Интеллектуальные карты как способ познавательного развития детей дошкольного

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
консультация

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_.docx 22.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

Воспитатель: Петренко Т. А.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков.

Поэтому задача педагога не спешить давать готовые ответы, а создать условия и организовать интересную для ребенка деятельность, в ходе которой путем собственных проб и ошибок он будет находить верные решения.

Технология познавательно-исследовательской деятельности опирается на личностно-ориентированное обучение, предполагающее создание условий для формирования новых мотиваций, воспитания инициативных, активных, способных к творчеству детей.

Вы меня спросите: почему я взяла именно эту технологию? Дело в том, что, работая в детском саду, я часто наблюдаю за тем, как родители, приходя за детьми в детский сад, общаются с ними, как гуляют, как говорят: «Не трогай песок, он мокрый испачкаешься! Брось этот снег! Не смотри по сторонам, смотри под ноги!» и многое другое. Может быть мы взрослые, сами того не желая, отбиваем естественный интерес у ребенка к исследованиям? Ведь проходит время, и ему уже совершенно не интересно, почему с деревьев опадают листья, почему птицы улетают на юг, почему зимой идет снег, а летом дождь. Для того, чтобы у ребенка не погас лучик любознательности и познания важно вовремя поддержать его стремление исследовать все и вся. В этом мне помогает технология познавательно-исследовательской деятельности. Ведь эта технология отвечает и поддерживает уникальные запросы дошкольного детства, в основе которых любознательность, стремление к открытиям, жажда познания.

Целью организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт детям ощутить восторг открытия. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Учитывая требования ФГОС моя задача, как педагога — создать оптимальные условия для развития способностей каждого ребенка.

При выборе образовательной технологии, я учитывала, что в группу пришли дети с речевыми нарушениями, дети с ОВЗ. Актуальной стала проблема организации не только фронтальных занятий, но и продуктивной индивидуальной работы с особенными детьми. Особенности в развитии детей требуют от педагога специально организованной работы по развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям и требованиям социальной среды.

Одним из эффективных методов познавательно-исследовательской технологии, который облегчает процесс усвоения детьми знаний, является метод «интеллектуальных карт».

В современном мире огромный поток информации, легко ли с ним справляться?

В этом мне и моим воспитанникам помогает «интеллект – карта». Метод «интеллект-карты» основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

«Интеллект-карта» это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление. Данный метод обеспечивает высокую познавательную активность детей, способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

Метод «интеллект — карты» был создан британским ученым, психологом Т.Бьюзеном, а в мир дошкольных технологий метод «интеллект – карт» пришел благодаря кандидату педагогических наук В.М.Акименко.

Отличительным свойством методики является вовлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга (одновременное восприятие образа и цвета). Известно, что примерно до десяти лет у детей доминирует преимущественно правое полушарие, поэтому большинство дошкольников относится не к мыслительному, а к художественному типу. Именно поэтому применение метода интеллектуальных карт особенно эффективно в процессе обучения дошкольников.

В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет наиболее полно осуществлять интеграцию образовательных областей, и решать коррекционно-образовательные задачи.

Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:

Источник

Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВА
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста

Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.

Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.

Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, развивается творческое мышление. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» — «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты«.

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.

Интеллект-карта, позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное,

развивает память, мышление, воображение, способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации, позволяет получать, обобщать и проверять знания.

1. Наглядость. Вся проблема отображается компактно.

2. Привлекательность. Ик имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно.

3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета, информация отображенная в ик, легко запоминается.

4. Своевременность. ИК помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

5. Творчество. ИК стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.

6. Возможность пересмотра. Ик побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Использование ик позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи.

Повысить мотивацию, качество знаний,

Развить коммуникативные и творческие способности;

Активизировать самостоятельную деятельность;

Применение интеллект-карт в речевом развитии по направлениям.

1. Сбор материала о предмете или объекте

(создание ик в ходе обсуждения предмета или темы, выполняя данное задание пополняется активный или пассивный словарь, развивается процесс мышления

2. Закрепление и обощение материала (т. е создание обобщен. ик может быть итоговой работой по изуч. теме. Выполняя данное зад. дети развивают умение выдлить главн. мысль, припоминание изуч. или выявление уровня знаний

3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по ик. Выполняя данное задание дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными в разговоре.

Для создания интеллект-карт, существует определённый

Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Например нужно дать детям знания п теме транспорт. Сначала спрашиваем, что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ.. Составление интеллект – карты. начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово транспорт?» От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки – каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми —, поиски,цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект – карты.

Применение и составление ик проходило поэтапно.

Сначала детям был предложен образец составленной мной ик. По этой карте я сама составила рассказ. Затем предложила детям составить предложения по каждой ветке карты. Затем дети составили самостоятельно рассказ по всей карте. Составлять самостоятельно ик дети стали не большие по содержанию, которые отражают одну тему, имеющие только классификацию по каким либо направлениям. Постепенно ребята стали сооружать боле сложные и обобщенные ик.

Семья является основным источником воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения ик я приобщаю и родителей., для них был организован и проведен мастер-класс по созданию интеллект-карт.И он принес свои результаты: родители с детьми вместе стали сооружать и потом презентовать интересные интеллект-карты.

Опыт проведения занятий с использованием ик показал что они помогают развитию детей в достижении результатов соответствующих данному методу.

Результативность использования ик я вижу в следующем, что применение ик в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС использование ик позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод является очень эффективным так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя. В результате применения ик ребенок учится не только усваивать информацию но и оперативно с ней работать. Использование метода ик позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.

На мой взгляд, метод применения ик является достаточно результативным и я думаю что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.

Презентация «Интеллект-карт» в формировании у дошкольников представлений о культурных традициях народов Поволжья Интеллект – карт» в формировании у дошкольников представлений о культурных традициях народов Поволжья Слайд 2. В детском саду дети активно.

Метод интеллект-карт в образовательном процессе ДОО Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы — по внедрению метода интеллект-карт в образовательный процесс ДОУ. В данном материале вы познакомитесь.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя» В. А. Сухомлинский Актуальность Почему моим выбором стали здоровьесберегающие технологии?.

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Конспект открытого занятия с использованием интеллект-карт и с презентацией по сказке «Три медведя» Цель: развитие речевой активности детей посредством составления интеллект-карты. Задачи: 1. Образовательные: -закрепить знание детьми содержания.

Мастер-класс «Использование интеллект-карт в работе с детьми младшего возраста» С введением ФГОС в Дошкольном образовании возникает необходимость поиска новых средств, различных образовательных технологий и методик,.

Мастер-класс «Применение технологии В. В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста» Организационный момент: Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, мы предлагаем.

Презентация «Применение метода интеллект-карт в образовательном процессе дошкольной группы» Уважаемые коллеги! Представляю опыт работы — по применению метода интеллект-карт в образовательный процесс дошкольной группы. Интеллект-карты.

Применение современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста (Опыт работы) В современном обществе здоровых детей становится.

Источник

Читайте также:  Педагогические проблемы методического характера способы их решения
Оцените статью
Разные способы