Искусство думать латеральное мышление как способ решения сложных задач эдвард де боно pdf

Искусство думать латеральное мышление как способ решения сложных задач эдвард де боно pdf

А.С.Нилл Саммерхилл Дети воспитание образование запись закреплена

Предлагаем ознакомиться с книгами Эдварда де Боно, посвященными вопросам развития мыслительных и творческих навыков. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин “нестандартное мышление”. Этот термин стал официальной частью языка и внесен в Оксфордский словарь.

1. «Учите вашего ребенка мыслить»
Работая над книгой о развитии мыслительных способностей, известный ученый преследовал единственную цель – пусть на свете станет больше детей, которые могут заявить: «Я – мыслитель, и мне нравится мыслить». Может случиться, что, прочитав книгу, и взрослые захотят произнести эту фразу. Мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением. Прочитать и скачать книгу можно здесь: http://pdf-knigi.com/1218/87838/Uchite_svoego_rebenka..

2. «Научите себя думать»
Самоучитель по развитию мышления. Широкому кругу читателей предлагается развить и улучшить навык мышления с помощью очень простой методики, насчитывающей всего 5 этапов.

3. В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем.
Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективное использование шляп мышления.

4. «Я прав — вы заблуждаетесь»
В книге, три предисловия к которой написаны тремя Нобелевскими лауреатами, автор бросает вызов традиционной «каменной» логике западного мышления, основанной на жёстких категориях, абсолютах, споре и стремлении взять верх над оппонентом, — этот тип мышления не в состоянии порождать творческую энергию, которая нужна человечеству для создания нового будущего в третьем тысячелетии.

5. «Латеральное мышление»
Традиционные подходы, шаблонные решения, накатанные пути — хорошо это или плохо? На самом деле, хорошо — потому что привычный тип мышления дает нам возможность, не задумываясь, делать многие вещи, не тратить время на автоматически отработанные действия.
И, на самом деле, плохо — потому что, будучи единственно возможным образом мыслей, стандартный подход лишает нас массы альтернатив, свежих идей, прорывов, открытий, возможности развития и изменений.

Источник

Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач

Автор: Эдвард де Боно
Перевод: Литагент «Альпина»
Жанры: Психология , Самосовершенствование
Год: 2015
ISBN: 978-5-9614-3877-2

Не все задачи, которые ставит перед нами жизнь, могут быть решены при помощи логики. Иногда привитый нам в детстве навык мыслить последовательно оказывается бесполезен, потому что требуется задействовать иной тип мышления ― творческий, или латеральный. Использование ментальных техник Эдварда де Боно ― всемирно известного разработчика и популяризатора методики латерального мышления ― эффективно в бизнесе, творчестве, личной жизни. Умение мыслить гибко, смотреть на проблему с разных точек зрения и находить решение раньше других ― необходимые сегодня навыки, без которых не достичь личного и профессионального успеха. Автор раскрывает множество секретов техники латерального мышления, показывая на конкретных примерах, как именно оно работает. Книга, помогающая научиться справляться с головоломками, которые ежедневно подкидывает нам жизнь, адресована самому широкому кругу читателей.

Редактор Василий Подобед

Руководитель проекта О. Равданис

Корректоры М. Смирнова, И. Яковенко

Компьютерная верстка М. Поташкин

Дизайн обложки В. Молодов

© IP Development Corporation 1967

This edition published in 2014 by Vermilion, an imprint of Ebury Publishing

A Random House Group company

First published in 1967 by Jonathan Cape

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2015

Искусство думать. Латеральное мышление как способ решения сложных задач скачать fb2, epub, pdf бесплатно

Эдвард де Боно. «Использование латерального мышления»

Хотя эти краткие резюме как бы разбивают проблему на части, тем не менее все главы книги связаны тремя основными темами, являющимися исходными принципами нешаблонного мышления.

1. Ограниченность шаблонного мышления в качестве метода выработки новых идей.

2. Использование нешаблонных процессов для получения новых идей.

3. Цель нешаблонного мышления — выработка новых идей, которым следует быть более простыми, глубокими и эффективными.

Технические приемы, предложенные для стимулирования рождения новых идей, возможно, покажутся крайне искусственными, ибо естественный способ мышления — шаблонный, логический.

До тех пор пока нешаблонное мышление не вошло в привычку, сознательное применение этих искусственных приемов совершенно необходимо, так как это единственный способ повернуть поток идей с естественного пути наибольшей вероятности.

