- Интеллект как способ адаптации
- ИНТЕЛЛЕКТ КАК СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
- Что такое адаптивный интеллект и как его развивать
- Любовь Карась
- Навык адаптироваться позволяет человеку выжить в новых условиях, а адаптивное мышление помогает не только приспособиться, но и запускать процессы и менять привычную среду. Т&Р рассказывают, чем адаптивный интеллект отличается от эмоционального и ментального и как его развивать в повседневной жизни.
- Чем адаптивный интеллект отличается от других видов интеллекта?
- Как развивать адаптивный интеллект
- Выполняйте абсолютно новые задачи
- Всегда выбирайте неизвестное
- Реже используйте навигатор
- Продумывайте разные варианты развития событий и то, как вы будете действовать
- Вводите новые привычки
- Общайтесь с людьми не только из своей профессиональной сферы деятельности
- Решайте привычные задачи по-новому
Интеллект как способ адаптации
- Главная
- Список секций
- Биология
- ИНТЕЛЛЕКТ КАК СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
ИНТЕЛЛЕКТ КАК СПОСОБНОСТЬ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете, это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим — хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Не случайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.
Многие мои друзья и знакомые отождествляют понятие интеллект с мыслительными операциями, со стилем и стратегиями решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными особенностями ориентирования в ситуации, когнитивным стилем, с биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни. Часть психологов, объединяя в проявлениях интеллекта в поведении такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам и т.п., называют их общей способностью к переработке информации. Меня заинтересовала связь между уровнем интеллекта у человека и его способностью адаптироваться в окружающей его социальной среде, поэтому тему своей работы я определил следующей формулировкой «Интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде» и целью это работы является доказать, что интеллект связан со способностью социальной адаптации в окружающей среде.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологическую и научно-популярную литературу, содержащую сведения об интеллекте;
Провести тестирование своих ровесников на уровень интеллекта и адаптивную способность к окружающей среде.
Установить наличие или отсутствие связи между способностью адаптироваться в условиях окружающей среды и уровнем интеллекта.
Из выше сказанного гипотеза моего исследования следующая: чем выше способность человека адаптироваться к окружающей среде, тем выше уровень его интеллекта и наоборот.
Цель, задачи, гипотеза позволили определить:
Объект исследования: уровень интеллекта и социальной адаптации.
Предмет исследования: взаимосвязь между адаптивной способностью и интеллектом.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, сравнение), общенаучные (анализ, синтез, обобщение), социологические (опрос и компьютерное тестирование).
Актуальность исследования, на мой взгляд, заключается в необходимости для современного человека знаний о возможностях собственного интеллекта, а жесткая рыночная экономика заставляет нас совершенствовать собственные возможности адаптации. Следовательно, мы должны прежде всего уметь их определять и изучать.
В ходе исследования были изучены следующие литературные источники: «Об интеллекте» (Хокинс Дж., Блейксли С.), где был найден материал о истории открытия и изучения интеллекта, о великих учёных — психологах. В книге Валерия Прайда «Интеллект, как фактор эволюционного развития» нашли материал об эволюции и развитии интеллекта. Книга «Психологическое тестирование» (Анастази А.) помогла нам разобраться в измерении интеллекта. В работе Кряжева И.К. «Социально-психологические факторы адаптированности личности» мы нашли тесты на социальную адаптацию: Диагностика социально – психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), так же много полезной информации нам дала книга Кузнецова П.С. «Адаптация как функция развития личности». Перед проведением исследования я изучил программу компьютерного тестирования в кабинете психолога школы.
2.Интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде
2.1 Природа интеллекта
Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – в общем смысле способность мыслить; в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному; в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле и т.д. Словом «интеллект обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако говорить так — значит не понимать самой природы науки. Структура интеллекта сложная. Одни ученые считают, что ее можно оценивать по трем показателям: как систему операций с данными, как сумму конкретных данных (по содержанию) и по результатам интеллектуальной деятельности (Дж. Гилфорд).
Для наиболее общих характеристик используют понятие конкретного, практического, абстрактного, потенциального и приобретенного интеллекта. М. А. Холодная, опираясь на структурно-интегративный подход, пришла к выводу, что интеллект — это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку. В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин. В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологичных » тестов, которые он назвал «ментальными «. В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция человеческого разума, продержавшаяся в течение многих лет. В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую «сверходаренные». И наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов. Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни». Эту точку зрения разделял и Векслер ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами «, т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром «. Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается, как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформулировали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение кривых распределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного воспитания.
Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.
