Интерактивные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса

Интерактивные методы как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях обновления содержания

Интерактивный метод обучения – это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные методы как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях обновления содержания»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Татьяна Юрьевна Соловей

ГУ «Мичуринская средняя школа» отдела образования

акимата Костанайского района

Современному образовательному процессу требуются новые педагогические технологии, эффективные формы его организации, активные методы обучения. Один из них- интерактивный метод обучения – это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа — обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное — специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

Формами интерактивного обучения являются:
• Работа в статичных парах или парах сменного состава;
• Работа в малых группах;
• Игровое сотрудничество.
Немного истории развития взаимного обучения : ещё в Древней Спарте отроки, прошедшие обучение должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.

Я. А. Каменский Начал внедрять практику деления группы учащихся на десятки, во главе каждого десятка наблюдающих, над ними также других наблюдающих, вплоть до самого старшего. «Великая дидактика Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил, — обучать.» Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя.

Взаимное обучение как специальная самостоятельная система не получила широкого распространения, однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах, где каждый обучает каждого. Благодаря такому обучению у ребенка развивается контрольно-оценочная деятельность совместной работы.

Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников

появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы;

пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету;

повышается активность работы в группе;

обеспечивается прочность знаний.

Исходя из выше сказанного, я так определила цель своей деятельности:

использовать групповую форму организации познавательной деятельности учащихся для повышения эффективности учебного процесса, развития коммуникативных качеств, навыков сотрудничества, формирования активной жизненной позиции младших школьников.

Организация групповой работы в начальной школе является процессом поэтапным, поэтому задачи, вытекающие из цели, я распределила соответственно этапам.

У первоклассников ещё не сформированы навыки сотрудничества и коммуникативные качества, поэтому, перед периодом непосредственной организацией групповой работы необходим подготовительный этап.

Подготовительный этап. (2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 2 класса)

Основные задачи этапа:

1.Сформировать положительное отношение к совместной деятельности.

2.Учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, развивать коммуникативные качества.

Чтобы учащиеся понимали пользу учебного сотрудничества, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности. Анализ различных мероприятий (праздников, конкурсов, викторин и т.д.), проведенных в классе, свидетельствует о том, что их успех зависит от общих усилий, от совместного творчества и дружной работы. Использую задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы. (Например: даю классу общее задание. Всех учащихся делю на две группы: одни ученики работают индивидуально, другие – парами. Работающие в парах, справляются с заданием быстрее, чем ребята, работающие индивидуально. )

В результате дети сами отмечают достоинства совместной работы:

— объяснение того, что другим непонятно;

— возможность получить помощь от одноклассника при необходимости;

-возникновение разных мнений и необходимость обоснованного доказательства своей точки зрения.

Использование на этом этапе таких приёмов обучения, как речевые разминки, диалоги, пантомимы, позволило сформировать у учащихся умение слышать и слушать друг друга, научить задавать вопросы, отвечать на них, сформировать навыки участия в диалоге, развить умение понимать жесты, мимику собеседника. Организация и проведение учебных споров – дискуссий ,позволили создать благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнёрами по учебному общению (умение слушать товарища, считаться с его суждением, изменять свои действия в зависимости от поведения других учеников, совершенствовать свою речь).

Результатом подготовительного этапа является составление правил совместной (дружной)работы.

Следующий этап — этап непосредственной организации групповой работы.

Задачей этапа является: объединение школьников в учебные группы для решения познавательных задач и повышения качества знаний.

В свою очередь этот этап так же является уровневым.

Организацию групповой работы начала с парной работы как самой простой (2 — 3 класс).

Парную форму организации обучения можно начинать на уроках любой дисциплины при изучении любой темы, где целесообразна совместная деятельность. Главное – первые задания для парной работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось освоению приемов взаимодействия друг с другом. ( Например «Рукавички», когда дети должны раскрасить рукавички так, чтобы они получились одинаковыми, и всего на них было к примеру 14 снежинок. Такое задание невозможно выполнить не договариваясь, не заметив, ученики включаются в совместную работу )

Затем вводится работа с карточками – заданиями.

Для успешной работы на этом этапе первое время учащимся необходимы консультации учителя, которые впоследствии заменяются карточками – инструкциями.

