- Образовательный портал
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
- Рисование – это один из способов познания мира.
- Просмотр содержимого документа «Рисование – это один из способов познания мира.»
- Владимир Еленецкий. Рисунок – способ познания красоты и гармонии мира
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Методические разработки и пособия по ИЗО
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
Изобразительное искусство, как средство познания мира
Изобразительное искусство, как средство познания мира
Артюшкевич Юлия Петровна
Изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование обобщение , анализируется как с художественной так и с научной точки зрения. Актуальность данной статьи выражена в недостаточной изученности научного подхода и противоречивости оценок исследований, так как именно изобразительное искусство ближе к научному познанию , чем иные виды художественного восприятия мира. Искусству характерна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры.
Искусство — это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.
Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука — в понятиях, законах, категориях. В искусстве окончательный результат индивидуален.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.
Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.
Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано.
Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.
Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью.
Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.
Источник
Рисование – это один из способов познания мира.
Рисование — это один из способов познания мира.
Просмотр содержимого документа
«Рисование – это один из способов познания мира.»
это один из способов познания мира”
Подготовила : Астахова В.Г.
учитель изобразительного искусства.
В наше время современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной личности с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной реализовать себя в жизни. Соответственно, повышается роль школы в воспитании активного, творчески мыслящего и духовно развитого поколения. Эту функцию ФГОС предписывает осуществлять, в том числе, и в рамках реализации внеурочной деятельности.
Часто родители задаются вопросом, нужны ли ребенку 5 класса внеурочные занятия по рисованию, когда можно потратить этот час на что-то более «полезное»? Давайте разберемся. Конечно, всем очевидно, что рисование приобщает ребенка к прекрасному, развивает фантазию, улучшает мелкую моторику. Но давайте копнем глубже, что же еще получают дети от занятий изобразительным творчеством?
В первую очередь, рисование – это один из способов познания мира. Удивительно, что когда ребенок рисует, он учится рассуждать, сравнивать и принимать самостоятельные решения! Это ли не полезные навыки на всю жизнь?
Добавлю, что рисование также развивает наблюдательность, пространственное воображение и аналитическое мышление, раскрывает способность к изобретательности, приучает к трудолюбию.
С психологической точки зрения, занятия изобразительным творчеством помогают выражать свою индивидуальность, справляться с различными эмоциями, обогащают внутренний мир.
Ну и последнее, многие дети просто любят рисовать!
Всегда удивляет мнение коллег, родителей в вопросе того, важны ли для ребёнка занятия изобразительным искусством. Я иногда слышу: «Моему ребёнку не нужно это, он не собирается становиться художником….», «Подумаешь, ваши уроки рисования…». Все эти слова пугают, и начинаешь задумываться, куда мы идём и каких детей растим, имея такие взгляды на жизнь и как изменить всё это, если на уровне становления новой вехи в образовании, изобретения, как считают высшие государственные умы, идеальной школы – мы убираем искусство. Ведь дети виртуального мира, перестали читать, рисовать, лепить, чувствовать, слышать, размышлять, становятся эгоистичными, черствыми, хладнокровными, менее терпимыми. Современного ученика необходимо повернуться лицом к красоте окружающего мира, научить сопереживать. Общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «….гимнастика выпрямляет тело, а искусство выпрямляет душу.»
Мы с детьми часто рассуждаем на тему «если я не хочу стать художником, зачем я учусь рисовать». Приходится находить очень разные ответы, например, самый простой — «чтобы уметь нарисовать то, о чем я думаю» или «чтобы, когда я вырасту, рисовать своим детям красивые картинки». Или ученик часто говорит: « Я не умею рисовать». В таких случаях я спрашиваю: « А почему ты не умеешь играть на скрипке или саксофоне? Почему ты не умеешь решать сложные математические задачи?» Ученик уверенно отвечает: «Потому, что я не учился». Тогда объясняется, что изобразительному искусству тоже надо учиться. В изобразительном искусстве есть свои законы и правила. Для детей с повышенным интересом к творчеству эти занятия являются хорошим стимулом для того, чтобы продолжать развиваться в этом направлении, тем более бесплатно.
Часто слышу: « Мне это в жизни не пригодится!». И тут оказывается, не всё так просто мы говорим о людях разных специальностей, для которых уметь рисовать вроде бы не так важно, но рисование развивает качества, которые нужны учёному, врачу, поэту, писателю, рабочему, фермеру,
Во-первых, такое качество, как способность видеть — вырабатывается точность зрения, развивается наблюдательность. Человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Очень полезное качество и для врача при постановке диагноза больному, и для учёного в научном исследовании, и механика в наблюдении за работой механизмов, и в других видах деятельности.
