Иные способы кроме спс получения информации минусы плюсы

Скупой платит дважды: почему справочно-правовые системы лучше интернета и как выбрать СПС

Большинство специалистов не доверяют правовой информации из интернета и используют в работе платные справочно-правовые системы (СПС). Почему — расскажем в этой статье.

Аргумент 1: правовая информация — особый случай

Хотя в интернете сейчас можно найти почти все и бесплатно, правовая информация — особый случай. Законодательство меняется стремительно, а в интернете всегда есть риск наткнуться на устаревшие или просто недостоверные данные. Именно поэтому справочно-правовые системы — специализированные программы с актуальными документами и правовой аналитикой — по-прежнему остаются лучшими друзьями бухгалтеров, юристов, кадровиков и других специалистов, чья работа тесно связана с законодательством.

Аргумент 2: СПС защищают от ошибок и рисков

Информация, которую можно найти в интернете, не надежна, считают профессионалы. «Интернет — большая помойка. В этом и проблема: когда ты находишь информацию в интернете, нужно потратить массу времени на ее проверку», — уверен индивидуальный предприниматель Виктор Пастернак, пользователь СПС Консультант Плюс.

Обычно правовая информация в Сети лишена какой бы то ни было юридической обработки. В этом интернет серьезно уступает справочно-правовым системам, где не просто доступен текст закона, а добавлены примечания, ссылки на сопутствующие документы, виден их статус, доступно сравнение редакций и многое другое.

«Полагаясь на информацию из Сети, вы рискуете применить закон, который давным-давно утратил силу — последствия ошибки могут быть плачевными», — уверен юрист Тимур Страмусов. «Сейчас многие считают, что тексты законов и многое другое можно найти в открытом доступе, поэтому нет необходимости устанавливать платную справочно-правовую систему. Я отношусь к такой позиции отрицательно. Документы, может быть, вы и найдете, но не получите там полной информации об их статусе — не узнаете, действующие они или нет. Интернет не проверяет их на актуальность, а чтобы проверить это самому, придется потратить дополнительное время и силы», — поясняет специалист.

Аргумент 3: Справочно-правовые системы решают вопросы комплексно

В интернете правовая информация чаще не структурирована — приходится тратить много времени, чтобы найти нужную ветку на форуме или искомый документ на сайте. В СПС работать с информацией намного проще. «Пользоваться справочно-правовой системой удобно, потому что информация там систематизирована, доступна 24 часа в сутки, и при необходимости есть возможность получить помощь удаленного консультанта по телефону, почте или прямо в интерфейсе программы», — отмечает главный бухгалтер Анна Яковлева.

По словам начальника отдела кадров Анастасии Веселовой, еще одно большое преимущество СПС в том, что система не выдает «ничего лишнего», как это бывает в случае поиска информации в интернете.

«Поиск в СПС заточен на максимальную релевантность поисковому запросу, что в разы экономит время», — подчеркивает специалист.

Как выбрать СПС: советы эксперта

Веслава Шамрей, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению, налоговый консультант, победитель конкурса СЗТИПБ «Лучший бухгалтер Северо-Запада»:

К выбору справочно-правовой системы нужно подойти максимально ответственно и тщательно взвесить все плюсы и минусы. От правильности сделанного выбора зависит, насколько успешной будет вся ваша дальнейшая работа с правовой информацией.

  • Первый важный критерий — частота обновления информации в СПС. Приемлемо, если данные в ней обновляются как минимум ежедневно. В противном случае есть риск упустить новую информацию или применить устаревший документ, что приведет к ошибкам и штрафам.
  • Второй важный критерий — надежность информации. Поинтересуйтесь, из каких источников поступают данные в СПС, которую вы планируете выбрать, и заслуживают ли эти источники доверия. Кроме того, задайте представителю СПС вопрос о том, проходит ли информация экспертную проверку перед публикацией.
  • Выбирайте ту СПС, которая предлагает больше: качественную нормативную базу, надежную аналитику — консультации экспертов, пояснения, обзоры изменений. Хорошим подспорьем в работе станут различные формы документов, «шпаргалки», качественная линия консультирования и прочие полезные сервисы.
  • Делайте выбор в пользу проверенных СПС. На сегодня самые крупные российские СПС — КонсультантПлюс, Главбух и Гарант. У каждой есть свои особенности. Например, Главбух делает акцент на простоте изложения и доступности, работает исключительно онлайн. Минусы системы, с моей точки зрения, — слабая нормативно-правовая база и излишняя эмоциональность подачи информации. Гарант предлагает много удобных в использовании полезных материалов и достойную линию консультирования, но правовая поддержка несколько медлительна и ограничена в объеме. Для меня оптимальной справочно-правовой системой является СПС КонсультантПлюс — надежная, проверенная временем и при этом современная СПС. КонсультантПлюс содержит объемную нормативно-правовую базу, полезные готовые решения, путеводители, энциклопедию спорных ситуаций. Более того — всегда можно обратиться за поддержкой на горячую линию, где специалисты отвечают не только на стандартные вопросы, но и предлагают решения по сложным, законодательно не урегулированным ситуациям, возникающим в работе бухгалтеров, юристов, специалистов по кадрам.
Читайте также:  Способ применения кислотных пилингов

