Интеллектуализация как способ защиты

Интеллектуализация в психологии: примеры и механизм работы

Психологи заметили, что поведение людей, которые защищают себя от душевной боли или других неприятных переживаний, различно. Кто-то не признает факт трудной ситуации, а кто-то хладнокровно рассуждает о ней. Так в психологии появилось понятие «механизмы психологической защиты». В статье мы кратко рассмотрим основные их виды и разберемся, что такое интеллектуализация в психологии: примеры и описание этого механизма.

Механизмы психологической защиты личности

В 1894 году данный термин ввел Зигмунд Фрейд. Первое упоминание о психологической защите встречается в его работе «Защитные нейропсихозы». Далее понятие применялось Фрейдом в ряде других исследований, направленных на описание борьбы «Я» и болезненных мыслей и аффектов.

Психологическую защиту связывают с трансформацией системы внутренних ценностей личности, которая помогает устранить травмирующие моменты. На нашем сайте вы можете также прочитать о функциях, выгодах и недостатках психологических защит. Ниже кратко описаны самые распространённые.

Виды психологической защиты

  • отрицание– искажение мировосприятия. Человек не принимает информацию, которая его тревожит. Такой способ формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно воспринимать происходящее;
  • вытеснение – считается универсальным способом освобождения от внутреннего конфликта. Происходит за счет выключения из сознания непозволительного мотива или неприятной информации;
  • проекция – заключается в неосознанном переносе на другое лицо личных чувств, желаний и влечений. Как правило, человек не хочет себе в них признаться из-за свойственной им социальной неприемлемости;
  • идентификация – перенесение на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств, которые присущи другому человеку. В детском возрасте идентификация является простым способом овладения этическими нормами и правилами социального поведения;
  • рационализация – обманное толкование человеком своих желаний, поступков. В действительности они могут быть вызваны причинами, признание которых означало бы потерю самоуважения;
  • замещение – представляет собой смену направления действия с недосягаемого объекта на доступный. Такой прием не приводит к желаемой цели, хоть и позволяет снять напряжение за счет переноса активности в иное русло;
  • отчуждение – своеобразное обособление сознания от негативных факторов. Неприятные эмоции блокируются, стирается связь между эмоциональной окраской и событием;
  • подавление – подразумевает исключение из сознания сущности травмирующего события и эмоций. Данный механизм используется для сдерживания чувства страха, проявление которого недопустимо для позитивного самовосприятия;
  • регрессия – является своеобразным возвращением в случае проблемной ситуации к ранним или более незрелым формам поведения («я — ребенок, и вы должны мне помочь»);
  • интроекция – подразумевает символическое включение в собственный образ другого человека или объекта. Прием прямо противоположен проекции. Играет значительную роль на этапе раннего развития личности и является основой усваивания родительских ценностей и идеалов;
  • компенсация – представляет собой бессознательную попытку преодоления реальных или мнимых недостатков. Осуществляется посредством настойчивого самосовершенствования, стремления к достижению результатов;
  • реактивное образование – представляет собой процесс подмены неприемлемых для сознания побуждений, желаний и чувств. Это происходит путем вырабатывания и акцентирования внимания на противоположном отношении к ситуации или поведении.

Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты

Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.

Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).

Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).

Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.

Интеллектуализация в психологии: примеры защиты

Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:

  • в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
  • избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
  • услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.

По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов

Что такое интеллектуализация в психологии: подведем итоги

В статье мы подробно разобрали, что такое интеллектуализация в психологии: примеры ее работы, как она проявляется и к чему может приводить. Знание сути и механизмов работы этой и другой защит может помочь сохранению душевного спокойствия человека в различных дискомфортных ситуациях. Если он допускает мысль о своем несовершенстве и недостатках, то становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Каждый человек использует в своей жизни различные механизмы психологических защит. Какие-то из них более “взрослые”, зрелые и приемлимые, какие-то менее. Если вам кажется, что разобраться самостоятельно не получается и хотелось бы получить профессиональную помощь, на нашем сайте вы можете записаться на консультацию психолога. Наши специалисты обязательно вам помогут!

Источник

Интеллектуализация

Интеллектуализация – это попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись. Интеллектуализация относится к механизмам защиты психики от фрустрационных факторов, являясь более усложненной формой изоляции. Различия в данных формах таковы, что при изоляции человек вытесняет из сознательного проживания определенное чувство или их спектр, полагая, что не испытывает их, тогда как при интеллектуализации признается наличие чувств этой сферы, однако обесценивается их сила или влияние (характерны рассуждения об эмоциях отчужденно, как бы со стороны, при отсутствии погружения в проживание).