2.2 Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе — время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящийся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики. На сегодняшний день это направление располагает значительными экспериментальными данными. Однако в ряде экспериментов связей между интеллектом и временем реакции вообще не было обнаружено.
В работах И. Ханта проверялось предположение о том, что уровень вербального интеллекта определяется скоростью извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Хант фиксировал время опознания простых вербальных стимулов, например, скорости отнесения букв «А» и «а» к одному классу, поскольку это одна и та же буква, а букв «А» и «Б» — к разным классам. Корреляции времени опознания с вербальным интеллектом, диагностированным психометрическими методами оказалась следующей, чем меньше время опознания, тем выше интеллект.
Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказываются очень слабыми. Иначе говоря, скоростные параметры никак не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только небольшая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации.
2.3 Исследование «Интеллект — адаптация»
Мы провели исследования уровня социально-психологической адаптации и тест IQ (на уровень развития интеллекта) у 25 человек моих одноклассников. Нам помогал педагог – психолог школы Леонтьева Наталья Вячеславовна: она проконсультировала нас по вопросам работы, помогла нам с поиском теста IQ и в организации и расшифровки полученных данных. Тест на IQ проводился в кабинете психолога, 25 человек прошли полноценный тест в специальной компьютерной программе Effecton Studio, где собраны различные тесты по психологии. После прохождения теста, на экран монитора выводилась весь результат с разъяснением. Мы обработали все результаты и составили две таблицы результатов:
Источник
Что такое адаптивный интеллект и как его развивать
Любовь Карась
Навык адаптироваться позволяет человеку выжить в новых условиях, а адаптивное мышление помогает не только приспособиться, но и запускать процессы и менять привычную среду. Т&Р рассказывают, чем адаптивный интеллект отличается от эмоционального и ментального и как его развивать в повседневной жизни.
Чем адаптивный интеллект отличается от других видов интеллекта?
«Мы принимаем лучшие решения, когда задействуем наше сердце, творчество и анализ и, наконец, наше мужество и мотивацию. Я называю это „путь адаптивного интеллекта“ (AIP)», — объясняет концепцию адаптивного интеллекта генеральный директор и основатель американской компании Adaptive Intelligence Consulting Гари Култон. Он является одним из евангелистов идеи адаптивного интеллекта. Коротко эксперт определяет AIP как «искусство и науку мышления» , указывая на то, что это понятие объединяет сразу несколько типов мышления. Гари Култон уверен в том, что человек совмещает в себе эмоциональный интеллект (EQ), ментальный (IQ) и позитивный (PQ) .
Ментальный интеллект отвечает за рациональное мышление, эмоциональный интеллект позволяет распознавать свои эмоции и управлять ими, позитивный интеллект отвечает за положительный настрой и уверенность в собственный силах. Адаптивный интеллект совмещает в себе черты первых трех понятий, используя эти навыки для быстрой и комфортной адаптации к новым условиям.
Адаптивный интеллект позволяет вам мгновенно принять верное решение благодаря совмещению навыков, которые мы развиваем благодаря эмоциональному, ментальному и позитивному интеллекту.
«Our Purpose (EQ) is the foundation of Strategy (IQ) which drives Execution (PQ)»
Адаптивный интеллект позволяет не просто быстро адаптироваться и действовать в непредвиденных обстоятельствах, но и самим создавать изменения и запускать процессы, которые приведут к положительным переменам . Эта способность в первую очередь необходима руководителям. Им постоянно необходимо реагировать на внешние обстоятельства, корректировать планы, развивать новые стратегии. В непредвиденных ситуациях именно руководитель передает настроение и направляет команду.
Генеральный директор и основатель американской компании Adaptive Intelligence Consulting Гари Култон
«Когда мы определяем внутренние и внешние барьеры, мы можем выстраивать собственную траекторию развития. Спросите себя: „На какой из этих барьеров я могу реально повлиять и как это сделать?“ Использование AIP помогает нам не только различать эти преграды, но и разрабатывать план действий, позволяющий преодолеть их. Чем больше таких барьеров люди, команды и организации преодолевают, тем выше вероятность достижения смелых целей».
Адаптивный интеллект — это система, совмещающая в себе несколько типов мышления. Благодаря АИ человек положительно реагирует на изменения, сохраняет ценности, гибко мыслит и коммуницирует. Оказываясь в новых условиях, человек отрывается от прежнего опыта, старые схемы уже не работают . Ему необходимо моментально строить новые. Это возможно, только будучи эмоционально устойчивым.