Использование карточек-инструкций позволяет более чётко организовать деятельность учащихся, следовательно, более рационально распределять время на уроке.

По мере овладения школьниками умениями совместной работы в парах стала вводить работу в группах 3 -4 класс(методика организации групповой работы та же, что и парной работы).

При формировании эффективных учебных групп следует учитывать:

— психологическую совместимость учащихся;

— объединять учеников с разной успеваемостью и уровнем развития, что способствует более плодотворному общению. (Успешные ученики чувствуют ответственность за менее успешных товарищей, а они в свою очередь стараются внести посильный вклад в работу, чтобы не подвести свою группу);

— количество учащихся в группе должно быть 4 или 6 (для возможной организации парной работы), большее количество учащихся уменьшает возможность каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации;

— в каждой группе назначаются учителем или выбираются детьми консультант (помощник учителя) и статист (ученик, который ведёт карточку учёта деятельности каждого учащегося группы), секретарь (записывает высказанные идеи и решения), ответственный за тишину. Члены группы периодически меняются ролями. В ходе групповой работы создаётся единый «групповой продукт». Каждый ученик получает оценку за свою часть работы, а группа — за общий результат.

Читайте также:  Теорема пифагора доказательство 8 класс разные способы с рисунком

Всякая работа в группе завершается рефлексией, в ходе которой члены группы обсуждают, насколько им удалось достичь поставленных целей и сформировать хорошие групповые отношения (при этом учащиеся выявляют, какие из действий группы и её участников были эффективны, а какие неудачны, принимают решение, какие из этих действий стоить активно использовать в будущей работе, а от каких отказаться), то есть рефлексия позволяет учиться на своём опыте.

Разновидности группового метода обучения Формирование групп при использовании IT-технологий, позволяет вовлечь в образовательный процесс учащихся и учителей не только одной школы и не только школ данного региона, но и различных стран мира.

Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. (Например, в этом учебном году участие в мониторинговых конкурсах «Эму- эрудит», на сайтах учу-ru и центр развития молодёжи «Веб-грамотей» были созданы группы из учащихся класса, где они, выполняя задания онлайн, попадают в ситуацию учебного успеха, необходимую для поддержания веры в свои силы, желания добиваться лучших учебных результатов сами через интернет выполняют различные задания. А приходя в школу анализируют, собираясь в группы, в которых виден интерес, чувство соперничества, соревновательный дух.

Убеждена, что использование именно технологии интерактивного обучения позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с требованиями обновления содержания образования.

Источник

Интерактивные методы обучения как оптимальный вариант повышения эффективности учебного процесса.
методическая разработка по английскому языку по теме

  1. Введение.
  2. Общее понятие о методах интерактивного обучения.
  3. Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе.
  4. Правила организации интерактивного обучения.
  5. Особенности использования интерактивных методов.
  6. Заключение.

Скачать:

Вложение Размер
interaktivnye_metody_obucheniya_statya.docx 65.66 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы обучения

как оптимальный вариант повышения эффективности учебного процесса.

  1. Введение.
  2. Общее понятие о методах интерактивного обучения.
  3. Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе.
  4. Правила организации интерактивного обучения.
  5. Особенности использования интерактивных методов.
  6. Заключение.

Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.

Согласно точке Ю.К. Бабанского, любая целенаправленная функциональная саморегулируемая педагогическая система стремиться к оптимальным наилучшим результатам учебно-воспитательного процесса на основе 2 критериев: достижение каждым учеником максимально возможного для него, в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости и отсутствие фактов систематического превышения учениками и учителями норм времени.

В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу, который был предложен западными методистами.

Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфичности (создание для обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. Поэтому не удивительно, что в преподавании иностранного языка новые возможности, открываемые мультимедийными средствами, нашли самое разнообразное применение. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” пришло к нам из английского от слова “interact”. “Inter” – это “взаимный”, “act” – действовать. Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Некоторые авторы отождествляют его с коммуникативным подходом, считая, что «интерактивная модель овладения языком предполагает, что обучение происходит во время и в процессе участия в языковых актах (speech events)». Другие определяют интерактивный метод как модифицированный прямой метод, включающий ряд других методов.[7]

Таким образом, используя интерактивный подход к обучению английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.