Одно из основных достоинств нешаблонного мышления заключается в том, что его стремление к простоте новых идей обеспечивает его доступность и независимость от уровня образования.

Необходимость применения нешаблонного мышления связана не с семантикой слов, а продиктована функциональным строением человеческого мозга, определяющим паттерны мышления. Все эти аспекты будут рассмотрены в будущем труде. Цель же данного исследования состоит в том, чтобы рассмотреть полезность нешаблонного мышления, которая не зависит от своего происхождения.

Мозг человека — великолепный механизм запоминания. Чтобы превратить его в «мыслительный» механизм, необходимы соответствующие программы.

В данной книге, которую можно рассматривать как учебник по такому «программному обеспечению», Эдвард де Боно предлагает мыслительную методику, состоящую из пяти этапов. Вы научитесь концентрировать внимание на предмете размышлений, поскольку именно от этого зависит эффективность мышления. Вместо обычного, неупорядоченного, мышления автор предлагает пять четко сформулированных этапов.

Читайте также:  Заявление оформляется любым способом

Простая система кодирования указывает, где необходимо приложить максимальные усилия. На каждом этапе предлагаются инструменты, упрощающие мыслительные операции. Методика Эдварда де Боно основана на многолетнем опыте практического использования и достаточно проста в применении.

Талантливый учёный с мировым именем, изобретатель термина «Lateral Thinking» («боковое», т. е. нестандартное мышление) и L-игры предлагает широкому кругу читателей 5-дневные курсы развития интуитивного, последовательностного и стратегического мышления. Курсы построены на основе простых, но увлекательных задач, для решения которых не требуется специальных знаний (даже математики). Вы сможете выявить личный стиль и особенности своего мышления, его слабые и сильные стороны, неиспользованный потенциал — а выводы сделайте сами!

Образно описаны 6 различных режимов, рамками которых человек может очертить процесс своего мышления в тот или иной момент, исходя из обстоятельств любой конкретной ситуации в быту или бизнесе, чтобы направить её развитие в лучшую сторону.

Для широкого круга читателей.

Издательство «Питер» представляет книгу Эдварда де Боно, одного из известнейших исследователей механизмов творчества. Автор разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей и взрослых. Шесть шляп – шесть разных способов мышления. красная шляпа означает эмоциональное мышление, черная – критическое, желтая – оптимистичное, зеленая шляпа – это творчество, синяя шляпа отвечает за управление мышлением, а белая шляпа – за факты и цифры. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор и научиться думать разными способами. Автор объясняет читателю, когда следует надеть какую шляпу, чтобы с честью выйти из любого интеллектуального испытания.

ЧАСТЬ 1. ПОТРЕБНОСТЬ В ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ

1.1 Для чего написана эта книга

1.2 Теоретическая потребность в творчестве

1.3 Практическая потребность в творчестве

1.4 Информация и творчество

1.5 Ошибочные взгляды на творчество

1.6 Источники творчества

1.7 Нестандартное мышление

1.8 Восприятие и обработка данных

1.9 Дизайн и анализ

1.10 Области применения творческого мышления

Эдвард де Боно — ведущий деятель в сфере креативного мышления и человек, преподающий мышление как науку. Тысячи людей создают программное обеспечение для компьютеров, а Эдвард де Боно — для мозга человека.

Из понимания того, что человеческий мозг функционирует как самоорганизующаяся информационная система, он развил концепцию и инструменты «латерального мышления». Кроме того, он изобретатель «параллельного мышления» и метода «Шесть шляп мышления». Его инструменты для мышления и восприятия — CoRT и DATT — широко используются в бизнесе.

Инструкциями Эдварда де Боно по конструктивному мышлению воспользовались многие ведущие корпорации, в их числе IBM, Microsoft, Prudental, ВТ (Британия), NTT (Япония), Nokia (Финляндия) и Siemens (Германия). Национальная команда Австралии по крикету, используя эту технику, стала самой успешной командой в истории.

Группой ученых из Южной Африки доктор де Боно был включен в список 250 людей, которые оказали наибольшее влияние на человечество. Крупнейший австралийский бизнес-журнал включил его имя в список «двадцати живущих провидцев». Одной из ведущих консалтинговых компаний де Боно был признан в числе 50 наиболее влиятельных современных мыслителей.

Э. де Боно. Шесть фигур мышления.

