Искусство как способ эстетической деятельности

Искусство как способ эстетического освоения мира

Эстетическое постижение мира человеком, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания. Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 23.08.2012
Размер файла 16,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Искусство как способ эстетического освоения мира

Человек осваивает окружающий мир не только с помощью разума в форме научных истин, но и посредством чувств, чувственных переживаний. Эстетическое постижение мира, наряду с религией, наукой и другими формами общественного познания, занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Основатель эстетики как науки — немецкий ученый А. Баумгартен (1714-1762), определял эстетическое как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в искусстве. Центральными ее понятиями являются красота, отожествляемая с совершенством чувственного познания, предполагающим «развитость» ощущений, эмоций, памяти, интуиции, остроумия, воображения, и искусство как наивысшее ее выражение.

Эстетическое отношение человека к окружающей действительности, понимаемое часто как способность воспринимать красоту, гармонию и совершенство форм, отнюдь не исчерпывается лишь прекрасным и его художественным отражением в искусстве. Эстетика равно проявляет интерес к многочисленным его разновидностям: трагическому, комическому, возвышенному, низменному, безобразному, ужасному и т.д., представленным не только в формах искусства, но и в жизни, в реальной действительности.

Способность к эстетическому переживанию, эстетической оценке формировалась в процессе активного освоения человеком окружающей действительности, приспособления к своим нуждам природных сил, условий и факторов социального взаимодействия, их очеловечивания, приложения к ним «человеческой меры».

Эта способность к эстетическому освоению мира наиболее ярко проявлялась в художественном творчестве, в искусстве. Искусство — эта особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Иначе говоря, специфика искусства обусловливается художественно-образной формой отражения действительности, особым способом мышления — «мышлением в образах» в отличие от логического мышления, «мышления в понятиях». Определение искусства как «мышления в образах» подчеркивает одну из главных его особенностей, которая осознавалась уже античной эстетикой, — способность искусства объективно отображать действительность, воспроизводить реальный мир и раскрывать сущность вещей и явлений. В данном определении искусство предстает разновидностью человеческого знания, обладающей познавательной способностью.

Однако в отличие от науки, искусство связано, прежде всего, с переживаниями и эмоциями; оно предполагает не волевое преобразование окружающей среды и не ее «научное изучение», а преимущественно чувственное восприятие и субъективное видение, освоение действительности. Недаром выдающийся советский психолог Л.С. Выготский определял искусство как «общественную технику чувства», как «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» (Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968, С. 17). Призванное «раскрывать истину в чувственной форме» (Гегель), «исправлять природу» (Вольтер), не просто отражать действительность, а «отражать, отрицая или благословляя» (В.Г. Короленко) — искусство имеет особое назначение и призвание как вид духовно-практической деятельности.

Наряду с чувством важнейшим элементом искусства является образность. Искусство — это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выраженный им в слове, в звуках, красках, форме.

Художественное творчество, таким образом, можно определить как продукт человеческих переживаний, находящих свое воплощение в образах. Произведение искусства заключает в себе синтез образа и чувства, одинаково необходимых друг другу, ибо «без чувства образ пуст, а без образа чувство слепо» (Б. Кроче).

Для того чтобы стать явлением искусства образное мышление, присущее так или иначе каждому человеку, должно получить воплощение в материале конкретного вида искусства, т.е. искусство включает в себя и образное мышление и практическую деятельность людей, наделенных уникальной природной способностью — умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности:

словом — в литературе;

цветом — в живописи;

интонацией — в музыке;

игрой актера — в театре.

Искусство — это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности. Решающим в нем являются талант, мастерство, навыки, техника его создателей.

Потребность в образно-символическом познании окружающего мира была присуща уже племенному человеку. Искусство в своих ранних проявлениях — наскальная живопись, первобытный танец — возникло задолго до того, как человек научился земледелию или обработке металлов. Искусство старше, чем государство и собственность. В этом смысле способность к художественному творчеству может рассматриваться как атрибут человечества. Первобытное искусство не представляло собой род профессиональных занятий, а было частью предметного мышления, обусловленного практической и религиозной потребностями древнего человека. В результате тысячелетнего развития стал возможным выход за пределы чисто утилитарных задач, произошло размежевание с другими видами духовно-практической деятельности и возникло искусство как форма эстетического освоения мира, как деятельность «по законам красоты», воплощающая творческую фантазию человека, его идеи и переживания, удовлетворение потребностей человека в красоте, в создании вещей, способных доставить человеку радость.

