- Образовательный портал
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
- Искусство , как одна из форм (путей) познания объективного мира .
- Конспект урока ИЗО «Искусство-способ познания мира»
- Изобразительное искусство как средство познания мира.
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Методические разработки и пособия по ИЗО
- Изобразительное искусство, как средство познания мира
Изобразительное искусство, как средство познания мира
Изобразительное искусство, как средство познания мира
Артюшкевич Юлия Петровна
Изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование обобщение , анализируется как с художественной так и с научной точки зрения. Актуальность данной статьи выражена в недостаточной изученности научного подхода и противоречивости оценок исследований, так как именно изобразительное искусство ближе к научному познанию , чем иные виды художественного восприятия мира. Искусству характерна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры.
Искусство — это образное выражение действительности, которое автор способен воплотить в жизнь с помощью различных факторов, отличающих один вид художественно-творческой деятельности человека от другого. Каждый художник по-своему видит окружающую его действительность и, соответственно, оригинально и неповторимо создает шедевр, который, возможно, окажется действительно значимым для его эпохи и даже для всей истории человечества.
Вероятно, тем фактором, который отличает искусство от остальных форм познания мира, является особая и исключительная информация в художественной сфере. Все-таки искусство и получило свое развитие, основываясь на тех знаниях, которые не способны найти и структурировать другие способы освоения окружающей действительности
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством художественного образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание художественного вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны.
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука — в понятиях, законах, категориях. В искусстве окончательный результат индивидуален.
Существует взаимосвязь между наукой и искусством. Наука, особенно в настоящее время, оказывает значительное влияние на искусство, она дает новые средства, новую реальность.
Сам термин искусства изначально носил приземленный характер, отражающий лишь более совершенные умения и навыки отдельных людей относительно других. Сейчас, когда мы говорим об искусстве, то представляем нечто утонченное, духовное, такие произведения, которые не схожи с творениями природы и не перекликаются с продуктами технического прогресса и науки. Творческая деятельность передает эстетическое чувство, чувство прекрасного, которое никому не чуждо. Она способна создать свой мир, где нет места корыстным и прагматичным потребностям человека, где наслаждение красотой проявляется как более возвышенная цель.
Что касается современного искусства, оно является практическим отражением существующей реальности и технического прогресса. Возникновение новых форм, видов, жанров искусства позволяет любому желающему заниматься тем, что является для него наиболее интересным и увлекательным.
Неповторимость искусства заключается в том, что, занимаясь творческой деятельностью, человек создает труд, показывая себя со всех сторон, и делает это целостно и структурировано.
Искусство является образным и наглядным, что вполне логично и закономерно. Жизнь людей бесспорно является разнообразной во всех своих проявлениях. В ней отражено множество художественных образов, которые обычно оказываются результатом вымысла, но все равно несут в себе правдивый характер и оценку. Как понятие в науке, так и художественный образ в искусстве реализует выделение необходимых и важных признаков исследуемого предмета и создает некоторую обобщенную информацию о нем. В конкретный промежуток времени художественный образ может оказывать различное влияние на общество, их настроение и мнения, и даже стать определенным символом данной эпохи.
Художник, пишущий картину, вкладывает в ее написание свою душу, все свои эмоции и переживания, чего нельзя сказать о конкретных видах деятельности, где человек раскрывает себя лишь с одной стороны.
Во время практической деятельности у человека складываются определенные мысли, мнения, суждения, которые воплощаются в самых разных интерпретациях, начиная от боли и страданий, и заканчивая смехом и радостью.
Создание шедевра также зависит от фантазии творца. Наделяя свой труд некими особенностями, автор показывает нам отражение действительности в собственной интерпретации. В сравнении с научной деятельностью, где вымысел не имеет места быть, искусство наделено большими возможностями и красками.
Источник
Искусство , как одна из форм (путей) познания объективного мира .
Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой.
Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения.
Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства.
Искусство является сложным объектом и может быть представлено различными видами, каждый из которых обладает своими художественно-выразительными средствами (художественным языком). Вид искусства — это конкретный способ художественного представления мира, воплощающий свои образы в определенном материале (в слове, звуке, камне, металле, телодвижениях и т.п.). Виды искусства дополняют друг друга, и ни один из них не обладает преимуществом перед другим. К основным видам искусства относят литературу, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, музыку, театр, балет, танец, кино, цирк, фотоискусство.
У искусства, как и у культуры вообще, имеются устойчивая, «консервативная» и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона — это традиция в искусстве, благодаря которой происходит накопление и передача человеческого опыта в истории, создается преемственность произведений искусства разных эпох, их вневременная ценность. Традиция в искусстве, отражая объективные стандарты, устойчивые требования к произведениям искусства, ограничивает и упорядочивает многообразие художественных проявлений: художественные стили, направления, вкусы, пристрастия, оригинальные художественные находки.
Однако любой деятель культуры, искусства всегда стремится привнести в создаваемое им произведение что-то новое, оригинальное, неповторимое, отражающее его индивидуальное мировосприятие и, в то же время, актуальное интересное для других. Он стремится сказать новое слово в искусстве. Реализация этих стремлений и есть новаторство в культуре, искусстве.
Таким образом, художник всегда как бы раздваивается: он стремится соответствовать вневременным канонам искусства — вечным критериям прекрасного и вместе с тем старается добавить что-то свое, неповторимое в сокровищницу мировой культуры.
===========
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?
Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1)ответ на вопрос, например:
искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;
Скрытый смысл «Постоянства памяти».
