Интерактивные способы повышения мотивации

Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий
статья на тему

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности.

Скачать:

Вложение Размер
statyabudaeva53samara.docx 29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация обучающихся средствами интерактивных технологий

Формирование мотивации учения в школьном возрасте является одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.

Среди причин, определяющих уровень развития мотивации, видятся следующие:

  • особое построение образовательной системы, в рамках которой осуществляется учебная деятельность;
  • специальная организация образовательного процесса;
  • субъектные особенности обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими и т. д.);
  • субъектные особенности педагога, прежде всего, система его отношений с учеником;
  • специфика учебного предмета;

Среди множества способов, позволяющих влиять на уровень учебной мотивации ребенка, наиболее современными и актуальными в условиях реализации ФГОС НОО, являются интерактивные технологии.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» — inter (взаимный), act (действовать). Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором организовано участие каждого ребенка в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе обучающего познания.

На наш взгляд, необходимо разграничить понятия «технология» и «форма» интерактивного обучения. К примеру, работа в парах, широко применяемая на уроках в школе, – это форма обучения, поскольку является внешним выражением «согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме». А педагогическая технология — это все-таки «содержательная техника реализации учебного процесса».

Поэтому предлагаемые разными авторами «интерактивные технологии» мы разделила на две группы: формы интерактивного обучения (как мы делаем) и технологии интерактивного обучения (что мы делаем).

Интерактивные формы обучения, как правило, используются на этапах «Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону», «Включение в систему знаний и повторение», «Рефлексия учебной деятельности на уроке». Этапы выделены в соответствии с технологией деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон.

Опишем некоторые формы и технологии интерактивного обучения.

Работа в парах. Обучающиеся одной пары осуществляют взаимопроверку и обмен заданиями, в зависимости от скорости выполнения заданий имеют возможность смены пар. Иногда дети разбиваются на пары таким образом: каждый берет себе одну часть картинки (открытки) и находит свою вторую половинку, в течение 5 мин обменивается информацией по предложенной теме. Очень важно давать партнерам для обмена информацией ограниченное количество времени – это побуждает участников к диалогу, к проявлению умения слушать и слышать. Далее парам поочередно предлагается оперативно представить полученную информацию, причем, каждый участник передает не свою мысль, а идею собеседника. В завершение работы проводится рефлексия состоявшегося взаимодействия.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Как результат, происходит активное взаимодействие участников движения, дающее возможность общения с большим количеством партнерами.

Технология «Аквариум» заключается в том, что несколько учеников разыгрывают заданную ситуацию в круге, а остальные наблюдают за ними и анализируют результаты взаимодействия. Применение данной технологии на уроках способствует возникновению у школьников внутренней мотивации поведения, осознанию ценности толерантности, коррекции собственных стереотипов восприятия и поведенческих установок. Указанная технология позволяет во время дискуссионного обсуждения создать условия, обеспечивающие благоприятный психологический климат в классе через соблюдение принципа открытого диалогового пространства для каждого из участников процесса обучения.

«Дерево решений» . Класс делится на три или четыре группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Затем в группах происходит обмен и взаимопроверка выполненных заданий без критики и исправлений уже имеющихся на листе записей.

Технология «Карусель ». Дети образуют два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это стоящие неподвижно ученики, а внутреннее – ученики, через каждые 30 секунд передвигающиеся по часовой стрелке. Таким образом за несколько минут они успевают проговорить несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника, что формирует толерантность и умение слушать другого, способствует закреплению изученного материала. Главная задача технологии «Карусель» – создать условия для интенсивного общения обучающихся с большим количеством партнеров. Применяется технология для обсуждения какой-либо острой проблемы с диаметрально противоположных позиций; для интенсивной проверки объема и глубины имеющихся знаний (например, понятий, идей), для развития идей аргументировать собственную позицию, для преодоления барьеров общения. Также этот метод подходит для отработки правил написания слов, вычислительных навыков, для обсуждения проблемных ситуаций. Он позволяет каждому ученику принять участие в учебном процессе, попеременно находясь то в роли ученика, то в роли учителя.

Интерактивные технологии существенно влияют на мотивационную сферу обучающихся . Это предположение подтверждается результатами ежегодной психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей качественное изменение ситуации.

Учителю интерактивные технологии помогают:

  • делать учебный процесс разнообразным с точки зрения различных форм и технологий обучения, позволяющих достигать многоплановые цели, сформулированные в виде результатов образования;
  • повышать интенсивность учебного процесса;
  • обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности;
  • вовлекать пассивных детей в процесс обучения, делать его для них понятным и привлекательным;
  • структурировать самостоятельную работу обучающихся;
  • обеспечивать моментальную обратную связь;
  • объективно оценивать действия учащихся;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

Таким образом, использование интерактивных технологий способствуют повышению мотивации школьников к обучению, организации атмосферы свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем познавательной активности учащегося.

