Интерактивность это способ взаимодействия

Интерактивность это способ взаимодействия

Интерактивность, интерактивный – слова, которые сегодня очень популярны в описании различного рода услуг, будь то услуги банка, магазина, цифрового телевидения, информационного портала или образовательной организации. И это неслучайно. Интерактивность востребована на современном рынке услуг, а это значит, что интерактивные услуги привлекут больше людей, повысят их активность в пользовании услугой. Что такое интерактивность, и чем она привлекательна для потребителя?

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») – понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях – используется в характеристике свойств информационных и телекоммуникационных систем, в программировании, а также социальных науках – таких, как социология, психология, педагогика. Интерактивность может характеризовать любую систему, ориентированную на взаимодействие с кем-то или чем-то. Например, интерактивный дизайн продукта – это такой дизайн, который обеспечивает разнообразное взаимодействие пользователя с приобретённым продуктом.

Интерактивность как возможность пользователя участвовать в управлении процессом

Интерактивность в широком смысле часто понимается как возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Интерактивные информационные технологии позволяют нам управлять информационным потоком. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать фильмы и телепередачи в удобное для нас время, при желании останавливать кадр, прокручивать назад, размещать на экране сразу несколько каналов, формировать свой список любимых каналов, просматривать ТВ-программу, следить за новинками кинопроката и т.д. В интерактивном магазине – супермаркете – мы сами берём товары с полок, можем передумать и положить их обратно и повторить эту процедуру сколько угодно раз, а потом сразу рассчитаться за все выбранные нами товары. В каждом из приведённых примеров с помощью интерактивных технологий производители товаров и услуг решают задачу увеличения прибыли.

Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог – увеличить эффективность обучения.

Привлекательность интерактивного обучения давно используется в сфере коммерческих образовательных услуг. Например, сайт, предлагающий курсы английского языка в Москве, использует слоган, который характеризует важнейшую особенность интерактивного образования: «Вы определяете цели! Мы гарантируем их достижение!»

Клиент-обучающийся сам выбирает, что ему надо! Это характерно для андрагогической модели организации учебного процесса, ведь в данном случае речь идет о платном обучении, причём обучающиеся – как правило, взрослые люди, осознающие свои цели и хорошо мотивированные на результат.

Если говорить об обычном учебном процессе, который организуется, например, в школе, то под интерактивностью понимается, прежде всего, диалоговый режим взаимодействия педагога с учащимися и возможность ученика самостоятельно выбрать формат участия в этом диалоге. Таким образом, для интерактивного обучения необязательно использование каких-либо специальных интерактивных технических средств вроде компьютера или интерактивной доски. Главное — организовать постоянное двустороннее общение, наладить эффективные коммуникации во взаимодействии учителя с учениками (причём не только с о всем классом или группой учащихся, но и с каждым отдельным учеником), а также учащихся друг с другом.

Интерактивность как показатель интеллектуальности системы

Из-за разнообразия сфер использования в настоящее время не существует единого универсального определения интерактивности, в каждой науке и каждой сфере человеческой деятельности она трактуется по-разному.

В информационно-коммуникационных системах интерактивность понимается как способность системы адекватно реагировать на действия пользователя, проявлять активность, включать его в процесс взаимодействия. В системах программирования интерактивность характеризуется возможностью внесения изменений в готовую работающую программу.

Пожалуй, один из ярких примеров, наглядно иллюстрирующих свойство интерактивности в информационно-коммуникационных технологиях – интерактивная анимация. Просматривая обычный «мультик», его можно лишь включать и выключать, останавливать кадр, изменять скорость, регулировать звук. В интерактивной анимации мы можем, например, увеличивать отдельные элементы анимированной картинки, получать их текстовые описания по наведению или клику мыши на определённую область анимации, можем запустить вращение объекта его для обзора со всех сторон или можем поворачивать мышью, выбирая тот или иной ракурс. Иначе говоря, в интерактивной анимации картинка не просто изменяется, её приводят в движение действия пользователя.

Источник

Интерактивность

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.
Читайте также:  Способ оплаты с карты втб

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Используется в областях: теория информации, информатика и программирование, системы телекоммуникаций, социология, промышленный дизайн и других.

В настоящее время среди специалистов перечисленных областей отсутствует конкретное устоявшееся определение значения этого термина. Тем не менее этот термин, обобщенно, можно определить так:
Интерактивность — это принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, при помощи которых происходит взаимодействие с другой системой/человеком (пользователем).

