Интерактивный способ решения конфликта

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов
по теме

В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.

Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конфликта являются интерактивные игры.

Скачать:

Вложение Размер
interaktivnye_igry.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Мешалкина Ольга Павловна, учитель

начальных классов БОУ г. Омска «Средняя

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов

В настоящее время социологи рассматривают конфликты как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями.

Напряженная социальная, экономическая, демографическая, экологическая ситуация обусловливает нарастание негативных тенденций уже на ранних стадиях становления личности ребенка. Особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности.

По утверждению психологов дошкольное детство – короткий, но очень важный этап в развитии ребенка. В эти годы он приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться отношение к людям, вырабатываются стереотипы правильного поведения, складывается характер.

Незамеченные вовремя отрицательные качества в поведении детей могут повлиять на дальнейшее формирование личности, помешать полноценному общению с окружающими людьми. Поэтому необходима ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка среди сверстников.

Наблюдения за дошкольниками, посещающими группу кратковременного пребывания, позволили выделить причины возникновения конфликтов в различных игровых действиях. Основные причины:

-недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов со сверстниками;

-отсутствия навыков общения;

-неумения согласовывать свои возможности и стремления с правилами игры, мотивами других игроков.

Эффективным средством обучения детей старшего дошкольного возраста способам конструктивного разрешения конфликтов являются интерактивные игры.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка ( interactive : inter — между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к подбору игровых заданий.

Во время проведения игр необходимо создавать атмосферу доброжелательности, чуткости и уважения ко всем участникам.

Вначале педагог сам предлагает игры и активно в них участвует. В дальнейшем дети могут выбирать наиболее понравившиеся им игры. Для участия в интерактивных играх включаются все дети в качестве равноправных партнеров.

Для более эффективной работы по обучению детей старшего дошкольного возраста конструктивным способам разрешения конфликтов была разработана система проведения интерактивных игр.

По приходу детей в группу проводится ритуал приветствия. Такие игры, как «Давайте поздороваемся», «Объятия» помогают снятию напряжения у детей, способствуют созданию непринужденной обстановки атмосферы в группе.

Основная часть состоит из двух блоков интерактивных игр, которые проводятся поэтапно во время игрового часа: 1- успокаивающие игры; 2 – игры на сплоченность, сотрудничество.

Успокаивающие игры помогают детям расслабиться, сконцентрировать свое внимание, создают позитивный фон дальнейшей работы в группе, а также оптимизируют готовность детей к общению. Данный блок включает такие игры, как «Волшебное перо», «Дождь в лесу». Для того, чтобы сделать атмосферу более приятной, в ходе игры должна звучать спокойная музыка, которая нравится детям.

Игры на сплоченность, сотрудничество («Паровозик», «Капитан», «Головомяч», «Небоскреб», «Сороконожка») воспитывают дружелюбное отношение детей друг к другу, помогают развитию отношений, построенных на равноправии и готовности конструктивно решать возникшие в ходе игры проблемы.

Перед проведением данных игр дошкольников знакомят с проблемой, которую надо решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформированы, чтобы у детей не возникло ощущения непонятности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие указания.

По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытывали дошкольники (способ оценки игры может быть различным, например, поднятый вверх большой палец означает, что игра в целом понравилась, поднятые вверх большие пальцы обеих рук свидетельствуют, что игра очень понравилась, и, наконец, аплодисменты выражают общий восторг; отрицательные впечатления дети могут выразить топотом ног) и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия принимали участники, каков результат).

Возможность детям выговориться и послушать других важна уже сама по себе. При этом педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

После подведения итогов выполняется финальное упражнение, которое всегда должно быть одним и тем же. Например, можно образовать круг и, взявшись за руки, постоять немного с закрытыми глазами, подумать о чем-нибудь приятном, а затем, когда взрослый слегка сожмет руку своему соседу, тот откроет глаза и пожмет руку стоящему рядом ребенку. Движение передается до тех пор, пока все дети не откроют глаза. Можно спеть хором песню, которая нравится детям. А можно коллективно выполнить какие-либо движения.

