Интеллект способы оценки интеллекта

Интеллект. Структура интеллекта. Оценка интеллекта

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: «способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».

  1. Педагогическая трактовка: «способность к обучению, обучаемость».
  2. Структурный подход: интеллект, как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подхода, интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос.

Интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; интеллект не включает в свою структуру интеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некоего общего фактора, общей способности. Таким образом, он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. Каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде.

Для оценки и диагностики генерального фактора интеллекта применяют скоростные интеллектуальные тесты Айзенка, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, тесты интеллекта Кеттела.

С помощью статистических факторных методов исследовались различные стороны общего интеллекта, которые обозначаются первичными умственными потенциями. Выделяют семь таких потенций:

  1. Счетную способность (способность оперировать числами и выполнять арифметические действия).
  2. Вербальную (словесную) гибкость (легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова).
  3. Вербальное восприятие (способность понимать устную и письменную речь).
  4. Пространственную ориентацию (способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве).
  5. Память.
  6. Способность к рассуждению.
  7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Выделяют 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Существует точка зрения, согласно которой у человека уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно, к двадцати годам этот интеллект достигает наибольшего рассвета. С другой стороны формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии (болезнь Дауна, сопровождаемая нарушением умственного развития ребенка, вызывается: а) наличием лишней третьей хромосомы из 21-ой пары хромосом; б) пожилым возрастом родителей, неполноценным питанием и определенными заболеваниями матери во время беременности. Недостаток йода в рационе питания матери может обусловливать кретинизм ребенка, или, если мать в начале беременности заболевает краснухой, это приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций ребенка. Злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином, употребление алкоголя и курения может привести к значительной задержке умственного развития ребенка). Но, с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что необходимые ему для выживания формы интеллектуального поведения смогут развиваться и совершенствоваться лишь при контакте с той средой, с которой он будет взаимодействовать всю жизнь.

Источник

Тесты интеллекта (зарубежные и отечественные)

Тесты интеллекта (лат. intellects — понимание, познание) — тесты общих способностей.

Представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Предназначены для измерения уровня интеллектуального развития. Т. и. являются одними из наиболее распространенных в психодиагностике.

Проявления интеллекта многообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения. Этим общим является активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира.

Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Это нашло свое отражение в многочисленных тестах для оценки различных интеллектуальных функций (тесты логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, арифметические, пространственной визуализации и т. д.).

Читайте также:  Механический ударный способ бурения

Этот эмпирически образовавшийся ряд тестов («очищенных» от измеряющих мышечную силу, остроту слуха и зрения, время реакции и других переменных) достаточно четко отграничен от других методик измерения индивидуально-психологических особенностей — тестов личности, направленных на изучение интересов, эмоций, а также особенностей поведения в определенных социальных ситуациях.

Первые Т. и. были созданы Ф. Гальтоном, стремившимся охватить «измерением и числом операции ума» (1879). Ему же принадлежит заслуга разработки математико-статистических методов анализа данных по индивидуальным различиям.

Заметный вклад в развитие идей Ф. Гальтона был внесен работами Дж. Кэттелла, положившими начало широкому использованию «умственных тестов». Исследованиями Дж. Кэттелла, а за ним — многих европейских психологов и клиницистов были заложены основы современных Т. и., прообразом которых является широко известная Бине — Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 г.

Мощным стимулом развития Т. и. явились предпринятые уже в начале XX в. статистические работы по природе интеллекта, целью которых являлось установление взаимосвязей между показателями, полученными у различных обследуемых с помощью разнообразных тестов (Ч. Спирмен, 1904, 1927; Л. Тэрстоун, 1931, 1947).

Родившийся в этих исследованиях факторный анализспособствовал появлению комплексных тестовых батарей, широко используемых в современной психодиагностике (ВЕКСЛЕРА ИЗМЕРЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА ШКАЛЫ).

Полученные с помощью Т. и. результаты выражаются количественно в виде интеллекта коэффициента (IQ), на психологической интерпретации которого следует остановиться подробнее. Это необходимо потому, что за интерпретацией количественного показателя интеллекта стоят различные подходы к пониманию природы измеряемого явления.

1. Шкала умственного развития Бине-Симона.

И.К. = умственный возраст/хронологический возраст.

2. Шкала измерения интеллекта Векслера.

Адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.

Для обследования лиц старше 16 лет. Для обследования детей создан специальный вариант метода Векслера (WISC), адаптированный и стандартизованный А. Ю. Панасюком (1973).

Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик — субтестов. Все субтесты разделены на 2 группы — вербальные (6) и невербальные (5).

на общую осведомленность,

воспроизведение числовых рядов,

нахождение недостающих деталей в картине,

2. Шкала прогрессивных матриц (тест Дж. Равена)

Методика предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Предложена Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году.

Методика исходит из теории Спирмена и его понимания значения фактора «g» интеллекта, который проявляется в способности понимать отношения между абстрактными фигурами.

Методика представляет собой набор из 60 графических композиций (матриц) с пропущенным элементом. Задания сгруппированы в 5 серий, каждая по 12 одноименных по возрастающей трудности матриц.

В первых сериях требуется лишь точность различения, а в последних, более трудных, предполагается использование аналогий, перестановок, изменений образца и других логических связей.

Задача обследуемого выбрать недостающий элемент из 6—8 предлагаемых вариантов. Методика может применяться индивидуально и в группе. Время выполнения методики — 30 мин.

Трудность заданий возрастает от начала к концу серии, а также от первой серии (А) к пятой (Д).

Методика выполняется следующим образом: перед началом обследования каждому обследуемому раздается стимульный материал и регистрационный бланк.

3. Гудинаф тест «Нарисуй человека».

Методика — Ф.Гудинаф (1926 г.) — для исследования уровня интеллектуального развития детей и подростков в возрасте от 3 до 13 (в модификациях -до 15) лет.

Исследуемого просят как можно лучше нарисовать на листе бумаги мужчину. Время исследования не ограничивается.

Целесообразно наблюдать за поведением испытуемого во время рисования и особенностями самого процесса рисования.

Оценка уровня интеллектуального развития проводится по разработанной Ф.Гудинаф шкале, содержащей критерии выполнения 51 элемента рисунка.

Имеются возрастные нормы, сопоставленные с умственным возрастом. Надежность методики высокая, но чем старше ребенок, тем менее надежным указателем его умственного развития является рисунок.

Читайте также:  Самые нестандартные способы заработка

4. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

Авторы – К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова, В.Г.Зархин.

Школьный тест умственного развития (ШТУР)* предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.

Сфера применения: профконсультация, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащегося.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов):

1. «осведомленность» (2 субтеста),

5. «числовые ряды».

Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

Апробация теста проводилась на выборке учащихся 6-8 классов московских школ (411 человек).

Эквивалентность форм А и Б по отдельным субтестам и общему баллу оценивалась по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена. Для отдельных субтестов они были в пределах от 0,64 до 0,74, для общего балла г = 0,83.

Надежность теста определялась повторным тестированием через 3 месяца. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,60 до 0,88. Для общего балла Г = 0,93 и Г= 0,90.

Определялся еще один вид надежности — гомогенность, т.е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий. Они представлены в таблице 1.

Валидность теста определялась путем сопоставления успешного его выполнения со школьной успеваемостью. Коэффициенты ранговых корреляций для отдельных форм были: RА = 0,57, Rв= 0,54.

Еще один способ определения валидности — с помощью сопоставления успешности выполнения ШТУР и теста интеллекта Р.Ахмтауэра. Коэффициент корреляции оказался равным 0,75.

Все полученные данные позволяют считать, что разработанный Школьный Тест Умственного Развития имеет хорошие показатели надежности и валидности.

5. Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).

I. Логический отбор (LS) — исследование индуктивного мышления, чутья языка. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов. Количество заданий — 20. Время выполнения — 6 мин.

II. Определение общих черт (GE) — исследование способности к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями. В каждом задании испытуемому предлагают пять слов, из которых четыре объединены смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и следует выделить в ответе. Количество заданий — 20, время их выполнения — 6 мин.

III. Аналогии (AN) — анализ комбинаторных способностей. В каждом задании испытуемому предлагаются три слова, между первым и вторым существует определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к заданию вариантов ответа необходимо выбрать такое слово, которое было бы связано с третьим таким же образом, как и первые два. Количество заданий -— 20, время выполнения — 7 мин.

IV. Классификация (KL) — оценка способности выносить суждение. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием. Количество заданий — 16, время выполнения — 8 мин. Оценка варьирует от 0 до 2 баллов в зависимости от уровня обобщения.

V. Задания на счет (RA) — оценка уровня развития практического математического мышления. Субтест состоит из 20 арифметических задач. Время решения — 10 мин.

