Интерфиксация как способ словообразования
МОРФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ
Образование нового слова происходит в результате взаимодействия двух компонентов: базовой (производящей) основы и словообразующего аффикса. Данное взаимодействие осуществляется на основе семантических отношений между производным (мотивированным) и производящим (мотивирующим) сло¬вом. Для этого необходимо определить, как происходит взаимодействие указан¬ных двух компонентов в словообразовании.
Мотивирующее слово — это база образования нового слова. Учитывая перечисленные выше закономерности словообразования, можно сказать, что основа мотивирующего слова является производящей основой — первого формального компонента производного (мотивированного) слова. Например:
Однако производящая основа не всегда равна основе мотивирующего слова в своем звуковом выражении, например:
книг(а) -> книжн(ый), основа мотивирующего слова книг-, а производящая основа мотивированного им слова книжный — книж-
побели-(гь) ->побел-к(а) основа мотивирующего слова побели-, а производящая основа мотивированного им побелка — побел-
Таким образом, наблюдается несовпадение производящей основы с основой мотивирующего слова. Это явление объясняется морфонологическими явлениями, сопровождающими словообразование.
Морфонология — это раздел науки о языке, изучающий фонологические изменения в морфах при словообразовании.
При изучении словообразования важно установить, какие фонологические изменения наблюдаются в морфах в результате «взаимоприспособления (варьирования) морфов при их объединении» (Е.А. Земская).
В производном слове на стыке производящей (базовой) основы и словообразующего аффикса могут происходить следующие морфонологические явления в словообразовании:
усечение производящей основы,
1. Чередование фонем:
Чередования в словообразовании являются историческими.
Самым распространенным видом чередования является чередование согласных в производящей основе на стыке с аффиксом:
чередование согласных, парных по твердости (мягкости): (журнал — журнл’-ист, дом — дом’-ик, мудрый — мудр’-ец, новый — нов’-изн(а), лес — лес’-ист(ый), желтый — желт’-е(ть)
чередование заднеязычных согласных с шипящими (ч||лж, к||ч, х||ш), а также ц|[ч. Например, друг — друж-н(ый), волк — волч-онок, река — реч-н(ой), пух — пуш-н(ой), солнце — солнеч-н(ый).
чередование губных согласных с сочетаниями губной + л’ (в||вл’, б||бл’, ф||фл’, п||пл’, м||мл’)
Особым видом чередований являются чередования в производных словах от базовых иноязычных слов (з||т’ с||т’)
Наблюдается чередование не на границе морфем, а внутри базовой основы:ч
чередование полногласных сочетаний в производящей основе с неполногласием. Например, холодный — о-хлад-и(ть).
чередование гласных с нулем звука.
Например, ложь — лжец, мох — мш-ист(ый).
2. Наложение морфем.
В том случае, если конечный звук (или звуки) производящей основы совпадает с начальным звуком (или звуками) словообразующего аффикса наблюдается явление совмещения (наложения) при образовании нового слова.
пальто — пальтовый (суффикс — ов)
сиреневый — сиреневатый (суффикс — еват-)
3. Усечение производящей основы.
Следующим видом взаимоприспособления морфов при словообразовании является усечение производящей основы. При этом происходит:
усечение основы имени существительного:
Источник
Интерфиксация как способ словообразования
ТИПЫ МОРФОНОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Типы морфонологических явлений:
б) чередование фонем;
г) наложение морфем;
д) усечение производящих основ.
Ударение
Подвижность и разноместность русского ударения дает возможность использовать его как словообразовательное средство. Ср.: бедный и беднова’тый, беднота’, бедня’к, бедне’ть, обед-ни’ть и др. Производные слова отличаются от своих производящих наличием не только тех или иных словообразовательных аффиксов, но и ударением.
Ударение не является самостоятельным словообразовательным средством. Оно обычно выступает только как один из компонентов форманта, входит в формальную характеристику словообразовательного типа (СТ).
Например: СТ существительных с суффиксом -ат- (эти слова обозначают предмет — объект или результат действия) характеризуется тем, что ударение падает на суффикс (рефера’т, ат-теста’т, фильтра’т).
Отвлеченные существительные с суффиксом -от(а) имеют ударение на флексии (доброта’, чистота’, слепота’, краснота’).
В глаголах совершенного вида с префиксом вы- ударение всегда перемещается на приставку (вы’чистить, вы’мыть, вы’стрелить, вы’гнать).
Однако перемещение ударения может быть нерегулярным: ико’та, ломо’та, рво’та; па’хота.
