Искренна ли исповедь демона или его клятвы лишь способ завладеть сердцем тамары

Искренна ли исповедь демона или его клятвы лишь способ завладеть сердцем тамары

Первые литературные опыты Лермонтова и их роль в дальнейшем становлении поэта 1

Статья посвящена первым литературным опытам Лермонтова – трем поэмам и четырем стихотворениям, созданным поэтом в 1828 г. Эти произведения рассматриваются не только сами по себе, но и в контексте дальнейшего лермонтовского творчества. Выявляются те образы, мотивы, темы и проблемы, которые будут занимать Лермонтова и в дальнейшем. Таким образом, определяется значение первых литературных опытов Лермонтова в его становлении как творческой личности.

Ключевые слова: Лермонтов, романтизм, заимствования, «лермонтовский человек», «благородный дикарь».

Milovanova T.S. The role of the early Lermontov’s literary experiences in his further creative work

Summary. The early Lermontov’s poems written in 1828 are studied as the sources of themes, images and problems of the later works of the poet.

Интерес к литературному творчеству проснулся у Лермонтова рано. В 1826 г., в двенадцатилетнем возрасте, он завел себе тетрадь, в которую переписывал понравившиеся ему стихотворения и поэмы. «Тут встречаем мы прежде всего переписанными: “Бахчисарайский фонтан” А. Пушкина и “Шильонский узник”, пер. Жуковского»2. Затем Лермонтов «от переписки стихов мало-помалу переходит к переработке или переложению произведений известных поэтов, и затем уже к подражанию и, наконец, к оригинальным произведениям»3.

Насколько проявлялась творческая индивидуальность юного Лермонтова на этом раннем этапе? Для начала следует отметить, что Лермонтов не переписывал все произведения современной ему литературы без разбору, а брал лишь те, в которых находил нечто близкое себе. Возможно, в уме у него уже составился некий образ человека, и Лермонтов искал его художественного воплощения в произведениях других авторов. Гениального юношу привлекают люди яркие, с необычной судьбой, с сильным характером. Лермонтова интересует поведение человека в экстремальных ситуациях, его реакция на трагические жизненные обстоятельства, возможно, именно этим его привлек байроновский «Шильонский узник», где анализируется душевное состояние заключенного.

Видимо, в чужом творчестве не все устраивает юного поэта, и он начинает сперва переделывать по-своему уже готовые сюжеты, а затем и придумывать оригинальные (хотя и с опорой на существующую литературную традицию). Примером переделки чужого произведения может служить «Кавказский пленник» (1828) Лермонтова, почти полностью повторяющий сюжет одноименной поэмы А.С. Пушкина и даже включающий в себя ряд пушкинских строк. Однако в образ героя Лермонтов стремится привнести нечто свое, наделить его собственными переживаниями. «В поэму введены и друзья пленника, чего нет у Пушкина. Внося в поэму свое индивидуальное, Лермонтов дал в ней место выражению занимавших его чувств. Душа его в то время уже сильно жаждала дружбы. В набело переписанной тетради 1829 г., содержащей пьесы 1828 г., мы встречаем множество намеков, указывающих на то, что душа мальчика постоянно была занята мыслями о дружбе»4.

Большое место занимают в лермонтовской поэме этнографические мотивы: описание жизни черкесов, их песни и т.п. Эти описания выдержаны в традиционном романтическом духе: черкесы – «дети природы», «благородные дикари», живущие в гармонии с собой и родными горами, чуждые рефлексии, сомнений, разочарований. Но вместе с тем Лермонтов привносит в поэму и собственные впечатления от Кавказских гор, а также опирается на рассказы своих родственников Хастатовых о быте и нравах горцев. Волновавший поэта конфликт добра и зла находит отражение и в поэме «Кавказский пленник». По наблюдению игумена Нестора (Кумыша), черкесы в изображении Лермонтова не идеальны: они добры к своим сородичам, но жестоки к закованным в кандалы пленным, любят свободу, но не замечают страданий тех, кто ее лишен5.

Появляется в поэме и отец-деспот, разрушающий счастье дочери и доводящий ее до самоубийства. Нельзя сказать, чтобы этот мотив был нов для литературы того времени. Можно вспомнить, например, баллады В.А. Жуковского «Алина и Альсим» (1814) и «Эолова арфа» (1814), в которых отцовская воля разлучает Алину с Альсимом, а Минвану – с Арминием; или повесть А.А. Бестужева-Марлинского «Роман и Ольга» (1823), в которой отец Ольги препятствует ее браку с Романом (эпиграф к повести, взятый из «Алины и Альсима» Жуковского, указывает на принадлежность сюжета к уже сложившейся литературной традиции). Юный Лермонтов, вводя в свою переделанную поэму жестокого отца, не изобрел новый сюжетный ход, а воспользовался уже готовым. Однако в дальнейшем тема родительского деспотизма у Лермонтова перестает быть простой данью литературной традиции и получает личную окраску – в таких произведениях, как «Menschen und Leidenschaften» и «Странный человек». Можно сказать, что одна из особенностей юношеского творчества Лермонтова – способность осваивать заимствованные у других писателей элементы, придавать им личный характер и органично вплетать в собственную художественную систему. Строго говоря, речь здесь идет не о заимствованиях. Прочитанное им у других писателей Лермонтов осмысливал, эмоционально переживал, пропускал через себя, и если использовал в дальнейшем, то уже как свое.

