Диагностические методики для изучения интересов дошкольников
методическая разработка на тему
Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskie_metodiki.odt | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностические методики для изучения интересов дошкольников
1. Анкетирование родителей
Цель: изучение интересов детей; изучение отношения родителей к творчеству.
Анкета состоит из 14 вопросов.
Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, данную анкету. С Вашей помощью мы сможем лучше узнать Вашего ребёнка. Полученные результаты будут способствовать улучшению организации педагогического процесса.
1. Укажите фамилию и имя Вашего ребёнка
2. Отметьте (подчеркните), что наиболее увлекает Вашего ребёнка: рисование, лепка, аппликация, музыка, книги, животные, растения, конструирование, игры (подвижные, настольные, сюжетно-ролевые), эксперименты и опыты или что-то другое (укажите что)
3. Что рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): людей, войну, принцесс, здания, технику, животных, космос, природу или что-то другое (укажите что)
Чем рисует Ваш ребёнок чаще всего (подчеркните): краски, мелки, тушь, карандаши, фломастеры? Другие материалы (укажите)
4. Какую музыку чаще слушает Ваш ребёнок (подчеркните): популярную, детскую, классическую или какую-то другую (укажите)
Если у Вашего ребёнка есть любимая песня, то укажите её
Любит ли танцевать (да / нет – подчеркните)? Сочиняет ли музыку (да / нет- подчеркните)? Любит ли петь (да / нет – подчеркните)?
5. Какую литературу предпочитает Ваш ребёнок (подчеркните): сказки, приключения, рассказы о природе, комиксы, стихи или что-то другое (укажите что)
Если есть любимое литературное произведение у Вашего ребёнка, то укажите, какое
6. Привлекают ли Вашего ребёнка лужи, снег, вода, песок, магниты, камни, палки и другие предметы (укажите какие) в целях игры, эксперимента? Если – да, подчеркните что. Насколько сильно привлекают? (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не привлекают, 1 – привлекают редко, 2 – привлекают время от времени, 3 – очень часто привлекают).
7. В какой мере Вы считаете активным своего ребёнка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не активен, 1 – активен в редких случаях, 2 – время от времени активен, 3 – очень активен). Какой характер носит активность: физическая или интеллектуальная (подчеркните).
8. В какой мере Вы считаете самостоятельным своего ребёнка (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно ничего сам сделать не может, 1 – самостоятельность проявляет редко, 2 – что-то может сделать самостоятельно, 3 – постоянно проявляет самостоятельность).
- Как Вы реагируете на «внештатные» ситуации, связанные с фантазией и экспериментами Вашего ребёнка? Подчеркните наиболее близкое Вам утверждение: 1 – мне это очень не нравится, я не понимаю смысла в бесполезном выдумывании и фантазировании, иногда ругаю ребёнка в подобных ситуациях; 2 – стараюсь относиться к данным ситуациям спокойно, так как все мы родом из детства, но не всегда получается; 3 – иногда мы с ребёнком вместе что-нибудь сочиняем и экспериментируем. Возможная дополнительная информация
10. Какое из направлений развития Вашего ребёнка Вы считаете наиболее значимым (подчеркните): интеллектуальное, социально-нравственное, эстетическое, физическое, развитие творчества?
11. Подчеркните 5 наиболее подходящих характеристик, по Вашему мнению, для определения творческого человека:
— активность; — авантюризм; — безответственность; — весёлость; — впечатлительность; — горячность; — гордость; — избалованность; — инициативность; — индивидуализм; — мрачность; — мечтательность; — находчивость; — независимость; — нелюдимость; — неуправляемость; — общительность; — поверхностность; — практичность; — предприимчивость; — самостоятельность; — смелость; — усердие; — целеустремлённость; — чувствительность. Возможные дополнительные характеристики творческого человека (укажите)
12. В какой мере Вы считаете себя человеком творческим (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).
13. В какой мере Вы можете назвать своего ребёнка творческим человеком (обведите цифру): 0 1 2 3 (0 – абсолютно не творческий, 1 – чуть-чуть творческий, 2 – творческий в меру, 3 – очень творческий).
14. Хотели бы Вы, чтобы у Вас был творческий ребёнок? Да / нет – подчеркните.
Вопросы 9, 10, 11, 14 направлены на отношение родителей к творчеству, вопросы 2, 3, 4, 5 направлены на изучение индивидуальных особенностей ребёнка (интересов) – анализ качественный. Вопросы 6, 7, 8, 13 определяют уровень креативности (по личностным характеристикам детей) – мнение родителей. Анализ количественный: 0 — 3 – низкий, 4 — 7 – средний, 8 -12 – высокий.
2. Беседа о творчестве
Цель: выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представление ребёнка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).
- Как ты думаешь, что такое фантазия? А творчество что такое?
- Кто может заниматься сочинять, придумывать, фантазировать?
- Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
- Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
- Хотел бы ты придумывать, сочинять?
Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим образом: 0 – ребёнок не отвечает; 1 – отвечает примерно; 2 – даёт развёрнутый ответ. Если ребёнок набирает 0 – 2 баллов его уровень представлений о творчестве низкий, 3 – 4 балла – средний, 5 – 6 баллов – высокий.
За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5 (отношение) – 1 балл. Если ребёнок набирает 3 балла его уровень отношения высокий, 2 – средний, 0 – 1 – низкий.
3.«Деятельность в картинках»
Цель: определение предпочтений ребёнка в выборе вида деятельности.