Чередование фонем
Чередования фонем могут быть обусловлены фонетическими и грамматическими позициями.
- В парах [вЛда’] — [воды], [рАзб’и’т’] — [рЛск ‘и’нут’] чередования Л //о, з //с вызваны только их фонетической позицией. В русском языке невозможен гласный полного образования в безударной позиции, невозможен звонкий согласный перед глухим.
- В парах рука — ручной, писать — пишу чередования к // ч перед суффиксом -н- и чередование с // ш перед флексией 1 лица ед. числа -у вызваны грамматической формой слова. В русском языке возможны сочетания -кн- (книга) и -с’у- (лосю, карасю, сюсюкать).
Морфонология изучает чередования фонем, обусловленные именно их грамматической (морфологической) позицией.
При образовании слов чередуются как гласные, так и согласные фонемы: дорога — дороженька; сухой — сохнуть.
Для русского словообразования наиболее характерны чередования на морфемном шве (т.е. на границе морфем) производящей основы и суффикса.
К суффиксам, вызывающим чередования, относится, например, суффикс -онок- // -ат-, служащий для названия детенышей. Он вызывает чередования заднеязычный // шипящий, д // ж, твердые согласные // мягкие согласные (волк — волчонок, волчата; верблюд — верблюжонок, верблюжата; слон — слоненок, тигр — тигренок, тигрята).
Чередование фонем может происходить внутри корня, но и в этом случае оно вызвано фонемным строением соседствующих морфем и представляет собой результат их взаимоприспособления: жа-ть — жн-у, жа-ть — жм-у, поня-ть — поним-а-ть.
Чередования фонем может происходить внутри аффиксов: -чик- // -щик-. Суффикс -чик-появляется после основ на т, д, которым не предшествует согласный: летчик, буфетчик, наводчик. Суффикс -щик- появляется после основ на другие согласные (фрезеровщик, экскаваторщик) или на т, д, которым предшествуют согласные (флейтщик, алиментщик).
К морфонологическим явлениям относятся все виды исторических чередований.
В словообразовании выделяется такое понятие, как субморф. Например, в словах горец, любимец, перец сочетание звуков -ец- в первых двух случаях выступает как морфема (суффикс -ец-), в третьем — как часть корня. Субморфы (суб — подобный) не имеют значения и выделяются лишь потому, что являются морфонологически значимыми при сочетании с последующими морфами (т.е. ведут себя как морфы). Так, субморф -ец вызывает те же самые чередования, что и суффикс -ец-: е // нуль звука (горца, любимца, перца), ц // ч (любим-ч-ик, перч-ик).
Интерфиксация
Интерфиксация — еще один вид морфонологических явлений. В данном случае интерфикс рассматривается во втором значении, т.е. как незначимая (асемантичная) прокладка.
Суть интерфиксации: между двумя морфемами вставляется незначимая прокладка, устраняющая сочетания фонем, не характерные для структуры русского слова.
Интерфиксация не является регулярным видом морфонологических явлений (в отличие от чередований). В употреблении интерфиксов нет строго позиционного распределения (испол-комский и исполком(ов)ский). Здесь действуют аналогия или узус (обычай). Например: олень — олененок, слон —
— слоненок, колибри —
— колибри(н)енок.
Наложение морфем
Наложение (или интерференция) морфем — это совмещение в составе производного слова конечных фонем предыдущей морфемы и начальных фонем последующей морфемы. Происходит оно на стыке производящей основы и словообразующего аффикса (когда производящая основа на исходе имеет те же фонемы, с которых начинается словообразующий аффикс).
Морфы не соприкасаются, а один «наезжает» на другой (Е.А.Земская). Наложение морфов — словообразовательная гаплология.
Усечение производящих основ
Усечение производящих основ — один из видов взаимоприспособления морфем, при котором в производной основе отсутствует конечная фонема (или группа фонем) производящей основы. Например: актуаль(н-ый) актуал-изирова-ть.
Цель усечения — избежать нарушения каких-либо законов морфонологии.
- Устранить скопление согласных на морфемном шве: кокет(к-а)
кокет-нича-ть; тряп(к-а)
тряп-]-о.
- Устранить скопление гласных на морфемном шве: либретт(о)
либрет-ист; пальт(о) l палт-ишк-о; кат(а-ть-ся)
кат-ок.
Усечению могут подвергаться основы существительных, прилагательных и глаголов.
