- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Видеоурок
- НЕОБЫЧНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ИЛИ МОЖЕТ ЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДУМАТЬ НОВОЕ СЛОВО?
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
- Петрухина. Е. В. Новые явления в русском словообразовании. М., 2003.
- http://exlibris.ng.ru/person/2010-01-21/2_kolesov.html
- hi-edu.ru › e-books/xbook028/01/part-020.htm
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы;
- постфиксы;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
Способы образования слов | Примеры | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnoe_slovoobrazovanie._dzhek_p.docx | 52.66 КБ |
buklet_1_storona.docx | 393.41 КБ |
buklet_2_storona.docx | 97.32 КБ |
Предварительный просмотр:
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ИЛИ МОЖЕТ ЛИ ОБЫЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДУМАТЬ НОВОЕ СЛОВО?
Автор: Джек Полина Владимировна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение «Гимназия № 1»
Руководитель: Артикова Евгения Борисовна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
Учреждение «Гимназия № 1»
Состояние и развитие русского словообразования проявляется в темпах пополнения лексической системы при помощи новых производных слов, в соотношении своего и заимствованного, в языковом творчестве.
Словотворчество — процесс образования новых слов. За новым словом рождается новый образ, новая история, судьба. Насколько новые образы и слова, их обозначающие, будут жизнеспособны, зависит от создателей.
Существует предубеждение, что творение новых знаков, новых единиц языка – это процесс коллективный, безымянный, соборный, что субъектом словотворчества может выступать только целый народ. Мы вслед за известным современным филологом М. Эпштейном считаем, что это «мифологическое представление: ведь у народа нет одного рта, чтобы в один голос изрекать новое слово. Всегда кто-то произносит его первым, а потом оно подхватывается, распространяется – или угасает».
Цель работы – стимулировать интерес обучающихся 7-классов к развитию языка посредством занятий словотворчеством.
Предмет исследования – новые слова в художественных текстах и в разговорной речи.
Объект исследования – роль словотворчества в художественных текстах и в разговорной речи.
Гипотеза исследования: стимулирование интереса обучающихся 7-х классов к словотворчеству как к одному из способов развития языка создаст необходимые условия для проявления творческих способностей, нетривиального словообразовательного мышления обучающихся.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить способы образования слов в русском языке;
- рассмотреть способы создания неологизмов и роль неологизмов (окказионализмов); в художественных текстах и в речи;
- определить роль словотворчества в языке;
- создать новые слова и охарактеризовать способы их образования, их значение.
ГЛАВА I. ОСНОВА СЛОВОТВОРЧЕСТВА
- Способы словообразования в русском языке
Одной из задач нашего исследования является создание новых слов. Чтобы создать новое слово, нужно знать, какие словообразовательные модели существуют в языке. При определении понятий мы использовали «Энциклопедию юного филолога»[8]. В русском языке существуют следующие способы словообразования:
1. Приставочный способ: город → при-город, бежать→при-бежать, громкий→не-громкий.
2. Суффиксальный способ, при котором происходит образование существительных от
– существительных: стол → стол-ик; прилагательных: синий → син-ев-а; глаголов: бежать → бег-отн-я; числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я; – наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а.
3. Приставочно-суффиксальный способ, при котором существительные образуются от
– существительных: окно → под-окон-ник; – глаголов: служить → со-служи-вец;– прилагательных: полярный → за-поляр-j-е.
а) сложение с соединительной гласной: лес + степь → лес(о)степь, сталь+е+литейщик→стал(е)литейщик; б) сложение без соединительной гласной: специальный курс→спецкурс; в) сложение с одновременным присоединением суффикса: сок+выжимать+лк→соковыжималка; г) сложение с сокращением слова: Московский государственный университет → МГУ.
5. Бессуфиксный способ: глухой→ глушь, подписать→подпись, выходить→выход.
6. Субстантивация (переход из одной части речи в другую), при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий.