Читайте также:  Тиккурила винха способ нанесения

Такой вид защиты весьма полезен в ситуациях с избыточным эмоциональным потенциалом, позволяет сохранить логику суждений и не потеряться, например, под воздействием паники. Имея много плюсов и выглядя, как пример взрослого поведения, интеллектуализация может нести человеку неприятности в виде искажения реальности, что делают все защиты, а также провоцировать неадекватную реакцию, вследствие неполноценного проживания эмоций. Примеры интеллектуализации встречаются у личностей с шизоидной акцентуацией, являясь способом дистанцирования от потенциально болезненных переживаний.

Что такое интеллектуализация

Примеры интеллектуализации встречаются довольно обширно, могут представляться в рассуждениях человека о достоинствах и недостатках объекта любви в момент потребности выбора. Также сюда можно отнести излишнее объяснение причин своего страха, когда само чувство рассматривается как бы отдельно от человека. Если вы слышите, как человек говорит вам о своих чувствах, но при этом не замечаете интонационных и поведенческих подтверждений чувств, то, скорее всего, это именно интеллектуализация. Например, услышав «ты меня злишь» произнесенное абсолютно холодным голосом или «я боюсь» от человека, продолжающего пить чай – не стоит сразу не верить им, возможно, сработала защита интеллектуализации и они действительно испытывают данные эмоции, но в столь сильном или критичном количестве, что не способны это выдерживать осознанно. В такие моменты часть проживания эмоций прячется, но их присутствие признается, человек выглядит несколько отмороженным, но контактным, в отличие от защитного механизма изоляции, которая включается при сильной травматизации.

Интеллектуализация противоположна аффектированию и сопоставима с рационализацией.

В психологии интеллектуализация является реакцией избегания эмоциональных переживаний, при фактическом признании наличия этих переживаний. Помогая человеку справляться с эмоционально перенасыщенными ситуациями, интеллектуализация создает проблемы в межличностном взаимодействии, обедняя разнообразие и вариативность реакций, блокируя творческое приспособление. Человек, руководствующийся в большей части этой защитой, привык все планировать и объяснять заранее, его поведение и общение лишено элемента игры, полунамека (такие формы общения как флирт и дружеские шуточные издевательства труднодоступны при тотальном заполнении реакции интеллектуализацией).

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация в психологии это излишнее использование человеком интеллектуальных ресурсов для избегания эмоциональных переживаний. Развивается такой вариант контроля эмоций в подростковом возрасте, когда в силу столкновения с травматическим опытом или разочарованием возникает потребность в сдерживании своих аффективных реакций.

Выявлены взаимосвязи развития данного психологического механизма защиты как преобладающего от личностных черт. Обычно это замкнутые люди, которым свойственная педантичность, основательность, высокий уровень самоанализа и самоконтроля, индивидуализм в принятии решений, высокая степень развития интеллектуальной сферы. При активизации этой защиты человек может лишиться способности принимать действенные решения, а только рассуждать о происходящем, усиливается социальная отстраненность (могут появиться фобии или агрессивность), возрастает уровень самообмана в целях самооправдания.

Специфическим образом происходит анализ окружающей действительности, с преувеличением значения рассудочных компонентов, при этом человек и его мир как бы расщепляется. Такое поведение имеет позитивное влияние в экстремальных ситуациях, когда необходимо собраться и сконцентрироваться, но несет ущерб общению в будничной обстановке. Если вы общаетесь с человеком, у которого превалирует интеллектуализация, то на вопрос о его чувствах к вам, вы вполне можете услышать рассуждения о том, что вы хороший человек, проявили себя как надежный попутчик или являетесь для него источником пользы. Такое общение больше напоминает собеседование или обсуждение технических моментов в работе устройства, чем эмоциональный живой обмен между людьми.

Стоит отметить, что интеллектуализация не дарует освобождение от неприятных эмоций, а просто выносит из области доступного проживаемого опыта, генерализуя ощущение беспричинной тревоги или страха.

Интеллектуализация – психологическая защита

Интеллектуализация считается защитным механизмом высшего порядка. Она имеет больше нюансов, а соответственно иногда бывает сложно уловимой, по сравнению с остальными. Возникает в подростковом возрасте, когда достаточно развиты внутренние структуры личности и начались первые столкновения в конкуренции. Укрепляется или используется ситуативно, но требует выраженного развития силы эго.

