- Исполнение электродвигателей по способу монтажа
- Подписка на рассылку
- Конструктивное исполнение электродвигателя
- Способ монтажа электрического двигателя
- Исполнение вала
- Справочник
- Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа (крепление и сочленение) по ГОСТ 2479 12.07.2007 20:55
- Варианты монтажного крепления электродвигателя
- КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПО СПОСОБУ МОНТАЖА
Исполнение электродвигателей по способу монтажа
Подписка на рассылку
Электрические двигатели постоянного или переменного тока применяются в качестве привода различных механизмов и установок на предприятиях как легкой, так и тяжелой промышленности, в агропромышленном комплексе, а также в быту. Огромный ассортимент электрических двигателей, выпускаемых российскими и зарубежными производителями, требует унификации не только по основным электрическим характеристикам и присоединительным размерам, но и по конструктивному исполнению и способу установки.
Конструктивное исполнение электродвигателей по способу монтажа регламентируется ГОСТ 2479 и состоит из буквенно-цифрового обозначения. Буквенная часть состоит из двух букв латинского алфавита IM, а цифровая – из четырех цифр.
Конструктивное исполнение электродвигателя
Обозначается цифрой от 1 до 9 и определяет форму электродвигателя, наличие у него «лап», фланца, стояковых подшипников и других конструктивных элементов:
- «1» — с одним или двумя подшипниковыми щитами и специальными «лапами» (съемными или являющимися частью корпуса), в том числе с пристроенным редуктором;
- «2» — со стационарными или съемными «лапами», с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
- «3» — без стационарных или съемных «лап» с одним или двумя фланцами, которые являются частью подшипникового щита;
- «4» — без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и фланцем, который расположен на станине;
- «5» — без подшипниковых щитов;
- «6» — без стационарных или съемных «лап» с подшипниковыми щитами и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
- «7» — без стационарных или съемных «лап», без подшипниковых щитов и одним или несколькими подшипниками, установленных на отдельных независимых опорах;
- «8» — с вертикальным расположением вала. Кроме электрических машин, которые относятся к конструктивному исполнению IM1-IM4;
- «9» — изготовленные с учетом специального или индивидуального способа монтажа.
Способ монтажа электрического двигателя
Обозначается двумя цифрами, по которым можно определить расположение электродвигателя в пространстве относительно места крепления к фундаменту или опорной плоскости приводимого механизма, направление вала (вверх, вниз, вправо, влево, в любом положение), а в двигателях фланцевого исполнения – размер фланца: большой или малый (цокольный), а также их доступность для технического обслуживания.
Исполнение вала
Четвертая цифра в маркировке конструктивного исполнения и способа монтажа электрических двигателей указывает на количество вылетов вала и его форму:
- «1» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет цилиндрическую форму;
- «2» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет цилиндрическую форму;
- «3» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого имеет коническую форму;
- «4» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых имеет коническую форму;
- «5» — двигатель с единственным вылетом вала, конец которого предназначен для фланцевого присоединения к механизму;
- «6» — двигатели, имеющие два вылета вала, концы которых предназначены для фланцевого присоединения к механизму;
- «7» — двигатели, имеющие два вылета вала, с одним концом со стороны привода (предназначенным для фланцевого присоединения к механизму) и вторым, имеющим цилиндрическую форму (с противоположной стороны);
- «8» — двигатели, имеющие два вылета вала, причем со стороны привода располагается конец цилиндрической формы, а с противоположной стороны конец вала, предназначенный для фланцевого присоединения;
- «9» — исполнение вала, не входящее в предыдущие группы.
Подбор электродвигателей должен осуществляться с учетом всех особенностей эксплуатации.
В общепромышленных приводах двигатели конструктивного исполнения 4-9 используются крайне редко. Наиболее распространенными являются двигатели на «лапах», а также фланцевого и комбинированного исполнения
Двигатели с креплением на «лапы» используются при наличии достаточного свободного пространства, а также приведения в движение механизмов, не требующих большой точности при сочленении валов. Для передачи вращающего момента используются упругие и цепные муфты, ременная передача или прямой привод.
Электродвигатели с нормальным или цокольным фланцем используются, в условиях дефицита эксплуатационного пространства, а также когда требуется обеспечить максимальную точность центрировки валов. Для этого на подшипниковом щите имеется центрирующий выступ.
Использование электродвигателей с комбинированным способом крепления позволяет значительно снизить вибрационные нагрузки, возникающие во время эксплуатации. Достигается это благодаря двойной фиксации – к механизму и к бетонированному фундаменту.
Источник
Справочник
Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа (крепление и сочленение) по ГОСТ 2479 12.07.2007 20:55
Конструктивное исполнение электродвигателя– это расположение составных частей машины относительно элементов крепления (подшипников и конца вала).
Способ монтажа электродвигателя– это пространственное положение машины на месте установки.