- Неологизмы (окказионализмы) и способы их образования
«Если в языке не появляются новые слова, его можно считать мертвым. Если новые слова в нем появляются лишь путем заимствования из других языков, его можно считать полумертвым», — считает филолог, профессор М. Эпштейн. [4]
В развитых языках каждый год появляются десятки тысяч новых слов. Большинство из них имеют недолгую жизнь, но некоторые закрепляются в языке надолго, входят не только в живую обиходную его ткань, но и становятся неотъемлемой частью словесности. Наука, которая занимается изучением новых слов, называется неологией [8]
Для обозначения новых слов в лингвистике есть термин «неологизм » ( др.-греч. νέος — новый, λόγος — речь, слово) — слово , значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее). Свежесть и необычность такого слова или словосочетания ясно ощущается носителями данного языка. По источнику появления неологизмов они делятся на: общеязыковые (как новообразованные, так и новозаимствованные); авторские (окказионализмы)
1) для обозначения не существовавших ранее предметов, явлений и понятий: например, слова «электростанция» или «космонавт», « лавсан », « программирование », « нэп » появились вместе с соответствующими реалиями. Возникновение общеязыковых неологизмов обычно связано именно с обозначением новой реалии;
2) как собственные имена для вновь создаваемых предметов (например, «Кодак» );
3) для более краткого или выразительного обозначения;
4) для достижения художественного (поэтического) эффекта.
Способы создания неологизмов:
1) словообразовательная деривация — образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов, например: «зеленокудрый» (Н.В.Гоголь), «громадьё» , «молоткастый» (В.В.Маяковский) и др.;
2) семантическая деривация — развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным: мышь (компьютерное оборудование), диск (устройство для записи и хранения информации), дворник (очистительное устройство на переднем стекле автомашин), дипломат (род портфеля).
3) заимствование слов из других языков: блокбастер, бестселлер, гранд, дефолт, ноутбук, фитнесс, тендер, пазл, роуминг, суши, винтаж, брашинг и др.
Неологизм является звеном в цепочке языковых новообразований: « потенциальное слово — окказионализм —неологизм». Будучи полностью усвоенными языком, неологизмы перестают быть неологизмами, становясь обычными словами основного запаса языка. Однако встречаются случаи, когда те или иные авторские неологизмы становятся частью общей лексики. Примером для европейских языков могут служить: « утопия » Т. Мора (XVI век), « робот » К. Чапека , новояз Дж. Оруэлла (XX век).
М.В. Ломоносов обогатил русский литературный язык следующими словами: « атмосфера » , « вещество » , « градусник » , « преломление » , « равновесие » , « диаметр » , « квадрат » , « минус » , « горизонт » и «горизонтальный» , « кислота » и « квасцы » , «зажигательное» (стекло), «негашёная» (известь), «огнедышащие» (горы), « удельный » (вес).Слова « промышленность » , «моральный» , «эстетический» , « эпоха » , « сцена » , « гармония » , « катастрофа » , «будущность» , « влияние » , «сосредоточить» , «трогательный» , «занимательный» ввёл в русский язык Н.М. Карамзин ; головотяп , головотяпство , благоглупость — М.Е.Салтыков-Щедрин ; «стушеваться» , «лимонничать» — Ф.М. Достоевский ; « самолёт » (в значении аэроплан ), бездарь — И.Северянин ; « лётчик » , «изнеможденный» и смехач — В. Хлебников , канцелярит — К. Чуковский .[2]
Помимо общеязыковых в речи могут встречаться авторские (индивидуальные, индивидуально-стилистические) неологизмы ( окказионализмы ), которые создаются авторами для определённых художественных целей. Они редко выходят за пределы контекста , не получают широкого распространения и, как правило, остаются принадлежностью индивидуального стиля, так что их новизна и необычность сохраняются.
Окказионализмы – слова «однодневки», созданные на основе обычных (узуальных слов), но не вошедшие в общеупотребительную лексику. Они факты речи, а не языка. «Эгологизмы», «слова-самоделки», «слова-метеоры» − так называют окказиональные слова ученые-лингвисты, потому что они выполняют исключительно индивидуально-стилистическую роль в тексте и практически никогда не входят в общую лексику и не отражаются в словарях, кроме индивидуально-авторских. Неслучайно их называют вечными «неологизмами», так как они никогда не теряют своей новизны. Но у всего имеется исключение: так, например, слова прозаседаться, сиюминутный (В. Маяковский) и судьбоносный (Ф. Шаляпин) со временем утратили свою «окказиональность» и были запечатлены в словарях.[1]
Глава II. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Словотворчество – одно из излюбленных художественных средств, к которому довольно часто прибегают писатели и поэты. Это прием основан на словообразовательных возможностях русского языка.