Особенностью искусства как формы общественного сознания является полифункциональность. В процессе дифференциации человеческой деятельности возникли различные формы духовного и материального производства, каждая из которых стала выполнять специфические функции. Наука является одним из главных средств познания, идеология — средством ценностной ориентации, язык — универсальным средством общения, игра — организацией досуга людей, спорт — механизмом физической разрядки. Наряду с процессом дифференциации человеческой деятельности культура сохранила потребность воспроизводить деятельность людей в ее первоначальной полифункциональности, в одновременном осуществлении различных способов освоения мира. Эту потребность культуры и выразило искусство, которое, в отличие от других форм духовной деятельности, способно отразить жизнь в ее целостности и многообразии, способно служить ее воображаемым дополнением, продолжением и даже заменой. Искусство создает «вторую реальность».

Вышесказанное позволяет понять значение искусства в жизни общества. Отмечая активную роль искусства в жизни общества, обычно указывают на три его основные функции: познавательную, воспитательную и эстетическую (в последнее время их дополняют и конкретизируют, выделяя также коммуникативную, созидательную, гедонистическую, компенсаторную, внушающую и пр.). Данная классификация фиксирует разнообразие общественного применения результатов художественного творчества.

Но следует заметить, что само многообразие «применения» продуктов художественного творчества носит целостный характер и обусловлено эстетической сущностью искусства.

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых неуклонно увеличивается по мере развития эстетического сознания. Многообразие видов искусства как исторически сложившихся устойчивых форм творческой деятельности, обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства отличаются друг от друга как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

Традиционно было принято делить художественные произведения по признаку их отношения к категориям пространства и времени — на пространственные, временные и пространственно-временные. К первой группе принадлежат те виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движение, которые неизменны во времени: архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство. Ко второй группе относят музыку, балет, драму, пантомиму и т.п. К третьей — театр, кино, телевидение, цирк, имеющие признаки первых двух.

Современная классификация видов искусства выделяет такие его разновидности, как изобразительное, музыкальное, «синтетическое», техническое, декоративно-прикладное. Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения его имеют, как правило, предметную (материальную) форму. К ним относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, декоративно-прикладное искусство. Художники и скульпторы воспроизводят в статике людей, ситуации, природу, предметы окружающего мира, применяя определенные материалы (холст, глина, мрамор, цемент), инструменты (кисть, карандаш, резец) и широко используя такие свойства материи как линия, объем, цвет, фактура и др. Относясь к пространственному искусству, этот вид творчества способен даже в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека (портрет), но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и этические идеи.

Музыка — этот вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие, вид художественного творчества, главным выразительным средством которого являются звуковые образы. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.

Синтетические искусства — это те виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние разных видов искусства, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Сюда относятся театр, балет, кино. Так, театр, например, объединяет в себе литературу, актерское мастерство, режиссерское прочтение, живопись, музыку, декоративно-прикладное искусство.

«Технические искусства» возникли сравнительно недавно как результат слияния искусства с техникой. Процесс этот, активно начавшийся в XIX веке (изобретение фонографа, фотографии, немого кино), получил небывалое развитие уже в наше время. К наиболее распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, мультипликацию, телевидение. Их общими признаками являются статичное или динамичное воспроизведение действительности с помощью технических средств, органическая взаимосвязь творческого и технологического процессов с обязательным преобладанием эстетического начала, т.е. художественности. С бурным развитием техники, совершенствованием технологических процессов расширяются границы эстетической деятельности. Самостоятельным видом современного искусства стал дизайн, художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды.

Говоря в целом о классификации искусств, следует отметить, что и внутри каждого из них существуют определенные разновидности, как, например, жанры в литературе, живописи и др., которые выделяются по тематическим (ср. историческое, бытовое полотно), структурным (картина маслом, рисунок, эскиз и т.п.) или функциональным (ср. картина, декорация, плакат и т.п.) признакам. эстетический познание переживание природный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность, функции и признаки искусства. Актуальность и перспективы развития различных его видов. Развитие эстетической мысли как проявления художественного познания мира человеком. Выражение действительности в художественной форме при помощи образов.