Характеристические цифры условно обозначают:
конструктивное исполнение (одна цифра – 1–я);
способ монтажа и направление конца вала (две цифры: 2–я и 3–я);
количество и исполнение концов валов (одна цифра – 4–я).
Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа
(крепление и сочленение) по ГОСТ 2479
Наиболее используемые способы указаны в таблице
- IM 1081 – электродвигатель на лапах с двумя подшипниковыми щитами с любым пространственным расположением 1 выходного конца вала;
- IM 2081 – электродвигатель на лапах с фланцем доступным с обратной стороны (с гладкими отверстиями для присоединения к приводному механизму) с любым пространственным расположением 1 выходного конца вала;
- IM 3081 – электродвигатель без лап с фланцем доступным с обратной стороны с любым пространственным расположением 1 выходного конца вала;
- IM 2181 – электродвигатель на лапах с малым фланцем не доступным с обратной стороны (с резьбовыми отверстиями для присоединения к приводному механизму) с любым пространственным расположением 1 выходного конца вала;
- IM 3681 – электродвигатель без лап с малым фланцем не доступным с обратной стороны с любым пространственным расположением 1 выходного конца вала.
По требованию заказчика двигатели изготавливаются с двумя выходными концами вала (IM 1082; IM 2082; IM 3082; IM 2182; IM 3682).
Структура условного обозначения конструктивного исполнения и способа монтажа двигателей установленая ГОСТ 2479–79.
Условное обозначение состоит из латинских букв IM (International Mounting, по Публикации МЭК 34–7–72) или М (для конструктивных исполнений, не оговоренных в Публикации МЭК 34–7–72, но установленных ГОСТ 2479–79) и следующих за ними четырех цифр.
Конструктивное исполненение электродвигателя.
Применяются следующие условные обозначения конструктивных исполнений электродвигателей (1–я цифра):
1 | электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами; с пристроенным редуктором; |
2 | электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами, с фланцем на подшипниковом щите (или щитах); |
3 | электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на одном подшипниковом щите (или щитах); с цокольным фланцем; |
4 | электродвигатель без лап с подшипниковыми щитами, с фланцем на станине; |
5 | электродвигатель без подшипниковых щитов; |
6 | электродвигатель на лапах с подшипниковыми щитами и со стояковыми подшипниками; |
7 | электродвигатель на лапах со стояковыми подшипниками (без подшипниковых щитов); |
8 | электродвигатель с вертикальным валом, кроме машин групп от IM1 до IM4; |
9 | электродвигатель специального исполнения по способу монтажа. |
Способы монтажа электродвигателя и направление концов вала.
Способ монтажа электродвигателя– это 2-я цифра (значения от 0 до 7). Направление конца вала – 3-я цифра (значения от 0 до 9). Обозначения установлены в соответствии с ГОСТ 2479 для каждой из групп электрических машин от IM1 до IM9 и отражает пространственное положение корпуса и вала машины и конструктивные особенности крепления корпуса.
Например, цифра 0 в обозначении способа монтажа группы IM1 (исполнение IM10) характеризует электродвигатель с двумя подшипниковыми щитами на лапах, цифра 1 (исполнение IM11) – то же на приподнятых лапах и т.д. У машин на приподнятых лапах высота оси вращения может быть равна нулю или иметь отрицательное значение, т. е. плоскость лап может находиться на уровне осевой линии или выше ее.
При наличии пристроенного редуктора его выходной вал может быть параллельным (исполнение IM16) или перпендикулярным (исполнение IM17) оси вала машины, что также отражается второй цифрой обозначения электродвигателя.
Электрические машины на лапах и с фланцем (первая цифра 2 – исполнение IM2) имеют два типа фланцев: фланец большого диаметра, доступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями без резьбы (вторая цифра 0 – исполнение IM20,) и фланец малого диаметра, недоступный с обратной стороны, с крепящими отверстиями с резьбой (вторая цифра 1 – исполнение IM21).
Цифра 8 в обозначении направления конца вала означает, что машина может работать при любом направлении конца вала; цифра 9 указывает на направление конца вала, не определенного цифрами от 0 до 8. Направление конца вала в этом случае указывают в технической документации.
Исполнение концов вала электродвигателей.
Условные обозначения исполнений концов вала электрических машин (4–я цифра):
0 | без конца вала; |
1 | одним цилиндрическим концом вала; |
2 | двумя цилиндрическими концами вала; |
3 | одним коническим концом вала; |
4 | двумя коническими концами вала; |
5 | одним фланцевым концом вала; |
6 | двумя фланцевыми концами вала; |
7 | фланцевым концом вала на стороне D (стороне привода) и цилиндрическим концом вала на стороне N (противоположной стороне D); |
9 | прочие исполнения концов вала. |
Под концом вала понимают часть вала, выступающую за внешний подшипник.
«фланец» — IM 3001 — IM B5 — с фланцем без лап