Искусство как способ отражения мира
ИСКУССТВО КАК ОСОБАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ МИРА
Искусство – это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (Образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды че- ловеческой художественной деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру и т.п.
Термин «искусство» достаточно многозначен и выражает собой эволюцию эстетического сознания человечества. В него включаются различные формы художественного творчества, ре- месла и «всякого уменья». В широком смысле понятие «искусст- во» – есть выражение мастерства в любой области деятельности.
Искусство зародилось на заре человечества как художест- венное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, ритуалов, охоты, войны). Наскальные росписи, дошед- шие до нашего времени, показывают, в каких художественных формах воспринимал мир наш пращур. Это сцены охоты, риту-
альные маски, характеризующие обряды инициации (посвяще- ния), первые изображения идеалов человеческой красоты и кра- соты природы.
В основе художественного отображения действительности
– не копирование натуры, а воспроизведение единичного явле- ния таким образом, чтобы в нем содержалось обобщение, типи- зация, символизация, т.е. выражение общих черт многих подоб- ных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейно-художественное значение. Ис- кусство, воплощая в себе идеологию, само становится ее эле- ментом. С другой стороны, противопоставляя себя идеологии, искусстве» становится феноменом общественного сознания.
Являясь формой общественного сознания, искусство вы- ражает собой все особенности мировоззрения, традиций, обще- ственных идеалов, социальной психологии.
Особенностью искусства является то, что оно отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, искусство отражает и мир человека, его среду обитания, природу в виде пейзажей, натюрмортов. Художественные произведения выражают идею автора, их творца.
Искусство существует как система различных видов, каж- дый из которых обладает специфическими особенностями, но воплощает между тем общие законы художественного Творчест- ва, идеалы прекрасного, красоты; оно призвано воспитывать лю- дей, формировать в них чувство прекрасного, эстетическое ми- ровоззрение; подтверждать высказывание Федора Михайловича Достоевского о том, что красота спасет мир.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО РАЗДЕЛА Сущность моральной регуляции
Императивно-оценочный характер моральной регуляции.
Моральные нормы как образцы поведения.
Императивный характер морали. Возникновение мораль-
Первобытный институт табуирования. Сакральный характер табуирования. Должное и сущее в морали.
Нравственное сознание – осознание людьми должного и сущего.
Универсальный характер морали.
Моральные привычки: стереотипы поведения.
Нравственные инстинкты. Общечеловеческие требования. Нравственная культура. Специфика моральной регуляции.
Внешние требования и внутренние императивы личности.
Свобода нравственного выбора. Действие и ответственность. Функции морали
Регулятивная функция морали. Урегулирование отноше- ний между людьми. Оценка человеческих поступков. Соотнесе- ние их с образцами. Влияние на регуляцию уклада, традиций, идеологии.
Ограничение агрессии, эгоизма. Две морали – двойной стандарт. Воспитательная функция.
Мораль как фактор социализации личности.
Воспитание подрастающего поколения.
Самовоспитание личности – развитие внутреннего нравст-
Мораль – основа человеческого общения.
Внешние требования морали: этикет, правила общения и поведения.
Внутренние требования морали – нравственная культура личности.
Основные ценности нравственной культуры личности.
Нормативы культурного общения.
Золотое правило морали: поступай так, как ты хотел бы,
чтобы поступили по отношению к тебе.
Познавательная функция морали. Специфика нравственного познания. Познание человека, человеческих качеств. Познание самого себя.
Принцип Сократа: «Познай самого себя».
Нравственное знание; знание о должном и сущем, того, что находится под абсолютным запретом.
Нравственное знание – главный фактор социализации.
Добро – значимое в жизни человека и общества, способст-
вующее развитию и совершенствованию.
Доброта – оценка поступков с точки зрения добра.
Доброта как качество личности, несовместимое с эгоиз-
мом, авторитарностью, грубостью, жестокостью.
Добродетель – нравственно-похвальные человеческие ка-
Конкретно-исторические представления о добродетелях.
Зло – деструктивное качество –агрессия, подавление, унич-
– природное – природные катаклизмы;
– социально-природное – природные последствия дея-
тельности человека (экологическая катастрофа);
– социальное – деструктивные процессы в обществе;
– нравственное – результат непосредственного участия нравственного сознания человека, его выбор.