1. Цель. Фигура: треугольник. 13

2. Точность. Фигура: круг. 37

3. Точка зрения. Фигура: квадрат. 49

4. Интерес. Фигура: сердце. 67

5. Ценность. Фигура: бриллиант. 81

6. Результат. Фигура: прямоугольник. 97

«Паста правды». 107

Внимание — это важная составляющая человеческого мышления. Но, к сожалению, мы не часто об этом задумываемся. Мы воспринимаем внимание уже как конечный факт. Внимание чаще всего притягивается к чему-то необычному. Если вы увидите кого-то лежащим на дороге, ваше внимание будет приковано к нему. Если вы увидите забавную ярко-розовую собачку, то она привлечет ваше внимание и разбудит симпатию. В этом заключается слабость нашего внимания. Оно приковано к чему-то необычному. Но сколько внимания мы уделяем привычным вещам?

Восприятие — вот еще одна составляющая нашего мышления. Исследования Дэвида Перкинса в Гарварде показали, что 90% ошибок мышления были следствием ошибок восприятия. Ни одна логическая цепочка не может быть построена без ошибок восприятия конкретного человека. Теорема Гёделя показывает, что фактически ни одна такая цепочка не может являться доказательством основной позиции философа, поскольку основана на личном восприятии. В свою очередь внимание является составляющим звеном восприятия. Без сосредоточения на предмете мы видим только его привычные стороны.

Можно ли управлять своим вниманием? Не нужно ждать, когда внимание разбудит что-то необычное, мы можем концентрировать его определенным образом с помощью фигуры, или рамки, или фрейма.

Так же как можно посмотреть в сторону юга или в сторону севера, мы можем направить свое внимание через выбранную нами фигуру. Об этом и говорится в данной книге. Шесть фигур — это шесть окон, через которые можно смотреть. Потом мы оцениваем увиденное, а оценка напрямую зависит от окна, через которое мы смотрели.

В этом контексте мы можем видеть все так, как нам надо. Мы смотреть через окно ценности. Или окно интереса. Или окно точности. Каждый из шести фреймов служит для привлечения внимания.

Мы окружены информацией со всех сторон. И нет ничего проще, чем найти ее (например, в Интернете). Но информация сама по себе — не ценность. Важно то, как мы вычленяем действительно важную для нас информацию. Как же «добыть» наиболее ценное из всего, что нам представлено? На это и нужно обратить свое внимание.

Читайте также:  Мировоззрение это особый способ

Метод «Шесть фигур мышления» предлагает способ вычленения из потока информации конкретно того, что нужно. Поэтому сами шесть фигур не менее важны, чем получаемая информация.

Предлагаемый метод очень легок. Но для эффективного использования необходимо все взвешивать и дисциплинировать себя. Нужно поверить, что привычные вещи будут восприниматься лучше, если вы на это настроены.

Главный враг правильного мышления — смятение.

К сожалению, чем более активен мозг человека, тем выше вероятность путаницы у него в голове. Целью всякого здравого мышления является ясность восприятия. Но ясность бесполезна, если она достигается за счет упущения общих вещей. Быть осведомленным в отношении одной маленькой «составляющей» ситуации — нехорошо, даже опасно. Нужно находить компромисс между ясностью и всесторонностью.

Основная причина путаницы заключается в желании сделать все за один раз. Когда мы пытаемся сделать все одновременно, то часть из этого получается хорошо, а другую часть мы едва успеваем начать (этой проблеме посвящена популярная книга «Шесть шляп мышления»1). Вообще если мы будем пытаться делать все одновременно, то каждое дело будет заканчиваться для нас на негативной и критической волне (и, к сожалению, такой подход используется чаще всего). Но если необходимо полное и всестороннее изучение предмета и конструктивное общение, например на важных экономических встречах, использование предлагаемого метода «Шесть фигур мышления» гарантирует возможность этого.

Мы живем в информационном веке. Нас постоянно бомбардируют разной информацией, и мы сами имеем легкий доступ к ней (и даже гораздо более легкий, чем нужно). Как мы реагируем на информацию?

К примеру, если у вас возник специфичный вопрос, на который требуется ответ, вы идете в нужное место и получаете его. Так, номер рейса самолета, вылетающего после шести вечера из Лондона в Париж, можно уточнить в аэропорту, посмотрев расписание, или спросить у туроператора. Но все же осталось то, над чем вы думаете, — выбор авиарейса и аэропорта (пробки к аэропорту Хитроу в это время слишком протяженные).