Источник

Правовые базы: в чем различия и за какими сервисами будущее

История справочных правовых систем в России ведет отсчет с 1975 года. Именно тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства». В нем признавалось необходимым ввести учет нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах. Постановление было принято 25 июня, то есть совсем недавно история справочных правовых систем перевалила за тридцатипятилетний рубеж.

Какая программа была первой? Как на рынке СПС появлялись новые участники? В чем их различие и за какими продуктами будущее?

Мало кто знает о самой первой советской СПС. И она давно не напоминает о себе

Через некоторое время после выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР при Минюсте был создан Научный центр правовой информации, который существует и сейчас. Центр занялся разработкой первой советской СПС, «Эталон», которая была предназначена для использования в органах государственной власти. А вот первая коммерческая СПС в наши дни мало кому известна. Называлась она «ЮСИС», позже название поменялось на «АРМ „Юрист»». Изучение сайта компании «Интралекс», производителя «Юриста», показывает, что в последний раз обновлялся он давным-давно, и в каком состоянии находится разработка сейчас — непонятно…

То, что история СПС на «АРМ «Юрист» не закончилась, объясняется двумя факторами. Первый: распад СССР, после котрого стало появляться множество новых нормативных актов, и необходимость их систематизации, что называется, назрела. Второй фактор: развитие компьютерной техники. Появление коммерческих СПС было вызвано распространением доступных персональных компьютеров. Большинство более-менее заметных программ этой категории появилось в начале девяностых годов.

В дальнейшем свое влияние на развитие справочных правовых систем оказало распространение Интернета: появились услуги, оказываемые через Сеть.

Основные игроки: давние знакомые и новички

Первой программой, благополучно дожившей до наших дней, стала СПС «Гарант», которая разрабатывалась научно-производственным объединением «Вычислительная математика и информатика». Разработка началась в 1990 году, а еще через два года НПО «ВМИ» стало выпускать СПС «Консультант плюс», разработчики же «Гаранта» отделились и образовали компанию «Гарант-Сервис». Таким образом, две наиболее крупные программы ведут свое происхождение из одного источника.

При этом «Консультант» перегнал предшественника, и стал наиболее популярной СПС в России: по данным регулярно проводимых исследований, на ней остановили свой выбор около семидесяти процентов пользователей. Сейчас в его базе — более пяти миллионов документов, в то время как у «Гаранта» счетчик перевалил только за четыре миллиона.

В 1992 году появилась еще одна СПС, «Кодекс». Основным ее отличием от других подобных программ является большое количество в базе нормативно-технических документов, различных ГОСТов, «санитарных норм», конструкторской документации, и других подобных документов. Сейчас в ее базе — более 4 800 000 актов.

В 1996 году началось распространение СПС «Референт». Уже тогда в ней были реализованы возможности одновременной работы с локальной базой документов и интернет-серверами, да и сейчас одним из основных способов оказания услуг у «Референта» является предоставление интернет-доступа к базе данных. Самый дешевый вариант стоит тысячу рублей за тридцать суток доступа, возможно приобретение «премиум» и «дополнительной» лицензий, предоставляющих соответственно, расширенные возможности и право работы в системе нескольким сотрудникам. Создатели «Референта» сделали попытку написать нечто вроде «базы знаний», упор в которой делается на комментарии экспертов.

И, наконец, появившаяся в этом году СПС «Право.ру» ориентирована на работу преимущественно в интернете, у нее даже нет обычного клиентского приложения, разработчики ограничились созданием программ для iPhone и iPad. Сейчас система бурно развивается, постоянно появляются новые возможности и улучшения. На момент написания статьи в системе уже около трех с половиной миллионов документов. Разработчики обещают, что доступ к базе останется бесплатным, а дополнительные возможности можно будет использовать за умеренную плату, порядка пятисот рублей в месяц.