Венчурный инвестор Натали Фратто считает адаптивность ключевым навыком современного человека. По ее мнению, тяга к прошлому, консервативность и приверженность прошлым схемам не позволяют нам развиваться. Для того чтобы определить, развит ли у человека адаптивный интеллект, по словам Фратто, необходимо задать ему вопрос «А что, если?» . «Что если ваш главный источник дохода исчезнет за одну ночь?», — спрашивает спикер. По ее мнению, этот вопрос провоцирует человека создать сразу несколько образов будущего, а также заставляет задуматься о действиях, которые он предпримет. «Вместо того, чтобы проверять, как вы принимаете информацию, адаптивный интеллект показывает, как вы манипулируете этой информацией для достижения цели», — утверждает Фратто. Она уверена, что адаптивность не уникальное свойство нескольких людей, которое дается при рождении, его можно развивать постоянно .
«Между исследованием и эксплуатацией существует своего рода естественная напряженность. И на самом деле многие из вас склонны к переоценке эксплуатации. В 2000 году один мужчина на интервью предложил Джону Антиоко (бывшему генеральному директору Blockbuster Video) начать онлайн-бизнес в кинематографе. Однако Джон посмеялся и ответил: „У меня тысячи покупателей и сотни магазинов, я должен фокусироваться на деньгах“. Молодым человеком на собеседовании оказался Рид Хастингс, директор Netflix. Джон был сфокусирован на использовании готовой успешной бизнес-модели и не смог увидеть, что ждет его за углом».
Как развивать адаптивный интеллект
Выполняйте абсолютно новые задачи
Решайте вопросы, которые совершенно не связано с вашей областью. Например, если вы работаете в гуманитарной сфере, начните с выполнения задач по физике или геометрии. Вам необходимо самостоятельно создать для себя новые незнакомые условия, в которых прежние навыки и знания уже не работают. В таком случае образуются новые паттерны, позволяющие вам гибко мыслить .
Всегда выбирайте неизвестное
Это может проявляться в бытовых ситуациях — например, изменение каких-то утренних привычек (начать день не с просмотра новостей, а с чтения книги). Также этот принцип можно соблюдать на работе: если перед вами стоит выбор, взяться за новый проект или продолжить развивать старый, выбирайте первое . Таким образом вы развиваетесь в том числе и как специалист.
Реже используйте навигатор
Современный человек привык к тому, что готовые решения уже есть в его телефоне (как и куда пройти, что сделать и так далее). Если вам необходимо найти новый адрес, вы можете предварительно посмотреть дорогу, однако в процессе самого поиска старайтесь не пользоваться навигатором и ориентируйтесь в пространстве самостоятельно .
Продумывайте разные варианты развития событий и то, как вы будете действовать
Продумать все наперед невозможно, однако таким способом вы приучаете себя мыслить иначе. Можно доводить ситуации до абсурда или представлять самые худшие сценарии: например, за ночь вашего главного источника дохода не станет или же вы лишитесь дома. Позволять себе думать о негативных вещах — один из принципов стоической философии, это готовит нас к непредвиденным ситуациям, мы составляем план действий и понимаем, что даже в самых, казалось бы, плохих обстоятельствах мы способны найти решение .
Вводите новые привычки
Не обязательно вводить несколько привычек сразу. Решите, какую из сфер своей жизни вы бы хотели улучшить, и определите, какое действие позволит это сделать: например, небольшие физические упражнения утром, запоминание пяти новых иностранных слов ежедневно, разделение отходов. Существует условное правило, согласно которому новая привычка вырабатывается в течение 21 дня. На самом деле у каждого из нас это происходит быстрее или же дольше. Главное — фиксировать свои микрорезультаты и анализировать, в каких случаях вы отклоняетесь от графика . Если же вы долгое время не можете справиться с поставленной задачей, а само действие вызывает у вас отторжение, возможно, это не ваша привычка.
Общайтесь с людьми не только из своей профессиональной сферы деятельности
Писатель Генри Клауд в своей книге «Сила других. Окружение определяет нас» подробно объясняет, как даже малознакомые люди могут влиять на наши взгляды. Пока вы находитесь в своей профессиональной среде, у вас происходит обмен навыками и знаниями, которые не выходят за определенные рамки . Начиная общаться с людьми из новой сферы, вы неосознанно перенимаете новые привычки, принимаете совершенно другие точки зрения.
Решайте привычные задачи по-новому
Дивергентное мышление позволяет нам действовать в привычных обстоятельствах по-другому. Начинайте с маленьких действий : это может быть новый способ приготовления завтрака из тех же продуктов, планирование рабочего дня или же построение нового маршрута до дома.
Источник