Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
консультация по рисованию на тему
Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_kak_universalnyy_sposob_samopoznaniya_i_samorazvitiya_lichnosti_2013.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Творчество как универсальный способ самопознания и саморазвития личности
Творчество – особый уровень деятельности, в процессе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Поэтому основной критерий, отличающий творчество от изготовления (или производства) – уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме автора, не может получить точно такой же результат (даже в аналогичных условиях или в точно такой же ситуации).
В процессе творчества человек вкладывает в исходный материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности и выражает свое эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе. Именное это придает результатам творчества высшую ценность в сравнении с продуктами производства. В каждом творческом продукте аккумулируется «Я» человека, поэтому любой результат творчества одухотворяется, наполняется новым смыслом, становится уникальным и «инкрустируется» высшей ценностью.
Итак, творчество – это:
- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
- процесс создания субъективных ценностей.
В наши дни творчество понимается как основной способ существования и развития личности. Полноценная личность – это всегда личность творческая, развивающаяся, созидающая.
Поэтому творчество можно рассматривать как особую форму процесса развития и саморазвития человека. Творчество объединяет различные сферы психического: деятельность, процесс, установку и личность (А.Маслоу). Творчество – интегративное явление, в котором происходит «встреча» объективного и субъективного миров (р. Мэй).
Один из путей познания мира через самопознание – художественное творчество. Художественное творчество рассматривается сегодня в философии, психологии и педагогике как высшая форма деятельности человека, в которой эстетическое познание и созидание осуществляются на основе освоения и развития наличных форм культуры. Исследователи постоянно возвращаются к тому положению, что разгадать тайну о человеке и значит разгадать тайну бытия. «Познай самого себя и через это познаешь мир» (Н.А.Бердяев).
К.Роджерс дал характеристику творческого человека «с его восприимчивой открытостью миру, с его верой в свои способности формировать новые отношения к окружающим», который не обязательно будет «приспособлен» к своей культуре, но в любой культуре он будет жить созидая, в гармонии со своей культурой.
А. Бергсон отожествлял творчество с процессами восприятия и создания новой формы: «Всякое человеческое произведение, содержащее известную долю изобретения, всякое произвольное действие, содержащее известную долю свободы, всякое движение организма, свидетельствующее о спонтанности, привносит в мир что-то новое. И далее: «…в известной мере, мы суть то, что мы делаем, и что мы творим себя непрерывно».
По мысли Н.Н.Поддьякова, творчество носит глубоко личностный характер, оно всегда индивидуально, что обусловлено неповторимостью личности и накопленного ею опыта разнообразной деятельности, поэтому не терпит так называемого «вала».
Творческий процесс обладает большой притягательной силой для детей в силу своей эмоциональности. Яркие позитивные эмоции – основа формирования острой потребности детей в том или ином виде творческой деятельности (рисовании, танце, музицировании, конструировании, сочинительстве и т.д.). Эмоциональная насыщенность процесса детского творчества ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу и способствует формированию эвристической структуры личности ребенка (Н.Н.Поддьяков).
Психические процессы дошкольников: память, мышление, восприятие, воображение, чувства – находятся на стадии своего становления, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. Все это обусловливает как существенные недостатки психических процессов ребенка, так и важные достоинства по сравнению с аналогичными характеристиками психических процессов взрослого человека. Особенности психического развития детей благоприятствуют процессу творчества как в сфере познания, так и в художественной деятельности. В своем творчестве дети самостоятельно «выходят» за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, добывают новые знания, осваивают новые умения и создают принципиально новый продукт (рисунок, коллаж, скульптуру, игрушку, сказку, интересную композицию).
Результаты исследований известных психологов (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, А.В.Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н.Поддьяков) и педагогов (Н.В.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Л.А.Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А.Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве и при этом имеют специфические особенности:
- доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
- субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
- легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Необходимым атрибутом творчества выступает открытость как базовое свойство творческой личности, характеризующее ее отношение к миру (Д.Н. Завалишина). В связи с этим выявляется еще одно специфическое свойство творческой личности, которое можно обозначить как выход за пределы заданного (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин).
Открытость и способность к выходу за пределы заданной ситуации зависят от индивидуального жизненного опыта конкретной личности. Индивидуальный жизненный опыт вбирает конкретные переживания различных событий и жизненных ситуаций, а также собственного поведения в этих ситуациях. Чувствования, переживания и различного рода деяния творческого ребенка отличаются большой интенсивностью, что требует особого внимания и такта со стороны взрослых (педагогов и родителей).
