Искусство способ изучения человека

Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?

Содержание:

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Какова роль искусства в жизни человека — как искусство влияет на общество

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

  • Пространственное творчество. Включает в себя графику, скульптуру, архитектуру, художество. Общество передает свое восприятие мира на определенном этапе, используя осязаемые формы.
  • Пространственно-временной вид. Это танцевальная, цирковая, кинематографическая сфера. Люди сами непосредственно принимают участие в воспроизведении творческих идей. Они через себя передают свои чувства, открывают их миру.
  • Временное искусство. К этому виду относятся музыкальные, художественные произведения. Это неосязаемая форма передачи чувств и переживаний. Ее нельзя потрогать или оценить визуально. Каждый человек воспринимает литературу и музыку со стороны своего субъективного мировоззрения. Сколько людей ознакомится с произведением – столько мнений будет сформировано.

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

  1. Осмысление, преобразование и познание окружающего мира, жизни.
  2. Украшение мира.
  3. Раскрытие духовных ценностей.
  4. Формирование ощущения и понимания прекрасного.
  5. Воспитание достоинства в людях и обществе в целом.
  6. Передача интересных человечеству жизненных аспектов через художественный образ.
  7. Восстановление душевной гармонии, которую зачастую нарушает реальность.

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

  1. Компенсаторную. Обращаясь к картинам, литературе, музыке человек восстанавливается внутренне. Он компенсирует нехватку гармоничности, эстетичности в серых буднях, обращаясь к искусству. Люди обретают спокойствие, на время переносятся в другую действительность. Это способствует восстановлению духовного состояния.
  2. Социальную. Яркий пример этой функции – массовое увлечение определенным писателем или кинематографистом. Под влиянием прочитанного или увиденного происходит небольшая трансформация мышления. Человек сопоставляет себя с героями, корректирует свои действия. Если это происходит на массовом уровне, меняется менталитет социума.
  3. Прогностическую. Не раз отмечалось, что великим художникам, архитекторам, скульпторам удавалось через свои работы предугадать события, которые произойдут в будущем.
  4. Эстетическую. Даже самую жесткую реальность творчество выражает через пропорциональные, красивые, эстетичные образы. При изучении любого произведения человек не задумывается о научной подоплеке, как это происходит при знакомстве с точными науками. В освоении искусства ключевую роль играет душа, сердце, чувства. Способность искусства передать любые события и образы красиво, идеально и изящно формирует эстетическую функцию.
  5. Воспитательную. Для этой функции искусства в обществе характерно влияние шедевров на процесс формирования и развития человека. Именно поэтому в школах с первых дней начинают знакомить учеников с работами известных творцов. Они благоприятно сказываются на становлении личности, системе приоритетов и взглядов.
  6. Познавательную. Все творческие работы – это кладезь информации, которая передается из поколения в поколение. Через них люди делятся сведениями о событиях, которые имели место в истории. Это войны, смены власти, революции, научные достижения и многое другое.
  7. Гедонистическую. Изучение шедевров всегда вызывает у зрителя удовольствие. Человек знакомится с событиями, людьми через произведения. Скульптуры позволяют увидеть лица и образы людей, которые жили тысячи лет назад. Литература переносит нас в мир, существовавший в прошлые века. Музыка позволяет открыть в себе новые чувства, расширяет сознание, позволяет фантазировать и мечтать. Человек, получая удовольствие, образовывается, проникается культурой.
Читайте также:  Способы измерения температуры бесконтактным термометром

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

  • Художественный. Человек оценивает красоту, эстетичность природы, других людей, их творений и достижений.
  • Познавательный. Способ основывается на реалистичном взгляде. Люди изучают истину, не приукрашивая ее. Это знакомство и осознание жесткой реальности и всей неидеальности мира.
  • Практически-деятельный. В основе изучения лежит понимание потребностей общества, окружающей среды, природы. Индивид осознает, что полезного он может сделать, а что навредит миру.

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

  1. Это наглядный и образный способ передачи информации.
  2. Искусство основано на особенных средствах описания мира – это художественные образы, созданные с помощью слов, звуков, цветов, материалов.
  3. Интерпретация действительности опирается на субъективное восприятие автора и его фантазию. При создании шедевров каждый творец руководствуется собственным видением ситуации.

