Интерактивные средства обучения как способ

Интерактивные средства обучения как способ активизации учебно-воспитательного процесса

Интерактивные средства обучения как способ активизации учебно-воспитательного процесса.

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные изменения. Основная цель обучения в начальной школе – научить ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью применения интерактивных средств обучения.

Сегодня всё больше становится людей, которые слышали о том, какие услуги Интернет предоставляет пользователям. На слуху у всех загадочный термин — Web 2.0 , иначе говорят: новые Интернет — сервисы, новые социальные сервисы, сетевые сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?

Сначала давайте разъясним два понятия: Интернет и WEB.

Интернет — это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационый между компьютерами в сети без использования каких — либо промежуточных носителей информации. Они расположены в разных странах на разных континентах. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны. Но они соединены собой специальными каналами связи (выделенные линии, кабельные и беспроводные сети, спутниковая связь) и образуют всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ.

«Веб» — это информационное наполнение (контент) сети Интернет.

Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети продукты своей деятельности. Сетевые сервисы позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов второго поколения.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно — коммуникативной культуры учащихся, что способствует формированию универсальных учебных действий.

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: — активное включение каждого ученика в процессе усвоения учебного материала. — повышение познавательной мотивации. — обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).

— развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

— воспитание лидерских качеств.

— умение работать с командой и в команде.

-принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.

И.С. Якиманская, доктор педагогических наук, автор и разработчик системы личностно ориентированного подхода в обучении говорила

«Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность.»

В своей работе я использую разные сервисы для создания: интерактивных досок и газет, ментальных карт, презентаций и упражнений. Хочу поделиться опытом работы в данном направлении

1. LearningApps — очень интересный сервис для создания интерактивных упражнений . Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме. На сайте имеются готовые интерактивные упражнения, систематизированные как по популярности, так и по предметным областям. Здесь представлено 34 макета для создания интерактивных дидактических материалов.

Упражнения дифференцированы по уровню образовательной ступени, для которой они рассчитаны — начальная школа, средняя школа, старшие классы.

С помощью сервиса LearningApps.org можно создать свои задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды , викторины с выбором правильного ответа, тесты, найти пару и установить соответствие, игра «Виселица» за незначительный временной промежуток, а интерактивная форма способствует повышению мотивации учащихся к предмету.

Читайте также:  Распорядительный способ возникновения юридических лиц вам

Упражнения я готовлю иногда сама. Для учеников не нужна специальная регистрация, потому что ресурс позволяет создавать свои классы и детям предоставляется возможность входа в систему и создания своих интерактивных упражнений.

Использование возможностей сервиса LearningApps.org позволяет разносторонне и целенаправленно формировать у обучающихся универсальные учебные действия и более эффективно достигать планируемых результатов за счёт включения каждого обучающегося в познавательную, творческую деятельность

2. Веб-cтена Padlet . Очень часто, работая с детьми, приходится выполнять коллективные работы. Одним из сервисов, предоставляющих возможности для совместной работы, является веб-cтена Padlet . С ним я познакомилась не так давно. Сервис бесплатный, простой в использовании, не ограничивает пользователя в количестве создаваемых страниц и поддерживает кириллицу. Сервис Padlet, позволяет создать стену, на которую можно прикреплять звуковые файлы, изображения, видео, презентации.

Как использовать доску Padlet в классе?

— Для повторения изученного на прошлом уроке. Поместите все необходимые материалы на доску, попросите учащихся быстро просмотреть их, и задать вопросы, если у них возникнет необходимость что-то уточнить.

— Если Вы рассказываете какую-либо историю, попросите учащихся предсказать, что случится дальше. Пусть они поместят все свои идеи на доску. Обсудите, насколько точны были их предсказания.

— Для планирование мероприятий. Например, если Вы планируете экскурсию, то можете поместить на доску всю необходимую информацию: место, маршрут, время выезда, стоимость, список необходимых с собой вещей, и так далее.