Читайте также:  Способы описания географического положения

реферат [17,6 K], добавлен 21.12.2014

Определение, сущность и формы эстетического освоения человеком мира. Понятие, виды искусства. Функции искусства. Три способа человеческого познания. Природа искусства. Понятие «искусства» в историческом развитии. Реальные и душевные источники искусства.

доклад [14,7 K], добавлен 23.11.2008

Наука как сфера человеческой деятельности, представляющая собой рациональный способ познания мира. Ее роль в формировании картины мира. Место науки в культуре и взаимосвязь с различными ее системами: искусством, религией, философией и технологией.

реферат [25,9 K], добавлен 12.12.2011

Философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека. Эстетика и искусство – фокус всей мировой культуры.

реферат [22,0 K], добавлен 26.06.2008

Искусство как сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира, история и этапы его развития в человеческом обществе. Искусство Древнего Востока, Античности, Средневековья и Возрождения.

реферат [24,2 K], добавлен 08.12.2011

Искусство как одна из форм культуры, его происхождение. Миф и формы мифологического освоения мира. Искусство Древнего мира и Средневековья. Генезис и эволюция христианской культуры. Возрождение — явление культурного развития Западной и Центральной Европы.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 13.03.2011

Общие черты, характерные для средневекового мышления и естественнонаучной картины мира. Проблема взаимоотношений человека и природы, особенности средневековых воззрений на природу. Вклад церкви в ее изучение. Применение человеком природных ресурсов.

презентация [989,6 K], добавлен 20.10.2011

Источник

Эстетическая деятельность и искусство

Среди форм эстетической деятельности особенное место занимает искусство: профессиональное, народное, фольклор.

Основные закономерности появления искусства и его развитие.

1. Искусство возникло на основе развитых эстетических потребностей и эстетических способностей человека.

2. Появление искусства послужило последней фазой подлинного разделения труда на физический и умственный. Отделение духовного производства от материального освободило от зависимости и соединения с практикой, сформировало профессиональную деятельность в сфере искусства, науки, философии.

3. Искусство возникало только в обществе, разделенном на классы – это исторический факт.

4. Искусство развивается у связи с общественно-экономической и духовной жизнью общества.

5. Функции искусства в зависимости от его конкретно-исторической формы способны изменяться; важность искусства оценивается в каждую эпоху по-разному.

Суть искусства во все времена остается единым, хотя мир искусства, его виды и жанры, стили и художественные школы, его взаимоотношения с жизнью разнообразны в разные исторические эпохи, при разных режимах, в разных культурах и цивилизациях. Эта суть искусства – в творчестве. Творчество определяет и процесс создания искусства, и процесс его восприятия.

Эстетическая деятельность содействует развитию творческих способностей человека. При помощи искусства (духовная форма деятельности) человек получает возможность влиять на всеобщее развитие общества, реализовать человеческую способность формировать, изменять, творить «по законам красоты» свой духовно- практический мир.

Искусство закладывает параметры усовершенствования человека и общества, но отталкивается оно от жизни, от конкретно-исторических условий, при которых происходит художественная деятельность общества. Искусство есть формой отображения общественного бытия, формой общественного сознания.

Искусство, подходя к действительности с позиции потребностей развития человека, создает идеал, идеальный образ, который есть всеобщей общественной потребностью. Искусство отображает жизнь, становится основой духовной культуры.

При помощи искусства осуществляется связь человека с человеком, разных поколений, разных народов и разных культур.

Эстетическое чувство.

Испытание человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре, психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только людям.

Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных.

Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности.

Эстетическое чувство — наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою?

Эстетическое чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания, которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность, завершенность и соразмерность.

Эстетическое созерцание — это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения.

Например, опытный охотник может видеть дальше, чем художник и слышать лучше, чем композитор. Однако его эстетическое рассматривание наверно поступается тому и другому за силой, развитием и глубиной. Эстетическое созерцание исходит не только из физиологических потребностей организма, сколько из потребностей человека в деятельности.

Например,первичное искусство было искусством синкретическим, не расчлененным на отдельные виды искусства. И только с развитием эстетического созерцание благодаря труду возникают виды искусства, которые дают возможность удовлетворить своей деятельностью тот или иной орган чувств.

Например, живопись имеет исключительные возможности в передаче цветного богатства мира. Тогда как скульптура изображает человека в трехмерном, реальном просторе.