Содержание

Степень взаимодействия

Природа взаимодействия состоит в отражении экстраверсных трансляций реакции (информационного отклика интернально структурной инерции) контрагента на системно-детерминированные вызовы (экстремизм, агрессия, интервенция) агентов среды, воспринимаемой в свою очередь сообщениями соответствующих свойств.

Сущности взаимодействуют путем передачи какой-либо информации.

С точки зрения степени взаимодействи под интерактивностью можно рассматривать следующие случаи (уровни):

  • линейное взаимодействие (1:), или отсутствие интерактивности, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
  • реактивное взаимодействие (1:1), когда сообщение связано только с одним немедленно предыдущим сообщением;
  • множественное или диалоговое взаимодействие (1:m), когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними.

Иногда интерактивность в данной серии коммуникационного взаимодействия определяется как выражение степени, в которой третье по порядку (или позднее) сообщение, связано с уровнем взаимодействия предыдущего информационного обмена (сообщений) с еще более ранними обменами (сообщениями).

Интерактивность аналогична степени отклика, и исследуется как процесс коммуникации, в котором каждое сообщение связано с предыдущими сообщениями, и с отношением этих сообщений к сообщениям, предшествующим им.

В информационных системах

Интерактивность — это способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Говорят, что система «умная», то есть обладает каким-то интеллектом.

В данном смысле, возможность позвонить или отправить SMS в какую-либо телевизионную программу во время эфира еще не есть интерактивность. Хотя, если вся информация, полученная от телезрителей или пользователей, будет определенным образом обрабатываться, освещаться в эфире в текущем времени (или с небольшой задержкой), и на ее основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной (в общем — квазиинтерактивной).

В Интернете одним из участников взаимодействия является, безусловно, человек. Для того же, чтобы говорить о другом субъекте, следует выделить цели, преследуемые человеком в Интернете:

  • получение информации;
  • общение с другими людьми.

Взаимодействие может осуществляться с:

  • ресурсом Интернета;
  • другим человеком, с которым данный пользователь осуществляет общение посредством служб Интернета (электронная почта, ICQ, web-форум и пр.).

В системах программирования

В традиционных системах программирования интерактивность принципиально ограничена этапом трансляции, который отделяет внесение изменений от их тестирования.

В интерактивных системах отдельного этапа трансляции нет; приложение состоит из одних и тех же объектов и во время разработки, и во время исполнения. Мало того, отсутствие разбиения на инструментальную и исполнительную среды позволяет использовать одни и те же средства и во время разработки, и во время исполнения, поэтому можно изменять работающее приложение и немедленно видеть результат этого изменения.

Интерактивная анимация реализуется только с помощью программирования.

Уровень интерактивности — комплексное понятие, включающее в себя «сложность» модели, количество физических параметров, заложенных в модель, количество вариантов сборки модели, и т. д.

По уровню интерактивности можно привести несколько примеров анимации.

Простейший пример: проигрывание анимации по нажатию на «горячую» зону — принцип, часто используемый в детских образовательных играх и учебниках.

Физическая модель объекта — наиболее сложный вид анимации, при котором система позволяет пользователю изменять те или иные параметры. При этом меняется поведение системы.

Само понятие интерактивной анимации используется очень часто для обозначения совершенно различных вещей.

Рассмотрим обычную компьютерную анимацию. Трехмерная анимация сейчас является пригодным инструментом для предоставления различной информации. На протяжении последних 20 лет создано множество различных инструментов для создания анимации. Большинство из них придерживается следующих правил:

  • Аниматор определяет позиции объектов в виртуальном мире в конкретные промежутки времени.
  • Соответствующее ПО рассчитывает промежуточные положения.

В рекламе

Интерактивность сейчас широко используется в рекламной деятельности [1] В США разработана реклама с возможностью интерактивного взаимодействия — технология Just Touch, на основе Touch screen-а — специальный сенсорный пульт имеет возможность реагировать на движение рук и прикосновение к экрану при выборе нужного товара (у вас сохраняется возможность найти конкретные модели или бренды, но при этом вы можете просмотреть и все похожие товары).

Читайте также:  Способ применения уксуса для волос ив роше

Источник

Интерактивная сторона общения: понятие, примеры из жизни, виды

С точки зрения психологии, общение — это сложный процесс, в рамках которого можно выделить 3 аспекта, или, как их называют, 3 стороны общения:

  • Коммуникативная. Это обмен информацией, фактами, точками зрения и суждениями, осуществляемый посредством устной и письменной речи, жестов, знаков и прочих механизмов общения.
  • Перцептивная. На этом уровне у людей формируется восприятие друг друга на основе особенностей поведения и общения. Большое значение имеет внешность собеседника, привлекательность и солидность, мимика и жесты.
  • Интерактивная. Это различные формы взаимодействия между людьми, возникающие в процессе осуществления ими совместной деятельности.

Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой интерактивная сторона общения. Мы рассмотрим её структуру и основные принципы, выясним, какие разновидности взаимодействия к ней относятся, а также рассмотрим основные факторы, которые оказывают на неё влияние.

Что такое интерактивная сторона общения?

Интерактивная сторона общения – это условная группа элементов общения, включающая в себя различные формы взаимодействия индивидов между собой при осуществлении ими совместной деятельности. То есть, сюда входят различные действия, которыми они оказывают влияние друг на друга, но не входит обмен информацией или эмоциями.

Структура интерактивной стороны общения включает следующие элементы:

  • субъекты взаимодействия – индивиды, участвующие в процессе;
  • взаимосвязь – отношения, которыми субъекты связаны между собой;
  • взаимодействие – влияние, которое субъекты оказывают друг на друга;
  • следствие – последствия взаимодействия для каждого из субъектов.

Одним из самых известных исследователей интерактивной стороны взаимодействия является американский психолог Герберт Мид – создатель концепции символического интеракционизма. Ему принадлежит утверждение, что человек эффективнее всего развивается и узнаёт себя благодаря взаимодействию с окружающими при совместной деятельности.

Герберт Мид считал, что лучше всего реализовать свой потенциал к развитию человек может только при активном взаимодействии с теми, у кого можно чему-то научиться. Обычное же наблюдение за успешными людьми и попытки подражать им принесут гораздо меньше пользы.

Интерактивное общение играет огромную роль в процессе социализации, а также в дальнейшем развитии и реализации личности. Кроме того, именно оно способствует формированию устойчивых социальных связей. В частности, наши друзья, товарищи и приятели – это чаще всего те люди, с которыми мы сблизились, занимаясь какой-то совместной деятельностью.

Примеры из жизни

Чтобы полностью разобраться с интерактивной стороной общения, рассмотрим несколько ситуаций, возникающих в обычной жизни, и выделим в них интерактивную сторону общения.

В качестве примера рассмотрим общение с продавцом в магазине. Сначала вы здороваетесь и улыбаетесь друг другу – это перцептивная сторона, во время которой вы настраиваетесь на общение, обмениваясь эмоциями. Далее вы перечисляете товары, а продавец называет итоговую стоимость – это коммуникативная часть. После этого вы расплачиваетесь, а продавец отдаёт вам товары и помогает сложить их в пакет – это интерактивная сторона вашего взаимодействия.

Возьмём и другой пример — мужчина собирается на свидание. Когда он встречается с девушкой, улыбается ей при встрече — это перцептивная сторона. Когда мужчина с женщиной обсуждают, в какое место они сегодня пойдут — это коммуникативная сторона. Когда они катаются на каруселях, едят мороженое и стреляют в тире с пневматической винтовки — это интерактивная сторона общения.

Разновидности взаимодействий

Рассмотрим, какие виды взаимодействий могут складываться между участниками в рамках интерактивной стороны общения. Все возможные варианты взаимодействия можно разбить на две категории:

  • Кооперация. Это согласованные действия двух или более субъектов, направленные на достижение результата, выгодного всем сторонам.
  • Конкуренция. Это взаимодействие, строящееся на противостоянии, в котором каждый субъект стремится достичь результата, выгодного ему, но не выгодного остальным.

Кроме того, психологи выделяют несколько стратегий взаимодействия:

  • Сотрудничество. Это чистое проявление кооперации. Все участники взаимодействия стремятся к одной цели, поэтому их действия направлены на достижение взаимовыгодного результата.
  • Противодействие. Это чистое проявление конкуренции. Каждый участник ориентируется исключительно на свои цели и не учитывает интересов других субъектов. Соответственно, его действия выгодны ему самому, но невыгодны для остальных.
  • Компромисс. Такая стратегия подразумевает, что цели субъектов изначально разные, но они согласны действовать сообща для частичного (и условно равного) удовлетворения интересов всех участников.
  • Уступчивость. Эта стратегия подразумевает, что один участник жертвует своими интересами, чтобы помочь партнёру в достижении его целей.
  • Избегание. Данная стратегия состоит в том, что один участник саботирует взаимодействие и жертвует своими интересами только ради того, чтобы помешать другому участнику достичь его целей (такие ситуации иногда описывают поговоркой «Назло маме отморожу уши»).
Читайте также:  Обязательно правовой способ защиты права собственности

Принципы интерактивного общения

Данная составляющая межличностного взаимодействия может казаться не такой важной как информационная. Однако её значение нельзя недооценивать. В частности, именно благодаря ей в первую очередь происходит социализация личности, а также её дальнейшее развитие и совершенствование.