Долг – выражение необходимости выполнять свои нравст-
Долг как нравственное требование – доброволен, нравст-
Несовместимость нравственного долга и внешнего прину-
Эмпирический и нравственный долг.
Сущность нравственного долга – бескорыстное благоволе-
Совесть – феномен души. Осознание нравственного меха-
Цели и их общественное признание
Характеристики смысла и бессмысленности жизни.
Художественно-образное отражение мира. Практически-
духовное освоение мира. Многозначность термина «искусство».
низма. Нравственная рефлексия.
Нравственный самоконтроль. Повышенные требования к
себе. Обостренное чувство долга. Внутреннее «Я».
Отличие человека от животного качеством стыда.
Стыд – внутреннее переживания своего несоответствия нравственным идеалам или моральным требованиям.
Уязвленность себя перед другими.
Стыд–гнев, обращенный внутрь.
Стыд – выражения несоответствия индивидуального «Я»
Внутреннее человеческое качество.
Моральное качество, характеризующее ответственность.
Переживание несоответствия моральным нормам. Ущерб- ность перед общественным мнением. Источники и причины ви- ны; внешние обстоятельства и внутренние причины. Искупление и прощение вины.
Счастье и смысл жизни
Разные грани счастья: удача в любви, успех в деле, доста- ток, здоровье, самореализация в творчестве. Характеристики счастья:
– длительное обладание высшим благом;
– приобщение к высшей ценности;
– невозмутимость и отрешенность;
– успехи повседневной жизни;
– цель, которую человек стремится достичь;
– собственное здоровье, здоровье и благополучие близ-
Объективная и субъективные стороны счастья.
Зарождение искусства в первобытном обществе. Наскальные росписи – выражение труда, обряда, ритуала.
Особенности художественного освоения мира:
– не копирование действительности;
– выражение взгляда художника;
– выражение существующего эстетического идеала.
Искусство как элемент идеологии. Отражение мира цело-
Золотухина-Аболина Е. В. Этика. Ростов н/Д, 1998.
Культурология в вопросах и ответах / Под ред. Драча Г. В.
Источник
Искусство как способ и форма познания реальности
Искусство (лат. eхperimentum — опыт, проба) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей, включавшем в себя любое творчески-созидательное и осмысленное в сфере как собственно искусства (в нашем понимании), так и ремесел, и науки. Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Искусство изначально было нужно человеку — сначала как обязательный компонент ритуала (наскальные изображения, маски, танец, пение, архитектура святилищ), затем как средство воспитания целостного человека и способ закрепления и передачи знаний о мире, жизненных коллизиях, мифологических, эпических и знаков о исторических сюжетах в особой художественно-образной форме орнаментальной и фигуративной живописи, в устной речи сказителей, письменных текстах, массовых представлениях и т. п. Смесь вульгарного и высокого (в одно и то же исторически близкое время пользовались успехом пьесы Аристофана и Еврипида) оказывалась при этом взаимодополнительным условием целостности мироощущения. Но для выполнения таких сложных и ответственных функций нужны были люди искусства, отмеченные даром соединять точнейшую фиксацию жизни и гиперболизацию увиденного и услышанного, акцентирование в нем. Эти люди были призваны из накопленных веками знаний и собственного опыта создавать иную реальность и то, что можно называть «достоверной иллюзией», моделями жизни.
Искусство, в отличие от науки, заставляло людей не только думать, но и переживать, включать наряду с рассудочным и эмоциональное восприятие мира. Пифагорейцы приписывали «очищающее воздействие» искусству музыки. Аристотель в «Поэтике» использовал слово «катарсис» для обозначения эффекта, вызываемого у зрителя трагедии, — страха, сострадания и одновременно удовольствия от сознания того, что страдания героев на сцене случаются не с ним. Выражение «katharsis pathematon» (греч., «очищение страстей»), вероятно, предполагает «выведение» эмоций из низшей сферы в высшую, эстетическую. Уже одно это делает искусство особой и врожденной формой осознания, освоения и трансформации реальности. Однако, важнейшим отличием искусства от науки следует считать свойственное ему антропоцентрическое постижение этой реальности; в центре создаваемой искусством художественно-образной картины мира всегда находится человек, рассматриваемый почти всеми научными дисциплинами (за исключением ряда философских) в качестве усредненной биологической, социальной или экономической единицы. Картина мира приобретает благодаря этому не только необходимую целостность, но и ценностное измерение .
