Интегрированный урок как способ формирования метапредметных компетенций

Интегрированные уроки как способ формирования метапредметных компетенций

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Учитель русского языка и литературы Синельникова С.Д.

Результаты освоения основных образовательных программ

Развитие компетентности к обновлению компетенций

В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.

  • В новой версии ФГОС впервые сказано о необходимости и о требованиях к метапредметному образовательному результату обучения в средней школе.
  • Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.

«Мета» — «за», «через», «над», выход за рамки собственно предмета; Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Метапредметные образовательные технологии решают проблему разобщенности научных дисциплин и учебных предметов.

Передача учащимся не просто знаний, а способов работы со знаниями.

Работа с понятием

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Б.Паскаль

в преподавании дисциплин

с предметными формами мышления

Видение устройства предмета

Традиционное предметное образование

  • Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко).

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний

  • ЦЕЛИ:
  • Познавательные. Научить искать связи между фактами, событиями, явлениями, делать выводы. Развивающие. Научить анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать
  • Воспитательные. Научить ребят извлекать нравственные уроки из осмысления произведений и событий литераторами, историками, искусствоведами.

Основы православной культурые

С.А.Леонов отмечает: «Интеграция на уроке представляет собой рассмотрение предмета изучения в единстве и целостности, при сопоставлении точек зрения, выраженных представителями разных наук или средствами различных видов искусств».

Что такое тайга?

Что помогло Васютке выжить в тайге?

Что помогло Васютке выжить в тайге?

  • Знание народных при- мет, правил поведения в тайге.
  • Умение разводить костёр.
  • Смекалка
  • Умение сосредоточиться.
  • Желание вернуться домой

Памятка для человека, заблудившегося в лесу: «Как выжить, оказавшись в лесу одному?» Если ты заблудился:

  • Не паникуй, успокойся
  • Прекрати бесполезное движение
  • Осмотри место, где находишься
  • Собери хворост, дрова для костра (на ночь)
  • Разожги костёр, приготовь пищу
  • Подготовь из веток, травы место для ночлега
  • Спокойно ожидай спасателей, родственников

Одной из форм проведения интегрированного урока литературы является сочетание её с элементами метапредметной технологии Сатира на советскую действительность в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».

Что такое разруха?

Как вы понимаете

В каких ситуациях

«Разговор за столом

с доктором Борменталем».

Работа с учебником

истории по теме

20-х годов 20 века».

Как понимали это

слово в 20-ые годы?

Эссе « Как победить разруху в головах»?

Учащиеся приобретают опыт работы с понятием и использовании его на разном материале: историческом, художественном, философском.

Стратегии перехода 1, 2, 3

в творчестве А.С. Пушкина.

«Слова о законе и благодати»

Выступление на окружной конференции Участие в интерактивной межшкольной игре «Изучаем русский язык» Конкурс рукотворных работ «Любимое русское слово» Награждение победителей Наши награды

Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных

компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное

развитие и углубление межпредметных связей.

Новые требования к профессиональной успешности

Необходимо знать особенности устройства своего предмета, методы его конфигурирования с другими предметами и зоны его прорывного развития.

Источник

Обобщение опыта на муниципальном конкурсе «Учитель года — 2015» по теме «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы»
опыты и эксперименты на тему

Представление и описание опыта, презентация.

Скачать:

Вложение Размер
nesterenko_l.d._opisanie_opyta_raboty.doc 98 КБ
prezentatsiya_nesterenko_l.d._7.ppt 2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»

Тарского муниципального района Омской области

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

«Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы»

учитель русского языка

БОУ «Тарская гимназия №1 »

Нестеренко Людмила Дмитриевна

Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В Федеральных государственных стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения [9].

В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые компетенции : личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Метапредметы – это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов [12 ].

Стандарты нового поколения опираются на культурологический и метапредметный подход в изучении литературы. Следовательно, будущее школы связано с синтезом разных учебных предметов и прежде всего гуманитарного цикла в парадигме культуры.

Актуальность нашего опыта заключается в нескольких позициях:

  • Во-первых, в ходе общения с детьми на уроках и во внеурочное время мы отметили, что обучающиеся средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять «частные» знания, умения на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации.
  • Во-вторых, изучив программы и учебники литературы авторов В.Ф. Чертова и В.Я. Коровиной, мы отметили, что большинство из них редко предлагают задания на сопоставление литературного произведения с другими видами искусства.

Отмеченные недостатки педагогической теории и практики порождают противоречия, которые определяют основные направления нашего опыта: между возросшей потребностью общества в активных, творческих личностях, ориентирующихся в сложных социальных процессах, готовых к самореализации в обществе, и отсутствием действенной связи школьного гуманитарного образования с практикой социокультурной ориентации; между необходимостью культурологической интеграции разнопредметных гуманитарных знаний, преодолевающей разрыв между гуманитарным образованием школьников и социокультурной практикой, и неопределенностью научно-педагогических основ такой интеграции.

