Исмп понятие способы передачи группы риска
1. Проблема инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Общие требования к организации профилактических и противоэпидемических мероприятий в ЛПУ
Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП), поражают 5-10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения. В России по данным официальной статистики ежегодно регистрируется примерно 30 тыс. случаев инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (0,8 на 1000 пациентов), однако эксперты считают, что их истинное число составляет не менее 2-2,5 млн. человек. Особенно уязвимые группы пациентов: новорожденные дети, пожилые люди, пациенты с тяжелым течением основной патологии и множественными сопутствующими заболеваниями, пациенты, подвергающиеся агрессивным и инвазивным медицинским манипуляциям, трансплантации органов и т.п. В этих группах показатели заболеваемости ИСМП значительно выше.
Пациенты с ИСМП находятся в стационаре в 2-3 раза дольше, чем аналогичные пациенты без признаков инфекции. В среднем на 10 дней задерживается их выписка, в 3-4 раза возрастает стоимость лечения, и в 5-7 раз — риск летального исхода.
Одним из компонентов, характеризующих “индекс здоровья” нации, является уровень инфекционной заболеваемости, в формировании которого важную роль играют инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП). В настоящее время к данной проблеме привлечено внимание медицинских работников различных специальностей: организаторов здравоохранения, гигиенистов, эпидемиологов, руководителей сестринского персонала. Вопросы профилактики ИСМП считаются приоритетным направлением научных исследований.
Инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи (ИСМП) — любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения за медицинской помощью вне зависимости от появления симптомов заболевания у пациента во время пребывания в стационаре или после его выписки, а также инфекционное заболевание сотрудника лечебной организации вследствие его инфицирования при работ в данной организации.
Факторы, способствующие увеличению распространенности и нфекций, связанных с оказанием медицинской помощи :
- нерациональное использование противомикробных средств (антимикробная химиотерапия инфекционных заболеваний, а также использование биоцидов-антисептиков и дезинфектантов);
- внедрение новых диагностических и лечебных манипуляций (повреждающих или проникающих);
- применение лекарственных средств подавляющих иммунитет (иммунодепрессантов), а также антибиотиков, приводящих к появлению устойчивых штаммов микроорганизмов.
Группы риска ИСМП
- пациенты, посетители и родственники, ухаживающие за тяжелобольными в хирургических, урологических, реанимационных отделениях и отделениях гемодиализа, особенно лица пожилого возраста и дети;
- медицинский персонал, в работе которого используется инструментарий многоразового пользования, загрязненного биологическими жидкостями и требующего проведения всех этапов очистки, в т.ч. предстерилизационной;
- наркоманы;
- хронические больные;
- лица, работающие в отделениях интенсивной терапии;
-без определенного места жительства, мигрирующее население;
-с длительными не долеченными хроническими соматическими и инфекционными заболеваниями;
-не имеющие возможность получать специальную медицинскую помощь;
-назначена терапия подавляющая иммунную систему (облучение, иммунодеприсанты);
-проводятся сложные диагностические, операционные вмешательства;
3) родильницы и новорождённые, особенно недоношенные и переношенные;
4)дети с врождёнными аномалиями развития, родовой травмой;
5) медицинский персонал ЛПУ (лечебно-профилактического учреждения).
Факторы, влияющие на возникновение внутрибольничной инфекции:
- плохое санитарное состояние ЛПУ;
- плохая гигиеническая культура, как пациентов, так и персонала;
- недостаточная эффективность дезинфекционных мер и стерилизации;
- плохое, неудовлетворительное состояние пищеблока и водоснабжения.
Отделения риска (стационары):
Для правильной организации профилактических мер и контроля важно понимать сущность инфекционного процесса.
Цепочка инфекционного процесса
- Восприимчивый хозяин— называется человек, у которого сопротивляемость определенному патогенному агенту недостаточно эффективна. Развитие инфекции и тяжесть клинических проявлений зависят не только от свойств возбудителя, но и от некоторых факторов, присущих организму хозяина: возраст, иммунный фактор, хроническая болезнь, недостаточное питание, хирургическая операция, ожоги, антибиотики, химио и лучевая терапии, инвазивные процедуры.
- Возбудители болезни. Основная масса ВБИ на современном этапе вызывается условно-патогенными возбудителями: стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, протеи, клебсиеллы, кишечная палочка, сальмонеллы, энтеробактерии, энтерококки и другие микроорганизмы.
Значительное место в этиологии ВБИ занимают вирусы гриппа, аденовирусы, ротавирусы, энтеровирусы, возбудители вирусных гепатитов и другие вирусы. ВБИ могут быть вызваны редкими или ранее неизвестными возбудителями, такими как лепюнеллы, пневмоцисты, аспергиллы и другие. - Резервуар — живой, неживой.
- Входные и выходные ворота — дыхательные пути, пищеварительный тракт, мочеполовые пути, кожные (слизистые) оболочки, трансплацентарные сосуды.
- Способы передачи (контакт)– прямой, косвенный, капельный, воздушно-капельный, трансмиссивный (через носителя или переносчика).