Особенность данного защитного механизма состоит в том, что даже значительные, важные и решающие моменты в судьбе такого человека воспринимаются им нейтрально. События трактуются с позиции хорошо-плохо, полезно-бесполезно, без учета желаний и чувств. Такой человек вряд ли будет биться в истерике по поводу смерти ближнего, но также он и не будет прыгать от радости рождения ребенка. Складывается ощущение, что он силен и стабилен и никакие превратности жизни не способны существенно всколыхнуть чувственную сферу, а тем более вывести в состояние аффекта. Такие люди поражают окружающих, когда выбирают себе место на кладбище, узнав, что им осталось жить пару месяцев. Или можно лицезреть интеллектуализацию среди подростков, философствующих на размытые религиозные темы или отвлеченные от их жизни концепции. Видя такие примеры поведения, мы считаем подобных людей странными, героями, отморозками – все зависит от контекста, но мы никогда не воспримем их как среднестатистического. Но в обоих приведенных примерах люди отделяются от собственных переживаний, в первом варианте от страха смерти, во втором от нахлынувших эмоций подросткового возраста, обусловленных гормональными изменениями, с которыми еще не понятно как справляться.

Для успешной работы при столкновении с интеллектуализацией следует обнаружить причину излишней эмоциональной переполненности и снизить поток стимулов, которые порождают непереносимую лавину чувств или же постараться обеспечить такие психотерапевтические условия, где человек сможет встретиться со своими переживаниями в полном объеме. Поскольку наиболее распространенными чувствами вызывающими интеллектуализацию являются чувства стыда или вины, то основная работа терапевта будет заключаться в обеспечении безоценочного принятия и восстановления корректного внутреннего образа человека.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Читайте также:  Непрерывный способ ликвидации гнвп

Источник

Интеллектуализация как защитный механизм психики.

Механизмы психологической защиты личности

В 1894 году данный термин ввел Зигмунд Фрейд. Первое упоминание о психологической защите встречается в его работе «Защитные нейропсихозы». Далее понятие применялось Фрейдом в ряде других исследований, направленных на описание борьбы «Я» и болезненных мыслей и аффектов.

Психологическую защиту связывают с трансформацией системы внутренних ценностей личности, которая помогает устранить травмирующие моменты. На нашем сайте вы можете также прочитать о функциях, выгодах и недостатках психологических защит. Ниже кратко описаны самые распространённые.

Виды психологической защиты

  • отрицание– искажение мировосприятия. Человек не принимает информацию, которая его тревожит. Такой способ формируется еще в детском возрасте и часто не позволяет людям адекватно воспринимать происходящее;
  • вытеснение – считается универсальным способом освобождения от внутреннего конфликта. Происходит за счет выключения из сознания непозволительного мотива или неприятной информации;
  • проекция – заключается в неосознанном переносе на другое лицо личных чувств, желаний и влечений. Как правило, человек не хочет себе в них признаться из-за свойственной им социальной неприемлемости;
  • идентификация – перенесение на себя желаемых, но недоступных чувств и качеств, которые присущи другому человеку. В детском возрасте идентификация является простым способом овладения этическими нормами и правилами социального поведения;
  • рационализация – обманное толкование человеком своих желаний, поступков. В действительности они могут быть вызваны причинами, признание которых означало бы потерю самоуважения;
  • замещение – представляет собой смену направления действия с недосягаемого объекта на доступный. Такой прием не приводит к желаемой цели, хоть и позволяет снять напряжение за счет переноса активности в иное русло;
  • отчуждение – своеобразное обособление сознания от негативных факторов. Неприятные эмоции блокируются, стирается связь между эмоциональной окраской и событием;
  • подавление – подразумевает исключение из сознания сущности травмирующего события и эмоций. Данный механизм используется для сдерживания чувства страха, проявление которого недопустимо для позитивного самовосприятия;
  • регрессия – является своеобразным возвращением в случае проблемной ситуации к ранним или более незрелым формам поведения («я — ребенок, и вы должны мне помочь»);
  • интроекция – подразумевает символическое включение в собственный образ другого человека или объекта. Прием прямо противоположен проекции. Играет значительную роль на этапе раннего развития личности и является основой усваивания родительских ценностей и идеалов;
  • компенсация – представляет собой бессознательную попытку преодоления реальных или мнимых недостатков. Осуществляется посредством настойчивого самосовершенствования, стремления к достижению результатов;
  • реактивное образование – представляет собой процесс подмены неприемлемых для сознания побуждений, желаний и чувств. Это происходит путем вырабатывания и акцентирования внимания на противоположном отношении к ситуации или поведении.

Интеллектуализация

Интеллектуализация — процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Этот термин чаще всего употребляется в отрицательном смысле: он обозначает главным образом преобладание в психоаналитическом курсе абстрактного умствования над проявлением и признанием аффектов и фантазий.