Мы проанализировали тексты писателей-современников, пишущих для взрослых и детей и использующих в своем творчестве созданные ими слова, сделали словообразовательный и лексический анализ этих слов. Способ создания данных неологизмов — это словообразовательная деривация — образование новых слов из существующих в языке морфем по известным (обычно продуктивным) моделям.
- Стоял январь, не то февраль, какой-то
Я помню только голосок,
Над красным ротиком – парок и песенку;
«Летят вдали красивые осенебри ,
Но если наземь упадут, их человолки загрызут… ( А. Вознесенский. Осенебри).
Зимарь – зимний месяц по аналогии с февраль, осенебри – осенние птицы (суффиксальный способ), человолки – человек и волк (сложение части слова и целого слова с соединительной гласной). Окказионализмы созданы на основе образного осмысления их словообразующей модели. В них скрыты сравнения, метафоры.
2) Сильные по зиме, словно единственные, белые и черные краски, когда ель и осина кажутся черными, за недельное краснопогодье раздвинуло, и резче, яснее, ближе обозначилась каждая корявинка. (В. Распутин. Живи и помни).
Корявинка – корявая веточка дерева (суффиксальный способ). Экспрессивно соединение разговорного слова корявый с уменьшительно – ласкательным суффиксом – инк-.
Краснопогодье – ясная погода (сложение с одновременным присоединением суффикса). Слово выразительно за счет использования скрытого эпитета и экспрессивного суффикса[j].
3) В длинных рейсах развивается стремление к постоянству микромира и одиночеству. Или, наоборот, каютобоязь , когда человек боится одиночества и все время стремится к людям и даже надоедает им. (В. В. Конецкий. За доброй надеждой).
Каютобоязнь – боязнь кают, по аналогии с водо-боязнью (сложение).
4)…Мы отправились на машине знакомой дорогой, через комарино-слепне-оводовый лес к тому месту, где однажды купались. В лесном коридоре крылатая нечисть так облепила лобовое стекло, что дорога пропала.(Ю. Нагибин. Рассказы).
Комарино-слепне-оводовый – лес в котором есть комары, слепни и оводы. Велика продуктивность окказиональных прилагательных, образованных путем сложения основ.
5) Злополучные аборигены оставались по-прежнему непониманцами, нестаранцами , непослушанцами и все рвались в какую-нибудь Небывандию, Грубияндию, Хулигандию, Кчёртупосландию … Некоторые, конечно, прикидывались, а кто всерьёз делался послушанцем, старанцем и даже перестаранцем… (В. Леви. Нестандартный ребёнок).
Непониманцы – люди, которые не понимают; нестаранцы — люди, которые не стараются; непослушанцы — люди, которые непослушны; Небывандия, Грубияндия, Хулигандия, Кчертупосландия — название вымышленной страны по аналогии с существующей в реальности.
Все слова образованы суффиксальным способом. Здесь используется языковая игра. Это диктуется юмористической установкой автора.
6) – К себе вы более требовательны, чем к другим, ваша звёздность .
– Верно, капитан, верно. Хотите совет? Мысленно всегда носите на себе мундир. Даже во сне. Это подтягивает. Мундирность прежде всего! В мыслях, чувствах, поступках, всегда. (Дм. Биленкин. Сила сильных).
Звездность – форма обращения по аналогии с «ваша светлость», придает иронический оттенок. (суффиксальный способ); мундирность – сдержанность, собранность, ответственность. (суффиксальный способ).
7) Маревом ходила пыль. Небо обеззвездилось . Лишь редко, как чудо, открывалась в клубящихся тучах луна. (Л. Карелин. Сейсмический пояс). Обеззвездилось – лишилось звезд (приставочно-суффиксальный способ). Создается образная глагольная форма за счет использования аффиксации.