Следовательно, мы пришли к выводу, что необходимы различные способы интеграции, которые позволят подобрать и систематизировать дидактический материал, что обогатит возможности учебного предмета «Литература», сделает этот процесс целенаправленным и поможет успешно решить проблему развития активной познавательной деятельности обучающихся.

В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские [9].

Цель опыта: формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы на основе применения разных способов интеграции.

Управленческие и личностные задачи, методы исследования.

Теоретическим обоснованием нашего опыта являются труды ведущих педагогов, психологов, учёных: И.Я. Лернера, А.Б. Есина, О.Н.Зайцевой, Б.М. Ладыгина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, В.С.Библера, Л. М.Предтеченской, Б.М.Неменского, Л.П.Щербины, В.Н.Максимовой, В.П.Зинченко, И.Коложвари., А.В. Хуторского, в работах которых интеграция рассматривается как единство, объединение в целое разрозненных частей, элементов или восстановление утраченного единства, выделяются основные отличительные характеристики любой интеграционной модели – системность, комплексность, целостность, синтез и гармония.

Интеграция – это процесс и результат не столько достижения целостности лишь содержания образования, сколько взаимодействия между различными образовательными программами (их ценностными ориентирами, основными идеями содержания, адекватными формами, методами и средствами образования [4].

Урок литературы содержит в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Учитывая интегративный характер дисциплины, используем в своем опыте как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность учеников.

В основе работы с обучающимися лежит развивающая технология личностно-ориентированного обучения, опирающаяся на компетентностно-деятельностный подход. Метапредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Основой уроков является система заданий, развивающих эмоциональную, эстетическую, социальную культуру обучающихся, и выбор способов интеграции, помогающих синтезировать.

Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, формируя культурный кругозор и содействуя глубокому пониманию литературного произведения. Виртуальные экскурсии передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Учитывая специфику нашего предмета, используем следующие способы интеграции и метапредметности на уроках: интегрированные уроки, бинарные уроки, привлечение ИКТ, посещение театра, деловая или ролевая игра, кейс-метод и другие. На уроке их можно сочетать или ограничиться одним, в зависимости от поставленных целей и задач. Важнейшим условием применения способов интеграции для развития эстетической и интеллектуальной компетенции мы считаем необходимость ее использования на разных этапах урока .(таблица)

Например, при изучении темы «Особенности русского романтизма», характеризуем литературное направление, знакомим обучающихся с основоположниками литературного течения, системой жанров, особенностями конфликта, системой образов, своеобразием пейзажа. Так формируются знания. Но литература не терпит сухого изложения материала, она оперирует образами. Предлагаем ученикам прослушать Двенадцатый («Революционный») этюд Ф. Шопена и рассмотреть картину Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», такой вид деятельности создаёт определённый эмоциональный настрой в классе. Затем предлагаем вспомнить изученные ранее литературные произведения, близкие по настроению данным (Лермонтов М. Ю. «Парус»). Ученики находят общие мотивы, чувствуют настроение, они готовы знакомиться с темой.

Ещё одним часто использующимся способом интеграции является применение ИКТ. Технические средства помогают организовать просмотр на уроке видеофрагмента, создать вернисаж, использовать в работе презентации, прослушать музыкальное произведение, совершить виртуальные экскурсии, услышать аудиочтение в исполнении автора или актёра.

Просмотр видеофрагмента или прослушивание музыкального произведения не используются сами по себе. Перед данным этапом работы даётся проблемное задание на сопоставление фрагментов с прочитанным произведением. Для решения поставленной задачи необходимо знать текст, понимать позицию автора, высказать и доказать свою точку зрения, понять образный ряд разных по восприятию произведений. ИКТ позволяют интегрировать в урок и богатый иллюстративный материал.

Например, анализируя эпизод из повести А. С. Пушкина «Метель», используем фрагмент кинофильма и слушаем музыкальную пьесу Г.Свиридова «Тройка», вальс «Метель». Обучающиеся высказывают свои впечатления и выясняют различие и сходство в трактовке эпизода. Эта работа помогает развивать умение сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства, посвященные одной теме. Так выявляется связь искусств, развивается понимание того, что разные его виды искусств дополняют, конкретизируют отдельные образы и создают единое пространство художественного мира.