Термин «интеллектуализация» у Фрейда не встречается, а в психоаналитической литературе в целом это понятие не получило сколько-нибудь существенного теоретического развития. Одна из наиболее ясных его трактовок принадлежит Анне Фрейд; она трактовала интеллектуализацию у подростка как защитный механизм, доводящий до крайности тот нормальный процесс, в ходе которого Я стремится «овладеть влечениями, связывая их с теми или иными мыслями и сознательно играя ими»; согласно Анне Фрейд, интеллектуализация — это «одно из наиболее общих, древних и необходимых приобретений человеческого Я».

Этот термин чаще всего обозначает сопротивление процессу лечения. Это сопротивление может быть более или менее явным, но всегда оказывается способом уклониться от выполнения основного правила.

Термин «интеллектуализация» требует следующих уточняющих оговорок:

1) Не всегда легко отделить этот способ сопротивления от необходимого и плодотворного этапа, во время которого субъект пытается сформилировать и принять уже сделанные открытия, уже предложенные истолкования;

2) Термин «интеллектуализация» соотнесен с оппозицией интеллектуального и аффективного, унаследованной из психологии «способностей». Критика интеллектуализации можзет привести к преувеличению роли «аффективных переживаний» в психоанализе, к путанице между психоаналитическим и катартическим методом. Фенихель показывает четкую противоположность этих двух способов сопротивления: «В одном случае пациент всегда рассуждает разумно и отказывается иметь дело с особой логикой эмоций; в другом случае пациент непрестанно погружается в смутный мир эмоций, не будучи в состоянии от них освободиться.»

Интеллектуализацию можно сопоставить с другими механизмами, описанными в психоанализе, прежде всего — с рационализацией. Одна из главных целей интеллектуализации — отстранение от аффектов, их нейтрализация. Рационализация предполагает иное — она не требует последовательно избегать аффектов, но приписывает им скорее «вероятностные», нежели истинные, побуждения, дает им обоснования рационального или идеального порядка (например, садистское поведение во время войны может обосновываться ситуацией борьбы, любовью к родине и пр.).

Услуги психолога, психотерапевта — психолог в Москве.

Интеллектуализация: как работает этот механизм психологической защиты

Интеллектуализация в психологии – попытка бессознательно уйти от чувств, абстрагировавшись от фрустрационных факторов. Данный механизм психологической защиты считается более сложной формой изоляции. Различие заключается в том, что человек признает наличие определенных чувств, однако обесценивает их силу или влияние.

Интеллектуализация очень полезна в случае с излишним эмоциональным потенциалом. Она позволяет сохранять логику соображений и не потеряться (например, под воздействием паники).

Чтобы устранить эмоциональные переживания, человек прибегает к помощи интеллектуальных ресурсов. Таким образом он заменяет переживание эмоции размышлением о ней и анализом (например, вместо настоящей любви – беседы о любви).

Другими словами, происходит нейтрализация чувств. Нередко человек с помощью подобного приема стремится оправдать свой «побег» от реальности.

Интеллектуализация в психологии: примеры защиты

Примеры реализации данного механизма наблюдаются в нашей жизни очень часто:

  • в рассуждениях о достоинствах и недостатках объекта любви в момент необходимости выбора;
  • избыточное разъяснение причин страха. При этом непосредственно чувство анализируется как бы отдельно от человека. Он может говорить вам о своих эмоциях без каких-либо интонационных и поведенческих подтверждений;
  • услышав от собеседника «я сержусь», произнесенное совершенно спокойным тоном, или «мне страшно» от человека, который продолжает пить чай, знайте – сработала психологическая защита интеллектуализация.
Читайте также:  Способы искусственного питания таблица

По сути, и мы с вами в этот момент пользуемся интеллектуализацией – пытаемся рассказать важную информацию сдержанным языком психологических терминов

Что такое интеллектуализация?

Интеллектуализация – психологическая защита, когда человек пытается отгородиться от переживаний путем абстрагирования от них. При изоляции человек просто пытается не чувствовать те эмоции, которые в нем возникают, а при интеллектуализации человек испытывает эмоции, просто пытается их обесценить, сделать менее значимыми, снизить их силу. Это он делает путем того, что начинает рассуждать о своих чувствах, о причинах их возникновения, как они протекают.

Ярким примером является то, что люди зачастую говорят и обсуждают любовь, но так ее никогда не испытывают. Человек может избегать любви путем того, что будет ее анализировать, искать четкое определенное данному чувству, а не просто испытывать ее.

