Введение. Виды и жанры изобразительного искусства.
Искусство – это творчество вцелом. Какие искусства вам известны? Литература, музыка, танец, театр, кино.
Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).
Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов: — многообразие окружающего мира; — мысли и чувства человека. Это способ познания окружающего и себя самого.
Для этого художник использует обобщение и воображение.
Виды изобразительного искусства: Архитектура Живопись Графика Скульптура Декоративно-прикладное искусство Театрально-декорационное искусство Дизайн
Архитектура
Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.
Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший; «Тектонико» — строительство.
Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.
Живопись
Графика
Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» — пишу, рисую, черчу. Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной… Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.
Графика делится на станковую, книжную и прикладную. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.
Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства. В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.
Скульптура
Термин произошел от латинского «sculpere» — вырезать, высекать. В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем. Скульптура – это объемное изображение.
Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск… Скульптура – один из самых древних видов искусства. Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов. Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф). Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
Дизайн
Театрально — декорационное искусство
Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.
ЖАНРЫ
Термин «жанр» произошел от французского – вид, род. Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.
Исторический Мифологический, религиозный Батальный Портрет Пейзаж Натюрморт Бытовой Марина Анималистический Интерьер
Исторический жанр
Мифологический жанр
Религиозный
Батальный жанр
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой жанр
Марина
Анималистический жанр
Интерьер
Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.
Источник
Понятие «искусство». Виды и формы искусства, его функции.
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Понятие «искусство». Виды и формы искусства« из раздела кодификатора (1.14 Искусство)
Содержание:
↑ Понятие «искусство»
Происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности.
Причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей.
Искусство – форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека.
Искусство – результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — результат творческой деятельности человека, способ изображения реальной действительности или вымышленного мира в художественных образах.
Посредствам художественных образов можно передать то, что невозможно сделать в словесной форме — чувства, эмоции, переживания. Так, в искусстве отражается не только материальный мир, но и внутренний мир человека, его отношение к среде, в которой он живет и действует. Искусство — это и определенная форма познания окружающего мира, а также способ оценки красивого или безобразного, что является неотъемлемой частью любого художественного произведения.
Художественный образ — это плод фантазии и воображения писателей и композиторов, художников и музыкантов, архитекторов и скульпторов. Художественный образ — это образ, который возникает в сознании человека, когда он соприкасается с произведением искусства.
Предметом искусства выступает человек и его духовный мир.
образность и наглядность;
особые способы воспроизведения реальности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово, звук, цвет и т.д.);
субъективное отношение к миру;
эмоциональное воздействие на человека.
Появление чего-либо нового в искусстве и творчестве называют новаторством.
Наука, изучающая особенности художественного познания, искусства и красоты называется эстетикой .
В обществе существуют разные взгляды на искусство.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определённых исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всём многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определённость и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передаёт людям определённую художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
У каждого вида искусства есть свой жанр и стиль. Жанр — это тип художественного произведения, а стиль — это его отличительные признаки.
↑ Функции искусства
Наиболее важная социальная функция искусства — удовлетворение духовных и эстетических потребностей человека. Также искусство выполняет и другие функции:
Источник
Искусство это способ изображения
Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50
Art gallery
Школа искусств
Omsk life
Поиск по сайту
Самое читаемое.
Мы в контакте
Изображение ( изобразительное искусство)
Словарь художника
Индекс материала
Изображение ( изобразительное искусство)
Вотивные изображения
Все страницы
ИЗОБРАЖЕНИЕ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от из- и ст.-слав. образъ ; праслав. ob — и razъ — «резать, проводить, делать черту»; русск. обра́зить — украсить) — способ, процесс и результат материализации зрительного образа какого-либо явления действительности (ассоц. с греч. isos — «равный, подобный»).
В более глубоком смысле — изображение есть процесс выражения человеческого, духовного содержания через материальную форму произведения искусства , которое от этого получает наименование изобразительного .
ДОСТОВЕРНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ («усиление верности» от «достать, достаток» и «верить») — качество, ощущаемое как неопровержимость, истинность того, что воспринимается, демонстрируется. В отличие от очевидности, интуитивно данной истинности, достоверность нуждается в аргументации, обосновании.