— Для проведения опроса после изучения той или иной темы. Попросите учащихся, например, ответить на такие вопросы: «Что нового Вы узнали?», «Что осталось неясным?», «Что бы Вы хотели у меня спросить?». Вы можете не только увидеть ответы учащихся в Padlet, но и прокомментировать их, добавив текст, ссылку или мультимедийный файл. Такую доску удобно использовать в дальнейшем для повторения материала.

— Создайте галерею QR-кодов . Учащиеся могут создать доску с информацией, изображениями и ссылками по определенной теме, а потом сгенерировать для нее QR-код. Получившиеся коды можно развесить по классной комнате. Это необычное и увлекательное задание, которое позволить не только изучить ту или иную тему, но и повысить техническую грамотность учащихся.

— Padlet удобно использовать как систему хранения документов, загрузив на доску материалы, которые будут доступны для скачивания в любое время.

Работу можно выполнить на уроке, а также можно сделать доступ ученикам и они будут выполнять работу дома.

3. Kahoot . Представляю один из моих самых любимых инструментов — Kahoot. Это бесплатная платформа для обучения в игровой форме, которая подходит для любого учебного предмета и любого возраста.

Данный сервис очень удобен в использовании, бесплатный и полный достоинств. Яркий, очень социальный, чрезвычайно простой для учителя, а уж дети от 7 до 16 от него в восторге. Kahoot разрабатывался как инструмент для быстрого создания всего интерактивного, что можно представить: викторин, опросов и обсуждений. Всё, что создаётся на платформе, так и называется — «кахуты». В эти мини-игры можно вставлять видео и изображения, а процесс создания (если есть, конечно, уже готовый опросник). Для добавления соревновательного эффекта к вопросам добавляется таймер. Чтобы начать игру в классе, учителю нужно предоставить группе учеников сгенерированный системой код, который они потом вводят на своих устройствах (планшет, смартфон, десктоп) — и да начнётся веселье! Преподаватель создает вопросы, а учащиеся отвечают, используя свои мобильные устройства. Но у Kahoot есть ряд интересных возможностей, которые помогают мотивировать и увлечь учащихся. Во-первых, музыка. Когда вопрос появляется на экране, начинает играть музыка, для каждого вопроса разная, и слышен тикающий звук, напоминающий о том, что время для ответа ограничено. Чем быстрее учащиеся отвечают на вопросы, тем больше баллов получают. Есть таблица лидеров, показывающая, кто набрал больше всего баллов. Когда тест завершен, Вы можете скачать результаты класса в виде таблицы. В Kahoot есть обширная библиотека публичных тестов, открытых для всех желающих.

Читайте также:  Как приготовить плов легким способом

4. Quizizz .Каким образом могут использоваться мобильные устройства при изучении предметных дисциплин? Попытаемся ответить на этот вопрос в аспекте использования мобильных технологий для обучения русскому языку и чтению. Изучение этих предметов с помощью мобильных устройств — интересный, легкодоступный и сравнительно новый способ обучения, который набирает популярность среди многих пользователей смартфонов и планшетных компьютеров. Обучение русскому языку предполагает, что процесс обучения будет непрерывным, а значит, гаджеты станут прекрасным средством повышения качества и интенсивности обучения. Рассмотрим одно мобильное приложение, которое учителя могут использовать на современном уроке и за его пределами, чтобы сделать образовательную деятельность эффективной и интересной.