С одной стороны интеллектуализация полезна, поскольку позволяет человеку снизить внутреннее напряжение, позволить более спокойно оценить ситуацию. С другой стороны, когда возникает явный перекос в сторону интеллектуализации, тогда искажается реальное видение ситуации. В принципе все виды психологических защит направлены на то, чтобы исказить реальность, что и позволит человеку более спокойно на нее реагировать.

Почему проблемы часто не решаются, а тянутся месяцами и даже годами? Человек все чаще не решает свои проблемы, а пытается от них убежать, передать на волю другим людям или сделать вид, что ничего не происходит. Но как показывает жизнь, даже такие уловки не действуют, и человек как сталкивался с проблемами, так и продолжает с ними сталкиваться.

Чтобы решить проблему, нужно перестать о ней думать, как о проблеме, необходимо перевести ее в задачу. Другими словами, вы прекращаете жаловаться и обсуждать то, что случилось, а задаетесь вопросом: «Что мне с этим делать дальше?». Что вы хотите получить по итогам выхода из ситуации? Как вы должны действовать, чтобы решить проблему? Именно такие вопросы нужно обдумывать. Но многие люди не решают задачи, а обсуждают проблемы, не желая их решать.

Чтобы перевести проблему в задачу, нужно ее обесценить. Вспомните, как раздраженно и поглощенно эмоциями и чувствами вы себя ведете, находясь в какой-то проблеме. Вас все раздражает, вы злитесь, обижаетесь и т. д. В этот момент вы полностью погружены в неприятную ситуацию. Но невозможно искать выход из ситуации, пока вы в ней находитесь. Пока чувствами и эмоциями вы погружены в проблему, вы не можете ее решить. Но стоит вам обесценить ситуацию, то есть прекратить о ней думать, как о ситуации, которая вас чем-то цепляет, раздражает, обижает, вы тут же успокаиваетесь, выходите из нее и можете найти решение проблемы.

Обесценьте неприятную ситуацию, то есть сделайте ее фактом, событием, которое вас не тревожит, не беспокоит, не задевает ваши чувства. Да, было. Да, произошло. Что ж, теперь надо думать, что делать дальше и к какому результату идти по выходу из этой ситуации.

Люди не могут решить своих проблем, потому что они в них находятся чувствами и эмоциями. Они раз за разом вспоминают, что неприятного с ними случилось, как они себя чувствовали, что переживали. Но стоит из этого события сделать факт, который произошел с вами, но ничего в нем особенного для вас нет, как тут же вы успокаиваетесь и даже находите выходы из проблемы. Застревают люди в своих проблемах, потому что раз за разом вспоминают о своих чувствах и переживаниях, которые они испытывали при этом. Но как только человек перестает вспоминать о своих эмоциях, а просто смотрит на случившееся как на факт, событие, которое нужно как-то решить, тут же проблема превращается в задачу. Обесценьте неприятную ситуацию или проблему, и тогда вы найдете выход из нее.

  1. Человек оценивает достоинства и недостатки партнера, находясь в состоянии выбора.
  2. Человек рассуждает о страхе, который якобы испытывает.

Интеллектуализация проявляется в спокойном и безинтонационном рассуждении человека о своих чувствах. Если вы видите, что человек говорит о своей любви, при этом спокойно попивает кофе, или говорит о своем страхе, при этом спокойно клацая по своему телефону, тогда можно говорить об интеллектуализации.

Интеллектуализация сравнима с рационализацией (когда человек пытается логически объяснить какое-то явление) и противоположна аффектированию (бесконтрольному переживанию эмоций и их ярким проявлением).

Интеллектуализация – психологический вид защиты, когда человек фактически признает свои чувства, но не переживает их, а будто отдаляется, смотрит на них со стороны. В данном случае происходит искажение реальности, когда человек не в порой мере проявляет свои чувства, что искажает его реакцию на происходящее и приводит к неадекватному поведению.

Что такое интеллектуализация в психологии: подведем итоги

В статье мы подробно разобрали, что такое интеллектуализация в психологии: примеры ее работы, как она проявляется и к чему может приводить. Знание сути и механизмов работы этой и другой защит может помочь сохранению душевного спокойствия человека в различных дискомфортных ситуациях. Если он допускает мысль о своем несовершенстве и недостатках, то становится на путь преодоления возникающих противоречий.

Каждый человек использует в своей жизни различные механизмы психологических защит. Какие-то из них более “взрослые”, зрелые и приемлимые, какие-то менее. Если вам кажется, что разобраться самостоятельно не получается и хотелось бы получить профессиональную помощь, на нашем сайте вы можете записаться на консультацию психолога. Наши специалисты обязательно вам помогут!

Источник

Оцените статью
Разные способы