Читайте также:  Brightturn пилинг гель способ применения

Появление СПС — жизненная необходимость, ведь знать наизусть нормативные акты не в состоянии ни один юрист

Законы и иные нормативные акты — та категория информации, которая может понадобиться буквально каждому. Подтверждение тому — появившаяся задолго до компьютеров народная мудрость, призывающая «не зарекаться от тюрьмы». Большинство правовых вопросов, встающих перед пользователями-непрофессионалами, не столь драматичны, но все равно — необходимость доступа к законодательству сомнений не вызывает. Еще одна «докомпьютерная» народная мудрость гласит, что настоящий юрист — это не тот, кто все знает, а тот, кто «знает, где найти». Проще говоря, юрист должен представлять себе систему нормативных актов, и примерно знать, как и какими документами регулируется тот или иной вопрос, а сами эти документы помнить наизусть совершенно необязательно.

Справочные правовые системы, упорядочивающие и систематизирующие законодательство, наделяют любого пользователя этим качеством «настоящего юриста». Разумеется, квалифицированную юридическую помощь простой поиск по базе не заменит, однако для уточнения простейших юридических вопросов СПС использовать вполне можно. Кроме «нормативки» в них содержатся также статьи и комментарии законодательства, так что СПС вполне можно использовать для самообразования.

Доступ к СПС: все системы — через интернет, но разница в ограничениях

Действительно, доступ к своим базам через интернет предоставляют все СПС. «Консультант» с «Гарантом» при этом денег не берут вообще, но ограничивают время просмотра. Полный доступ ко всем документам интернет-версии «Гарант» предоставляет только в нерабочее время. В остальное время можно пользоваться усеченной версией, содержащей основные нормативные акты. Ее должно хватить для наиболее часто встречающихся ситуаций. У «Консультанта» полный доступ ко всем возможностям интернет-версии вы сможете получить только в выходные и по праздникам, вдобавок, вам придется пользоваться браузером Internet Explorer.

Вообще, для современных веб-сервисов такое ограничение нетипично: оно мешает пользователям альтернативных браузеров и почти исключает из числа пользователей поклонников альтернативных ОС. Которых, правда, мало, но число их постоянно растет.

Способы калькулирования цены: по количеству документов или по количеству просмотров. Знайте нюансы!

У большинства СПС документы делятся на отдельные блоки, которые можно комбинировать при установке. Понятие это достаточно условно и каждый производитель понимает под «блоком» или «банком документов» что-то свое. Количество документов в «банке» тоже индивидуально: кто-то дробит базу на много маленьких частей, кто-то — на несколько больших.

По названию блока часто нельзя определить, какие документы в нем присутствуют. Нет, если он называется, к примеру, «Законодательство Брянской области», то все ясно, но вот по названию «Помощник кадровика: Эксперт» (один из тарифов «Кодекса») непосвященный может определить только тематику документов.

Например, чтобы пользоваться нужной версией Консультанта», «Гаранта», а также некоторых других производителей СПС без ограничений, необходимо установить на компьютеры покупателя ПО. Оно распространяется через региональных представителей СПС.

Конкретная стоимость программы в каждом случае зависит от установленных информационных блоков. Кроме того, продавец часто предоставляет скидки, величина которых, как правило, обратно пропорциональна количеству конкурентов в регионе. Кроме того, распространена практика «пробных установок», когда пользователю дается возможность бесплатной работы с полной версией, а не с обычной демонстрационной.

Столь же условна и такая характеристика СПС, как «количество документов»: некоторые производители считают «отдельными документами» разные редакции одного и того же текста…

Политика интернет-услуг у «Кодекса» напоминает подход «Референта»: пользоваться системой можно за фиксированную плату. Тарифных планов, правда, побольше, самый дешевый из них обойдется в сумму чуть меньше двух тысяч рублей, причем оплата не повременная, а «за трафик»: каждый документ оценен в определенную сумму, которая снимается со счета при его просмотре — и так до тех пор, пока счет не уходит «в ноль»…

Откуда в базах документы?

Основной способ пополнения СПС новыми документами — это договоры о предоставлении информации с государственными органами. Еще один источник — это различные издания, признанные официальными публикаторами соответствующих актов. Большинство органов власти имеют свои ведомственные издания, в которых публикуются принятые акты. В то же время, получение их текстов из соответствующего органа напрямую позволяет включать в базу тексты, которые не подлежат опубликованию (как правило, это различные информационные письма и прочие ненормативные документы). В последнее время все большее количество документов публикуется на официальных сайтах органов власти.