В изобразительном искусстве различие понятий очевидности и достоверности связано с различиями натурализма и реализма , иллюзорного (нехудожественного) изображения и художественного образа . Очевидность основана на интуитивно постигаемом сходстве, отождествлении объекта и его изображения ; достоверность — суждение об очевидности. Следующая ступень познания — вера, не требующая никаких суждений. Достоверность созданного художником образа может быть не очевидной, не осознаваемой сразу, с первого взгляда. Чем сложнее художественный образ , тем труднее постигается его достоверность, поскольку изобразительная форма отличается от » формы существования » объектов окружающей действительности . Она имеет собственные закономерности бытия в иной, мысленной реальности
Изобразительное искусство воплощает состояния человеческого духа посредством изображения состояний природы . Это отражено в германской этимологии : Bild — «образ»; Bilder — «изображение»; Bilden — «просвещать, воспитывать». Следовательно, предмет изобразительной деятельности заключается не в изображении чего-либо, а в искусстве преображения сознания человека.
В Древнем Египте изобразительная деятельность обозначалась словом «рождение«, а мастер- рисовальщик или скульптор назывался «тот, кто делает живым«. Любое изображение рассматривалось как живое существо, в котором пребывает «душа» — Ка , которая в случае » смерти оригинала » может посещать изображенного человека в загробном мире. Именно так расценивали росписи и скульптурные произведения в храмах и гробницах .
Изобразительное искусство — это любая искусная деятельность ( необязательно художественная ) по созданию зримых образов в любых формах и разнообразными средствами: графическими , живописными , скульптурными , архитектоническими . Именно такая широкая дефиниция ( определение предмета ) позволяет включить в область изобразительного искусства , помимо живописи , графики , скульптуры , также архитектуру и декоративно-прикладное искусство , что снимает многие противоречия. Архитектура создает пространство для других видов искусства , поэтому она является не только изобразительным, но и » изображающим искусством «.
Главное содержание изобразительного искусства как художественной деятельности во всех его видах, формах и жанрах — художественное преображение пространства. По-своему, парадоксально , эту мысль выразил О. Уайлд:
«Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь«.
Аллегория зеркала традиционна для разных форм осмысления феномена изобразительного искусства.
В словаре В. И. Даля читаем:
» Изображать — являть в образе , представлять доступно чувствам или постиженью нашему, посредством ваянья, живописи , письменной и словесной речи, телодвижений «.
Природа произведения изобразительного искусства обусловлена двойственной реальностью — быть и казаться, существовать в качестве физического объекта с определенными материальными свойствами и восприниматься иллюзорно. Понятно, что эти два качества не совпадают. Поэтому основной вопрос изобразительного искусства (отчасти напоминающий классический основной вопрос философии) состоит в следующем: каким образом изображать предмет — как он видится глазу или как понимается разумом? В первом случае предметом изобразительной деятельности оказывается внешность, видимость, во втором — понимание, размышление, идея самого предмета. От ответа на этот вопрос зависит определение терминов » натурализм » и » реализм «.
История литературы об искусстве полна восторгов по поводу иллюзорного сходства изображений с натурой — здесь и птицы , подлетевшие клевать нарисованный виноград ( легенда о древнегреческом живописце Зевксисе ), и изображения лошадей , завидя которых начинали ржать лошади настоящие, и сказки об оживающих статуях . В ином смысле повествуется о статуях Поликлета и о том же Зевксисе, устроившем состязание среди «дочерей Кротона» по красоте, чтобы, » взяв от каждой «, создать один совершенный образ , таким образом, еще в античном искусстве сложились две линии творчества: путь мимесиса (греч. mimesis — «подражание») и фантасиса (греч. phantasis — «представление, воображение»).
В эпоху Итальянского Возрождения была сделана не вполне удавшаяся попытка соединить оба способа. В философии неоплатоников , примирившей Платона с Аристотелем, выделено три компонента художественного творчества: метафизическая идея как прообраз видимых вещей, ее представление в сознании человека (греч. eidos — образ как «внутренняя форма») и идея материализованной формы . Причем для художника обычно не имеет значения, будет ли «идея у него в голове» образцом, данным свыше или увиденным в природе. Поэтому в обычной изобразительной практике понятие художественной идеи оказывается тождественным понятию предмета изобразительного искусства.