Интерактивная сторона общения подчиняется таким принципам как:

  • наличие целей и мотивов для взаимодействия;
  • наличие необходимого пространства и времени;
  • координация действий;
  • согласование неких правил поведения;
  • обмен дополнительной информацией в процессе.

Наличие этих особенностей свойственно всем видам интерактивного взаимодействия, хотя проявляться они могут по-разному.

Основные стили поведения

Американский психолог Эрик Берн, создатель транзактного анализа, выделил три основных модели поведения в интерактивном взаимодействии:

  • Взрослый. Человек, избравший данную модель, ведёт себя рассудительно, анализирует обстоятельства с помощью логики и здравого смысла, сдерживает эмоции и прочие слабости.
  • Ребёнок. Данная модель подразумевает эмоциональное, инфантильное и часто нелогичное поведение, а также импульсивные поступки под влиянием сиюминутных желаний.
  • Родитель. Человек, избравший эту модель поведения, считает, что именно он – самый умный, мудрый и ответственный субъект взаимодействия. Он ни на секунду не сомневается в своей правоте, и даже если другие участники действуют более рационально, их поведение кажется ему глупым.

Каждый человек может оказаться в любой из перечисленных ролей, что бы он ни думал сам про себя. Очевидно, что лучшим вариантом в любой ситуации является модель «взрослого», однако далеко не всем под силу всегда вести себя рационально и рассудительно. Поэтому все иногда становятся «детьми», подчиняясь сиюминутным желаниям, или «родителями», которым кажется, что именно они в этой ситуации являются самыми «взрослыми».

Роли участников в интерактивном общении

В зависимости от типа отношений можно рассматривать социальные и межличностные роли. Социальная роль – это модель поведения, которой придерживается индивид, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Межличностная роль – это модель поведения в личных отношениях (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир и прочее).

Социальные роли определяются такими факторами как:

  • социальный статус;
  • профессия или вид деятельности;
  • пол и гендер;
  • семейное положение и роль в семье (муж, жена, сын, дочь).

Межличностные роли формируются при взаимодействии с другими личностями за счёт эмоционального и интерактивного общения.

Как социальная, так и межличностная роль состоит из двух составляющих:

  • Ролевое ожидание – совокупность ситуативных ожиданий, предъявляемых к индивиду обществом, окружающими и им самим.
  • Ролевое исполнение – модель поведения, избранная для того, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

Для оптимального интерактивного взаимодействия важно, чтобы обе эти составляющих были максимально согласованы между собой. Иначе взаимодействие может перейти в конфликт, который будет очень сложно прекратить.

Конфликт

Конфликт – это отдельная и очень обширная форма интерактивного взаимодействия между людьми. Определяется он наличием противоположных стремлений и целей у участников. С точки зрения психологии, конфликт состоит из таких элементов как:

  • конфликтная ситуация;
  • позиции участников;
  • оппоненты (участники с противоположными позициями);
  • объект (то, вокруг чего строится конфликт);
  • инцидент (событие, послужившее поводом);
  • развитие;
  • разрешение.

Все варианты поведения, которые может избрать каждая из сторон конфликта, можно отнести к одной из пяти моделей:

  • Конкуренция (противостояние). Это активное отстаивание своих интересов с использованием всех доступных рычагов влияния. Участник при этом занимает жёсткую позицию по отношению к конкурентам, тем самым признавая, что это не просто диалог, а настоящий конфликт.
  • Уклонение (отмалчивание). Если участник конфликта не настроен на примирение, но и не особо желает участвовать в борьбе, он старается «отойти в сторону». При этом он не отрицает наличия конфликтной ситуации, но показательно демонстрирует равнодушие к объекту конфликта.
  • Приспособление. Эта модель подразумевает, что участник конфликтной ситуации стремится сохранить хорошие отношения с оппонентом, поэтому аккуратно отстаивает свою точку зрения и легче идёт на уступки.
  • Сотрудничество (готовность к диалогу). Иногда участник конфликтной ситуации может изначально стремиться к компромиссу, поэтому охотно обменивается мнениями с оппонентом и делает всё для нахождения решения, выгодного всем сторонам.
  • Компромисс. Данная модель подразумевает совместные действия, направленные на достижение результата, который устроит каждую из сторон (хотя и не будет восприниматься как идеальный).

Источник

Оцените статью
Разные способы