Эстетические функции исполняют преимущественно зрительные и слуховые ощущения. Прочие ощущения, такие как прикосновение, обоняние, вкус, почти не имеют эстетического значения, поскольку их тяжело отделить от жизненных функций организма. Попытки французов создать «музыку ароматов» не имели успеха, потому что эстетические функции определенных чувств ограниченные.

Характерной особенностью чувств зрения и слуху есть то, что они могут быть органами ума, интеллектуальным созерцанием, потому что способные открыть гармонию, ритм, пропорции, симметрии в природе, обобщить природные формы.

Эстетическое чувство перебывают в органическом единстве с личностными интересами лица. Благодаря своей заинтересованности эстетическое чувство отображает только те объекты, которые включаются в круг его направленности.

Личный интерес — это индивидуальное отношение человека к действительности, которое обусловлено, с одной стороны, его конкретным бытием, воспитанием, спецификой микросреды, в которой происходит его жизнедеятельность, а с другой — оригинальностью самой личности и неповторимостью ее жизненной пути. Черты личного интереса отображаются на специфике эстетического чувства, что проявляется как индивидуально-неповторимое, субъективно-конкретное отношение данной личности к действительности.

Конкретность и субъективность эстетического чувства содействуют его обогащению.

Умение активно воспринимать окружающий мир с помощью чувственности, есть продукт культурно-исторический. Формы содержания и представлений задаются извне различными формами деятельности. Культура, ее предметные формы, духовный смысл, а также человеческое сообщество — носители форм чувствования мира и форм мышления. Каждый человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества чувственные качества человека не развиваются.

Способность к чувственности свойственны всем людям, которые различаются лишь мерой их развитости и культурно-эстетическим своеобразием их проявления.

Человек, вступая в жизнь, получает готовым социально-экономический строй, определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Эта реальная жизнь. С приобретением социального опыта у человека появляются потребности и чувства, которые и формируют духовные потребности и способности. К их числу принадлежит эстетическая потребность и эстетические отношение, как способность ее удовлетворения.

Эстетическая потребность возникает только при наличии эстетического чувства — этого основания эстетического отношения к миру.

Эстетическое чувство является важнейшей социальной характеристикой личности. Сложившаяся структура культурных, художественных ценностей каждой эпохи по отношению к личности человека имеет нормативный характер. Личность в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания усваивает эстетические ценности, принятые в обществе и формирует собственный духовный мир.

Чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем многообразнее эстетическое чувство людей.

Неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека. Неодухотвореность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний личности свидетельствует о неразвитости эстетического чувства. Поэтому доступность богатств эстетической культуры (ровные права на образование, получение информации, пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры) – важное условие социальной справедливости.

Эстетическое чувство накладывает отпечаток на любой вид человеческой деятельности.

Существенное влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. С помощью искусства мы развиваем и обогащаем личный опыт мироотношения, проникаем во внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами, тем самим раскрываем в себе способности сочувствовать.

Эстетическое чувство — это положительное либо негативное чувственно-эмоциональное переживание, что отображает двусторонние связи между предметными ценностями и эстетической потребностью в наслаждении как условию развития индивидуальности.

Эстетическое чувство является основанием эстетического сознания, на котором формируются элементы обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и общества, а именно, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетический идеал.

Термин «идеал» происходит от греческого слова «ейдос» (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется как «образец», «норма», «цель».

Категория идеала в эстетике появилась довольно поздно. Первое самостоятельное значение идеал получил в эстетике классицизма и означал возможность художника к совершенным образцам античного искусства. «Зачем искать красоту, когда она уже найдена древними? Достаточно подражать грекам и успех обеспечен!» – размышляли классики.

Под эстетическим идеалом понимается некоторый образец совершенства, норму, воплощение желаемого, должного, цель, мечта — нередко в образе прекрасного, совершенного человека.

Идеал потому и является идеалом, потому что несет в себе черты предельного совершенства, как бы явившегося в облике красоты.

Эстетический идеал существует в двух разновидностях: во-первых, в облике отчетливого мнения об желаемом, должном; во-вторых, в виде реальных предметов, произведений, деяний, несущих в себе отражение этого представления.

Если представить эстетический идеал как образ совершенства, мечту о прекрасном, то что происходит с этим образом при воплощении? Возможные три варианты:

1. Идеальный образ находит точное воплощение. Но точное воплощение идеала невозможно, потому что в мире не бывает абсолютных тождеств.

2. Идеальный прообраз утрачивает часть эстетических достоинств и конечных результатов — это только слабое подобие идеала.