В современной психолого – педагогической и методической литературе сформулированы критерии и описаны показатели уровня развития детского художественного творчества:
- новизна продукта (субъективная);
- оригинальность;
- вариативность решений;
- повышенная эмоциональность, появление «умных эмоций» (по определению А.В.Запорожца);
- интеллектуальная активность как интегральное свойство творческой личности (Д.Б. Богоявленская).
Специфика продуктивной деятельности обусловливает необходимость вычленения специфических критериев, таких как:
- нахождение адекватных изобразительно – выразительных средств создания художественного образа;
- индивидуальный «почерк», своеобразие манеры исполнения (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Е.И.Коротеева);
- самостоятельность выбора темы, развития сюжета, создания оригинальной цельной композиции;
- использование изобразительно – выразительных средств художественного языка;
- способность к интерпретации художественного образа, произведения (Л.А.Парамонова).
Проявление созидательного творчества у детей можно стимулировать, создавая условия психологической защищенности и свободы (К. Роджерс). Это обусловлено противоречивыми особенностями самого творчества.
Во-первых, творческая деятельность парадоксальным образом сочетает в себе две противоположно окрашенные реакции на «новизну» — любопытство и страх. Особенности нервной системы маленького ребенка, специфика бытовых и воспитательных условий способствуют фиксации у подрастающего человека преобладания той или иной эмоции на новизну. Спонтанная творческая активность блокируется, если страх пересиливает любопытство: ребенок выстраивает психологическую защиту от фрустрирующих его проблем и воздействий.
Во-вторых, творческие способности онтогенетически могут являться средством поиска ориентиров и координат, обеспечивающих адаптацию и устойчивость организма к окружающему миру. При этом чувствительный к стрессовым ситуациям ребенок пытается минимизировать время нахождения в тревожащей его или неопределенной ситуации, используя уж найденные ранее способы и приемы структурирования и художественного осмысления. Это ведет к свертыванию этапа творческого поиска решений и снижает творческую эффективность.
В-третьих, процесс творчества может выступать как выбор из множества вариантов своего собственного пути, который противоречит общепринятым нормам в сфере искусства. Это может привести к так называемому когнитивному диссонансу и страху перед диссонансом – к нежеланию брать на себя ответственность за самостоятельное решение.
В наше время педагоги и родители относятся к ребенку – дошкольнику как уникальной личности, которая развивается в разных видах деятельности, активно реализует свой творческий потенциал в комфортной системе взаимодействий с другими людьми и культурой. В основе передаваемого детям социокультурного опыта лежит художественный образ, который является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания. Образы детского творчества рассматриваются как художественные, если в них находят отражение эмпирические жизненные обобщения, выраженные на «языке» искусства (по возрасту). В процессе эстетического воспитания в сознании ребенка выстраивается образно – смысловая картина мира, которая служит специфическим средством его интеграции в человеческую культуру при сохранении индивидуальности.
Как предпосылки, так и развивающиеся формы творчества ребенка и его уникальной «Я – концепции творца» складываются в процессе разных видов художественной деятельности на основе продуктивного воображения и эмпатии, а также в условиях свободного художественного экспериментирования и самостоятельной творческой деятельности.
- Баттерворд Д., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Цент, 2000.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте// Вопросы психологии.-1992.№1.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей / Под ред. В.И. Лубовского. М: Педагогика, 1985.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. – М.: Макс – пресс, 2005.
- Лыкова И.А., Буренина А.И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей). – М.: Издательский дом «Цветный мир», 2012. -144 с.
- Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эксперементирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности»
1. Консультация для родителей: «Одевайся по сезону»( Из опыта работы)2.консультация для воспитателей :»Экспериментирование в дошкольном возрасте, как средство саморазвития личности» (Из опыта ра.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы по образовательной области «Художественное творчество» (рисование нетрадиционными способами) по теме «Ребята в гостях у медвежат»
конспект непосредственной образовательной области «Художественное творчество» рисование нетрадиционными способами (метод тычка) в средней группе детского сада по теме «Ребята в гостях у медвежат.
Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»
Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для .
Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»
Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для .
Проект «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет»
Здоровьесберегающая и личностно-ориентированная технология.Тема проекта: «Подвижные игры, как основной способ формирования эмоциональной стабильности личности у детей 4-5 лет». Систем.
Театрализация в детском саду как способ всестороннего гармоничного развития личности ребенка.
Использование театрализованных игр в детском саду.
Арт-терапевтическое занятие для педагогов ДОУ «Искусство мандалы – Данмала как способ самопознания»
Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания и снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов.