В глагольных основах подвергаются усечению только глагольные суффиксы и тематические гласные. Усечение или неусечение суффикса есть обязательный признак словообразовательного типа. Например, всегда полностью включают производящую глагольную основу производные существительные с суффиксом -тель-: получа(ть) получа-тель; отправи(ть)
отправи-тель. В производных других типов, например, существительных с суффиксом -ун-, присутствует основа, равная корню: бег(а-ть)
бег-ун; прыг(а-ть)
прыг-ун.
Источник
Интерфиксация как способ словообразования
сухой – с о хнуть
пересохнуть– перес ы хать
подстелить – подст и лка (ср. стелет)
выносит – вы на шивает
сон – сн ы, лёд – ль ды, со бр ать – сбор; мох – м ш истый
лев – львы, л ьв ёнок; день – д н евной
лисий – по-ли сь и
149. Определите, какие чередования произошли в производящей основе при образовании следующих слов.
Газетенка, кружечка, прибавление, олений, очистка, львица, сочный, сушить, клюв, трудяга, весенний.
Выполните морфемный и словообразовательный анализ выделенных слов.
150. Выполните морфемный анализ следующих слов.
Спортивный, чудовище, массивный, контролирую, поводырей, заснувшими, наступивших, впервые, пригорочка, эпический.
Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
151. Подумайте, можно ли более точно представить морфемный состав данных слов?
Сто-я-нк-а, сух-ощав-ый, съ-ед-обн-ость, тя-ну-чк-а, по-туск-не-ть, рвен-и-е.
В каких словах допущены ошибки?
Какое чередование помогает увидеть суффиксальную морфему в выделенном слове?
152. Определите, какие чередования гласных наблюдаются в процессе словообразования (формообразования) следующих слов.
Сумеречный, кострище, подпольный, овечий, трение, солнечный, деньжата, удваивать.
При образовании каких слов наблюдаются чередования согласных?
153*. Постарайтесь определить, какие слова и способы образования послужили образцом для создания выделенных слов.
1. И опять мелькают осторожно вдальбереговые огоньки (К. Ваншенкин). 2. Одна из уцелевших прямо-таки чудом с «вокругсмеховских» времен передача «Аншлаг» сейчас как бы лидирует на развлекательной волне (Веч. Москва, 20 октября 1992 г.). 3. Живые пробки в дверях оставлены на произвол судьбы. Никто не штрафует нарушителей, никто не лишает их права сквозьдверного движения (Лит. газета, 7 октября 1981 г.). 4. Звезд нет. Слабое иззаоблачное сияние Луны (В. Конецкий). 5. Отмечалось, что фильм сделан «из-за плеча Каспарова». Вот где-то «иззаплечный» кинематограф постарался (64. Шахматное обозрение. 1988, № 14).
154. Выполните словообразовательный анализ следующих слов, учитывая чередования в производящей основе.
Душевный, подложный, подбрасывать, старье, перестроечный, армейский, избавление, беженка.
Выполните морфемный анализ выделенных слов.
155. Прочитайте. В чем необычность выделенных слов?
Шьет он / Осени костюм. / Чтоб не шляться по гостям / Ей сейчас пришло на ум / В одеянии цветном. / А удачно поохотничать. / На болоте поболотничать. / Либо помотоциклетничать / Или же посамолетничать / С небесами посекретничать / Все о том же об одном (Л. Мартынов).
Попробуйте объяснить путь создания каждого слова.
156. Определите, каков характер чередований, произошедших при образовании приведенных ниже слов и форм.
Воинствующий, несун, путеобходчик, говяжий, басенка, обуславливать, кружок, ликует, рыбачить, затрагивать, не балуйся.
l Какие чередования являются общими для выделенных слов? Аргументируйте свою точку зрения.
157*. Выполните морфемный и словообразовательный анализы слов модистка и шагистика. Как образовались данные слова? Есть ли в русском языке слова *модист и *шагист? Как вы думаете, что в теории словообразования называют чересступенчатым словообразованием?
! Одним из морфонологических явлений, сопровождающих процесс образования нового слова, является усечение производящей основы. В качестве усекаемых могут выступать как незначимые отрезки морфемной структуры (части морфем), так и целые морфемы. Цель усечения – устранить скопления гласных и согласных на морфемном шве, что зачастую является преградой для образования нового слова. Возможны следующие виды усечений:
1. Усечение конечных гласных основы:
а) несклоняемых имён существительных
самб(о) + ист ® самбист
пальт(о) + ишк ® пальтишко
кенгур(у) + ин ® кенгуриный
чит(а)(ть) + к ® читка
игр(а)(ть) + ок ® игрок
лов(и)(ть) + ец® ловец
2. Усечение конечных согласных основы:
смекал(к)(а) + ист ® смекалистый
тряп(к)(а) + j ® тряпьё
ут(к)(а) + онок ® утёнок
креп(к)(ий) + ыш ® крепыш
мок(р)(ый) + ну ® мокнуть
158. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло усечение конечного гласного производящей основы.