Примером может быть невозможность художника выразить то прекрасное, что рисует ему внутренний взор. В «Неведомом шедевре» Бальзака персонаж художника Френхофера в процессе осуществления своего идеала в подготовительных этюдах создал изображение женщины, что привела в восторг знатоков. А в конечном счете полотно не получилось. Холст представлял собой «только беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий» из-под которых выглядывал кончик «прелестной, живой ноги.» «Поглощенный своими мыслями, старик не слушал художников: он улыбался воображенной женщине». Никогда еще так остро не изображалась трагедия художника, который не смогг найти нужную форму своему внутреннему образу, миновав в восторге видений необходимое сочетание красок.

Читайте также:  Все виды межкомнатных дверей по способу открывания

3. Идеальный прообраз в процессе воплощения приобретает недостающие ему черты определенности и становится осуществленным эстетическим идеалом, то есть идеал улучшается в процессе его воплощения.

Воплощение идеала, его сущность, черты, свойственные данном обществу, классу, художнику можно проследить на ряде его материальных воплощений.

Об эстетическом идеале Древней Греции свидетельствуют философы Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Но увидеть его «зримо» можно только у скульпторов, поэтов, живописцев — Фіиия, Скопаса, Праксителя, Гомера, Сафо. То есть художник в процессе творчества создает эстетический идеал, находит для него в материале живые краски.

Вот почему представление об эстетическом идеале древнего грека мы черпаем не из диалогов Платона или Аристотеля, а из созерцания статуй прекрасных мужчин и женщин.

Например, считается совершенным воплощением эстетического идеала образ Венеры Милосской. Благодаря ей мы видим, что понимали греки под идеалом — совершенство души и тела их гармоническое единство.

Идеал эпохи Возрождения познается нами в скульптурах Микеланджело, в полотнах Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а не из ученых трактатов Вазари, Альберти.

В эпоху Середневековья эстетический идеал потерял связь с действительностью. Государство религиозного сознания привело к принижению и обесцениванию телесной стороны жизни человека. Эстетическим идеалом выступала божественная сущность, бог, как носитель чистой духовности.

Каждое произведение искусства — шаг к реальному идеалу. Эстетический идеал строится кистью и резцом, в литературе – художественными образами, словом, но — не умозрением.

Эстетический идеал имеет двойственную природу. Во-первых, существует в виде мысленного взгляда. Во-вторых,в виде чувственно-наглядных образов.

С чего начинается эстетический идеал? С живого созерцания. Вся жизнь во всем ее многообразии — вот неиссякаемый источник эстетических идеалов. Эстетический идеал тесно связан с общественным и этическим идеалами. Эстетический идеал исторически менял свое содержание. В истории развития человечества эстетический идеал нередко оказывался обращенным в прошлое. Так случалось потому, что определенные общественные классы не видя разрешения житейских проблем, начинали превозносить прошлое.

Творчество лучший способ формирования прогрессивного эстетического идеала. В идеале человек может собирать лучшие черты действительности и в таком множестве, которые в совокупности маловероятны, граничат с мечтой. Но и этот приукрашен идеал способен вести за собою людей, служить им способом духовной опоры. Порой надежда воплощается в случайном образе, который приобретает для человека значение идеала.

Пример. В Виктора Астафьева есть маленький рассказ под названием «Индия». В нем говорится, что где-то в городе Канавинске сгорел магазин, и ребятишки, роясь на пожарище, находили много интересных вещей. Копалась там и Саша Краюшкина, и однажды ей повезло, она нашла кусочек туалетного мыла. «С блестящей, хрусткой, чудом сохранившейся обертке смотрел на Сашу синеглазый красавец в желтой чалме и красном плаще. А за его спиной зеленели развесистыми ветвями желтостовольные пальмы, и между ними куда-то крался желтый, усатый тигр, похожий на краюшкинського домашнего кота — Мураша.

-Индия! — прошептала девочка. «

«Обертку от мыла Саша взяла себе и не знала она приятнее занятия, чем разглядывать картинку с принцем, пальмами и тигром. И всякий раз девочка находила на картинке нечто новое: то звезду на чалме принца, то птичку или орех на ветвях пальмы.»

Шло время, девочка росла, вот уже и «учебниковую» Индию узнала, но она нисколько не волновала ее, — и никакого «касаткльства как будто не имела к той расчудесной стране, какую девочка открыла для себя и с любовью хранила в душе.»