Соединяя то, что он мыслит (воображает), и то, что видит в природе, художник создает образ изображаемого предмета. Творческий, а не механический изобразительный процесс приводит к преображению исходного материала, технических средств и приемов. Такая метаморфоза может осуществляться на двух взаимосвязанных уровнях: гармонизации и композиции . Отсюда следуют существенные различия двух типов изобразительной деятельности : эстетической и художественной. Содержанием эстетической изобразительной деятельности является гармонизация отношений : человек — объект изображения. На художественном уровне содержанием становится переход, перевоплощение не душевного в душевное, материального в духовное, натурального в идеальное, частного в общее.
Формой в художественной деятельности являются не объекты изображения, а внутренний строй изобразительного процесса — архитектоника . Это понятие является общим для всех видов изобразительного искусства. Без «построения» (греч. architektonike — «главное строение«) любое изображение будет мертвым слепком с натуры , чертежом.
Процесс изображения становится искусным, когда в него привносится сознательное — архитектоническое начало — и изобразительная форма получает собственную конструкцию ( эстетический уровень организации изобразительных элементов ). На конструктивной основе создается композиция (высший, художественно-образный уровень организации).
Аморфное, неоформленное изображение не является продуктом изобразительного искусства (ни наэстетическом, ни на художественном уровне).
Способность человека к изобразительному искусству именно в этом смысле можно назвать идиосинкразией (от греч. Idios — «своеобразный» и synkrasis — «смешение»). Идиосинкразисты обладают от природы повышенной чувствительностью к зримым образам , так же как аллергики — к запахам и вкусовым ощущениям.
В специфически целостном образном мышлении архитектонические преобразования начинаются уже на стадии зрительного восприятия объекта, и это поднимает профессиональное видение на уровень художественного мышления, в котором действуют особые закономерности формообразования . Поэтому художники часто говорят о мышлении формой и о том, что содержание их творчества » находится в форме «, в самом способе формообразования .
Художник и теоретик искусства А. Хильдебранд (Гильдебранд) подчеркивал, что
» изобразительное искусство не заимствует где-либо своей поэзии. Его истинное поэтическое воздействие возникает из способа видеть, из явления как такового. Изобразительное искусство имеет дело с предметом, который еще предстоит преобразить способом изображения , а не с предметом, самим по себе значительным. Создание художественных форм есть не что иное, как дальнейшее развитие этой способности восприятия, зачаток которой лежит уже в способности вообще пространственно воспринимать, в способности осязать и видеть «.
Каждый, кто хоть однажды попытался что-либо нарисовать на листе бумаги , знает: одно дело просто смотреть и совсем другое — смотреть с карандашом в руках. Но даже более того:
» Умеющий проводить четкие линии карандашом или пером , скопировать с большой точностью чужой рисунок или со сходством „на память“ изобразить профиль знакомого — еще не рисует. Вопросы собственно рисунка как элемента творческого процесса возникают с того момента, когда перед художником поставлена задача — дать на листе бумаги образное изображение находящегося перед ним предмета «.
Образное представление формы и пространственное мышление, его специфика в изобразительном искусстве определяются, по концепции Хильдебранда и его последователя Н. Э. Радлова, двойственностью зрительного восприятия: осязательного (объемного) и далевого. Приведением к единству, к одному » общему знаменателю » двух установок зрения ( осязательной и живописной ) тем или иным способом, в зависимости от вида искусства , обусловливается техническая сторона художественного творчества, мастерство , навыки обработки материала, то есть всего того, что вначале и обозначалось словом » искусство » .
Аналогичные положения теории изобразительного искусства разрабатывались не только художниками, но и психологами, в частности немецкой школой гештальтпсихологии. В русском издании книги одного из основоположников этой школы Р. Арнхейма немецкое слово gestalt («вид, форма») неудачно переведено как «визуальное восприятие«. На самом деле речь идет об «искусстве видеть, о творческих способностях восприятия«.
Слово «видеть» восходит к «ведать, знать«. Мыслящие художники, анализирующие свое творчество, взамен поверхностно-описательного, натуралистического, сюжетно-занимательного подхода к изобразительному искусству настойчиво искали смысл в самом процессе формообразования как архитектонического преображения формы , принципиально отличного от копирования натуры. Смысл творчества оказывается трансцендентным.