Во-вторых, развивается координация между рукой и глазом. На уроках рисования мы учимся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз. Так учимся достигать точности в управлении движением руки. Это качество необходимо и шофёру, ведущему машину, и рабочему, управляющему станком, и хирургу, делающему операцию.
В-третьих, рисование развивает фантазию. А это качество пригодится даже в науке, ведь в начале многих открытий и изобретений была лишь фантазия.
Кроме этих качеств, улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства, мелкая моторика. Рисование дает возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, глубже и более детально.
На мой взгляд, занимаясь творчеством, ребёнок раскрывается внутренне и становится увереннее. Многие сравнивают рисование с медитацией. Творчество позволяет расслабиться и войти в состояние умиротворения: рисуя, дети отключаются от внешнего мира, и место рутинных мыслей в голове занимает творческий процесс.
Совсем не обязательно становиться художником, важно развиваться.
Практическая реализация программы внеурочной деятельности «Акварель», предполагает наличие заданий на усвоение цветоведения, поисково-экспериментальной направленности, ощущение формы, на размышление – фантазию. На занятиях организуются разные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные. Желательно, чтобы ученик видел конечный результат и понимал, что знание или умение, полученное им, действительно необходимо. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров . Участие в открытых занятиях. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы использовались как подарки для родных на классных мероприятиях. Индивидуальное самостоятельное творчество стимулируется возможностью участия в конкурсах.
Источник
Владимир Еленецкий. Рисунок – способ познания красоты и гармонии мира
Рисунок – способ познания красоты и гармонии мира
The drawing is a method of knowledge of beauty and harmony of the world
This article represents drawing like the mode of investigation of any plastic forms in nature. The great masters of art such as: Leonardo da Vinci, Michelangelo and others were great masters of depicting nature. In this way we can understand an important role of drawing as a method of knowlenge.
Мир, в котором живет человек, очень сложен и многообразен, загадочен и необъясним, и всегда является неиссякаемым источником для всевозможных наблюдений, исследований и толкований. Самые основные впечатления, которые человек получает от окружающего мира, накапливаются им с раннего детства, и связаны они с восприятиями физического, трехмерного, предметного пространства, окружающего человека через зрительные органы. Наши глаза передают основную часть информации об увиденном головному мозгу, и благодаря этому наш интеллект формулирует определенные суждения об увиденном и пережитом и делает на основании этих формулировок определенные суждения и заключения, касающиеся источника полученной информации.
Пытливый ум всегда желал понять этот загадочный мир и делал это в соответствии со своими исключительными свойствами человеческой натуры. Есть разные пути и начала исследовательского познания мира, которые могут иметь различные принципиальные основы, дающие человеку разное толкование мира (наука, религия). Изобразительное искусство это путь познания мира, в основу которого положены зрительные наблюдения, исследования и впечатления. Изобразительное искусство, это творческий процесс, который должен обязательно учитывать и объективные законы природы, и научные исследования, и философские взгляды на мир. История изобразительного искусства представляет нам широкий спектр самых разных школ и направлении, но безусловным является то, что во всем этом многообразии художественных течений много внимания уделяется изучению и постижению натуры, которая является основой в художественном творчестве любого художника. Творец создал наш мир таковым, чтобы он производил на сознание и душу человека огромное впечатление, и через воздействие этих впечатлений формировалась бы духовная человеческая структура, способная восторгаться, любить и творить. Художнику, человеку, которому эти качества присущи в наибольшей степени, и которого отличает ярко выраженная острота восприятия окружающего мира, дано право «формулировать» увиденное в той или иной художественной системе изобразительного языка, превращая видимый мир в образы, которые представляют собой духовное, метафизическое содержание от реальных, конкретных впечатлений. Но, для того, чтобы эти образы получились наиболее выразительными и глубокими, необходимо познавать ту гармонию, красоту и органику форм, которые существуют в окружающем нас пространстве. Этот трехмерный, предметный, физический мир, который нам дал Творец, является неиссякаемым источником для постижения тайн гармонии этого мира и воплощением его в духовное содержание.