Потом началась война, и через год после ее начала, мобилизовали и связистку Сашу Краюшкину. В один из боевых дней, пытаясь восстановить связь, Саша попадает под обстрел, разрыв мины швыряет ее в сугроб.

«Девушку потянуло на сон. И сразу же, как только закрылись Сашины глаза, она увидела черный от копоти дом за железнодорожной линией на склоне уральськой горы, голубую кровать с белыми, как у шламбаума, полосками, а над изголовьем на тесаных бревнах — страну Индию.

Голубыми глазами глядел на нее из сумрачного уголка симпатичный и родной до последней кровиночки принц в красивом плаще и желтой чалме, на которой ослепляюще-остро светилась алмазная звезда. «

Старый солдат, подобравший девушку, пытавшийся оказать ей помощь, услышал последние слова девушки: «Здрастуй, Индия! Здрастуй. «

Если редкие заезжие люди, так заканчивается рассказ, поинтересуются у жителей украинского хутора, кто покоится при тихой сельской дороге, хуторяне отвечают: «Солдат по фамилию Индия.» «Фамилию эту, странную хуторянам, сказывал повозный, что доставлял к передовой боеприпасы на старой лошади зимою сорок другого года.»

Без пояснений видна сила зримого образа, не гаснувшего всю жизнь, — даже если он и явился в такой наивной форме.

Андриано Челентано в одном из своих интервью коснулся темы России и вот что сказал: «Сегодня я возлагаю большие надежды на Россию, которая всегда представлялась мне загадочной страной. В каждом доме мне виделась печь, древний огонь, вокруг которого собирались люди, говоря о красивых вещах этой жизни. А за окном все шел, шел снег. Вот такой я воображал себе Россию — страну, находящуюся в центре земли, где даже войны не смогли зачеркнуть мудрость народа. И я верю, что именно в этом огне мудрості, где бы он не горел — у нас в Италии, или у вас в России, — должна «сгореть» вся зараза, вся грязь, накопившаяся сегодня в нашем мире.» (Правда. — 1987. — 29 июня).

Эстетический вкус.

Редко кто не знает поговорок и присловий относительно «вкуса»:

«О вкусах не спорят» (древние римляне)

«На вкус, на цвет торарищей нет» (обиходная молва)

«Не разжевав, вкуса не узнаешь.» ( росская пословица)

«Вкус» — сравнительно молодая эстетическая категория. В научное употребление она входит лишь с ХУІІ века.

Существует вкус физиологического характера: что вкусно, а что невкусно. Этот вкус зависит от особенностей человека, его психологического своеобразия. Это, скорее, не вкус, а предпочтение, которое отдает личность соленому или сладкому, холодному или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие характеристики не имеют общественного смысла, не затрагивают интересов другого человека.

Вкус эстетический — глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной, социальной.

Эстетический вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой индивидуальности.

Эстетический вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или отбрасыванием культурной, эстетической ценности. Таким образом, эстетический вкус — это способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию.

Человек, обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных особенностей — пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными ценностями и предпочтениями.

Становление личности процесс длительный, не завершающийся никогда. Тем не менее в возрасте от 13 до 20 лет формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.

Ценность каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности личнного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те, ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют профессионализму, нравственному совершенству.

Эстетический вкус своеобразным чувством меры. Проявляется в равновесии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в широком смысле (умение модно одеваться, посещать модные выставки, спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций). Однако эстетический вкус — это не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоническое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления.

Личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, если модная одежда деформирует эстетические особенности, своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодною или нейтральной к моде. В этом проявляется ее эстетический вкус.

Свойства личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общение или совместной деятельности.

Способность человека совершенствовать через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и есть индивидуальный эстетический вкус.

Эстетический вкус имеет особую модификацию — художественный вкус. Развивается он на базе эстетического и в свою очередь влияет на него. Художественный вкус формируется только через общение с миром искусства и определяется художественным образованием (знанием истории искусства, законов формообразования различных видов искусства, знакомством с литературно-художественной критикой). Художественный вкус как и эстетический вкус показывается предметом споров.

Эстетический и художественной вкусы могут характеризовать пристрастие, симпатию и антипатию не только личности, но и социальной группы, класса.

Эстетический вкус всегда несет на себе печать классовых предпочитаний, целей и ценностей.