Перед уходом дошкольников домой проводится ритуал прощания (игры «Передай улыбку», «Спасибо за прекрасный день»), который помогает развитию у детей навыков рефлексии. Во время игр дети учатся оценивать свое настроение в конце занятий, а также наличие или отсутствие желания встретиться со сверстниками вновь.

Итак, интерактивные игры, активно включая всех детей в совместную игровую деятельность, способствуют развитию отношений, построенных на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь ощутить единение с другими;

-учат терпению к недостаткам других;

-развивают коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты.

В настоящее время многие дошкольники не посещают ни детские сады, ни другие детские коллективы. Данная ситуация приводит к проблеме начальной школы – неготовность первоклассника к общению со сверстниками. Одной из причин является несформированность опыта конструктивного поведения в случае возникновения конфликтной ситуации.

От создания эмоционально-психологического комфорта в школе зависит успешность адаптации ребенка, его физическое состояние, школьная успешность.

Поэтому формирование взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтов является актуальной проблемой уже на ранних стадиях обучения в школе.

Успешная адаптация к коллективу, а следовательно, и полноценное развитие первоклассника формируются в совместной деятельности. На данном этапе у учащихся преобладает игровая деятельность, поэтому целесообразно использовать в работе блок интерактивных игр, направленный на развитее навыков взаимодействия со сверстниками ( «Сороконожка», «На мостике», «Дракон кусает свой хвост», «Охота на динозавриков»). После проведения игры проводится рефлексия (что не удалось и какие причины). Интерактивные игры используются на уроках физической культуры, а также во время динамической паузы.

Источник

Интерактивные игры, как средство разрешения конфликтов у старших дошкольников

Мартехина Людмила
Интерактивные игры, как средство разрешения конфликтов у старших дошкольников

Особенности интерактивных игр и упражнений и их возможности

обучении конструктивному разрешению конфликтов детей старшего дошкольного возраста

Одна из центральных задач дошкольной педагогики и психологии — поиск путей эффективного обучения на занятиях, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Многолетняя психолого- педагогическая практика показала, что в настоящее время в ДОУ отмечается катастрофически большое число не благополучных в психофизическом развитии детей,то есть детей с разными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, моторно-двигательном, речевом, социально-психическом (слуховом зрительном) и др. Воспитатели недостаточно подготовлены к коррекционно- педагогической работе, родители также не умеют зачастую разрешать конфликты, прибегают к силе, подавлению детских шалостей. Поэтому существует много проблем у воспитателей и родителей в урегулировании и разрешении конфликтов между дошкольниками. Сегодня детям дается много знаний, новых понятий, и другой информации, они сильно утомляются, психически возбуждаются, не умея совладать с собой своими эмоциями- конфликтуют.

Занятия с использованием коррекционно-развивающих игр или игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. Детям интересно все, что связанно с игрой.

Очень часто у современных детей отсутствует положительный опыт общения, что приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, и в результате ненужные конфликты. Так и в игре дети используют, прежде всего, свой личный опыт, а он может оказаться как положительный, так и отрицательный.

В дошкольномдетском коллективе игра выполняет индикаторную и воспитательную функции:

— Индикаторная функция выражается в выявлении проблемных зон в общении, очагов неблагополучия и источников противоречий между детьми. Как правило, каков ребенок в игре, таков он будет и в жизни [26].

-Воспитательная функция игры состоит в восстановлении атмосферы доверия в коллективе. В игре ребенок воспроизводит социальные роли,например: играет в хорошую маму, или воображает себя воспитателем и. т. д. Таким образом, мы видим неоспоримую значимость игры в жизни ребенка. Но в нутрии игровой деятельности в дошкольном возрасте складываются межличностные отношения порой достаточно жесткой структуры, и на данном этапе необходимы условия для коррекции поведения.