VI. Ряды чисел (ZR) — анализ индуктивного мышления, способности оперировать числами. В 20 заданиях необходимо установить закономерность числового ряда и продолжить его. Время выполнения — 10 мин.

VII. Выбор фигур (FS) — исследование пространственного воображения, комбинаторных способностей. Испытуемому предъявляют карточки, где изображены разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенной на ч Количество заданий — 20. Время bi нения — 7 мин.

Читайте также:  Кеторол способ применения инструкция

VIII. Задание с кубиками (W) исследуются показатели, близкие по характеру измеряемым VII-м субтестом. В каждом из 20 заданий предъявляется куб в определенном, измененном по отношению к ряду кубов, обозначенных буквами, положении. Необходимо идентифицировать данный куб с одним из обозначенных буквами. Время решения — 9 мин.

IX. Задания на способность доточить внимание и сохранить в памяти усвоенное (ME). Испытуемый должен запомнить ряд слов и найти их среди других, предлагаемых в задании. Слова для запоминания объединены в таблице по определенным категориям, напр. цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус, гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Всего предлагается запомнить 25 слов (время заучивания таблицы — 3 мин.). Кроме того, испытуемых предупреждают о том, что в ряду из пяти слов, где нужно найти заученное, это слово должно занимать то же порядковое место, что и в таблице. Напр., ряд, где требуется найти заученное слово: а) зебра, б) гладиолус, в) гравюра, г) ласточка, д) нож. Правильным решением будет выбор слова «зебра». Время выполнения 20 заданий — 6 мин.

Всего в IST обследуемому предлагается 176 заданий. Общее время обследования (без подготовительных процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. При подсчете «сырых» оценок (кроме IV субтеста) каждое правильное решение оценивается в 1 балл. Оценки первичные по каждому субтесту переводятся в оценки школьные, таким образом структуру интеллекта можно охарактеризовать по профилю успешности выполнения отдельных групп заданий. Сумма первичных баллов по всем субтестам переводится в общую оценку уровня интеллекта.

IST имеет три параллельные формы теста (А, В, С), модификация IST 70 — четыре формы.

IST разрабатывался в первую очередь как тест диагностики уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики, рекомендаций по выбору профессии, анализа профессиональной пригодности.

При создании теста Р. Амтхауэр исходил из концепции, рассматривающей интеллект как специализированную подструктуру в целостной структуре личности. Этот конструкт понимается им как структурированная целостность психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В интеллекте обнаруживается наличие определенных «центров тяжести» — речевого, счетно-математического интеллекта, пространственных представлений, функций памяти и др.

Коэффициент ретестовой надежности IST (интервал повторного исследования — 1 год) — 0,83-0,91. Коэффициенты надежности параллельных форм — 0,95, надежности частей теста (метод расщепления) — 0,97.

Критериальная валидность по корреляции с успеваемостью — 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития — 0,62 (выборка валидизации — 350 испытуемых). Тест имеет высокие показатели текущей валидности и прогностической валидности, определенной по методу контрастных групп.

6. Тесты интеллекта Г. Дж. Айзенка (Узнай свой собственный коэффициент интеллекта.М.: «АЙ КЬЮ». 1993.)

Содержит 8 самостоятельных тестов различных сторон интеллекта.

Чикагские тесты основных умственных способностей — первый опыт создания комплексных батарей способностей.

Комплексная батарея Тестов различных способностей DAT издана в 1947 г. для нужд средней школы, нашла применение в выявлении профессиональной ориентации учащихся. Включает измерение качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе.

  • Словесное мышление.
  • Числовые способности.
  • Абстрактное мышление.
  • Скорость и точность восприятия информации.
  • Техническое мышление.
  • Пространственные отношения.
  • Использование языка.

Эта батарея хорошо оценивает возможности индивидов в учебной деятельности общего характера.

Батарея тестов общих способностейGATB — использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации, размещения кадров по рабочим постам.

Таким образом, GATB в большей степени ориентирована на применение в промышленности, a DAT — в учебных заведениях.

Обе батареи представляются достаточно пригодными для использования в практике психологической службы.

Батарея тестов общих способностей измеряет 9 способностей:

  • Общие умственные способности;
  • Вербальные способности;
  • Счетные способности;
  • Пространственное восприятие;
  • Восприятие формы;
  • Скорость восприятия;
  • Ручная ловкость;
  • Пальцевая моторика.

Источник

Оцените статью
Разные способы