- Интенсификация обучения
- Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся
- Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития
- Готовые работы на аналогичную тему
- Интенсификация процесса обучения дидактическими методами
- Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения
- Интенсификация процесса обучения
- Понятие и сущность интенсификации обучения
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные направления интенсификации обучения
Интенсификация обучения
Интенсификация обучения.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.
Для успешной интенсификации учебного процесса следует разрабатывать и внедрять научно обоснованные методы руководства познавательным процессом, мобилизующие творческий потенциал личности.
Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования:
— содержания учебного материала;
Рассмотрим вкратце параметры, способствующие оптимизации содержания учебной дисциплины. Совершенствование содержания предполагает как минимум:
— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной базовой части и дополнительной, второстепенной информации; соответствующим образом должна быть выделена основная и дополнительная литература;
— перераспределение по времени учебного материала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;
— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;
— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;
— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование нового материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;
— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.
Совершенствование методов обучения обеспечивается путем:
- широкого использования коллективных форм познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры и др.);
- выработки у преподавателя соответствующих навыков организации управления коллективной учебной деятельностью студентов;
- применения различных форм и элементов проблемного обучения;
- совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;
- индивидуализации обучения при работе в студенческой группе и учет личностных характеристик при разработке индивидуальных заданий и выборе форм общения;
- стремления к результативности обучения и равномерному продвижению всех обучаемых в процессе познания независимо от исходного уровня их знаний и индивидуальны); способностей;
- знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;
- применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.
Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной деятельности. Процессы интенсификации базируются на взаимодействии индивидуально-психологических и коллективно-психологических факторов в учебной деятельности.
Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения
Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, т.е. по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или менее самостоятельно. Правильное соотношение деятельности и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преимущества индивидуально-групповой формы обучения особенно наглядно проявляются при умело разработанной методике интенсивного обучения иностранному языку с использованием игровых ситуаций и ролевых игр.
При групповом интенсивном обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель — учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и межличностного взаимодействия через обучение. Межличностный контекст порождает в группе особую ауру, которую А.С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зависимости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.
Учебную группу следует, прежде всего, рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной деятельностью, а процессы общения в группе во время занятий — как процессы, формирующие межличностные отношения в этом творческом коллективе.
При интенсивном групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию за счет включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.
При организации коллективной работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию новых знаний была по-настоящему продуктивной, нужно предложить учащимся совместную деятельность — интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.
К понятию «интенсификация обучения» примыкает понятие «активизация обучения». Под активизацией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формировании умений, навыков их практическом применении, а также формировании способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения.
Одним из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту, является проблемное обучение.
Источник
Дидактические приемы интенсификации процесса обучения учащихся
Вы будете перенаправлены на Автор24
Интенсификация процесса обучения: понятие и пути развития
Интенсификация процесса обучения – это применение современных технологий и новых подходов в организации учебно-воспитательной работы, способствующих повышению эффективности образования и достижению его целей и задач.
Интенсификация процесса обучения ориентирована на ускорение учебного процесса, что обусловлено быстрыми темпами социально-экономического развития общества, его информатизацией и научно-техническим прогрессом.
Интенсификация образовательного процесса реализуется двумя основными путями:
- Поиск способов сокращения разрыва между уровнем развития общества, его прогрессированием и содержанием образовательных программ. Развитие по этому пути требует принятие конкретного стандарта, способствующего уплотнению программы прохождения занятий в различных образовательных заведениях.
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса: пересмотр его методик и подходов, изменение содержания, использование новых методов и приемов в реализации различных направлений учебно-воспитательной работы.
Интенсификация образовательного процесса реализуется поэтапно. Она имеет конкретное целевое назначение, ориентированное на создание условий на каждом уровне системы образования для подготовки учащихся к дальнейшей ступени обучения и к уровню профессиональной подготовки по избранному направлению.
Интенсификация образования положительно влияет на развитие образовательной системы в целом. Она позволяет перестроить процесс обучения с формальной его организации к творческой ориентации.
Интенсификация процесса обучения реализуется по следующим направлениям:
- Ориентация учебного процесса на развитие у учащихся активной жизненной позиции, реализации творческого потенциала личности, развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными ресурсами.