Источник

Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся

Щедренко Ольга Станиславовна,

заведующий социально-педагогическим структурным подразделением

МБУДО ЦВР «Галактика» г. Новосибирска

Интерактивные методы обучения как средство формирования учебной мотивации учащихся

Сегодня в системе дополнительного образования происходят серьезные преобразования. Одним из последних нововведений можно считать внедрение «Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых», который включает в себя характеристику квалификации, необходимой работнику для выполнения определенных трудовых функций.

Основной трудовой функцией педагога дополнительного образования является «Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы», в которой особое внимание необходимо выделить трудовое действие, связанного с мотивацией деятельности и общения учащихся на учебных занятиях.

Проблему формирования учебной мотивации учащихся можно считать одной из самых актуальных в условиях дополнительного образования, поскольку ее отсутствие является одной из главных причин снижения качества образования и уменьшение количества детей в творческих объединениях.

Как известно, весь образовательный процесс в учреждении дополнительного образования держится на интересе и мотивации ребенка. Это обусловлено, в первую очередь, свободой выбора. Каждый ребенок выбирает программу, исходя из своих потребностей. Именно поэтому очень важно при организации образовательной деятельности уделять большое внимание формированию учебной мотивации учащихся.

Современному педагогу важно помнить, что каждый ребенок – это личность со своими устремлениями и необходимо уметь определять мотивы учебной деятельности каждого ребенка.

Побуждением к учебной деятельности могут служить как внешние, так и внутренние мотивы.

Внешние мотивы, естественно, подкрепляются педагогами, родителями, обществом в целом и приобретают форму подсказок, намёков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности.

Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес – это глубинный и внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности.

Главная задача мотивации учения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности учащегося. Занятие следует организовать так, чтобы ребенку было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с педагогом, одногруппниками. В творческом объединении необходимо создать атмосферу сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями учащегося в процессе обучения. Все это можно достичь благодаря включению интерактивных методов обучения.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и учащегося, а также учащихся друг с другом. Чем же отличаются интерактивные от других методов обучения, ведь диалог является основной формой вербального общения и на традиционных занятиях?

В отличие от пассивных и активных методов, интерактивные методы позволяют организовать большее поле взаимодействия учащегося: в него включается не только педагог, но и сверстники с разным опытом, культурой, уровнем знаний. Педагог выступает в интерактивной модели обучении партнером учащегося, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методов, которые делятся на следующие группы: дискуссионные игровые, тренинговые. Каждый метод имеет свои особенности реализации, условия проведения, но существуют общие принципы и алгоритм включения интерактивных методов обучения в образовательный процесс.

Основные правила организации интерактивного обучения:

– Включение в интерактивное взаимодействие всех участников групп.

– Комфортные психологические условия на занятии.

– Количество в группе учащихся не должно превышать 20 человек.

– Мобильное пространство в группе, способствующее свободному перемещению участников.

– Четкое закрепление правил и регламента.

– Деление на группы лучше строить на основе добровольности или принципом случайного выбора.

Педагоги социально-педагогического структурного подразделения МБУДО ЦВР «Галактика» активно применяют в своей практике интерактивные методы обучения. Например, на занятиях по краеведению и интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста для активизации творческого мышления используются такие методы, как: мозговой штурм, дискуссии, метод проектов.

Особенно актуальны эти методы при работе с подростками, для которых в основе мотивации к какой-либо деятельности лежит социальный аспект. Так на занятиях по журналистике в медиашколе «Спутник» педагоги организуют ролевые игры «Пресс-конференция», темы которых посвящены разным социальным проблемам. Ролевая игра имитирует ситуацию реальной пресс-конференции на основе социально значимого информационного повода. Участники выступают в роли спикеров, экспертов и журналистов различных средств массовой информации.

В свою очередь, педагоги модельной студии «Все звезды» и военно-патриотического клуба «Искра» в образовательной практике применяют тренинг-методы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков, формированию лидерских качеств и умению работать в команде.

Использование интерактивных методов в педагогическом процессе способствует вовлечению учащихся в самостоятельный поиск и открытию «новых» знаний, решению задач проблемного характера, содействует повышению их мотивации к учебной деятельности. Все это положительно сказывается в целом на качестве образования и воспитания учащихся.

Список используемой литературы

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 2012.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 2011.

3. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно техническое издание «Наука и образование» – № 4 – 2011 г. [Электронный ресурс]. http://technomag.edu.ru/

4. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.,2006.

5. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 2011.

6. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ.– СПб.: Питер, 2006.

7. Масловская С. В. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации – 2011. [Электронный ресурс]. http://www.orenipk.ru/

8. Новожилова И.В. Интерактивные методы обучения // Управление школой. – 2010. – №5.

9. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. М., 2006.

10. Современные технологии обучения / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.Ю. Косовой. СПб, 2002.

Источник

Читайте также:  Хороший способ копить деньги
Оцените статью
Разные способы