Испытатель, лжец, батумский, красноярский, хоккеист, ватерполист, панамский, рубка, сказитель, собачий, багамский.
Укажите, в каких случаях происходит чередование в производящей основе.
Выполните морфемный анализ выделенных слов.
159. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло усечение конечного согласного производящей основы.
Скрипач, ловкач, уважить, опоздать, зыбь, рябь, отважиться, флейтист, низость, красота.
Укажите, в каких случаях наблюдается чередование в производящей основе.
Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
160. Выполните словообразовательный анализ приведенных ниже слов, отражая в схеме вид морфонологического явления, характеризующий преобразование производящей основы.
Образец: ручной ← рук(а) + (к/ч) -н-.
Пушкиновед, стройненький, расширить, сопровождение, обжора, сбитень, пощечина, польский.
! Особым видом явлений, наблюдаемым на границе морфем, является наложение – совмещение конца одной и начала другой морфемы. Наложение морфем может быть полным (1) и частичным (2) . Например:
1) Минск( ) + ск минский;
Свердловск( ) + ск свердловский;
2) манго + ов манговый;
рас + ссориться рассориться;
прыгну(ть) прыгну.
161. Определите, в каких случаях при образовании слова произошло наложение морфем.
Братский, Кэрин, иркутский, дзюдоист, знаменосец, судьбоносный, рвач, трубач, рискнут, споют, Колин.
Выполните морфемный анализ данных слов, графически указывая морфемы, при соединении которых наблюдается наложение.
162. Сопоставив лексические значения прилагательных розоватый и зеленоватый, определите, какое из двух словообразовательных решений является правильным.
1. Розоватый ← розов(ый) + -ат-. 2. Розоватый ← розов(ый) + -оват-.
Приведите примеры слов с суффиксом —ат-. Какое значение он выражает?
! Одним из видов взаимоприспособления морфем, наблюдаемых при процессе словообразования, является вставка между двумя морфемами незначимого элемента – интерфикса (от лат. inter – «между», fixus – «прикреплённый»). Например: пе(ть) + (в) + ец певец (ср.: бор-ец); шоссе + (й) + н
шоссейный (ср.: дорожный).
Интерфиксы необходимы для устранения нехарактерных для структуры русского слова скоплений гласных и согласных звуков. Так, для русского слова нехарактерны производящие основы на гласный (этим отчасти объясняется тот факт, что окончания не принимают участия в процессе словообразования). Поэтому если конечный гласный основы не усекается (например: пальт(о) + -ишк- пальтишко), как в большинстве иноязычных основ, то для присоединения суффикса необходим своеобразный соединительный элемент, нтерфикс. Большинство суффиксов в русском языке «не терпят» основы на гласный. Сравните: глубин(а) + н
глубинный, вчера + (ш) + н
вчерашний, кофе + (й) + н
кофе(й)ный, чай( ) + н
чайный.
Даже те суффиксы, которые «запаслись» своим вариантом на гласный, не всегда могут быть присоединены без помощи интерфикса. Например: городской, вражеский, но дели(й)ский.
К интерфиксам относятся:
1) соединительные гласные о, е, и. Например: неб о скреб, тысяч е летие, тр и дцать;
2) соединительные согласные в, л, ш, й и др. Например: пе в ец, корми л ец, сегодня ш ний, шоссе й ный;
3) сочетания гласных и согласных звуков, выполняющие соединительную функцию. Например: тр ех сотый, дв ух годичный, орл ов ский (ср. лондонский), америк ан ец (ср. лондонец), куб ин ец.
К основообразующим интерфиксам иногда относят некоторые элементы основ, вычленяемые при словоизменении и традиционно рассматриваемые как формообразующие суффиксы: брат – бра[т‘ j а], сын – сын о [ в ‘jа], мать – мат ер и, племя – пле[м‘ он ], небо – неб ес а.
! С исторической точки зрения многие интерфиксы представляют собой значимые части слова – окончания, суффиксы. Так, соединительные элементы —и-, —ёх-, —ух— в словах тринадцать, трёхсотый, двухгодичный исторически восходят к окончаниям числительных. Интерфикс —н— в слове будущность являлся некогда суффиксом имени прилагательного (ср.: *будущный будущность).
