- 36.Искусство как способ эстетического освоения действительности.
- V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
- ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА
- Искусство и эстетическое освоение действительности
- Понятие эстетического мироощущения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Искусство и его функции
36.Искусство как способ эстетического освоения действительности.
Искусство — специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Марксизм отвергает идеалистические толкования И., согласно к-рым оно является продуктом и выражением «абсолютного духа», «мировой воли», «божественного откровения» либо подсознательных замыслов и переживаний художника. Источни-ком возникновения художественной деятельности, а также предшествовавшего ему процесса формирования эстетических чувств и потребностей человека явился труд. Первые следы первобытного И. относятся к эпохе позднего палеолита, примерно за 40- 20 тыс. лет до н. э. У первобытных народов связь И. с трудом непосредственна, в дальнейшем она становится более сложной. В своем содержании И. тесно связано с изменениями в со-, циально-экономической структуре об-ва. Являясь формой отражения общественного бытия, И. так или иначе связано с др. явлениями духовной жизни об-ва: с наукой, техникой (Эстетика и техника), политической идеологией (Партийность искусства), моралью (Эстетическое и этическое). В то же время И. обладает рядом определяющих особенностей, отличающих его от всех др. форм общественного сознания, специфическим предметом И. являются эстетические отношения человека к действительности, его задача — художественное освоение мира. Именно поэтому в центре произв. И. оказываются человек, общественная связь и взаимоотношения людей, их жизнь и деятельность в определенных конкретно-исторических условиях. Предмет И. (жизнь во всем ее многообразии) осваивается, перерабатывается и отражается художником в специфической форме — в художественных образах. Специфика способов воспроизведения действительности и художественных задач, а также материальных средств создания художественного образа определяет особенности видов искусства. Так, в литературе эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в жи вописи — через зрительно воспринимаемые образы цветового богатства мира, в скульптуре — через пластические образы, объёмно-пространственные формы; в графике — через линию риеунка, штрих, светотень; в музыке — через звукоинтонации; в театре и кино — через воплощение живыми людьми — актерами действий героев и лежащих в их основе драматических конфликтов; гл. особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства является единство в их произведениях утилитарных и эстетических принципов. Предмет и форма отражения действительности в И. обусловливают его специфическую функцию — удовлетворение эстетических потребностей людей путем создания произв., могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вместе с тем пробуждать в нем художника, способного в конкретной сфере своей деятельности творить по законам красоты. Через эту единую эстетическую функцию И. проявляется его познавательное значение и осуществляется его идейно-воспитательное воздействие на людей. Марксизм-ленинизм показал объективный характер художественного развития, неразрывно связанного с развитием об-ва, а изменением его классовой структуры. Хотя обшая линия развития И.- линия углубления художественного отражения действительности, развитие это неравномерно. Так, уже в античном мире И. достигает высокого уровня и приобретает в известном смысле значение нормы. В то же время капиталистический способ производства, неизмеримо более высокий, чем рабовладельческий, враждебен, по выражению Маркса, И. и поэзии, поскольку он чужд высоким социальным и духовным идеалам. Здесь передовое И. связано либо с периодом становления капитализма, когда буржуазия была еще прогрессивным классом, либо с деятельностью тех художников, к-рые критически настроены по отношению к этому строю. Высший эстетический идеал лежит в основе И. социалистического реализма, чему способствует гуманный характер социальных диетических общественных отношений.
Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.
Оставленные комментарии видны всем.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ИСКУССТВО КАК ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРА
Искусство – это форма культуры, представляющая собой сферу духовно — практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.
Существуют различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с высокой степенью мастерства, то есть с любой искусно выполненной профессиональной деятельностью, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной [1, С.206-207.]. Это – третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства, отличающая его от всех других форм культуры (религии, философии, морали, науки и т.д.), заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ переосмыслить, дополнить реальную жизнь. Он концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Каждый из видов искусства: изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство – имеет свои особые роды и жанры, то есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его видов;
— в процессе исторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура);
— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства (кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства и тяготения к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства [2].
Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Таким образом, искусство является одним из способов эстетического освоения мира. Оно полифункционально, так как способствует познанию мира, воспитанию личности, искусство предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей.
Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека – воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Главной целью его является социализация личности и утверждение ее самоценности.
Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа, заставляет испытывать различные чувства и эмоции, а также переживать «катарсис» (очищение), который является завершающей фазой сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства. Именно в этот момент в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, «самосгорание» противоположно направленных аффектов. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Кравченко А.И.. Культурология. Словарь. / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2000. – 671 с. – С.206-207.
Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович.- М.: Политиздат, 1985.
Источник
Искусство и эстетическое освоение действительности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Искусство – это способ духовной самореализации человека.
Понятие эстетического мироощущения
Основными эстетическими ценностями выступают: прекрасное, возвышенное и трагическое.