Величайшие художники разных эпох стремились постигать загадки красоты и гармонии ландшафта природы, пластику человеческих фигур или животных, портретную характеристику, эмоциональную выразительность различных типажей и органику человеческого лица. Эти стремления к постижению натуры нашли свое отражение в многочисленных рисунках, оставленных разными мастерами, как подтверждение их желания познать натуру и «докопаться» до сути, которая их притягивала. Большое развитие искусство рисунка получило в эпоху итальянского Возрождения. В многообразных процессах формирования нового гуманистического мировоззрения, немаловажная роль была отведена рисунку, поскольку он стал одним из «проводников» взаимоотношений между искусством и действительностью. Рисунок в большей степени, чем какая-нибудь другая форма изобразительного искусства, отвечал задачам интенсивного изучения человеческой фигуры. В эпоху Возрождения эстетические познания природы были непосредственно связаны с научными познаниями. Мастера Возрождения считали необходимостью глубоко знать и понимать изображаемое, и в этом смысле очень характерны слова Микеланджело, что «… рисовать надо не руками, а головой». Великий итальянский художник Леонардо да Винчи требовал от художников «… знать, при различных движениях и усилиях, какой нерв или мускул является причиной данного движения…». Леонардо да Винчи был воплощением универсальной всесторонне развитой личности и был не только гениальным художником, но и не в меньшей степени гениальным ученым-исследователем и изобретателем. Поэтому связь науки с искусством в его творчестве носит особенно неразрывный характер. Леонардо утверждал, что «живопись – это наука и законная дочь природы», подобным же образом относился он и к рисунку, видя в нем одно из важнейших средств познания действительности. Это отношение особенно ярко проявилось в стремлении Леонардо постичь законы пластики человеческой фигуры. Для него знание анатомии человека – отнюдь не самоцель, а средство познания конструктивной основы и взаимоотношений форм. Требование, которое предъявлял Леонардо к рисованию, – это целостность восприятия натуры, позволяющая осознавать и выражать на языке рисунка пластические взаимодействия больших и малых форм. «Когда ты рисуешь или начинаешь вести какую-нибудь линию, то смотри на все рисуемое тобой тело» — говорил Леонардо. Центральный объект искусства высокого Ренессанса – изображение фигуры человека – занимает основное место в творчестве художников того времени. Эта тема приобрела у гения высокого итальянского Возрождения Микеланджело Буонаротти совершенно исключительное значение и неповторимо своеобразную трактовку. Человеческая фигура была для Микеланджело основным и единственным средством, которое выражало его идейные и пластические замыслы. И с этой целью он делает бесчисленное количество рисунков человеческих фигур и его частей, которые показывают блестящие знания Микеланджело в области анатомического строения человека. Эти знания он умело использовал в своих скульптурных и живописных композициях, в основу которых положена динамика движений пластических форм.
В целом, искусство Возрождения характеризовалось стремлением к правдивости изображаемого, поэтому важнейшим качественным условием было штудирование натуры. Однако такое тщательное исследование натуры не было самоцелью. Мастера Возрождения считали необходимым, прежде всего, глубоко знать и понимать изображаемое для выражения внутреннего духовного содержания идейного замысла. Художники Возрождения кроме великолепных знаний анатомического строения человека, впервые применили и развили в своих произведениях построение пространства по принципу линейной перспективы, которая позволила уводить взгляд зрителя вглубь изображаемого и делать всевозможные архитектурные фоны.
В целом, итальянское Возрождение имело огромное влияние на формирование художественных взглядов других европейских школ изобразительного искусства. Это влияние видно в произведениях знаменитых немецких художников Ганса Гольбейна, Альбрехта Дюрера, которые были блестящими рисовальщиками, и в своем стремлении постигать натуру через рисунок они были солидарны с итальянскими мастерами. Альбрехт Дюрер так обосновывал свое отношение к натуре: «Не имея верной основы, ты не можешь сделать ничего правдивого и хорошего, даже если бы ты обладал лучшими в мире навыками свободной работы». Мастера северного Возрождения дали миру высочайшие произведения искусства, в которых выразились их художественная и гуманистическая направленность. Человек, его отношения к мирозданию занимают центральное место в творчестве мастеров северного Возрождения. Поиски решения этого вопроса велись с позиции возвышенного представления о человеческой личности и об окружающем его мире. Именно поэтому, объективным источником красоты, по их мнению, является природа и самое простое, обыденное явление может стать объектом для художника. В этом смысле, особенно характерно творчество нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, картины которого представляют сложные взаимоотношения и переплетения человеческих страстей и природных явлений, и выражают позицию художника по отношению к мирозданию как главенствующей роли в человеческой жизни и судьбе. Рисунки Брейгеля – это тщательное исследование человеческих характеров и типажей, которые отличаются гротесковой выразительностью и остротой пластического языка. Наряду с этим, Брейгель много внимания уделяет изучению пейзажного ландшафта, его ритмическому построению, а также деталям, наполняющим пейзаж, поскольку они в картинах Брейгеля становятся участниками разворачивающихся событий наряду с человеческими персонажами.