Единых эстетических вкусов и норм для всех времен и народов не существует. Индивидуальный вкус не всегда может претендовать на общезначимость, хотя и не противоречит общественным ценностям. Тому необходимо тактично и терпимо относится к мнению других людей.

Например, сколько не доказывают, что музыкальная классика лучше эстрады, а молодые люди с магнитофонами слушают и на улицах, и в транспорте не Моцарта и Бетховена, а какие-нибудь невыразительные, однообразные «роки».

Когда речь идет о вкусах, претендующих на общезначимость, то это касается, прежде всего, произведений искусства. Именно они чаще всего становятся предметом споров и дискуссий. Художник первым делает предметом общественного обсуждения новых явления жизни или осуществляет пререоценку устоявшихся представлений и ценностей. Этот процесс связанный с поиском новых изобразительно-выразительных средств, художественного языка. Поэтому дать оценку художественному произведению дело сложное и ответственное. Правильное мнение вырабатывается лишь в ходе длительных художественно-критических дискуссий.

Читайте также:  Способ разрешения межнационального конфликта

Эстетический и художественный вкусы могут изменяться на протяжении жизни человека. Возраст, жизненный путь, богатство художественного опыта личности могут вносить свои коррективы.

На уровне с эстетическим вкусом существует извращенный. Вкусы разнообразны и изменчивы, и могут быть представленные множеством вариантов.

Эстетический вкус — это оценка действительности в соответствии с эстетическими чувствами, потребностями, интересами и мировоззрением людей. Эстетический вкус есть единство объективного и субъективного. Эстетический вкус показывает своеобразие чувств, интеллект, культуру человека, его образованность, социальную принадлежность.

Вкус — это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений.

32. Национальный характер, менталитет, толерантность. Роль культуры в формировании этнонациональной самобытности.

Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, окружающему миру, труду, к своей и другим этническим общностям. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К этой группе черт национального характера относятся консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм. Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких черт, как Деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.

Национальные чувства и настроения – эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок.. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, чувстве дружбы и братства по отношению к другим народам. Отрицательный проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в состоянии отчужденности по отношению к другим народам, в униженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации – это общественно- психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей.

Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается как покушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования государства. Поэтому социально-этнические общности, обладающие развитым национальным самосознанием, обычно не поступаются своими национальными интересами, защищая их не только политическим, но и вооруженным путем. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей часто приводило к возникновению кровопролитных вооруженных конфликтов.

Национальные традиции — сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации в прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, действий, общения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, Одежде, стиле общения, но ив движениях, жестах и других проявлениях психологии людей. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой – чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.

Можно выделить следующие национально-психологические особенности:

1.мотивационно-фоновые особенности – степень выраженности и специфики сочетания и проявления таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;

2.интеллектуальные особенности (характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень Логичности, абстрактности мышления; например, мышление англичан часто характеризует как прагматичное, с «нелюбовью к абстрактным теориям»);

3.познавательные особенности (глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания, например, французам свойственны богатство воображения, смелость в познании окружающего мира);

4.эмоциональные особенности (динамика протекания, особенности выражения эмоций и чувств, например, немцы и англичане выдержаны и флегматичны, а французам и итальянцам присущи возбудимость, горячность);

5.волевые особенности ( устойчивость, длительность волевых усилий);

6.коммуникативные особенности (характер взаимодействия и общения между людьми, степень сплоченности или отчужденности).

Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание, значение которого состоит в фиксации своеобразных национально-специфических черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности от другой. Национальное самосознание – это есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями.

Национально-психологические особенности, концентрируя в своем содержании национальную специфику психических состояний людей и формы их взаимодействия и общения, обладают способностью детерминировать характер функционирования этих психических явлений, придавая ему особую направленность. Национально-психологические особенности обладают значительной устойчивостью, поэтому они не подвержены непосредственному воздействию текущей действительности.

Консервативность, устойчивость, слабая изменчивость национально-психологических особенностей выступают важнейшими предпосылками их сравнения и сопоставления у представителей различных общностей.

Национально-психологические особенности людей влияют на их деятельность на трех условия;

— национальное своеобразие деятельности;

— национальная специфика проявляемых качеств людей;

— национальное своеобразие морально-нравственного климата.

Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общий характер проявления психики людей (регулирующая функция), но и придают этому процессу определенную структуру и содержание ( конструирующая функция). Конструирующая функция реализуется в форме национального своеобразия процессов адаптации (национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать привыканию людей к условиям деятельности, к новым социальным условиям), стабилизации (насколько долго и стойко люди могут стремиться к цели, даже при неудачах и опасностях) и стимуляции (какие способы используются для воодушевления, возрастания делового настроя и активности). Эффективность проявления национальной психологии обеспечивается устойчивыми этническими установками и стереотипами, закрепленными в ходе исторического развития.

В национальной психологии как явлении общественного сознания можно выделить 4 сферы.

Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности.

Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных и интеллектуальных качеств, дающих возможность по-особому воспринимать окружающуюся действительность, оценивать ее, строить планы деятельности.

Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности.

Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмана необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства.

Каждый народ имеет специфику в функционировании врожденных особенностей нервной системы и мозга, что обуславливает своеобразие эмоциональной – волевой и интеллектуально-познавательной сфер национального характера, привычные формы реагирования национальной общности.

Первоначально описательное понятие «национальный характер» использовалось в литературе о путешествиях с целью выразить образ жизни народов. Затем, говоря о национальном характере, одни авторы подразумевали прежде всего темперамент, другие обращали внимание на личностные черты, третьи на ценностные ориентации, отношение к власти, труду и т.п. Под национальным характером понимают те или иные психологические особенности, отличающие один народ от другого. Характер этноса – не сумма характеров отдельных его представителей, а фиксация типических черт, которые присутствуют в разной степени и в разных сочетаниях у значительного числа индивидов. И.С. Кон писал: «Чтобы понять характер народа, нужно изучать прежде всего его историю, общественный строй и культуру: индивидуально-психологические методы здесь не достаточны». Уникальны не черты и не их сумма, а структура, специфика их проявления. Например, трудолюбие является важной чертой и немецкого, и японского национального характера. Однако немцы трудятся размеренно, экономно, у них все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением, стремясь выразить чувство прекрасного и в процессе труда.

Русское трудолюбие носит азартный, аккордный, даже авральный вариант мобилизации всех сил для выполнения какой-либо трудовой задачи, затем наступает спад трудовой активности т.е. размеренность и организованность труда скорее исключение, чем правило. Труд африканцев на протяжении веков был подневольным, рабским, поэтому это не способствовало развитию трудолюбия, труд выступает как неизбежная и тяжкая обязанность.

Можно дать троякое определение национального характера, охватывая ими комплекс подходов к его изучению как этносоциологическому явлению.

С точки зрения социопсихологического подхода национальный характер — совокупность устойчивых психических особенностей этнической общности, преломляющихся в этнических стереотипах, личностных самоопределениях свойств и качеств характера, своде представлений о высших добродетелях и пороках, и проявляющихся в типичных способах поведения и общения. Как биосоциальное явление, национальный характер – особое, устойчивое энерго-информационное в психосоциальной форме образование, замещающее этносу функции инстинктивного поведения и направленное на минимизацию энергоемкости способа этнического воспроизводства. С этнологической точки зрения, национальный характер есть форма концентрации социальной энергии, заложенной в способах поведения и общения в конкретной историко — культурной среде.

В последнее время понятие «национальный характер» используется реже, ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие «ментальность» и «менталитет». Ментальность – это система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и следовательно, определяют поступки и поведение людейДюби, т.е. ментальность – этосвоеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иною эпоху.

Менталитетглубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательную совокупность предрасположенностей людей действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в ходе длительного исторического развития народа и определяет национальный характер, национальную модель экономического и социального поведения, является общим умственным инструментарием данного народа и общества. Менталитет наиболее фундаментальное, глубинное, устойчивое качество, практически неизменяемое в общественной психологии нации. А массовое сознание – это сознание, которое присуще основной массе членов общества, оно стихийно возникает в ходе повседневной житейской практики людей, включает и изменчивые компоненты (массовые настроения), общественное мнение, массовая идеология, которые быстро могут меняться под влиянием средств массовой информации, изменения условий жизни и текущих ситуаций), и устойчивые, инерционные компоненты (это обыденное, традиционное сознание людей, глубинный менталитет народа). Может возникать разрыв между изменчивыми слоями массового сознания и устойчивыми слоями менталитета, вследствие чего растет противоречивость людей, увеличивается число конфликтов, девиантных форм поведения людей, число заболеваний и психических нарушений.

Источник

Оцените статью
Разные способы