Особенности эстетического мироощущения проявляются эмоциональной нагрузкой, особым чувством удовольствия и бескорыстности эстетического переживания. При этом, это только внешние особенности эстетического освоения мира. Все окружающее причастно человеку как деятельному и целеполагающему существу. Все вокруг него наполняется смыслом, все имеет отношение к человеку, но конечный смысл остается скрытым.
Эстетической ориентацией предполагается, что мир является целостным, организованным, бесконечно многообразным. Все это предпосылки универсального развертывания человеческих способностей, выступают как сфера приложения его творческих сил. В эстетическом мироощущении воплощаются потребности человека оставаться самим собой, потребность превратиться в универсальное существо.
Человек в рамках эстетического мироощущения относится к миру в его смысловой перспективе, в разрезе возможного. «Я» может отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек, в эстетическом отношении, переживает свои личные «родовые» возможности, переживая человечность в качестве свободного, осмысленного и творческого бытия.
Именно из-за того, что эстетическое мироощущение не является изолированной рациональной конструкцией, оно может легко подключаться к различным рационализированным мировоззренческим образованиям, таким как гедонический тип мировоззрения, идеология, различные формы социальной мифологии, утопическое сознание.
Готовые работы на аналогичную тему
Искусство и его функции
Искусство является ядром эстетических потребностей и способностей – эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетические идеалы – деятельность по их освоению и воплощению, а также эстетическое восприятие. Эстетическая деятельность может быть высокохудожественной. Эстетические аспекты можно найти и в деятельности ученых, спортсменов, не говоря уже об искусстве. Искусство – это специализированная, направленная эстетическая деятельность.
Искусство помогает расширить жизненные горизонты, понять, как могли бы протекать те или иные события. В связи с этим искусство не должно превратиться просто в воспроизведение частностей, в чем превзойдет описательность истории. Воспроизвести природу и человека, как лучшее ее творение, – вот основная задача искусства. Художественная культура предполагает безграничность творческого развития человека и его совершенствования.
Критерий красоты – ясность, выявляемая разумом.
В произведениях искусства изображается не человек, а суть его характера, то есть тип человека. При изображении типов человека отмечается также его чувство долга, патриотизм, героизм. Искусство предлагает человеку поведенческие образцы, на которые он может и должен равняться.
Культурно-воспитательная миссия в эстетическом освоении действительности современным человеком предполагает расширение круга общения и духовного пространства каждого индивида, дополнение его реальным общением и воображаемым общением с героями книг, постижение таким образом культурного смысла исторических эпох, творчества разных народов и отдельной человеческой судьбы.
Индивид, обогащаясь, развиваясь и овладевая определенной культурой, превращается в то самое творение культуры. Так как одно из формируемых его качеств – это потребность в творчестве, потребность созидать и совершенствовать деятельность, поскольку человек, которого творит культура, превращается в ее творца. Каждое новое поколение людей стоит на более высокой ступени деятельности, по сравнению с предыдущим, так как им осваивается переданное его культурное наследие, которое преумножается новыми произведениями.
Каждое произведение искусства – уникально, так как талант его автора также уникален, только он обладает таким мировосприятием, миропониманием, жизненным и профессиональным опытом. При этом никто не может нарушать законы художественного творчества. Вкусовые и художественные установки разных творцов искусства зависят от региона проживания художника, исторической эпохи, особенностей национального восприятия тех или иных событий, а также культурно-исторических факторов. Такое своеобразие не исключается возможного совпадения во взглядах на такие качества, которые являются отличительными чертами и достоинствами истинно значимых произведений искусства.
В конце ХХ века люди, обладающие высокой культурой художественного вкуса, базируются на них и в своих размышлениях, посвященных значимости явлений художественной культуры прошлого и современности, также на своей аналитической и квалифицирующей деятельности. Отмечаются изменения условий жизни людей, их психологических стереотипов, нравов, обычаев, но неизменными остаются вопросы, имеющие глобальную значимость – проблематика смысла жизни и бытия, счастья человека, его достоинств и достойного образа жизни. Ведутся дальнейшие поиски гармонии во взаимоотношениях между людьми, между индивидом и обществом. Произведения искусства, в которых поднимаются все обозначенные вопросы, волнующие людей разных эпох и национальностей, получают статус общечеловеческих ценностей. В них отмечается самоотражение человечества.
Хорошо развитый вкус привносит в произведение не только душевное проникновение, но и оценивающее размышление о нем. В процессе этих размышлений, человек ведет диалог с самим собой, обсуждает вопросы, которые относят к сфере его содержания и его воздействию. А значит, что высокоразвитый вкус не может существовать без достаточно четкой эстетической диспозиции сознания реципиента, который включает понятие о критериях художественного совершенства и мастерства, о художественных ценностях, их мерилах и иерархии.
Освоение и оценка произведений искусства предполагают эстетическую и художественную образованность, ясные представления о природе художественных ценностей, о критериях достоинств произведения. Приобретение этих умений и навыков возможно только при овладении богатствами художественной культуры. Чтобы освоить это богатство, необходим историзм и пластичность сознания, способность перемещения во времени, в эпоху художника, сотворившего рассматриваемое произведение, при этом оставаться в современном времени.
Источник