8) В Англии, к слову сказать, три школы: одна приучена начинать с чая, вторая — с молока, и недавно появилась третья — « кофепийцы ». (В. Аграновский. Профессия: иностранец). Кофепийцы – любители кофе (сложение с одновременным присоединением суффикса).
9) На твоих ресницах льдинки
Стынь в глазах…(И. Груздев. Лирическое).
Стынь – равнодушие, безразличие (бессуффиксный способ). Усиление интенсивности качества за счет использования нового слова.
10) И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Все же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу. (С. Есенин. Мир таинственный, мир мой древний).
Выбель — усечение основы слова белый и использование приставки вы- создает необычное слово со значением «белый, мягкий, рыхлый». Сразу чувствуешь желание тоже упасть на выбель. Приставка усиливает интенсивность качества в слове.
Выполнив словообразовательный анализ, мы пришли к выводу, что самым продуктивным способом образования новых слов в данных текстах является суффиксальный способ и способ сложения.
Иногда словотворчество писателей напоминает трюкачество, игру. Во всех примерах мы видим, что авторы искали яркий, необычный образ, для которого в русском языке не нашлось подходящего слова. Именно по той причине, что окказионализмы (лат. occasionalis «случайный»), то есть авторские слова, создаются по хорошо известным словообразовательным моделям, мы, впервые услышав или прочитав такое слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора.
Таким образом, в этих новых словах сочетаются общие закономерности русского словообразования, его типов и способов с индивидуальным авторским словотворчеством. Основная функция окказионализмов – экспрессивная: усиление впечатления, достижение наибольшей выразительности с помощью новых слов, необычных выражений для поэтического употребления.
ГЛАВА III. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
На олимпиаде по русскому языку в 7-х классах нас заинтересовало задание: «Придумайте и попытайтесь кратко объяснить слова собственного изобретения. Возможно, это будут новые слова, которые вы где-то увидели или услышали, и они запомнились, показались вам интересными, содержательными, перспективными для русского языка. Смело используйте известные вам приставки (не-, недо-, пере-, пре-, от-…), суффиксы (-ость-, -ик-(-иц-), -изм-, -чик-, -ист- …), соединяйте основы двух слов, части слов, буквы и другие способы. Считается, что язык создает народ, но народ – это мы и есть. Значит – вам слово».
И мы задумалась: а может ли обычный человек создать новое слово? Ведь известны примеры, когда писатели, такие как Н.Карамзин, Ф.Достоевский, И.Северянин, В.Хлебников создавали новые слова, а затем эти слова вошли в состав языка и стали общеупотребительными. Например, И.С.Тургенев изобрел слово «нигилист» (от латинского «nihil»(нихиль) — «ничто», то есть «всеотрицатель»). Это слово сразу вошло в язык народа и живет в нем до сих пор. Кто сочинил слово «интеллигент»? П. Д. Боборыкин, писатель ныне мало читаемый. Гоголь придумал слово «халатность» — до него такого слова в русском языке вообще не было. Достоевский — глагол «стушеваться». Игорь Северянин придумал слово «бездарь». И таких примеров много в языке. Ученики 7-х классов тоже попробовали создать новые слова. Нам показались наиболее удачными следующие слова: карУчка — карандаш и ручка (сложение), скайповАть — разговаривать по скайпу (суффиксальный способ), клавотЫк – программист (сложение), отрубень – спит как убитый (суффиксальный способ), лЕнкекс – кекс для ленивых хозяек (они быстро готовятся) (сложение), кофтУнь – кофта-туника (сложение), бородУс – бородатый и усатый человек (сложение), кофтошьЮн – тот, кто шьет кофты (сложение), недострОй – недостроенное здание (приставочный способ), жмУверс – новая версия жмурок (сложение),контактЁр – человек, который сидит в социальной сети «Вконтакте» (суффиксальный способ), прЕдруг – друг, который предал (приставочный способ), быстродрУжки – подружки на короткий срок (сложение), ломЕбель – мебель, которая ломается (сложение), комполОм – младший брат, который ломает компьютер (сложение), именАтор – тот, кто дает всем прозвища (суффиксальный способ), косметомАния – боязнь выйти на улицу без косметики (у девушек) (сложение).