Последующее развитие рисунка на севере Европы было связано с великими голландскими художниками Рубенсом и Рембрандтом. И если Рубенса можно рассматривать как мастера портретного рисунка, превосходно владеющего техникой графического языка, то о Рембрандте можно сказать, что он был великолепным мастером пейзажного рисунка. Он выполнял пейзажные рисунки непосредственно на природе и с той же страстью, с какой Рубенс проникал в глубины человеческой души, художник стремился раскрыть и глубину природы, передавая, необыкновенно эмоционально, различные ее состояния в технике рисунке. Ренессансная тяга к «открытию мира» прослеживается в рисунках художников последующих эпох и разных стран. Постижение натуры через рисунок всегда является источником творческого вдохновения для художников. Непосредственный живой контакт с натурой пробуждает стремление познать ее красоту и гармонию, которые являются сутью метафизического содержания окружающей природы. И живая натура всегда была основой, которая «оплодотворяла» художников, их интеллект, душу, эмоции, весь их потенциал с тем, чтобы погружаться в глубины и тайны окружающей действительности, анализировать и осмысливать ее с помощью рисунков и на этой основе создавать свои произведения. В XVIII и XIX веках роль рисунка в изобразительном искусстве значительно расширилась и преобразилась. Постепенно рисунок приобретает значение самостоятельного вида искусства, и на этой основе изменяются его задачи, которые расширяют возможности рисунка в поисках художественных образов и их выразительности, благодаря использованию разнообразных графических техник. И в связи с этим хочется упомянуть двух французских художников XVIII века – Буше и Фрагонара, рисунки которых представляют собой утонченные виртуозные и законченные композиции. А также хочется упомянуть великого испанского художника Франсиско Гойю, рисунки которого легли в основу графической серии офортов под названием «Капричос». Говоря о рисунке, невозможно не упомянуть такого выдающегося художника и мастера рисунка, каким являлся французский художник первой половины XIX века Жан Доминик Энгр. Развивая и продолжая классические традиции в искусстве, он проявил себя как великолепный мастер портретного рисунка, в котором главное художественно-выразительное средство – гибкая, плавная и точная линия. Вторая половина XIX века была для Франции временем новых открытий в искусстве. Связано это было с появлением импрессионизма, а затем постимпрессионизма, с утверждением новых идей и задач в искусстве, связанных с новым подходом к восприятию натуры. И если главным для импрессионистов становится изменчивость натуры, легкость свето-воздушной среды, то для постимпрессионистов важны постижение гармонии форм и выразительности линий в живой натуре. Среди импрессионистов умением рисовать выделялся художник Эдгар Дега, который в молодые годы жил в Италии и впитал в себя наследие великих итальянских мастеров, особенно искусство Мантеньи и Веронезе. В поисках новых тем для своего творчества Дега посещал танцевальные залы в Парижской Опере, где им было сделано немало набросков и зарисовок балерин и сцен репетиций, которые затем легли в сюжеты его произведений. Эти рисунки представляют собой легкие, живые наброски, в которых движение и пластика обрели высокое художественно-поэтическое звучание. Говоря о постимпрссионизме, невозможно оставить без внимания огромную коллекцию рисунков голландского художника Винсента Ван Гога. Его рисунки не походили ни на что привычное и шокировали сразу. Сами мотивы, объекты, персонажи, выбираемые Ван Гогом для изображения, были непривычны для его современников. В рисунках он использовал самые разные материалы, но при этом говорил: «Хочу, чтобы красота пришла не от материала, а от меня самого». Рисование с натуры художник называл – «укрощение строптивой», а задачу в рисовании он определял как – «уничтожение сопротивления при помощи выдержки, во что бы то ни стало». Логика и страсть необыкновенно уживались в рабочем процессе Винсента, который вдумчиво и неторопливо размышлял над натурой и необыкновенно эмоционально выражал ее в рисунках. Полную самостоятельность рисунок получил с появлением литографии во второй половине XIX века и, поскольку он стал предметом тиражирования, рисунок обрел новые, свободные, графические и выразительные формы. Ярким примером в этом смысле, являются рисунки французских художников Оноре Домье и Тулуз-Лотрека.