Выделение в морфемном составе слова таких незначимых, соединительных элементов, как интерфиксы, позволяет существенно сократить перечень словообразовательных суффиксов. Сравните: —ец— вместо —овец-, —инец-, —анец-; —н— вместо —йн-, —шн-, —тн— (ср.: скрытный). А это, несомненно, упрощает процедуру морфемного анализа.
163*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Какими элементами являются выделенные части?
1. Адыгейский, европейский, компанейский.
2. Неизменный, низменный, разменный.
В необходимых случаях выполните словообразовательный анализ.
164*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Какими элементами являются выделенные части?
1. Дарвинист, альпинист, дарвинизм, альпинизм.
2. Древесный, словесный, древесина, телесный.
В каких случаях может помочь словообразовательный анализ?
165. Определите, какое из двух решений является правильным.
1. По/ту/сторон/н/ий. 2. По/т/ у /сторон/н/ий.
Выполните словообразовательный анализ данного слова.
166. Выполните морфемный анализ данных слов.
Снегурочка, верхотура, отсебятина, немогузнайка, пригнитеська, нищенский, ушел-таки, полустанок.
Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
167. Подумайте, какое из двух решений является более убедительным.
1. От/себ/ ят /ин/а (-ят— – интерфикс).
2. От/себ/ я / т /иа (-я-, -т- – интерфиксы).
Как вы думаете, с точки зрения происхождения чем является —я— в данном слове?
168*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Каково членение выделенных частей?
Капитальный, зодиакальный, интеллектуальный, пасхальный, интегральный.
Выполните словообразовательный анализ данных слов.
169*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Какими элементами являются выделенные части слова?
1. Новехонький, новешенький, лепешечка.
2. Лечебный, свадебный, враждебный.
3. Первенство, верховенство, духовенство.
При необходимости сделайте словообразовательный анализ.
170*. Выполните морфемный анализ следующих слов.
Концовка, умора, дельфинарий, заедука, спиртовка, набойчатый, пристанище, баловень, блесна.
Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
171*. Проанализируйте морфемный состав данных слов. Каково членение выделенных частей?
Респектабельный, читабельный, коммуникабельный, рентабельный, комфортабельный.
Выполните словообразовательный анализ данных слов.
172*. Проанализируйте морфемный состав приведенных ниже слов. В чем необычность образования выделенных слов?
1. Царапина, рытвина, дубина. 2. Лекарь, пахарь, пекарь. 3. Докторантура, кубатура, квадратура.
Выполните словообразовательный анализ каждой первой пары слов.
Чем является —ат— в слове квадрат?
173*. Проанализируйте морфемный состав приводимых ниже слов. Каким элементам можно приписать функцию суффиксов?
1. Ходатай, глашатай, завсегдатай.
2. Негодяй, слюнтяй, скупердяй, лентяй.
Выполните словообразовательный анализ данных слов.
174*. Являются ли членимыми в современном русском языке слова Индонезия, Полинезия? Что необходимо знать, чтобы выполнить морфемный анализ данных слов? Каково значение отрезков поли— и —нез-? Приведите свои примеры слов с первым из них.
175. Определите, в каких случаях при образовании слова наблюдается такое морфонологическое явление, как интерфиксация.
Нынешний, жилец, косец, дубрава, низовье, красавец, релейный, жвачка, комья, рукав, магнитогорский, отеческий, корейский.
Выполните словообразовательный анализ выделенных слов.
176. Определите, какое из двух решений является правильным.
1. Бас/ов/ый, плод/ов/ый; бас/ов/ит/ый, плод/ов/ит/ый.
2. Бас/ов/ый, плод/ов/ый; бас/овит/ый, плод/овит/ый.
Выполните словообразовательный анализ второй пары слов.
Какая фонетическая особенность помогает выбрать правильное решение?
177*. Подумайте, какое из двух решений вам кажется более убедительным.
1. Да/ка/ть, гав/ка/ть, мяу/ка/ть, баю/ка/ть.
2. Да/ к/ а/ть, гав/ к/ а/ть, мяу/ к/ а/ть, баю/ к/ а/ть.
Аргументируйте вашу точку зрения.
178*. Выполните морфемный и словообразовательный анализы следующих слов.
Убаю к ивать, отне к иваться, подда к ивать, гав к нуть.
Каким элементом морфемной структуры является выделенная часть?
Источник