Выполнив словообразовательный анализ новых слов, мы пришли к выводу, что при их создании обучающиеся использовали, в основном, способ сложения (65%) и суффиксальный способ (35%). Надо отметить, что слова, созданные обучающимися 7-х классов, объединены темой, близкой для них – это повседневность, бытовая сторона жизни. И это естественно, ведь слова всегда обслуживают существующий порядок вещей и существующую картину мира. Анализируя эти слова, мы пришли к выводу: если мы действительно хотим, чтобы наш язык развивался, чтобы пополнялся его словарный состав, чтобы не угасал интерес к его творческому потенциалу, недостаточно просто создавать слова по существующим словообразовательным моделям, главное – наполнить созданное слово смыслом.
На рекомендательном сайте Имхонет был создан клуб «Слово», ориентированный на развитие русского языка: словотворчество, заполнение лакун в языке, замену неблагозвучных, корявых неологизмов и т.д. Куратор клуба – филолог, философ, профессор теории культуры университета Эмори (Атланта, США), руководитель Центра творческого развития русского языка Михаил Эпштейн. Главная тема клуба — искусство создания новых слов и понятий, пути обновления лексики и грамматики русского языка, развитие корневой системы, расширение моделей словообразования.
Слова, придуманные семиклассниками, с их толкованием, мы разместили на сайте по адресу http://blog.imhonet.ru/community/1215 и теперь сможем участвовать в увлекательном конкурсе «Слово года-2013», ведь новые слова в русском языке – всегда показатель развития общества, в том числе его культуры. И мы доказали, что придумать новое слово может даже обычный семиклассник.
В рамках проведения обобщающей викторины по теме «Словообразование» мы ознакомили с результатами лингвистического эксперимента обучающихся 7-х классов.
Итогом нашего исследования стало создание буклета «Вы можете придумать новое слово!»
Проблема, которую мы исследовали, заинтересовала семиклассников. О значимости словотворчества в художественных текстах и в речи задумались все опрошенные нами обучающиеся. На вопрос, нужно ли создавать новые слова, 70 учащихся из 75 ответили «да» (93 %) и только 5 человек ответили «нет» или «не знаю» (7%). На вопрос «Зачем нужно придумывать слова?» обучающиеся выбрали следующие варианты ответа:
- чтобы пополнять словарный состав языка – 8 человек (10, 6 %);
- развивать свое мышление – 16 человек (21 %);
- проявлять творческие способности – 20 человек (26,6%);
- экспериментировать в мире языковых фантазий — 9 человек (12%);
- лучше знать словообразование русского языка – 18 человек (24%);
- поднимать настроение себе и окружающим, ведь это игра – 4 человека (5,3 %).
Таким образом , гипотеза нашего исследования подтвердилась. Словотворчество значимо для носителей языка. Необычные новые слова развивают этимологическое, словообразовательное мышление, предполагают способность проникнуть во внутреннюю форму слова.
Это и попробовали сделать обучающиеся 7-х классов, создавая новые слова. Оказалось, что наиболее продуктивным способом образования были суффиксальный способ и способ сложения. Мы доказали, что занятия словотворчеством под силу каждому человеку, что это один из способов проявления творческих способностей говорящего.
Однако анализируя созданные слова, мы пришли к выводу: если мы действительно хотим, чтобы наш язык развивался, чтобы пополнялся его словарный состав, чтобы не угасал интерес к его творческому потенциалу, недостаточно просто создавать слова по существующим словообразовательным моделям. Главное – наполнять слова смыслом, ведь новые слова в русском языке – всегда показатель развития общества, в том числе его культуры.
Научная и учебная литература
- Бабенко Н.Г. Окказиональное в художественном тексте. Структурно-семантический анализ: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. —
Калининград, 1997. - Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Рольф, 1997.
- Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.:Дрофа, 2000. – 416 с.
Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.
Петрухина. Е. В. Новые явления в русском словообразовании. М., 2003.
http://exlibris.ng.ru/person/2010-01-21/2_kolesov.html
hi-edu.ru › e-books/xbook028/01/part-020.htm
Источник