Система мероприятий по профилактике ВБИ
Для прерывания цепочки инфекционного процесса в ЛПО осуществляются дезинфекционные и стерилизационные мероприятия.
1. Строительство и реконструкция стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений с соблюдением принципа рациональных архитектурно-планировочных решений:
- изоляция секций, палат, операционных блоков и т.д.;
- соблюдение и разделение потоков больных, персонала, “чистых” и “грязных” потоков;
- рациональное размещение отделений по этажам;
- правильное зонирование территории.
2. Санитарно-технические мероприятия:
- эффективная искусственная и естественная вентиляция;
- создание нормативных условий водоснабжения и водоотведения;
- правильная воздух подача;
- кондиционирование, применение ламинарных установок;
- создание регламентированных параметров микроклимата, освещения, шумового режима;
- соблюдение правил накопления, обезвреживания и удаления отходов лечебных учреждений.
3. Санитарно-противоэпидемические мероприятия:
- эпидемиологический надзор за ВБИ, включая анализ заболеваемости ;
- контроль санитарно-противоэпидемического режима в лечебных учреждениях;
- введение службы госпитальных эпидемиологов;
- лабораторный контроль состояния противоэпидемического режима в ЛПУ; выявление бактерионосителей среди больных и персонала;
- соблюдение норм размещения больных;
- осмотр и допуск персонала к работе;
- рациональное применение антимикробных препаратов, прежде всего — антибиотиков;
- обучение и переподготовка персонала по вопросам режима в ЛПУ и профилактики ВБИ;
- санитарно-просветительная работа среди больных.
4. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия:
- применение химических и физических методов дезинфекции;
- предстерилизационная очистка инструментария и медицинской аппаратуры;
- ультрафиолетовое бактерицидное облучение;
- камерная дезинфекция;
- паровая, воздушная, химическая, газовая, лучевая стерилизация;
- проведение дезинсекции и дератизации.
Дезинфекция — уничтожение вегетативных форм микроорганизмов на объектах внешней среды (или снижение их численности).
Стерилизация — уничтожение всех форм микроорганизмов (вегетативных и споровых) на объектах внешней среды.
Предстерилизационная очистка — процесс удаления видимой пыли, грязи, органических и других инородных материалов.
Асептика — комплекс организационно -профилактических мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану и в организм в целом.
Антисептика — комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленный на уничтожение микроорганизмов в ране и в организме в целом.
Способы снижения риска переноса инфекции в лечебном учреждении:
- добросовестность выполнения персоналом всех требований, относящихся к гигиене, мытью рук и использованию защитной одежды;
- тщательное соблюдение всех приемов ухода за пациентом, что сводит до минимума распространение возбудителей инфекции;
- использование методов санитарии, направленных на уменьшение числа возбудителей инфекции, имеющихся в больнице.
Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря
Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезсредств, разрешенных к применению. Хранение моющих и дезсредств осуществляется в упаковке изготовителя, с этикеткой, на стеллажах, специально предназначенных местах. Необходимо иметь отдельные емкости для обработки различных объектов. При работе с дезсредствами необходимо соблюдать все меры предосторожности. Хранение уборочного инвентаря осуществляется в специально выделенном помещении.
Требования к условиям труда
Медицинский персонал обеспечивается комплектами сменной одежды (халатами, шапочками, сменной обувью) и средствами индивидуальной защиты в необходимом количестве и соответствующих размеров (перчатками, масками, щитками, респираторами, фартуками) в зависимости от профиля работы. На рабочем месте запрещается прием пищи. Выходить за пределы ЛПУ в медицинской одежде и сменной обуви не допускается.
Требования к организации питания пациентов:
- пищеблок размещается отдельно, пищевые продукты должны соответствовать гигиеническим требованиям;
- соблюдать правила хранения продуктов в холодильниках;
- для приготовления и хранения готовой пищи использовать посуду из нержавеющей стали;
- для транспортировки готовой пищи используются термоса;
- обработка посуды осуществляется в 2-х мойках (механическое удаление остатков пищи и мытье в первой мойке с обезжиривающими средствами, ополаскивание горячей водой – во второй мойке и просушивание на специальных полках или решетках).
Правила обработки рук медицинского персонала и кожных покровов пациентов
В целях профилактики ИСМП обеззараживанию подлежат руки медицинских работников (гигиеническая обработка рук, обработка рук хирургов) и кожные покровы пациентов (обработка операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, санитарная обработка кожных покровов).
В зависимости от выполняемой медицинской манипуляции и требуемого уровня снижения микробной контаминации кожи рук медицинский персонал осуществляет гигиеническую обработку рук или обработку рук хирургов.
Для достижения эффективного мытья и обеззараживания рук необходимо соблюдать следующие условия:
— коротко подстриженные ногти;
— отсутствие лака на ногтях;
-отсутствие искусственных ногтей;
— отсутствие на руках колец, перстней и других ювелирных украшений. Перед обработкой рук хирургов необходимо снять также часы, браслеты и пр. Для высушивания рук применяют чистые тканевые полотенца или бумажные салфетки однократного использования, при обработке рук хирургов – только стерильные тканевые.
Медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания рук, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и др.) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. При выборе кожных антисептиков, моющих средств и средств для ухода за кожей рук следует учитывать индивидуальную переносимость.
Гигиеническая обработка рук
Гигиеническую обработку рук следует проводить в следующих случаях:
- перед непосредственным контактом с пациентом;
- после контакта с неповрежденной кожей пациента (например, при измерении пульса или артериального давления);
- после контакта с секретами или экскретами организма, слизистыми оболочками, повязками;
- перед выполнением различных манипуляций по уходу за пациентом;
- после контакта с медицинским оборудованием и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от пациента.
- после лечения пациентов с гнойными воспалительными процессами, после каждого контакта с загрязненными поверхностями и оборудованием;
Гигиеническая обработка рук проводится двумя способами:
- гигиеническое мытье рук мылом и водой для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов;
- обработка рук кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня.
Для мытья рук применяют жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсера).
Вытирают руки индивидуальным полотенцем (салфеткой), предпочтительно одноразовым.
Гигиеническую обработку рук спиртсодержащим или другим, разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путем втирания его в кожу кистей рук в количестве, рекомендуемом инструкцией по применению, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
При использовании дозатора новую порцию антисептика (или мыла) наливают в дозатор после его дезинфекции, промывания водой и высушивания. Предпочтение следует отдавать локтевым дозаторам и дозаторам на фотоэлементах.
Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и с высокой нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т.п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (до 200 мл) с кожным антисептиком.
Обработка рук хирургов
Обработку рук хирургов проводят все, участвующие в проведении оперативных вмешательств, родов, катетеризации магистральных сосудов. Обработка проводится в два этапа: I этап — мытье рук мылом и водой в течение двух минут, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); II этап — обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий.
Количество антисептика, необходимое для обработки, кратность обработки и её продолжительность определяются рекомендациями, изложенными в методических указаниях/инструкциях по применению конкретного средства. Непременным условием эффективного обеззараживания рук является поддержание их во влажном состоянии в течение рекомендуемого времени обработки.
Необходимо осуществлять постоянный контроль выполнения требований гигиены рук медицинскими работниками и доводить эту информацию до сведения персонала с целью повышения качества медицинской помощи.
Кожные антисептики для обработки рук должны быть легко доступны на всех этапах лечебно-диагностического процесса. В подразделениях с высокой интенсивностью ухода за пациентами и нагрузкой на персонал (отделения реанимации и интенсивной терапии и т. п.) дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук должны размещаться в удобных для применения персоналом местах (у входа в палату, у постели больного и др.). Следует также предусматривать возможность обеспечения медицинских работников индивидуальными емкостями (флаконами) небольших объемов (100—200 мл) с кожным антисептиком.
Жидкие мыла с антибактериальным действием
Современные кожные антисептики
- Квинталь;
- Синол;
- Бонасепт;
- Бетафлор;
- Дерманиос скраб;
- Ника
- Дезихенд;
- Дезискраб;
- Сагросепт;
- Скинмен;
- Амидин;
- Дезисепт;
- Дерманиос;
- Манужел;
- Стериллиум.
Использование перчаток
- Перчатки необходимо надевать во всех случаях (рисунок 1);
- Не допускается использование печаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами
- После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
- При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия, следует тампоном, смоченной антисептиком, убрать видимые загрязнения.
- Снять перчатки, погрузить в раствор средства, затем утилизировать.
- Руки обработать антисептиком.
Рисунок 1 — Резиновые перчатки
Мероприятия по профилактике профессиональных заражений ВИЧ-инфекции в медицинских учреждениях
В целях предупреждения профессионального заражения медицинских работников необходимо строжайшим образом соблюдать соответствующие меры. Подразделения, где существует опасность контаминации кожи и слизистых медперсонала биологическими жидкостями оснащаются аварийными аптечками, которые должны храниться в доступном месте.
Состав:
- 70% этиловый спирт -100 мл;
- 5% спиртовой раствор йода – 50мл;
- Стерильный перевязочный материал (салфетки, шарики, тампоны);
- Бактерицидный пластырь.
Действия медработников при аварийной ситуации
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ (Г.Онищенко) от 11.01.2011г.)
- В случае порезов и уколов немедленно снять перчатки, вымыть руки с мылом под проточной водой, обработать руки 70%-м спиртом, смазать ранку 5% спиртовым раствором йода.
- При попадании крови или других биологических жидкостей на кожные покровы, обработать 70%-м спиртом, вымыть руки с мылом под проточной водой и повторно обработать 70%-м спиртом.
- При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую оболочку глаз, носа – обильно промыть водой.
- При попадании крови или других биологических жидкостей на слизистую оболочку ротовой полости промыть большим количеством воды и прополоскать 70%-м спиртом.
- При попадании крови или других биологических жидкостей на халат, одежду — снять и погрузить в дезинфицирующий раствор или в бикс для автоклавирования.
- Оформить в журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
- Сообщить руководителю подразделения.
Источник