Рассматривая известные картины Сальвадора Дали, стоит начать с наиболее узнаваемой его работы — «Постоянство памяти» (иногда её называют «Время»). Полотно было создано в 1931 году. Вдохновила художника на написание шедевра его супруга Гала. По утверждению самого Дали, замысел картины у него возник при виде плавящегося под солнечными лучами сыра . О чём хотел сказать мастер, изобразив на холсте мягкие часы на фоне пейзажа? Три мягких циферблата, украшающих передний план картины, отождествляются с субъективным временем, которое свободно протекает и неравномерно заполняет собой всё свободное пространство. Количество часов тоже символично, ведь число 3 на этом полотне свидетельствует о прошлом, настоящем и будущем. Мягкое состояние предметов указывает на взаимосвязь между пространством и временем, которая для художника всегда была очевидной. Присутствуют на картине и твёрдые часы, изображённые циферблатом вниз. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества.
Свой автопортрет также изобразил на этом полотне Сальвадор Дали. Картина «Время» содержит на переднем плане непонятный растёкшийся предмет, обрамлённый ресницами. Именно в таком образе и нарисовал себя спящим автор. Во сне человек высвобождает свои мысли, которые в состоянии бодрствования он тщательно скрывает от окружающих. Всё, что можно увидеть на картине, является сновидением Дали — результатом торжества бессознательного и смерти реальности.
С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.
2) две особенности искусства как формы познания, например:
–образное отображение мира и человека в мире;
–опора на единичное, индивидуальное, неповторимое.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности.
–условный характер создаваемых произведений — в широком смысле изначальное свойство искусства, проявляющееся в определенном отличии, несовпадении художественной картины мира, отдельных образов с объективной реальность
Источник
Конспект урока ИЗО «Искусство-способ познания мира»
Тема урока: Искусство как способ познания окружающего мира.
1) расширить представления учащихся о роли и значении искусства в жизни отдельного человека, человечества, социума; совершенствовать навыки восприятия искусства;
2) обогащать словарный запас; стимулировать активность общения по поводу искусства, участие в дискуссиях, рассуждениях на заданную тему, поощрять индивидуальность и смелость высказываний о роли искусства в культурном пространстве общества; развивать мировоззрение учащихся.
3) воспитывать любовь к искусству.
Предметные : учащиеся расширят представление о мировоззрении человека в разные эпохи.
Познавательные: извлечение, переработка информации; строение письменного высказывания.
Личностные: саморазвитие; осознание значимости учебной деятельности.
Коммуникативные: развитие основных видов речевой деятельности.
Художественные материалы и инструменты : для учащихся — белая бумага формата А3, А4, гуашь, палитра, белила, кисти, учебник.
Для педагога — классная доска, белая бумага формата А3, А4, гуашь, палитра, белила, кисти, соответствующий задачам урока зрительный ряд, медиапроектор, учебник.
Поздравление с началом нового учебного года.
Мотивация. Знакомство с учебником.
Знакомство с учебником.
— рассмотрите изображения, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
— чему должны научиться?
Знакомятся с учебником
Отвечают на вопросы
Изучение нового материала.
Сознание человека устроено таким образом, что любую информацию оно переводит в зрительные образы. Да и само сознание личностно. Информация, поступающая в сознание человека, преломляется (рассматривается) через призму индивидуальных взглядов, понятий, представлений, реакций на информацию, ценностей, переживаний, через жизненный и духовный опыт — всё, что формирует образы и представления, которые возникают в сознании и сливаются с практическим опытом. Поэтому искусство надо воспринимать как необходимое условие познания мира, форму осознания себя в мире и деятельность, в которой отражаются мысли, личный опыт, представления об окружающем мире и обмен знаниями о нём.
Живая природа искусства и его непосредственный отклик на происходящее в социуме, находящие подтверждение, в частности, в возникновении новых видов искусства, позволяют выяснить художественные предпочтения и отношение к искусству.
Источник
Изобразительное искусство как средство познания мира.
Искусство; как и наука, познаёт окружающий мир. Однако, в отличие от учёного, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего своё мироощущение, переживания и душевное состояние.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 809 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
- Сейчас обучается 150 человек из 44 регионов
Курс повышения квалификации
Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 215 человек из 52 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Изобразительное искусство как средство познания мира, ориентируясь на объективные оценочные суждения и методологическое исследование обобщение, анализируется как с художественной так и с научной точки зрения. Актуальность данной статьи выражена в недостаточной изученности научного подхода и противоречивости оценок исследований, так как именно изобразительное искусство ближе к научному познанию, чем иные виды художественного восприятия мира. Искусству характерна социальная значимость, проявляющаяся в тесной связи с общественными запросами, аналитический подход, позволяющий адекватно познавать и исследовать закономерности духовной культуры.
Искусство – это форма общественного сознания, которая отражает мир посредством худ. образа. Целью искусства является поиск худ.идеала, поиск прекрасного, воспитание худ.вкуса. Искусство имеет более исторический, более конкретный характер, чем наука. Оно носит личностно-субъективный характер как с точки зрения творца, так и с точки зрения потребителя. Ценность произведений искусства субъективна, а выводы науки – объективны. И наука, и искусство носят гносеологический характер, но не стоит смешивать науку и искусство.
И наука и искусство познают мир. Различны лишь формы отражения. Искусство отражает мир в образной форме, наука — в понятиях, законах, категориях. В науке результат познания — закон — инвариантен по отношению к человеческому познанию. В искусстве окончательный результат индивидуален.
Источник