Источник
Творчество как путь саморазвития
Саморазвитие – очень обширная и интересная тема, внутри которой существует множество направлений и способов. Как художник, я хочу предложить вам путь, возможно, неожиданный, но проверенный, эффективный, захватывающий и просто приятный. Саморазвитие через занятия творчеством. Сначала может показаться, что этот путь не лежит целиком в рамках понятия «саморазвитие», но давайте разберемся подробнее. Вот несколько аспектов того, как занятие творчеством может нам в этом помочь.
— Более гармоничное развитие.
Занимаясь творчеством, мы включаем в работу правое полушарие мозга, которое в обычной жизни может быть недостаточно задействовано, особенно у людей технических профессий. Из-за этого может возникать некоторый дисбаланс в развитии. Правое полушарие отвечает за воображение и креативные способности, а также за одновременную обработку разнообразной информации, оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Чтобы творчески осмыслить проблему, одного логического аппарата недостаточно. Необходима интуиция, а это важнейшая функция правого полушария. Развиваясь гармонично и «во все стороны», мы достигаем успеха и в других областях деятельности, не связанных с творчеством напрямую, за счет того, что наше мышление становится более гибким и креативным, развивается интуиция.
— Открытие своих возможностей.
Шанс взглянуть на себя по-новому и испытать удовольствие от выхода за привычные рамки, от открытия: «О, так я еще и вот это могу!». Надо видеть лица тех людей, которые с удивлением обнаруживают, что они, оказывается всегда умели что-то интересное, что было совсем не так трудно, как они представляли себе. «Вы представляете? У меня вдруг получилась картина, а я ведь никогда не рисовала! Я повешу ее в рамку на память об этом дне!» — сказала одна женщина на мастер-классе.
— Психологическая поддержка
Иногда, в трудные периоды жизни, занятие лепкой, рисованием, рукоделием, музыкой, танцами или любым другим интересным и любимым вами занятием может очень и очень помочь улучшить свое внутреннее состояние. Продуктом такого творчества не всегда станет какой-то шедевр, но скорее бесценное восстановление гармонии внутри себя и поднятие настроения. Исцеление – от слов целостность, цельность, возвращение себе утраченной целостности. Есть такое довольно популярное направление психологии — арт-терапия, восстановление души с помощью занятий искусством.
(картина «Души, очищающие Душу»)
— Источник энергии.
Как ни странно, но люди, которые сначала не хотели «тратить силы на эти глупости» больше всего удивляются тому, что сил не убывает в процессе, а становится только больше! Вдохновение – это источник огромной энергии, которую можно направлять на вполне будничные дела, которые будут делаться в таком созидательном настроении легко и с удовольствием.
— Окружение.
В развитии личности очень большое значение имеет окружение, на нее непосредственно влияющее: люди, места, атмосфера. Когда мы выбираем для себя какой-то путь, мы выбираем также и окружающую этот путь среду. Например, решив заняться живописью, мы автоматически сопровождаем себя не только красками и холстами, но и художниками, единомышленниками и новыми знаниями. Эти знания могут не относиться к выбранной области напрямую, но также оказать положительное влияние на наше развитие.
— Путь к себе.
Как правило, творчество – это занятие для собственной души. Делая что-то для нее, прислушиваясь к ее желаниям, мы начинаем путь к глубинам себя, познавая один из самых интересных объектов во Вселенной – собственное «Я». Самопознание очень тесно связано как с саморазвитием, так и с творчеством, ведь в процессе мы приближаемся все ближе и ближе к истинному, настоящему себе. Мы узнаем, каких красок, звуков и ароматов хочется нашей душе, более глубоко исследуем собственные мысли и переживания, открываем свои возможности и способности, раскрываем себя изнутри – как бабочка, вылетающая из куколки вверх, к солнцу и ветру.
— Духовный путь к высшему.
Это звучит немного пафосно, но задумайтесь, слово «творчество» очень близко таким словам как Творец и Творение. Все мы — прекрасные Творения природы, и было бы логичным передать дальше эту эстафетную палочку, создав что-то прекрасное и приблизившись с этим к Великому Творцу внутри самого себя. Необязательно верить в Бога, чтобы понять это. Многие успешные писатели, художники, композиторы, поэты и прочие создатели прекрасного утверждают, что лучшие их произведения создавались с приходом вдохновения, когда они просто настраивались и воспринимали приходящее откуда-то свыше. Занятие творчеством может стать отличным эскалатором на пути духовного развития, особенно если стараться осознавать это в процессе.
Таким образом, творчество – это путь к гармонии внутри себя, которая выражается в созидании чего-то прекрасного. Попробуйте, начните, прикоснитесь к этому пути – и вы обязательно приобретёте нечто большее, чем у вас есть сейчас, как минимум это будет бесценный опыт, а максимальные возможности, как известно, неограниченны. Успехов и приятного пути!
(в статье использованы рисунки автора)
Источник