- Исследование потенциала интеллектуального развития учащихся и определение способов его активизации и развития.
- Разработка фундаментальных основ построения индивидуально ориентированного обучения.
- Разработка психологических основ построения группового интенсифицированного обучения в образовательных заведениях.
- Расширение мотивации учебной деятельности учащихся.
- Применение активных методов и форм организации обучения.
- Использование в образовательном процессе современных технологических средств и ресурсов.
- Расширение информативного объема содержания образовательной программы.
Готовые работы на аналогичную тему
Интенсификация процесса обучения дидактическими методами
Интенсифицировать процесс обучения т.е. сделать его более качественным и производительным, ориентированным на достижение целей и задач обучения максимально быстрыми темпами с минимальными ресурсными затратами, можно посредством применения более эффективных методов в учебно-воспитательной работе. Такие методы должны отвечать современному этапу развития общества, его потребностям, научно-техническому развитию, прогрессивным технологиям.
Важное значение в развитии интенсификации процесса обучения имеет применение дидактических приемов. К наиболее распространенным относятся следующие:
- Освоение больших объемов учебной информации;
- Эмоциональное насыщение учебной программы;
- Двуплановая направленность форм психической работы с учащимися;
- Применение игровых ситуаций в учебном процессе;
- Применение коллективной познавательной работы: создание проектов, деловые, ролевые игры;
- Использование направлений и форм организации проблемного обучения;
- Творческие приемы обручения, ориентированные на развитие творческого потенциала и креативного мышления учащихся;
- Личностно-ориентированный подход в обучении;
- Последовательная работа над достижением равномерного развития всех учащихся, независимо от их исходного уровня развития;
- Использование интерактивных средств обучения.
К основным дидактическим методикам, позволяющим реализовать интенсификацию процесса обучения относятся следующие:
- Деловые игры.
- Метод проектов.
- Дифференцированное обучение.
- Обучение в сотрудничестве.
- Метод «портфеля учащегося».
Деловая игра как средство интенсификации процесса обучения
Применение дидактических игр в учебно-воспитательной работе имеет важный обучающий эффект. Игровая деятельность помогает развитию мотивации к познанию, снятию психологического напряжения учащихся и продуктивности усвоения образовательной программы.
Деловая игра – это метод имитации конкретной профессиональной роли или выполнения специальных действий учащимся для развития конкретного навыка, получения представления о том или ином виде деятельности.
Использование деловых игр позволяет:
- Сократить временные ресурсы освоение конкретной темы, курса или программы обучения в целом;
- Максимальному вовлечению учащихся в познавательную работу;
- Сокращению материальных затрат на организацию учебного процесса;
- Развивать целеустремленность и настойчивость;
- Развивать навыки предусмотрительности;
- Активизирует мыслительную работу, развивая логику и гибкость мышления;
- Развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
- Развивать воображения и повышать инициативу;
- Развивать практические навыки в различных направлениях деятельности.
Использование деловых игр в учебном процессе хорошо тем, что они требуют проявления активности каждым участником игры и снимают разнообразные эмоциональные барьеры и психический дисбаланс, возникающий у учащихся в ходе учебного процесса.
Деловые игры помогают в ускоренном получении практических навыков. Тот опыт, который можно копить годами, можно получить в игре за более короткий временной промежуток – неделя, месяц.
Кроме того, игровая ситуация устроена таким образом, что она позволяет рассмотреть эффективность того или иного решения и изменить его в случае его неверности, отрицательного воздействия и т.д.
Источник
Интенсификация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность интенсификации обучения
Интенсификация обучения – это один из способов построения обучающей системы, основанный на применении внутренних ресурсов, помогающих повысить качество и эффективность образования.
В процессе интенсификации обучения происходит активное внедрение новых технологий, форм, приемов, методов и средств в учебно-воспитательный процесс. Обучение становится многофакторным и многоуровневым. Это обеспечивает переход системы образования на новый уровень:
- происходит расширение ее функциональной роли;
- удовлетворяется больший спектр образовательных проблем;
- появляются возможности для оптимального и более полного решения всех поставленных задач обучения;
- изменяются принципы организации процесса обучения и реализация его гуманистической направленности;
- регионализация и демократизация становятся ведущими образовательными принципами, играющими мотивирующую роль в развитии системы образования;
- учебное время используется более целесообразно и рационально;
- функции всех субъектов образовательной системы расширяются и активизируются;
- познавательный процесс, заинтересованность в познании стимулируется, познание становится более энергичным и напряженным.
