, швейных и землеройных машинах, промышленных вентиляторах, компрессорах, насосах, центрифугах, бетономешалках. Крановые электродвигатели используются в капитальном, промышленном и гражданском строительстве, в горнодобывающей, металлургической отраслях, энергетике, транспорте.
Метро, трамвай, троллейбус – все эти виды транспорта обязаны своему существованию электродвигателю. Любой офис или жилой дом сегодня невозможно представить без кондиционера или системы очистки воздуха – в них тоже применяются электродвигатели. Функционирование большинства современного оборудования невозможно без электродвигателя, в связи с чем очень многое зависит от качества и надежности этого механизма. Его поломка может привести к очень печальным результатам, вплоть до остановки производства и огромным финансовым убыткам. Следовательно, приобретать электродвигатели можно только у надёжного и проверенного поставщика, который гарантирует качество продукции.
Расчёт мощности электродвигателя
Выбирая электродвигатель необходимо ориентироваться на потребляемую оборудованием мощность. Определить мощность можно расчетным путем, используя следующие формулы и коэффициенты:
Рм – потребляемая механизмом мощность;
ηп – КПД передачи.
Номинальную мощность электродвигателя желательно выбирать больше расчетного значения.
Остальные технические характеристики, необходимые для расчета мощности двигателя, можно найти в каталогах для каждого типа механизмов. При выборе электродвигателя запас должен быть небольшой мощности. При значительном запасе мощности снижается КПД привода. В электродвигателях переменного тока это приводит еще и к снижению коэффициента мощности.
Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке
На электродвигателе имеется клеммная коробка, её еще называют «брно». Где на болтах крепятся выводы начала и конца обмоток статора.
На вышеприведенном рисунке представлена коробка с маркировкой клемм, а на нижеприведенном рисунке приведено обозначение выводов обмоток, перемыкая которые определенным образом, можно получить соединение треугольником или звездой:
- U1 является концом первой обмотки, а W2 началом третьей;
- V1 конец второй, а U2 – начало первой;
- W1 конец третьей, а V2 начало второй.
Перемыкая контакты U1, V1, W1 получаем соединение обмоток звездой, а перемыкая пары контактов U1 c W2, V1 c U2, W1 c V2 — обмотки соединенные треугольником.
Контрольные вопросы
1. Как выбирается электрооборудование по климатическому исполнению и категории размещения.2. Привести описание и маркировку степеней защиты оболочек (по ГОСТ 14254-80).3. Привести допустимый уровень взрывозащиты или степень взрывозащиты оболочки электрических машин в зависимости от класса взрывоопасной зоны по ПУЭ.4. Привести допустимый уровень взрывозащиты или степень защиты оболочки электрических аппаратов в зависимости от класса зоны по ПУЭ, (для стационарных установок).5. Привести допустимый уровень взрывозащиты или степень защиты оболочки аппаратов и приборов (передвижные, переносные установки) в зависимости от класса зоны по ПУЭ.6. Привести уровень взрывозащиты или степень защиты оболочек для светильников (стационарных) в зависимости от класса взрывоопасной зоны по ПУЭ.7. Привести уровень взрывозащиты или степень защиты оболочек для светильников (переносных) в зависимости от класса взрывоопасной зоны по ПУЭ.8. По каким критериям выбирается взрывозащищенное электрооборудование для газовой взрывоопасной среды.9. По каким критериям выбирается взрывозащищенное электрооборудование для пылевоздушной взрывоопасной среды.10. Определить маркировку взрывозащиты (по ПУЭ) электродвигателя для безопасной эксплуатации в зоне класса В-I, категория и группа взрывоопасной смеси IIA – Т3.11. Определить маркировку взрывозащиты (по ПУЭ) электрического стационарного светильника для безопасной эксплуатации в зоне класса B-Ia, категория и группа взрывоопасной смеси IIC – Т3.12. Определить маркировку взрывозащиты (по ПУЭ) магнитного пускателя для управления электродвигателем, зона класса B-Iг, вещество, образующее ВЗОС – спирт этиловый, установка передвижная.13. Во взрывоопасной зоне используются в технологическом процессе вещества, каждое из которых в отдельности создает ВЗОС следующих категорий и групп: IIA-T2; IIB-T3; IIC-T1. Определить знак подгруппы и знак температурного класса в маркировке взрывозащиты ВЗЭО с видом взрывозащиты “d” для его безопасной эксплуатации.14. Определить класс зоны, категорию и группу ВЗОС, в которой допустима эксплуатация электродвигателя, имеющего маркировку 2ЕхdIICT3.15. Определить класс зоны и взрывоопасную среду, в которой допустима эксплуатация электродвигателя, имеющего маркировку ЕЕхер250°С(Т2).16. Определить класс зоны и взрывоопасную среду, в которой допустима эксплуатация стационарного светильника, имеющего маркировку взрывозащиты ВЗГ.17. В какой взрывоопасной среде и зоне какого класса допускается эксплуатация магнитного пускателя (стационарная установка), имеющего маркировку взрывозащиты
В4Т5 — М.
Маркировка импортных двигателей
На импортных электродвигателях используется аналогичная маркировка.
На рисунке представлен шильдик электродвигателя, произведенного в Италии. Где нанесена маркировка аналогичная отечественным двигателям, но по европейским стандартам. По этим данным можно подобрать отечественный аналог.
Немецкая фирма Siemens выпускает электродвигатели различного назначения. При этом обозначение на шильдике наносятся данные для стандартного напряжения, но для разной частоты питающего напряжения. На приведенном ниже рисунке, представлена расшифровка информации с шильдика двигателя фирмы Сименс.
Аналогичная маркировка электродвигателей размещается на шильдиках китайских производителей. Зачастую они выпускают продукцию под известными брендами, такими как тот же «Сименс».
Источник