Изобразительное искусство имеет двойственную онтологию ( учение о существовании произведений искусства в их материальной форме ). Зрительные образы материализуются в трехмерном пространстве — на этом основании такие виды искусства относят к «пространственным«, но они воспринимаются, прочитываются художником и зрителем во времени (пространственно-временном континууме). Поскольку абсолютно точно и всесторонне изобразить что-либо невозможно (ввиду ограниченности средств), художнику остается выбрать условный принцип организации изобразительного материала . К примеру, живописец, осознавая невозможность с абсолютной полнотой передать на плоскости холста трехмерное пространство, выбирает ту или иную систему перспективы . Зрителю же остается, принимая правила, воссоединять в своем воображении последовательно, во времени » разложенные » художником на плоскости элементы формы .
В этом раскрывается игровая природа изобразительного искусства, предполагающая условие: обучение профессиональному восприятию. Последовательность, логика, связность и способ прочтения элементов изобразительной композиции определяются спецификой отдельных видов изобразительного искусства , каждое из которых является и пространственным, и временным, поскольку во всех случаях создается особенное концептуальное (мыслимое) пространство-время: осязательное, плоскостное, двигательное. Первое в наибольшей степени является результатом скульптурного способа формообразования , второе — живописного , третье — тектонического .
Обычное заблуждение — считать, что изобразительное искусство понятно всем. На самом деле это не так. Если в области музыкального творчества существует понятие абсолютного слуха ( встречающееся не часто ) или, по крайней мере, одинаково понимаемые всеми закономерности гармонии и композиции , то в изобразительном искусстве такие критерии отсутствуют. Каждый видит в картине, гравюре или статуе то, что ищет. Один любуется контурами, другой — сочетанием красок и фактур , третий находит скрытый смысл, не видимый другими.
Изображение — объект, образ , явление, в той или иной степени подобное (но не идентичное) изображаемому или сам процесс их создания. Подобие достигается вследствие физических законов получения изображения (например,оптическое изображение ) либо результатом труда создателя изображения ( например: рисунок , живопись ,скульптура, сценический образ ).
Под изображением в узком смысле, подразумевают произведение в живописи или графике .
Для практической деятельности важно дистанционно получать информацию о пространственной структуре материальных объектов, например, об их форме , деталях , чёткости , ориентации , относительных размерах , пропорциях. Большую часть этой информации мы получаем с помощью зрения, анализируя изображения объектов.
В философском смысле слово «изображение», « отражение » используется в смысле подобия тех или иных характеристик объектов и понятий .
В области изобразительного искусства создаваемые художественные произведения ( рисунок , скульптура и пр.) являются, как правило, субъективным отражением реального мира. Изображение здесь является разновидностью отражения пространственной структуры одного объекта (оригинала) в пространственной структуре другого объекта (носителя). Например, фотография представляет собой носитель изображения некоего оригинала, не являющийся, однако, точной копией всех его точек. В отличие от фотографии или рисунка, стереофотографии дают объёмное изображение .
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества
Архитектура как дизайн строений все же не относится к изобразительному искусству в строгом смысле, но постоянно взаимодействует и находится в стилистическом соответствии с ним. К изобразительному искусству , с достаточной мерой условности, относят действия акционизма и некоторые другие визуальные произведения неопределённой принадлежности.
Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия ( объём, пластика , цвет , светотень , фактура и пр.) — изобразительные средства — и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.
Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ ( религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама , возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией и т. д. ). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически .
Произведения изобразительного искусства , наряду с архитектурой и скульптурой , являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были « натуральные макеты » охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, « макароны » ( сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер ) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура . Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века ) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже — сцены охоты).
Изобразительным искусством немедленно осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии .
В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве.
Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени . Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики , экспоненциальным развитием живописи и скульптуры , возникновением и обособлением новых жанров .
На рубеже XIX—XX вв. появляется фотоискусство , оформляется, в современном представлении, дизайн ; в традиционных видах намечаются новые не изобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства . Его методы и технологии экспортируются в киноискусство ( мультипликация ). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.
На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе — связанные с виртуальной реальностью.
Изобразительные искусства являются одной из номинаций Дельфийских Игр .