С помощью сервиса Quizizz можно организовать увлекательную работу учеников в классе в виде викторины. Приложение Quizizz можно использовать на любом этапе урока. Quizizz – это не только инструмент закрепления и проверки знаний учащихся, но и прекрасная воз-можность дистанционного обучения, поскольку в отличие от Kahoot дает возможность уча-щимся дома выполнить тест или опрос как параллельно со всем классом, так и в любое удобное для него время. Благодаря этому можно использовать тесты, созданные в Quizizz, в качестве домашнего задания. Все результаты пройденных тестов отображаются в личном кабинете учителя и могут быть переведены в отметку. Еще один плюс использования сервиса — это возможность учащихся отвечать на вопросы в своем индивидуальном темпе, поскольку на экране гаджета высвечивается и вопрос, и варианты ответов, и ученик может переходить к следующему вопросу, не дожидаясь ответов других участников, в то время как в сервисе Kahoot переход к следующему вопросу возможен только после того, как все ученики ответят на вопрос. В перечень вопросов для проверки домашнего задания по русскому языку можно включить проблемный вопрос, который вызовет у обучающихся затруднение и позволит подвести их к постановке темы и цели урока. Установка ограничения по времени развивает такое регулятивное умение, как планирование времени работы. По итогам игры выводятся статистические материалы, по которым обучающиеся, знающие критерии оценивания, могут сами выставить себе отметки. При организации работы в группах можно легко подсчитать, какая команда выиграла, так как результаты выводятся в виде рейтинга. Quizizz поможет развить у учеников умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Таким образом, использование мобильных технологий в обучении позволяет реализовать личностно ориентированное обучение школьников, осуществить совместную деятельность и познава-тельную рефлексию, геймифицировать учебный процесс.

Читайте также:  Лечения придаток народными способами

5. Canva . Сервис Canva нужно рекомендовать всем от мала до велика. Он поможет и учите-лям соорудить наглядную инфографику, которая выглядит не хуже, чем профессиональные, и ученикам приятнее будет открыть не опостылевший PowerPoint, а очень дружелюбный веб-сайт с готовыми шаблонами, симпатичными иллюстрациями, набором визуальных эле-ментов и фотографий. Сделать что-то уродливое в Canva возможно только если выбирать элементы с закрытыми глазами. Воспользовавшись эти сайтом можно днлать интересные презентации.

6. Quizlet – замечательная платформа для запоминания новых слов. Можно использовать готовые сеты карточек, либо создавать свою базу слов. Также платформа предлагает различные тесты, игры и дополнительные функции. Можно работать всем классом по интерактивной доске, либо давать индивидуальные задания каждому ученику в своем виртуальном классе по ссылке. Создавая карточки со словами вы получаете возможность закрепления их в 7 разных вариантах.

Тренировка чтения, письма, аудирования, говорения.

Индивидуальный темп обучения и выбор формата обучения.

Возможность распечатать тест разными способами и изменить его.

Для учителя и ученика есть документация успехов (ошибок и затраченное время).

Возможность повторения в любой момент и в любом месте с помощью мобильных приложений.

Участие в режиме онлайн в игре Гравитация, а также командной игре от 6 человек.

Я познакомила Вас только с малой долей тех сетевых сервисов, с которыми мы с ребятами работаем. Какова же перспектива их использования в образовательном процессе?

Анализируя опыт использования интерактивных средств обучения на уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что их использование позволяет решать актуальные и очень важные образовательные и воспитательные задачи.

Конечно же, мы должны понимать, что компьютерные технологии не подменяют имеющиеся УМК. Они являются эффективным дополнительным средством, которое в сочетании с учебниками, рабочими тетрадями, различным раздаточным материалом позволяет обеспечить интерес учащихся на уроках и эффективность обучения. Но, несмотря, на огромное преимущество компьютера перед другими техническими и наглядными средствами обучения, именно учитель может обеспечить целостность и системность в обучении.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной и образовательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.

Социальные сетевые сервисы сегодня являются одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества. Потенциал этих сервисов огромен и уже широко используется в образовании. Блок социальных сервисов Web 2.0 открывает новые возможности перед образованием; даёт пользователям возможность не только получения, но и создания информации. У сервисов Веб 2.0 большая перспектива при работе с учащимися любой ступени образования, основанная на применении новейших информационных технологий способных повысить заинтересованность и учащихся, и преподавателей в учебном процессе. Их использование способствует формированию ключевых компетенций, формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации, развитию УУД, позволяет решать задачи междисциплинарного курса «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».

Ученик на уроке с использованием сетевых сервисов становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.

Уроки с использованием сетевых сервисов, на мой взгляд, – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе.

Источник

Оцените статью
Разные способы