Итак, мы переходим к понятию интерактивные игры и упражнения

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter-между, меж; active от act- действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо.

В отличие от обычных игр, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Интерактивная игра имеет вид искусственной конструкции противоречий реальной жизни и является способом разрешения конфликтов. Она имеет преимущества в разрешении представленного в ней конфликта за счет его концентрации во времени и пространстве. Особенностью таких игр является, прежде всего, то, что они предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности.

Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетенции в дошкольном возрасте. Интерактивная игра дает возможность увидеть или проследить, что ребенок думает или говорит по поводу данной конкретной ситуации, как ребенок обычно поступает, она позволяет побыть ребенку в заданной ситуации и получить опыт и варианты действий. В неконтролируемой же воспитателем игровой обстановке, при условии свободного выражения чувств и невмешательства воспитателя, конфликтность проявляется наиболее полно. А исход конфликта не имеет положительных результатов, ребенок не получает навыков и умения мирного разрешения конфликта.

Актуальность применять интерактивные игры в целях профилактики конфликтного поведения дошкольников в том, что современные дети в большинстве случаях ни в семье, ни в детском саду, так и не приобретают социального навыка разрешать конфликты грамотно, и без вреда для своего психологического здоровья.

Задача интерактивных игр заключается в выявлении через цепь ассоциаций «истинного» источника символической игры и в доведении его до сознания ребенка.

Так как ребенок дошкольного возраста воспринимает всю информацию посредством игры, интерактивные игрымы квалифицируем как:

Информационный аспект игры в том, что эти игры в большей степени, чем просто детские ролевые или другие игры помогают социализации ребенка в обществе. Что проявляется в возможности моделировать жизненные проблемные ситуации, игры дают возможность ребенку прожить одну ситуацию в нескольких вариациях, и получить информацию о возможных вариантах поведения в разных ситуациях

Обучающий аспект игры, связан с обсуждением ситуаций. Интерактивные игры способствуют социализации дошкольников, поскольку обеспечивают опыт владения способами общения, что является важным условием налаживания конструктивного взаимодействия между детьми.

Таким образом, специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, способствуют становлению конфликтной компетентности у дошкольников [16].

Главная цель проведения интерактивных игр, в которых дети сталкиваются с проблемными ситуациями,— это:

-упражнять ребенка в применении ценных этических норм взаимоотношений;

-обеспечить ребенку возможность зрительного восприятия непривлекательности норм поведения;

-научить использовать приемлемые в обществе способы разрешения конфликтов;

-принимать во внимание чувства другого человека в конфликтной ситуации;

-принимать ответственность за свои чувства на самих себя;

-проявлять миролюбивое стремление к взаимодействию с соперником.

В ходе таких игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни.

Интерактивные игры способствуют:

1. Лучше развить опыт взаимодействие с другими детьми.

2. Выявить личные качества дошкольника,

3. Укрепить его самооценку, уверенность в себе, ответственность за действия.

4. Сформировать умения работать в коллективе, предвидение последствий.

5. Сформировать умение моделировать поведение в конфликтах.

Интерактивные игры всегда рассчитываются на проведение в конкретной группе детского сада, обязательно учитывается нервно-психическая конституция каждого ребенка.

Позиция воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.Главная цель воспитателя: обогатить это общение душевной теплой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный ими опыт, и здесь педагогу важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Рассмотрим стратегию поведения воспитателя:

— Он не ругает и не обижает ни одного их детей.

— Привлекает их внимание к чувствам и желаниям друг друга.

— Побуждает детей высказывать свои желания.

— Побуждает их думать и формулировать свои предложения по поводу ситуации.

Очень важно чтобы воспитатель создавал теплые, дружеские отношения с ребёнком.

— Выступает в качестве посредника, повторяя каждому из детей высказывания партнера и, тем самым, усиливая их значение, и помогает детям услышать друг — друга.