Форму урока – модели с применением элементов интегрирования используем при изучении в 8 классе произведения А. С.Пушкина «Капитанская дочка». В качестве идеи выбираем цитату: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Чтобы рассмотреть понятие «бунт», обращаемся к предмету обществознания, учащиеся работают с термином, составляют словарную статью слова «бунт», творческую карточку-задание к данному понятию. Используя для создания концепции урока обществоведческий, исторический и литературный материал, ученики приобретают опыт написания эссе на обществоведческую тему, что необходимо как для урока литературы, так и для обществознания и обязательно пригодится при сдаче экзамена по обществознанию и литературе в новой форме (часть С). Ученики пишут творческую работу «Чем опасен русский бунт». При этом формируются ценностно-смысловая, коммуникативная, учебно-познавательная компетенции.

Н а вводных и заключительных уроках по теме интегрируем материал с помощью виртуальных экскурсий по памятным местам, связанным с жизнью поэта или писателя: «Кавказ в жизни М.Ю. Лермонтова», «Жизненный путь А.С.Пушкина» и другие. К таким урокам обучающиеся получают творческое задание. На уроке проходит защита проектов, выполненных в форме презентаций, портретной галереи, литературной газеты анализируемой эпохи. Так обучающиеся из созерцателей становятся исследователями.

Практикуем уроки-исследования, которые строятся на задачах открытого типа, мотивирующих к анализу условий, установлению причинно-следственных связей, к поиску путей решения.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы развивающей среды для формирования метапредметных компетенций.

Появление в нашем городе театра дало возможность увидеть театральные постановки по изучаемым произведениям. Интересным стало сопоставление режиссёрской трактовки спектакля «Недоросль» Д. Фонвизина с авторским замыслом. Так формируется зрительская культура, а, следовательно, развиваются общекультурные и метапредметные компетенции. Важную роль на уроках литературы играет живопись. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать.

Активно используем на уроках литературы кейс-метод. Процесс обучения с использованием кейс–метода также позволяет формировать метапредметные компетенции учащихся, осуществлять вариативность и личностный подход в обучении, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает самостоятельность и мыслительные творческие способности, эмоционально-волевые качества и формирует познавательную мотивацию.

Стараемся интегрировать все предметы: историю и литературу, обществознание, ИЗО, МХК, географию.

Учитывая вышесказанное, в рекомендациях опыта творческой деятельности приведём примерный перечень для возможного использования произведений разных видов искусств на уроках литературы.

При изучении тем, связанных с историко-культурной характеристикой эпохи проводятся бинарные уроки («История и культура I половины XIX века», «Образ Пугачёва в творчестве Пушкина А. С. и исторических документах» и другие). Такие уроки проводим совместно с преподавателем обществознания и истории, МХК. Для успешного сотрудничества между учителями была частично разработана схема синхронного преподавания предметов, помогающая опираться на базовые знания учеников и избежать дублирования материала. Такое сближение предметов способствует успешной интеграции для углубления знаний, а не повторения материала.

Интегрированный подход в обучении помогает построить и внеклассную работу. Три года руковожу в гимназии литературно-художественной студией. Совместно с учениками мы принимаем участие в телекоммуникационных проектах, литературных гостиных, фестивалях, литературных арт-шоу. Результатом стали следующие достижения: 1 место в фестивале «Красота спасет мир» в номинации «Театр», диплом лауреата первого районного фестиваля «Пасхальная весна» в номинации «Театр», диплом лауреата федерального телекоммуникационного проекта «Чудная вереница сказок Чуковского», диплом победителя районного детского арт-шоу литературных миниатюр «Книжный театр», грамота за участие в конкурсе «Преподобный Сергий Радонежский: образ, житие, наследие» в номинации «Театральная постановка» и др.

Решение поставленных задач в процессе работы над темой педагогического опыта «Интеграция как способ формирования метапредметных компетенций обучающихся на уроках литературы» позволили нам сделать следующие выводы и заключения:

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

  • Интегрированные уроки литературы способствуют возникновению у обучающихся познавательной потребности в приобретении знаний, развитию логического мышления;
  • Материал интегрированных уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
  • Приобретаемые обучающимися метапредметные умения (аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, исследовательские) пригодятся им при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
  • Осуществленный мониторинг эффективности использования на уроках литературы интеграции как способа формирования метапредметных компетенций обучающихся в 8а классе в течение последних трёх лет (2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебные годы) позволяет нам говорить об эффективности и продуктивности реализуемого опыта.

Для оценивания результативности опыта работы по использованию интеграции на уроках литературы, совместно со школьным педагогом-психологом ежегодно составляется мониторинг уровня учебных возможностей учащихся по предмету на основе следующих показателей: эрудированность учеников, системность и полнота знаний, широта мышления, оригинальность и гибкость мышления

Источник

Читайте также:  Квику способы оплаты банк
Оцените статью
Разные способы