Искусство, проводя мысленный отбор единичных событий, фактов и процессов, неизменно дает аксиологическую оценку познаваемого. Произведения искусства всегда оценочны, и это проявляется как в их откровенно назидательных формах (басни, моралите, фельетоны), так и в форме нарочито нейтральных повествований, где читателю (зрителю, слушателю) отводится роль самому проставить моральные оценки, сделать для себя выводы о желательности подражания созданным автором персонажам или, наоборот, неприемлемости для себя тех или иных поступков; с этим связана обычно упоминаемая воспитательная функция искусства.
Не менее важным отличием искусства от науки следует считать его ориентацию на познание реальности через уникальное и неповторимое. Если критерием научности является подтвержденная экспериментом повторяемость явлений, то в искусстве каждый художественно-образный фрагмент картины мира есть апелляция к чуду (понятие, категорически отвергаемое наукой).
Следует отметить и полярно различное сохранение личности ученого в научном открытии и автора в произведении искусства. Научное познание всегда стремилось к вытеснению личностно-субъективного из эксперимента, теории и т. п., и это становилось еще одним устойчивым признаком «научности» достигнутого результата. Искусство же, напротив, подчеркивает значимость конкретного авторского начала в любом художественном образе.
Научная картина мира в каждый момент времени ориентирована на одинаково е восприятие: теорема Пифагора понимается одинаково и в Арктике, и в Антарктике, и школьником, и пенсионером. Художественно-образная картина мира по-разному видится и на индивидуальном, и на групповом уровнях: «сколько людей, столько и мнений», — гласит распространенная поговорка. Остается лишь принять как данность, что все в искусстве есть не только индивидуально созданное и индивидуально запечатленное, но и индивидуально воспринимаемое.
Различны и судьбы результатов научного и художественного творчества. Искусству в значительно меньшей степени, чем науке, свойственна длительная, часто драматическая передача знания его «потребителю». Конечно, и здесь случается непризнание, но оно, как правило, является либо относительно недолгим, либо связанным с низким качеством конкретного произведения, либо с временной неподготовленностью к его восприятию. Нужно помнить, что в науке подтверждение высокого качества достигнутого результата осуществляется самим научным сообществом, а в искусстве таковое осуществляется не столько творческими клубами, сколько реципиентом — читателем, зрителем и т. п.
Искусство, как и наука, подразделяется на несколько однородных (по соответствующим классификационным признакам) групп: родов, видов и жанров, причем при относительной устойчивости перечня родов (за последнее столетие их число приросло только киноискусством и художественной фотографией) жанровое разнообразие постоянно увеличивается: в настоящее время, например, в одном лишь джазе различают несколько десятков жанровых направлений. К тому же в искусстве (как и в науке) давно и успешно происходит синтез родов, видов и жанров, чему немало способствуют его расширяющиеся технические возможности.
Особенно значим вклад искусства в создание художественно обостренной исторической реальности, которая входила и входит в картину мира миллионов людей. Это происходит до, во время, а иногда и вместо серьезного изучения истории, но историческая проза формирует ее целостное восприятие раз и навсегда. Искусство стало единственной формой познания мира, результаты которого доступны любому человеку вне зависимости от его научной подготовленности, жизненного опыта, конфессиональной принадлежности и т. п. Это оказалось возможным только благодаря преставлению таких результатов в виде художественных образов.
Источник
5.1 Искусство как специфическая форма отражения действительности
Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель); «исправлять природу» (Вольтер); «способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили» (Р.
Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке.
Искусство – это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выражения им в слове, звуках, красках, форме; искусство – художественное творчество в целом.
Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.
Социальные функции искусства.
Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т.
Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. «Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление».
Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение (непрятие зла), одухотворяет их.
Эстетическая функция. По своей природе искусство – это высшая форма освоения мира «по законам красоты». Оно, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы «в запасе», входит в устойчивый базис личности.
К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.
Источник