Читайте также:  Два способа питания эвглены зеленой

Поэтому уже в первых его произведениях, хотя и не вполне оригинальных по сюжету, встречается тот тип героя, которого можно с полным правом считать «лермонтовским человеком». Так, в поэме «Корсар» (1828), которая во многом навеяна чтением Байрона, Шиллера и Пушкина, герой – разочарованный, странный человек, наделенный такими чертами, как вольнолюбие и мятежность. Разочаровавшись в возможности найти счастье среди людей, Корсар говорит о своей любви к природе, противопоставляя естественную, природную жизнь людской суете:

Источник

Конспект и презентация к уроку литературы по поэме М.Ю.Лермонтова «Демон»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

В материале содержится конспект урока и презентация по теме «За что наказан Демон?».

Скачать:

Вложение Размер
urok_literatury_10_kl._lermontov_demon.rar 25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 10 классе

«За что наказан Демон?»

(аналитическое прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»)

учитель русского языка и

За что наказан Демон?

(Аналитическое прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова)

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.
  • обучение интерпретации поэтического текста;
  • развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание нравственно — духовных ценностей.
  • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
  • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
  • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
  • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

Демон в литературной традиции.

Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Читая произведения Лермонтова, мы проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».

III. Актуализация знаний.

Дома вы прочитали поэму. Какие вопросы она у вас вызвала? Все вопросы я просила распределить на «тонкие» и «толстые». Напомню «тонкие» вопросы касаются непосредственно сюжета поэмы, а «толстые» помогают проанализировать произведение. Зачитайте ваши вопросы.

У меня тоже возник вопрос: «За что наказан Демон?» Этот вопрос и будет темой нашего урока.

— Каким вы увидели Демона в начале поэмы?

– Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

«За»: что положительное

«Против»: что отрицательное

— он сеял зло без наслажденья
— зло наскучило ему
— и входит он, любить готовый

— тоскует о временах, когда не знал «ни злобы, ни сомненья»

— лукав и коварен
— все благородное бесславил
— все прекрасное хулил

— «и всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел»

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Учитель: В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты.

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего.

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

(Необычная природа Кавказа первоначально оставляет его спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе. Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно – величава, а добра и человечна. Однако и это «не возбудило в груди изгнанника новых чувств»: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел».

— Откуда изгнан Демон? За что?

(Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона. «Херувим» — один из 9 чинов Ангельской силы, приближенные к Богу, окружают его престол. Они имеют много очей, что означает их мудрость. А кто – Демон? Это по-русски – Диавол – глава падших духов. Он был сотворен Богом как высший и могущественный ангел. Но был изгнан за гордыню, захотев стать как Бог. Свержен с небес с бесами, падшими духами, поддержавшими его и обольщенными им.)

— Как вы думаете, почему Демон счастлив только в воспоминаниях? Как об этом говорит поэт? (читаем вторую главу про себя). Даем ответ, подтверждая текстом.

(Мы ощущаем что-то необычное в деяниях Демона. Вспомните, в каких ситуациях в православии поминается Бес, черт Дьявол? (Зло творят). А у Лермонтова каким предстает Демон? Как он творит свое дело на земле? (сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему)

— Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа? Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

— Виновен ли Демон в смерти Синодала?

(Демон, в котором оживает сердце, лишён зла, жажды мести, в нём нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал». Но это его внутренний Демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминается о том, что та молитва, которой пренебрёг Синодал, оберегала путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины оказались смелее.)

— Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой не стала?

(Она боится Демона, но боится не как тёмную силу. В ней зарождается ответное чувство, которому нет сил противостоять. Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще.)

— Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

(Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Тамара не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия.)

– Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,…

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…

И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –

— Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

Любовь Демона эгоистична . Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Могучий взор смотрел ей в очи!

Увы! злой дух торжествовал!

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

— Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном , героиня жертвует собой , защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

— За что наказан Демон?

(За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что презирая мир людей «грешной» земли, сам он оказался не лучше, не выше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира.)

Напишите синквейн. Ключевое слово «Демон»

– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала , и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет.

Суть героя – в непримиримых противоречиях , в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон — это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями .

М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

Источник

Читайте также:  Перечислите современные способы получения стали
Оцените статью
Разные способы