2.Общее понятие о методах интерактивного обучения.

Существующая система образования кажется для работающего в ней педагога настолько понятной, что сделанные психологами, социологами в этой области открытия или выводы кажутся совершенно неожиданными, приводят в недоумение и ставят под сомнение всю его деятельность.

Исследование, описываемое в статье А. Зверева «10 и 90 — новая статистика интеллекта», начиналось с обычного эксперимента, проводимого американскими социологами. Они обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

Результат этого исследования подтолкнул российского педагога М. Балабана сделать вывод, который и приводит в недоумение педагогов: школа, независимо от того, в какой стране она находится, учит успешно только одного из десяти своих учащихся.

К. Роджерс, размышляя по поводу эффективности обучения в школе, пишет: «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно» .

Эффективность педагогической деятельности педагога средней школы характеризуется все теми .же 10% учащихся. Объяснение очень простое:

«только 10% людей способны учиться с книгой в руках»

Говоря другими словами, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: «своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств».[1 с. 96]

Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса — использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.

Стратегию интерактивного обучения — организация педагогом с помощью определенной системы способов, приемов, методов образовательного процесса, основанного на:

• субъект-субъектных отношениях педагога и учащегося (паритетности);

• конструировании знаний учащимся;

• использовании самооценки и обратной связи;

• активности учащегося. [16 c. 8]

3.Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе.

Организуя учебный процесс, педагог традиционной школы, прежде всего, озабочен содержанием своей собственной деятельности. Анализируя свои первые планы занятий, планы уроков коллег-педагогов, приходишь к выводу, что в них четко и подробно прописана только деятельность педагога. Как в плане, так и на самом занятии учитель «. является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое показывает или рассказывает, спрашивает» требуя полнейшей тишины в классе и ограничивая движения учащихся.

В такой ситуации достаточно легко определить позицию учащегося на занятии — эта позиция пассивного слушателя , которому иногда предоставляется возможность вербализовать свои знания.

Пытаясь ответить на вопрос об эффективности такой позиции, обратилимся к социально-психологическим исследованиям, результаты которых зафиксированы в виде «Пирамиды запоминания».

Пирамида запоминания показывает, что, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации усваивается ими.

Интерактивного обучение в роли активного участника образовательного процесса в первую очередь видит учащегося. Очень важно, по мнению К. Н. Венцеля, «чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, чтобы педагогу больше приходилось слушать. чтобы дети все время были активными, а не сострадательными лицами. » Возвращаясь к пирамиде запоминания, мы видим, что, участвуя в дискуссиях, обсуждая различные проблемы, проигрывая ситуации, ученик усваивает от 70% до 90% информации. [10,с.96-97]

Смена позиций учащегося и педагога в результате использования методов активного обучения приводит к изменению содержания деятельности участников образовательного процесса.

Положительные стороны применения методов интерактивного обучения:

• «значительно повысилась мотивация, особенно это отразилось на слабых учеников»;

• «более высокий уровень усвоения материала. Снижение утомляемости»;

• «учащийся не имеет возможности отсидеться, ему надо думать самому, не полагаясь на других. Работают как слабые, так и сильные учащиеся. Появляется интерес к изучаемому материалу»;

• «организованы и включены в работу все учащиеся без исключения, хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с различной литературой»;

• «развивается умение работать в группе»;

• «вырабатываются коммуникативные навыки».

• возник интерес к собственной педагогической деятельности: «убедилась, что такие занятия приносят удовлетворение учащимся и мне, имеют отдачу»;

• появилась возможность анализировать свою деятельность: «появился интерес к тому, как из неинтересного, скучного сделать интересно; хочется делиться своими «находками» и «промахами» с единомышленниками, вместе находить оптимальный выход»;

• появилась возможность учитывать свои индивидуальные особенности при построении занятия: «расширение возможностей для самовыражения позволяет работать в индивидуальном ритме, по собственной методике и программе»; «повысился самоконтроль, расширились представления о возможностях влияния на организацию учебного процесса»;

• появилась возможность наблюдать за групповыми процессами в группе и проявлением учащимися индивидуальных особенностей:

«работать стало интереснее. На занятии есть возможность наблюдать за взаимоотношениями детей»;

• изменилось отношение к учащемуся: «. и, наверное, я стала больше доверять детям»; «я по-другому стала смотреть на своих учащихся, как на сотрудников, у которых одна со мной цель». Приведенные высказывания педагогов позволяют говорить об изменении отношений между субъектами учебного процесса. Взаимодействие между педагогом и учащимися начинает выстраиваться на основе паритетности. Паритетные взаимоотношения предполагают принятие педагогом активной позиции учащегося, признание за ним права на самостоятельность мыслей, высказывание мнений, отказ от убеждения, что существует единственно правильное мнение, и оно принадлежит педагогу .

4.Правила организации интерактивного обучения

Педагогам, которые решили работать в интерактивной технологии, необходимо помнить о некоторых правилах организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники (ученики). С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. В работе не должны принимать участие более 30 человек. Только при этом условии возможна продуктивная работа в малых группах. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

Правило четвертое. Отнестись со вниманием к подготовке помещения для работы. Это не такой праздный вопрос, как может показаться сначала. Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создан физический комфорт.

Плохо, если кому-то на занятии придется сидеть, “вывернув” шею. Поэтому столы лучше поставить “елочкой”, чтобы каждый ученик сидел вполоборота к ведущему занятие и имел возможность общаться в малой группе. Хорошо, если заранее будут подготовлены материалы, необходимые для творческой работы.

Правило пятое. Отнеситесь со вниманием к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например, полезно договориться о том, что все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважение его достоинства.

Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное – оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.

Использование интерактива в процессе урока, как показывает практика, снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий .

5.Принципы интерактивного подхода.

В числе основных методических принципов интерактивного подхода к обучению иностранным языкам выделяют следующие:

  1. взаимное общение на иностранном языке с целью принятия и продуцирования аутентичной информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
  2. совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
  3. изменение традиционной роли преподавателя в учебном процессе, переход к демократическому стилю общения;
  4. рефлективность обучения, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны преподавателя, так и учащихся . [9 c.87]

При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов:

  1. комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе;
  2. интерактивности;
  3. дифференцированного подхода;
  4. учета индивидуальных особенностей;
  5. вариативности режима работы;
  6. проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса).

Принцип коммуникативно-ситуативного обучения предусматривает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи школьника, что способствует «преодолению резкого перехода от учебных условий к естественному общению благодаря формированию у обучающихся прочных ассоциативных связей». При этом занятия по английскому языку не делятся по аспектам, а являются комплексными. Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий».

Принцип комплексного подхода реализуется в использовании всех видов речевой деятельности (включая и говорение) при обучении письменному переводу.

Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность .

Принцип вариативности режима работы предусматривает обмен профессионально значимой информацией на групповом и индивидуальном уровнях, а также сочетание аудиторной и домашней работы с использованием современных средств связи.

Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей , преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения. [7]

Психологами было доказано, что игра “оправдывает” переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности. Но новый социальный заказ повлиял на пересмотр целей образования в целом и обучения английскому языку в частности. До последнего момента целью школьного обучения была выработка навыков и умений, теперь же востребован новый тип личности, обладающий 5 компетенциями :

  1. социальной,
  2. толерантностью,
  3. коммуникативной,
  4. информационной
  1. компетенцией, реализующей желание учиться всю жизнь. [4]

6. Особенности использования интерактивных методов.

Технология интерактивного обучения, основанная на использовании различных приёмов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе, в парах, в малых группах с целью совместного решения коммуникативных задач, является ведущей на всех этапах обучения. Опыт показывает, что при умелом и уместном употреблении интерактивных форм обучения появляются широкие возможности для формирования положительной мотивации, роста познавательной активности.

Однако, если применять интерактивную методику в «первозданном» виде, она не будет соответствовать современным тенденциям педагогики и, как следствие, может не достигнуть поставленных целей. Мне кажется, что преодолеть эту проблему можно, применив в комплексе с интерактивным обучением Информационно-Коммуникационной Технологии, что позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентности подход в обучении.