По своей сути, интенсификация процесса обучения является направлением, применяемым для увеличения производительности труда и повышения качества работы в образовательной сфере. Чтобы интенсификация приносила должный эффект, она должна иметь научную базу и разумное, качественное управление.
Развитие интенсификационных процессов в обучении связано с научными разработками, прогрессом, поиском и разработкой новых научных открытий, передовым опытом педагогов, как отдельных, так и различных педагогических коллективов и объединений.
Процесс интенсификации является важным и значимым для образовательной системы. Его необходимость можно отметить такими критериями:
- Социально-экономическое развитие общества и инновации во всех сферах жизнедеятельности требуют реформирования системы образования.
- Гуманитаризация, рост ее роли и значимости, занятие приоритетного положения в содержании обручения и воспитания, изменение содержания учебных программ, их числа и составных элементов, применение новых учебных программ и внедрение новых предметов в обучение требуют разработки инновационных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
- Авторитарная позиция педагогов в отношении выбора программ обучения, учебных пособий, способов и средств преподнесения учебного материала, расширение исследовательских направлений деятельности и активная экспериментальная деятельность.
- Переход к рыночной экономике, ее непрерывное развитие требует соответствия учебных заведений рыночным требованиям, конкурентоспособности, как на внутреннем рынке, так и на мировом уровне.
Готовые работы на аналогичную тему
Основные направления интенсификации обучения
Процесс интенсификации предполагает разработку и практическую реализацию приемов и методов организации, познавательного процесса, которые имеют научное обоснование. Таким образом удается реализовать процесс мобилизации творческих задатков личности и акцентировать внимание на развитии творческих направлений, а также повысить темпы обучения.
Интенсификация образовательного процесса реализуется по двум основным направлениям.
- Совершенствование содержательной стороны учебных программ. Здесь предполагается уделить внимание качеству отбора учебного материала, его подразделением на основную часть и второстепенную и соответствующий подбор учебной литературы, оптимальное временное распределение, отводимое на изучение каждой учебной программы, курса, темы, преподнесение учебного материала в рациональном дозированном виде, чтобы его усвоение было многоуровневым, поскольку процесс познания не является плоским и линейным, а представляет собой спиралевидное течение. Кроме того, учебный материал должен быть логически связанным, обладать преемственностью. Это обеспечит эффективное усвоение нового учебного материала на базе уже имеющихся знаний и навыков.
- Совершенствование методической стороны обучения. В процессе интенсификация происходит активная разработка и применение новых методов и приемов обучения, используются коллективные формы познавательной работы, внедряются дискуссии и групповая работа, диалоговое общение, ролевые и деловые игры. Активное применение находит технология проблемного обучения и индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Педагоги используют приемы и средства, помогающие активизировать творческие направления деятельности, реализовать творческий потенциал и творческое начало каждой личности. Процесс обучения нацелен в первую очередь на результативность. В этой связи, методы обучения должны помогать постепенному и сбалансированному усвоению материала, равномерному усвоению его учащимися всех уровней знания и развития, а также индивидуальных особенностей и возможностей. В процессе обучения должны быть активно применены знания и приемы современной психологии, информационные технологии.
Следует отметить, что интенсификация процесса обучения должна помочь повышению его целенаправленности и мотивированности, расширить содержательную сторону обучения, ускорить темпы учебных действий, способствовать развитию мастерства организации учебного процесса, активной разработке и внедрению новых методов и форм организации учебно-воспитательной работы.
Кроме того, важное значение в учебно-воспитательном процесс отводится применению методов контроля и оценки усвоения учебных программ, имеющихся и приобретенных знаний и навыков. Процесс контроля должен носить аналитический характер, отражая все имеющиеся пробелы в знаниях и, давая характеристику их источников и причин развития.
Источник