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

  • Средневековье. Произведения были практически полностью подчинены религии. Люди того времени воспринимали искусство, как способ подтверждения значимости Бога и веры. Оно рассматривалось через призму православных обрядов, иконописи, росписи храмов.
  • Возрождение. Центральная позиция в духовном мире людей принадлежала живописи. Великие художники эпохи были уверены, что именно живопись является ключевым способом отражения мира, а не наука или теория. Для мыслителей художество было единственным источником свободного волеизъявления людей.
  • Просвещение. Творчество воспринимается, как источник нравственности, воспитания для будущих поколений.
  • Современный период, двадцатый век. Значимость шедевров резко снижается, возникает творческий кризис. Отмечается закат в культуре запада. Вместо классических произведений популярность завоевывают научные разработки, достижения техники, массовые зрелища, спорт. Творчество перестает быть источником гармонии и образности. Со временем отмечается исчезновение целостности в образе человека, вызванное появлением абстрактной живописи.
Читайте также:  Слепоглухие дети способ общения

Источник

Искусство как способ и форма познания реальности

Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Искусство изначально было нужно человеку — сначала как обязательный компонент ритуала (наскальные изображения, маски, танец, пение, архитектура святилищ), затем как средство воспитания целостного человека и способ за­крепления и передачи знаний о мире, жизненных коллизиях, мифологических, эпических и знаков о исторических сюжетах в особой художественно-образной форме орнаментальной и фигуративной живописи, в устной речи сказителей, письменных текстах, массовых представлениях и т. п. Смесь вульгарного и вы­сокого (в одно и то же исторически близкое время пользовались успехом пьесы Аристофана и Еврипида) оказывалась при этом взаимодополнительным условием целостности мироощущения. Но для выполнения таких сложных и ответственных функций нужны были люди искусства, отмеченные даром соединять точнейшую фиксацию жизни и гиперболизацию увиденного и услышанного, акцентирование в нем. Эти люди были призваны из накопленных веками знаний и собственного опыта создавать иную реальность и то, что можно называть «до­стоверной иллюзией», моделями жизни.

Искусство, в отличие от науки, заставляло людей не только думать, но и переживать, включать наряду с рассудочным и эмоциональное восприятие мира. Пифагорейцы приписывали «очищающее воздействие» искусству музыки. Аристотель в «Поэтике» использовал слово «катарсис» для обозначения эффекта, вызываемого у зрителя трагедии, — страха, сострадания и одновременно удовольствия от сознания того, что страдания героев на сцене случаются не с ним. Выражение «katharsis pathematon» (греч., «очищение страстей»), вероятно, предполагает «выведение» эмоций из низшей сферы в высшую, эстетическую. Уже одно это делает искусство особой и врожденной формой осознания, освоения и трансформации реальности. Однако, важнейшим отличием искусства от науки следует считать свойственное ему антро­поцентрическое постижение этой реальности; в центре создаваемой искусством художественно-образной картины мира всегда находится человек, рассматривае­мый почти всеми научными дисциплинами (за исключением ряда философских) в качестве усредненной биологической, социальной или экономической единицы. Картина мира приобретает благодаря этому не только необходимую целостность, но и ценностное измерение .

Читайте также:  Способ исследования процессов или систем объектов путем построения

Искусство, проводя мысленный отбор единичных собы­тий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слуша­телю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.

Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).

Следует отметить и полярно различное сохранение личности ученого в научном открытии и автора в произведении искусства. Научное познание всегда стремилось к вытеснению личностно-субъективного из эксперимента, теории и т. п., и это ста­новилось еще одним устойчивым признаком «научности» достигнутого результата. Искусство же, напротив, подчеркивает значимость конкретного авторского начала в любом художественном образе.

Научная картина мира в каждый момент времени ориентирована на одинаково е восприятие: теорема Пифагора понимается одинаково и в Арктике, и в Антар­ктике, и школьником, и пенсионером. Художественно-образная картина мира по-разному видится и на индивидуальном, и на групповом уровнях: «сколько людей, столько и мнений», — гласит распространенная поговорка. Остается лишь принять как данность, что все в искусстве есть не только индивидуально созданное и индивидуально запечатленное, но и индивидуально воспринимаемое.

Различны и судьбы результатов научного и художественного творчества. Ис­кусству в значительно меньшей степени, чем науке, свойственна длительная, часто драматическая передача знания его «потребителю». Конечно, и здесь случается непризнание, но оно, как правило, является либо относительно недолгим, либо связанным с низким качеством конкретного произведения, либо с временной неподготовленностью к его восприятию. Нужно помнить, что в науке под­тверждение высокого качества достигнутого результата осуществляется самим научным сообществом, а в искусстве таковое осуществляется не столько творче­скими клубами, сколько реципиентом — читателем, зрителем и т. п.

Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответ­ствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое раз­нообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.

Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исто­рической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.

Источник

Оцените статью
Разные способы