Если бы мы имели дело только с той информацией, которая нужна, жизнь стала бы проще, но скучнее и ограниченнее. Но мы реагируем на информацию, поступающую отовсюду: из телевидения, радио, газет, журналов и иных СМИ. Как мы реагируем на нее?

Есть много критериев оценки информации — точность, предвзятость, интерес, уместность, ценность. Можно оценить все эти аспекты одновременно. Но можно и отделять их — во избежание недоумения и чтобы убедиться, что открыты все возможные ценные для нас стороны информации. Этому и учит метод «Шесть фигур мышления». Мы последовательно изучаем аспекты информации: насколько она точна, насколько она предвзята и т. д. Данная последовательность описана в этой книге.

Вы можете взять в привычку использование фигур. Вы можете научиться концентрировать внимание на разных фигурах. Вы можете использовать определенную фигуру

одновременно с кем-то еще: «Попробуй посмотреть на это через Квадратную рамку. Что ты видишь?» Фигуры можно использовать при обсуждениях, и в определенный момент вы заметите, что все смотрят через одну и ту же рамку.

К примеру, вы просите кого-то выйти в сад и потом назвать цвета, которые там встречаются. Человеку легче запомнить основные из них: красный — в розах, желтый — в нарциссах и т. д. Многие люди даже не обратят внимания на менее заметные. Но если вы попросите того же человека выйти в сад, чтобы найти там голубой, красный, желтый цвета, внимание будет более обостренным.

Когда вы обладаете всеми формами мышления, ваш мозг подготовлен, «заточен» для выделения разных аспектов. Можно уделить внимание точности информации; можно обратить внимание на точку зрения автора, выраженную в информации; можно обратить внимание на то, интересна ли она. Каждая фигура подготавливает мозг к оценке информации по разным критериям. Все мы видим то, что готовы видеть.

Шесть фигур, описанных в этой книге, представляют легкий способ восприятия и переработки информации.

При использовании «Шести фигур мышления» вы получите неожиданный результат. Может показаться, что предлагаемый метод усложняет и продлевает дискуссии, но фактически его использование сокращает время собраний на четверть, а то и треть. Кроме того, «Шесть фигур мышления» значительно упрощают обработку информации, а вовсе не усложняют ее. Последовательное исполнение проще, чем такое, при котором человек старается делать все и сразу и неизбежно задумывается, не забыл ли он что-то важное.

По мере прочтения глав этой книги не упускайте из памяти уже знакомые фигуры, это будет стартом для обработки информации. Мы будем предлагать вам сосредоточиться на одной рамке вместо другой. Впоследствии это станет вашим осознанным выбором.

Итак, выделив различные способы анализа информации и отобразив их в форме символов, мы взяли процесс мышления под контроль. Теперь можно направлять внимание осознанно, не отвлекаясь на вещи извне.

Восприятие информации — это самая важная часть мышления. То, как это делать, — очень важно.

Э. де Боно. Шесть фигур мышления.

— СПб.: Питер, 2010. — 112 с: ил. — (Серия «Сам себе психолог»).

Эдвард де Боно — широко известный специалист в области когнитивной психологии, доктор медицины и философии, преподаватель Оксфордского, Лондонского, Кембриджского и Гарвардского университетов. Его называют «отцом мышления о мышлении». Он написал более 70 книг, переведенных на 40 языков. Методы де Боно изучают в тысячах школ, во многих странах они являются обязательным курсом. Инструменты мышления, разработанные ученым, используют в компаниях IBM, Apple Computers, Nokia, Bank of America, Procter & Gamble и многих других.

Читайте также:  Виды следов ног способы их фиксации

Эта книга поможет всем и каждому справиться с информационной перенасыщенностью. Фильтровать, правильно оценивать и усваивать необходимую информацию — вот что необходимо и важно в XXI веке. Шесть фреймов, шесть фигур — как шесть уникальных инструментов для работы с информацией. Коротко, конкретно и очень эффективно!

ББК 88.351 УДК 159.955

Права на издание получены по соглашению с Ebury Press.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы

то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© McOuaig Group inc. 2008

ISBN 978-0-09-192419-5 (англ.) © Перевод на русский язык ООО «Лидер», 2010

ISBN 978-5-49807-396-5 © Издание на русском языке, оформление

Предлагается простой, но эффективный способ мышления, позволяющий решать практические задачи с помощью графических «потокограмм»; таким образом, понятие потока («Куда это ведет?») является базовым в «водной» логике, чем она отличается от традиционной «каменной», опирающейся на понятие объекта («Что это такое?»).