Таким образом, в интерактивной игре воспитатель, как бы в фокусе конфликтов ребёнка и его задача заключается в доведении этих конфликтов до сознания путем интерпретации ему же его собственной игры. Позицию воспитателя мы определяем как организатор и модератор.

С помощью интерактивных игр, воспитатель получает возможность моделировать и видоизменять практически любые конфликты, помехи препятствия в отношениях между детьми.

Важным аспектом работы с интерактивными играми является организация времени. Детям необходимо время для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей. Воспитатель должен предоставить детям такое время. Возможность выговориться и послушать других, целебна уже сама по себе. Однако не каждый ребенок 6-7-летнего возраста умеет и готов рассказать о своей проблеме.В этом случае педагогам необходимо организовывать беседу в соответствующе оборудованном месте с примерными названиями: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Островок желаний», «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т. д. Каждая игровая сессия может продолжаться от15 до 30 минут. В начале следует использовать игры развлекательного плана, с тем, чтобы вовлечь всех детей в игровой процесс. Середина сессии должна содержать либо игры на выплеск гнева в приемлемой форме, после чего желательно провести обсуждение,в ходе которого детям обязательно задаются вопросы: «Понравились ли вам игры, «Что вы чувствуете сейчас?», «Чему вы научились?». Либо игры на развитие эмпатии, коммуникативных навыков и других позитивных качеств личности. В заключительной части игровой сессии следует проводить игры на релаксацию. Они проводятся без обсуждения [16].

Конкретные виды игр можно варьировать в зависимости от игры в помещении или на улице, времени года, возраста детей. Для более эффективной работы с детьми игры группируются в зависимости, какую проблему нужно решать. Итак, игрыгруппируются на блоки: на взаимодействие; на снятия напряжения; на сплоченность и сотрудничество; на снятие конфликтности; на обучение эффективным способам общения;

В целом, на практике,для переформирования деструктивного поведения детей используются и другие комплексы: психогимнастика, игры этюды, имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-либо человеческий процесс, социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации).

Весь игровой комплекс, применяемый в работе с детьми, прежде всего, ориентирован на снятие телесных напряжений, осознания ими своих проблем в виде телесных аналогов, развитие конфликтной компетенции.

Существующие виды интерактивныхигр и упражнений могут быть сгруппированы в следующие блоки:

— на снятие напряжения;

— на установления контакта;

— на снятие конфликтности;

— на обучение эффективным способам общения.

Условиями для проведения интерактивных игр являются: учет педагогом нервно – психической конституции каждого ребенка, организация времени в игровой сессии, соблюдение требований к структуре и отбору игр для игровой сессии, поддержание интереса детей к деятельности.

Комплекс игр, направленный на развитие конструктивного поведения в конфликтах у детей старшего дошкольного возраста

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников Представление педагогического опыта воспитателя «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28» город Челябинск.

Проект «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ СЕМИНАРЕ-ПРАКТИКУМЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тема: «Использование.

Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников «Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» Дошкольный возраст – важная страница в жизни ребенка дошкольника.

Музыкальные интерактивные игры как средство для формирования самостоятельной музыкальной деятельности детей в ДОУ «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Русские народные хороводные игры как средство развития творческих способностей старших дошкольников Годовой отчет На 2018 – 2019 учебный год мною была запланирована работа с детьми по теме «Русские народные, хороводные игры, как средство.

Технология разрешения педагогических конфликтов Самодиагностика особенностей поведения в конфликте. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Инструкция. Прочитайте вопросы и ответьте.

Детская дума как средство социализации старших дошкольников Детская дума, как средство социализации старших дошкольников Актуальность детской думы: В соответствии с ФГОС ДО, перед детским садом стоит.

Фотоотчет «Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников» Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников. Цель посещения :Знакомить детей с историей Великой Отечественной.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда Слайд.

Источник

Читайте также:  Все способы остановить внутренний диалог
Оцените статью
Разные способы