Применение интерактивной методики с использованием интерактивной доски позволяет разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы. Применение интерактивной доски позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией наглядного материала, организовывать групповую работу и проводить контроль усвоенного материала. Работая с доской, мои ребята легко и уверенно раскрывают свои способности. В классе не остаётся равнодушных, все предметы ста н овятся доступными и увлекательными.

Так как вовлечение учащихся в интерактивную деятельность применяется в комплексе с информационно-коммуникационной технологией. Система работы предполагает следующие направления:

1 Выявление учебного материала, необходимого для организации интерактивной деятельности. Подбор методов и приемов для организации интерактивной деятельности, составление заданий и упражнений.

2 . Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.

Подбор и создание информационных продуктов, выполненных в программе для интерактивной доски. (интерактивные упражнения с целью проверки выполнения заданий в группах)

3. Применение созданных и подобранных информационных продуктов

при организации интерактивной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности.

Проведение уроков с использованием данной технологии.

4. Анализ эффективности использования технологии интерактивного обучения с использованием ИКТ.

Важно отметить еще одно обстоятельство. Педагоги-практики, применяя методы активного обучения, отмечают наличие определенных барьеров, препятствующих их использованию. В статье Ч. К. Бонуэлл и Т. Е. Сазерленд «Непрерывность активного обучения: выбор деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории» выделяются следующие барьеры при использовании методов активного обучения:

  1. трудность в преподнесении большого количества материала на
    занятиях;
  2. активное обучение требует слишком много времени для подготовки занятия;
  3. представляется невозможным использование активных методов
    обучения в многочисленной аудитории;
  4. возможность негативных последствий: отношение коллег к новым
    подходам; влияние оценки учащихся на работу преподавателя;
    влияние на продвижение по службе

Есть и еще один барьер — это сопротивление учащихся новым подходам и методам. Причем чем больше опыт учебной деятельности обучающихся, тем большее сопротивление можно встретить в учебной аудитории.

На мой взгляд, эти барьеры необходимо учитывать при планировании своего урока и быть готовыми прилагать определенные усилия по их преодолению.

Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала, возможно, за исключением некоторых вариантов активной лекции. Но необходимо ли это? Если мы придерживаемся ценностей традиционного образования, то тогда, конечно, важно количество информации на занятии, а с позиций интерактивного обучения более ценно другое — как было добыто знание учащимися, как они его применяют. Ведь информацию всегда можно найти в книгах и Интернете самостоятельно. Здесь педагогу важно определиться, с какой целью он использует методы активного обучения: чтобы учащиеся лучше запоминали учебный материал, но тогда это обыкновенный процесс оптимизации традиционного образовательного процесса, или он готов для серьезного и последовательного изменения своего мышления и своей деятельности, что в свою очередь приведет к изменению учебной деятельности учащихся.

Можно также согласиться и с тем, что не всегда есть в достаточном количестве материалы и источники, но это — проблема не только интерактивного обучения, ведь источников и материалов часто не хватает и для традиционных занятий. Многие методы активного обучения не требуют большого материального обеспечения, а, например, наличие учебников в средней школе и договоренности с учениками частично снимают проблему отсутствия возможностей для копирования материалов.

Достаточно спорным представляется суждение о том, что для подготовки к занятиям с использованием методов активного обучения необходимо прилагать значительно больше усилий, чем при традиционном способе преподавания. Ведь для подготовки качественной традиционной лекции или традиционного урока также требуются и время, и интеллектуальные усилия. Хотя в стратегии интерактивного обучения педагогу, помимо организации своей деятельности, важно удерживать в поле внимания и другие плоскости (организация деятельности учащихся, налаживание коммуникации между ними и т. д.), но здесь новые методы также обладают определенными преимуществами. Они помогают решить две задачи: перенести часть нагрузки во время учебного занятия с педагога на учащегося и распределить ответственность за конечный результат между учащимися и педагогом в равной степени.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея интерактивного обучения сравнительно не нова. Однако есть опасность утонуть в словах и иллюзиях, повторив путь многочисленных модных педагогических новаций, которые слегка «приукрасили», модернизировали традиционное обучение, а потом забылись, так ничего всерьез и не изменив.

Источник

Читайте также:  Как перестать бояться драки 100 способ
Оцените статью
Разные способы