Время, условия жизни, технический прогресс меняют искусство и его формы, тенденции и выразительные средства. Появляются новые имена в искусстве, а с ними и новые принципы художественной выразительности, которые нашли свое отражение и в рисунке. И такие художники, как Модильяни, Пикассо, Шагал, Брак, Дали оставили миру замечательное наследие рисунков, в которых они показывали свою художественную, концептуальную позицию, выражающее их мировоззренческое отношение к натуре и к реальной жизни. И в этом есть основная и главная роль изобразительного искусства, как способа познания действительности, и его важнейшей составляющей сути, которая называется рисунком, значение которого Микеланжело охарактеризовал, как «… высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры…». В этих словах великий мастер определил рисунок как основу художественного образа и неотъемлемую часть профессионального мастерства любого художника.
Говоря о развитии рисунка в России, следует упомянуть о Российской Академии Художеств, возникшей в середине XVIII века. Принципиальной основой, которая была в системе преподавания рисунка в Академии, являлось классическое наследие высокого Возрождения. В Академии преподавали такие мастера, как Лосенко, Бруни, Угрюмов. Под их руководством прошли воспитание немало больших художников, в числе которых был великолепный мастер рисунка Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу», в которой художник продемонстрировал свое умение блестящего рисовальщика и познания в области анатомического строения человека, а также знания в изображении пространственного пейзажа. Из стен Академии вышли такие мастера рисунка, как Кипренский и Брюллов, а позднее – Илья Репин. В творчестве Репина рисунок обрел самостоятельность и особую эстетическую ценность. впоследствии так писал об этом: «Как ни велик Репин-живописец, но перед некоторыми из его рисунков не знаешь, не выше ли еще стоит Репин-рисовальщик». Крепость художественной формы, высокий уровень мастерства характеризуют Репина как большого мастера рисунка, который оказал огромное воздействие на последующее поколение русских художников, среди которых имя Валентина Серова занимает одно из первых мест, рисунки которого отличались свободой и изысканной формой. Художники Врубель, Малявин, Кустодиев оставили чудесное наследие в рисунках, выражающее их эстетическую и мировоззренческую позицию на реальность.
В начале XX века большой вклад в развитие рисунка в России внесли художники объединения «Мир искусства», это Александр Бенуа, Сомов, Билибин, Добужинский, которые придают рисунку качество завершенной графической формы, и это нашло свое развитие впоследствии у художников советского периода, которые унаследовали лучшие традиции предшествующих поколений художников. Такие мастера, как Дейнека, Конашевич, Куприянов, Тырса, Лебедев продолжили традиции русского рисунка, обновив его форму и содержание, и благодаря их публикациям в газетах и журналах рисунок стал более доступен широкому кругу зрителей. Графический язык этих рисунков отличался предельным лаконизмом, а пластическая формулировка предметных форм доводилась до гротесковой выразительности. Рисунок всегда является выражением эстетической позиции, а также выражением его взглядов на проблему взаимоотношения человека и окружающего его пространства, отражающее философские рассуждения художника и его гражданскую позицию по отношению к волнующим и актуальным темам современности. В этом смысле, художники «шестидесятники» — Попков, Обросов, Жилинский, Салахов и другие, внесли свой, неоценимый и уникальный вклад в культуру рисунка, культуру, которая имеет большую историю своего развития, меняющуюся в соответствии с изменениями жизненных ситуаций и условий.
Рисунок всегда был и остается основой изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры. Понятие «хороший рисунок» всегда сочетается с той личностью в искусстве, которая оставляет яркий след в духовной истории человеческого существования. Но есть одна важная и общая основа, которая объединяет искусство разных времен и школ. Эта основа – объективный Мир, который существует по своим законам, и Человек, который населяет этот мир. Постижение Мира и Человека, его загадок и тайн гармонии и красоты всегда являлись основой для задач рисунка и выражение этих качеств является той мерой, которая говорит о достоинствах любого рисунка. Свободные, пластичные рисунки, содержат в себе самостоятельную, художественную ценность, о которой Микеланджело высказался так: «Рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всякой науки».
1. Кеменов, наследие и современность / . – М. : Изобразительное искусство, 1989
2. Флекель, М. Великие мастера рисунка // «Художник», 1973
3. Энциклопедия мировой живописи / – М. : ОЛМА, 2009
Источник