Пред ребёнком раскладываются пять листов с сериями тематических картинок: «изобразительная деятельность», «музыкальная деятельность», «экспериментирование», «литературная деятельность» и «игровая деятельность» (см цветную вклейку 2, часть 3 пособия) и даётся следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и выбери, пожалуйста, то занятие, которым тебе хотелось бы больше всего заниматься». После того, как ребёнок сделал выбор, экспериментатор откладывает выбранную картинку и повторяет ту же инструкцию относительно оставшихся картинок.
Для того чтобы выявить является ли предпочтение определённого вида деятельности устойчивым, рекомендуется использовать данный метод не менее трёх раз в течение недели.
Таким образом, можно проранжировать предпочитаемые ребёнком виды деятельности (от наиболее предпочитаемого к менее предпочитаемому). Это позволит спроектировать варианты интегрированных занятий, учитывая интересы детей.
4. Наблюдение за ребёнком
Цель: определение способности к творчеству у детей.
Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течение недели.
Наблюдение осуществляется по следующим критериям:
- активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);
- самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);
- инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
- упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
- любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы: «почему», «что это» и т.д.);
- сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определённым объектам, предметам, явлениям, субъектам);
- качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребёнком, фиксируются в специальных картах-бланках.
Карта наблюдения за ребёнком.
Ф. И. ребёнка ___________________________________
Критерии наблюдения (баллы):
- активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности; м. б. физической и интеллектуальной);
- самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами без привлечения помощи взрослых или сверстников);
- инициативность (внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
- нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
- упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
- любознательность (активность, направленная на познания окружающего мира; может проявляться в вопросах: «почему», «что это» и т.д.);
- сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определённым объектам, предметам, явлениям, субъектам);
- качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).
- предпочитаемые партнёры в различных видах деятельности:
- наиболее часто предпочитаемый вид детской деятельности:
- наиболее приемлемая для ребёнка форма работы: коллективная, подгрупповая, индивидуальная (в какой форме ребёнок проявляет большую активность, эмоциональную удовлетворённость, продуктивность).
- Дополнительные сведения
Обработка результатов по первым 8-ми критериям осуществляется количественная: за каждое «высокая» (-ий, -ая) – 2 балла, «средняя» (-ий, -ая) – 1 балл, «низкая» (-ий, -ая) – 0 баллов. Дети, набравшие 12 – 16 баллов могут считаться (условно) наиболее способными к творческой деятельности, 6 – 11 – способности к творчеству средние, 0 – 5 – наименее способные к творчеству.
5. Экспресс-диагностика игровой деятельности
Ведущим методом экспресс-диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей. Результаты наблюдения за поведением ребенка фиксируются при помощи диагностической карты.Наблюдение за играми детей, организуется по следующим параметрам:
- Любят ли дети играть? (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры)
- Какие сюжетно-ролевые и режиссерские игры являются любимыми у детей?
- Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?
- С какими игрушками дети любят играть больше всего?
- Насколько продолжительны игры?
- Насколько разнообразны сюжеты игр?
- Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связано частое обращение к этим ролям?
- Есть ли в группе дети, которые постоянно играют вместе? С чем это связано? Какие отношения сложились между ними?
- Есть ли группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?
- В чем заключаются индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?
Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Диагностические ситуации создаются в том случае, если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения. Диагностические ситуации носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.
«Педагогическая диагностика КАК ИНСТРУМЕНТ
ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Научно-методическое пособие, Издательство «СОЮЗ» 2008 г.
Источник
Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Баранова Наталья Михайловна
Методы выявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста
Методика изучения и формирования познавательных интересов – вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательных интересов школьников необходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемы воспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.
Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Главный вид этой деятельности – учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в различных предметных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самого ребенка.
В связи с этим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательных интересов
Эффект деятельности для формирования познавательных интересов детей зависит от педагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающие себя новообразования.
Педагогическое влияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательных интересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка. Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессе жизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активности многозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это и создает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающей действительности.
Таким образом, формирование познавательных интересов и активности личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Процесс изучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованиях был направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальных воздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению, а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов в деятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали как процесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.
Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.
Совершенно очевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицо психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
Известно, что знания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточно осознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активность ребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс, руководимый педагогом.
Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом,но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а сама информация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используя психолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательной активности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активность дошкольников и в чем она проявляется.
По нашему мнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки. Таким образом, получается, что познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется не внешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главным образом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Большую роль в нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемов активизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается как единство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не только переживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляет подлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательном процессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.
Мы пришли к выводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т. е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу,учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников.
Внутренняя мотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать его индивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретные познавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальную траекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ (педагогов, психологов, медицинского персонала).
Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей со средней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную и дополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активность ребенка во время познавательной деятельности.
Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП В процессе работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов мы используем разнообразные методы обучения (практические,.
Презентация «Центр «Государственной символики и символов», как условие развития познавательных интересов детей» «Детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.
Использование магнитного конструктора в развитии познавательных интересов детей среднего дошкольного возраста в условиях ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных.
Песочная терапия для развития познавательных интересов и творческих способностей дошкольников с особенностями в развитии Когда песчинки взлетают в небо, они превращаются в звезды. Но когда звезды падают вниз, их уже не отличишь от простого песка. Звезды.
Самоанализ педагогической деятельности «Развитие познавательных интересов через опытно-экспериментальную деятельность» Я, Сапронова Екатерина Ивановна, 1987 года рождения, имею высшее образование. Закончила в 2013 году Новосибирский государственный педагогический.
План по самообразованию «Использование ИКТ для развития познавательных интересов дошкольников через экспериментирование» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2016-2017 учебный год. Воспитатель детского сада. Среднее специальное.
Значение предметно-развивающей среды для развития познавательных интересов у детей 5–6 лет Главной задачей воспитания дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском.
Источник