Если хотите научиться просто мыслить о сложных вещах, вам нужна эта книга.

Книга рассчитана на психотерапевтов, психологов, социологов и всех интересующихся проблемами психоанализа.

«Zentralblatt fur Psychoanalyse» поставил себе задачей не только сообщать об успехах психоанализа и самому публиковать небольшие статьи, но хотел бы отвечать также и другой задаче, а именно – излагать учащемуся в ясной форме уже известное и сберечь время и лишний труд посредством соответствующих указаний тому, кто только начинает применять аналитическое лечение. Поэтому в этом журнале будут появляться статьи дидактические и статьи технического содержания, а потому несущественно, содержат ли они также нечто новое.

Французский философ Мишель Фуко (1926–1984) и через 10 лет после смерти остается одним из наиболее читаемых, изучаемых и обсуждаемых на Западе. Став в 70-е годы одной из наиболее влиятельных фигур в среде французских интеллектуалов и идейным вдохновителем целого поколения философов и исследователей в самых различных областях, Фуко и сегодня является тем, кто «учит мыслить».

Чем обусловлено это исключительное положение Фуко и особый интерес к нему? Прежде всего самим способом своего философствования: принципиально недогматическим, никогда не дающим ответов, часто – провоцирующим, всегда так заостряющий или переформулирующий проблему, что открывается возможность нового взгляда на нее, нового поворота мысли. Интерес к Фуко связан также с тем, что он ввел в сферу философского рассмотрения и тематизировал такие области существования человека, которые прежде никогда не удостаивались внимания профессиональных философов: безумие, клиника, тюрьма, сексуальность. Одной из таких областей стала область дискурсивных практик, называемая Фуко по-разному: «дискурс», «дискурс – мысль», «сказанные вещи», «архив». В какой-то момент мысль Фуко фокусировалась именно на дискурсе, который выступил в качестве независимой, самодостаточной и саморегулируемой инстанции, первичной по отношению ко всем прочим практикам и в определенном смысле ими управляющей. Этим подход Фуко отличается от всего того множества концепций языка, речи, знака и т. д., которыми богат ХХ век.

В публикуемой работе можно видеть попытку самоопределения Фуко по отношению к двум ведущим направлением гуманитарной мысли нашего времени: семиотике, с одной стороны – той, для которой первичной реальностью являются сами «сырые», неинтерпретированные знаки, и герменевтике – с другой, которая, напротив, в качестве первичной признает реальность интерпретации и осуществляющей эту интерпретацию субъективности. Сам Фуко дистацируется и от того, и от другого не только тонко и проницательно, отмечая непреходящие завоевания каждого из подходов, но вскрывая также и проблематизируя фундаментальные допущения и уловки, стоящей за ними мысли, несостоятельность которых и заставляет Фуко ставить вопрос о выделении дискурса в качестве автономной сферы, с присущими ей механизмами возникновения и функционирования, распределения и ограничения. («L’Archeologie du savoir», 1969 и «L’Ordre du discours»,1971)

Данный текст интересен своим переходным характером, он позволяет увидеть движение мысли Фуко, «кухню» его работы, В самом деле, где находится автор, когда он обсуждает герменевтику, семиологию, структурализм и т. д.? Скорее всего в том особом пространстве «археологического», или «генеалогического», как позже назовет его Фуко, анализа, который предполагает восстановление предпосылок и условий возможности тех или иных форм мысли. И здесь дистанцированность Фуко оказывается только оборотной стороной его страстной вовлеченности: опыт чтения и понимания работ Фуко с несомненностью показывает, что с наибольшей яростью его критика обрушивается каждый раз на то, со стороны чего он испытывает наиболее сильное влияние. Известны признания Фуко о его намерениях написать «археологию герменевтики», равно как и указания на то, какую роль сыграл для него в 60-е годы структурализм (достаточно сказать, что подзаголовок «Слов и вещей» – «Археология гуманитарного знания» – первоначально выглядел иначе: «Археология структурализма»). И вместе с тем заверения, что ни «структуралистом», ни «герменевтом» он никогда не был… Археологический анализ, как можно предположить и был для Фуко кроме прочего, а может быть и прежде всего, способом «разотождествления», или говоря его языком: «открепления» от всяких «временных» форм мысли, инструментом «критической работы мысли над самой собой». В этом Фуко и видел основную задачу и смысл философствования.

Источник

Оцените статью
Разные способы