Читайте также:  Его собака способ связи

Как правило, такие публикации не имеют статуса официальных, однако, использовать их для справок вполне можно. Например, у «Право.ру» такой способ пополнения является основным. Кроме того, у этой правовой системы — наиболее полная подборка документов из арбитражной практики: ее разработчики создают базы данных решений судов, так что всю эту информацию «Право.ру» получает из первых рук. На обновления данных о конкретном судебном процессе можно подписаться. Кроме того, «Право.ру» создала сайт с расписанием заседаний арбитражных судов.

Способы обновления СПС: современные и не очень

Обновления баз данных СПС как правило распространяются через Интернет, хотя практикуется и старый, «дедовский» способ, предполагающий поход регионального представителя к клиенту с флешкой. Периодичность обновлений устанавливается гибко: например, у «Консультанта» можно ставить их даже ежедневно, если не лень. У интернет-версий такого вопроса вообще не стоит: добавленный документ появляется там сразу же.

Удобнее те СПС, где проще и быстрее поиск

Удобство поиска — основная характеристика справочной системы после ее полноты. У каждой СПС в этой области — свои особенности, но заметна общая тенденция к упрощению поисковых форм. Хотя у «Консультанта» основным способом поиска до сих пор является «расширенный», когда пользователю предлагается форма с множеством полей для ввода самых разных реквизитов документа. Фактически, такой же поиск — основной и в «Гаранте».

Между тем, увеличение мощности компьютеров и их способность обрабатывать большие массивы информации за приемлемые промежутки времени способствуют упрощению поиска, а также повышает его качество. Интерфейс поиска «мутирует» от громоздких «карточек» с полями для ввода множества реквизитов документа, до простой поисковой строки, запросы в которую вводятся на естественном языке.

В некоторых СПС пользователю не нужно задумываться, куда и что вводить: поисковые формы в них предельно упрощены и состоят из одной строки. Особенно гордятся этим разработчики «Кодекса», именующие свой поиск «интеллектуальным»: по их словам, вводить запросы можно в свободной форме, близкой к естественным выражениям. Полезная возможность присутствует в «Право.ру» — это кнопка «развернуть», позволяющая просмотреть те отрывки найденных документов, в которых есть слова из запроса. Нечто похожее есть и в «Кодексе».

Хороший сервис — фильтрация или сортировка документов

В «Консультанте», к примеру, можно выбирать документы из каждого информационного банка. В «Право.ру» фильтрация осуществляется по видам документов, от «федерального законодательства» до «комментариев и консультаций». Одной из стандартных возможностей СПС является так называемый «поиск по ситуации», когда документы группируются в зависимости от ситуации, в которой они могут понадобиться. Это очень похоже на группировку документов по так называемым «тегам», с той лишь разницей, что теги проставляются менее упорядоченно.

Кроме того, документы сортируются еще и по тематике. В «Консультанте» инструмент такой сортировки называется «правовым навигатором», а в «Гаранте» тематика определяется непосредственно в карточке поиска. К возможностям почти любой СПС относятся отбор документов с занесением в «избранное», простановка комментариев и закладок, навигация по содержанию документа, просмотр различных его версий.

СПС, функционирующие исключительно через интернет, предлагают действительно новые возможности для пользователей

В «Право.ру» есть некоторые особенности, специфичные именно для Интернета, например, получение ссылки на определенную часть документа или отправка его по электронной почте. Кроме этого, в этой системе сделана попытка создания социальной сети: пользователи могут обмениваться сообщениями, комментировать документы, добавлять друг друга в «друзья», вести блоги. Интерфейс «Права.ру» сделан именно в расчете на использование в Интернете: в нем применяются современные веб-технологии, он работает в большинстве современных браузеров и операционных систем.

Выиграют те СПС, которые позволяют быть пользователям мобильными и современными

В последнее время веб-приложения становятся равноправными «партнерами» обычных десктопных программ, а нетбуки и планшетные компьютеры позволяют пользоваться ими если не «на ходу», то «на коленке» уж точно. Быть привязанным к стационарному компьютеру с установленным на него ПО не нужно. В таких условиях преимущество получают системы, которые созданы более поздно, такие, как «Право.ру». Над ними не довлеет «наследие прошлого» в виде устаревших интерфейсов и технологий. Другими словами, будущее в сфере работы с документами за новыми СПС, идущими в ногу со временем и отвечающими требованиям последних тенденций.

Источник

Оцените статью
Разные способы